Контрольная работа По дисциплине: «Возрастная психология»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 12:25, реферат

Краткое описание

Экспектации – (от англ. expectation – ожидание) система ожиданий, требований, относительно норм исполнения индивидом внутригрупповых ролей. Экспектации представляют собой разновидность социальных санкций, упорядочивающих систему отношений и взаимодействий в группе. В отличии от официальных предписаний, должностных инструкций и других регуляторов поведения в группе экспектации носят неформализованный и не всегда осознаваемый характер. Две основные стороны экспектации- право ожид

Оглавление

Дать определение понятий
Экспектация ……………………………………………..…….. 3 стр.
Эгоцентрическая эмпатия ……………………………………. 4 стр.
Физиологические потребности …...……………………….…. 5 стр.
Стадия конкретных операций …………..……………………. 6 стр.
Атрибуция …………………………. …………....................... ..7 стр.
Реферативная работа: «Кризис как переход от одного этапа развития на другой»……………… ……………………………………. 8 стр.
Дать ответ на ситуативную задачу……………………

Файлы: 1 файл

контрольная по возр. псих..doc

— 150.50 Кб (Скачать)

    Каждый  возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих совокупности структуры личности человека на данном этапе его развития.

    Переход от одного этапа развития на другие происходит в условиях возникновения ситуации. Кризис - это необходимый и закономерный этап в развитии, когда накапливаются изменения в поведении и происходит переход на качественно новый этап.

           

    Понятие кризиса развития

    Под кризисами имеются в виду переходные периоды от одного этапа развития к другому. Кризисы возникают на стыке двух возрастов и знаменуют собой завершение одного этапа развития и начало другого. Такие периоды характеризуются отмиранием старого, когда человек теряет немалое из приобретенного прежде. Основной смысл переходного периода состоит в позитивных изменениях личности, которые дополняются отмиранием старого лишь настолько, насколько этого требует развитие новых свойств и черт.

    Кризис  обозначает потерю какой-то существовавшей жизненной формы, к которой человек привык, и появляется возможность вхождения в новую жизненную форму, еще не известную для человека. Успешное преодоление кризисов, превращаясь в систему, постепенно приводит к формированию определенных личностных качеств, возникновению особой жизненной идеологии человека, созданию своего рода сценария победителя. Аккумулируя удачный опыт выхода из кризисов, человек обучается жить, побеждая себя и побеждая обстоятельства. Если человек овладевает ситуацией, то он освобождается от проблемы, вызвавшей кризис, и проживание этой проблемы делает его личностно более зрелым, психологически адекватным и интегрированным

    Кризис  развития - следующий основной элемент  механизма развития ребёнка. Выгодский Л.С. Под кризисом развития соображал сосредоточение резких и капитальных сдвигов смещений и конфигураций в личности ребёнка. Кризис- это переломный пункт в обычном течении психического развития. Он возникает тогда, «когда внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл будет непременно переломным… ». Кризис-это цепь внутренних конфигураций ребёнка при относительно незначительных внешних конфигурациях. Сущностью каждого кризиса является перестройкой внутреннего переживания, определяющего отношение ребёнка к среде, изменение потребностей и побуждений, движущих его поведением.

    Предпосылкой  возникновения кризиса являются неудовлетворение новейших потребностей ребёнка. Противоречия, составляющие суть кризиса, могут протекать в острой форме, порождая сильнейшие эмоциональные переживания, нарушения в поведении детей, в их взаимоотношениях со взрослыми.

    Кризис  развития значит начало перехода от одного этапа психического развития к другому. Он возникает на стыке двух возрастов  и знаменует собой завершение предшествующего возрастного периода  и начало следующего. Источником возникновения  кризиса выступает противоречие меж возрастающими физическими и психическими возможностями ребёнка и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с окружающими людьми и видами (методами) деятельности. Каждый из нас встречался с проявлениями таковых кризисов.

    Первым  в научной литературе был описан кризис полового созревания. Позже  был открыт кризис трех лет. Затем  был исследован кризис семи лет. Наряду с ними выделяют также кризис новорожденности  и кризис одного года. Таковым образом, ребёнок от момента рождения и до периода юношества переживает пять кризисных периодов.

    Протекания кризиса в значимой мере зависит от конкретных жизненных ситуаций. Если родители, воспитатели, учителя и остальные важные для ребёнка люди своевременно учитывают происходящие в нем конфигурации и в согласовании с ними выстраивают свое отношение, то протекание кризиса смягчается. Как отмечал А.Н. Леонтьев, «в реальности кризиса отнюдь не являются неизбежными спутниками психического развития. Неизбежны не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии. Напротив, кризис - это свидетельство не совершившегося своевременно перелома, сдвига. Кризисов совсем может не быть, если психическое развитие ребёнка складывается не стихийно, а является уместно управляемым действием воспитания ».

    Наличие кризисных периодов в развитии предполагает существование стабильных периодов. Если для них типично прогрессивное развитие ребёнка, то развитие самого кризиса носит нехороший, разрушительный характер. Происходит затухание прогрессивного характера развития. Наверно, потому Л.Н. Толстой называл это время «пустыней одиночества». 

    Этапы  кризиса возрастного  развития

    I. Кризис новорождённости.  Процесс рождения – тяжёлый переломный  момент  в жизни  ребёнка.  Рождаясь,  ребёнок  физически  отделяется  от  матери.   Он попадает в совершенно иные условия:  холод,  яркая  освещённость,  воздушная среда, требующая другого типа дыхания,  необходимость  смены  типа  питания.

    Приспособиться  к этим новым, чуждым  для  него  условиям,  ребёнку  помогают наследственно  закрепленные механизмы – безусловные рефлексы.

  • Действие яркого света – глаза закрываются;
  • Шлепок по переносице – глаза закрываются;
  • Хлопок руками возле головы ребёнка – глаза закрываются;
  • Поворот  головы  ребёнка  направо  –  подбородок  поднимается,  правая  рука вытягивается, левая сгибается;
  • Разведение локтей в стороны – руки быстро сгибаются;
  • Нажатие пальцем на ладонь ребёнка – пальцы сжимаются и разжимаются;
  • Нажатие пальцем на подошву ребёнка – пальцы ног сжимаются;
  • Царапающим движением проводим пальцем  по  подошве от  пальцев  к  пятке  – большой палец ноги поднимается, остальные – вытягиваются; Укол булавкой подошвы – колено и стопа сгибаются; Поднимаем лежащего ребёнка животом вниз – ребёнок пытается  поднять  голову, вытягивает ноги.

    У ребёнка появляется зрительное  и  слуховое  сосредоточение  (2-3  недели). Примерно в 1 месяц ребёнок, увидев маму, останавливает взгляд  на  её  лице, вскидывает руки, быстро двигает  ногами,  издаёт  громкие  звуки  и  начинает улыбаться.  Эта  бурная  реакция  была   названа   «комплексом   оживления».

    II. Кризис 1 года. Период  между младенчеством и ранним  детством  обычно называют кризисом 1 года. Как и всякий  кризис,  он  связан  со  всплеском самостоятельности, проявлением аффективных реакций.  Аффективные  вспышки  у ребёнка возникают, когда взрослые не понимают его  желаний,  его слов,  его жестов  и  мимики,  или  понимают,  но  не  выполняют  то,  чего  он  хочет.

    Разумеется, ребёнок и раньше был знаком со словом «нельзя», но  в  кризисный  период оно приобретает особую актуальность. Аффективные реакции  проявляются в  разной  степени,  могут  достигать  значительной  силы:  некоторые   дети произвольно кричат, падают на пол, бьют по нему руками и ногами. Чаще  всего появление  сильных  аффектов  у  ребёнка  связано  с   определённым   стилем воспитания   вы   семье.   Установление   новых   отношений   с    ребёнком, предоставление  ему  некоторой  самостоятельности,   терпение   и   выдержка взрослых  смягчают   кризис,   помогают   ребёнку   избавиться   от   острых эмоциональных реакций.

    Главное  приобретение  переходного  периода  –  своеобразная  детская  речь, называемая Выготстким автономной.

    (Ранний  возраст (от 1года до 3 лет))

    III. Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным  детством  – один  из наиболее трудных моментов в жизни ребёнка. Это разрушение  пересмотр  старой системы  социальных  отношений,  кризис  выделения  своего  «я»,   по   Д.Б. Эльконину. Ребёнок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ним  новые, более  глубокие  отношения  9всплеск   самостоятельности).   Л.С   Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет.

    1. Негативизм. Ребёнок даёт негативную  реакцию не на само действие,  которое он отказывается выполнять,  а на требование  или  просьбу   взрослого.  Он  не делает что-то только потому, что это  предложил  ему  определённый  взрослый человек.  Вообще  негативизм  избирателен:  ребёнок  игнорирует   требования одного  члена  семьи  или  одной  воспитательницы,  а  с  другим  достаточно послушен. Главный  момент действия  – сделать наоборот.  Ребёнок  впервые становится способен  поступать  вопреки  своему  непосредственному  желанию.

    Поведение ребёнка определяется не этим  желанием,  а  отношением  с  другим, взрослым  человеком.  Мотив  поведение  уже  находится  вне  ситуации, данной ребёнку.

    2. Упрямство. Это реакция, который  настаивает на чём-то не потому,  что  ему этого очень хочется,  а  потому,  что  он  сам   об  этом  сказал  взрослым  и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямый ребёнок  настаивает  на  том, чего ему не так  уж  сильно  хочется,  или  совсем  не  хочется,  или  давно расхотелось.

    3. Гипертрофированная тенденция к  самостоятельности  приводит  к  своеволию.

    Ребёнок хочет делать всё сам и решать сам.

    4. Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого,  а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в  семье норм воспитания. Ребёнок ведёт военные  действия,  всё  отвергает  (протест-бунт).

    5. Деспотизм. Ребёнок жёстко проявляет   свою  власть  над окружающими  его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет,  может  мама  уйти  из дома или нет и т.д.

    6.  Ревность.  Та  же  тенденция   к  власти  здесь  выступает   как  источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим  детям,  которые  не  имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

    7. Явление обесценивания. Обесценивается  старая система  отношений,  то  что было привычно, интересно  и дорого раньше. 3-х  летний  ребёнок  может  начать ругаться, отбросить или даже сломать любимую игрушку.

    Дошкольный  возраст (от 3 до 7 лет).

    IV. Кризис 7 лет. Этот переломный период может начаться в 7  лет,  а может сместиться к 6 или 8 годам. Падает работоспособность. Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника  (эта  позиция  меняет его самосознание, рождение социального Я). Изменение  самосознания  приводит к  переоценке  ценностей.  То,   что   было   значимо   раньше,   становится второстепенным. Всё что имеет отношение к  учебной  деятельности  (в  первую очередь отметки), оказывается ценным, то,  что  связано  с  игрой,  -  менее важным. Происходят глубокие изменения в  плане  переживаний,  подготовленные всем ходом  личностного  развития  в  дошкольном  возрасте.  В  этот  период проявляется  то,  что  Л.С.  Выготский  называет   обобщением   переживаний, появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл  для  ребёнка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

    Такое усложнение эмоционально-мотивационной  сферы приводит  к  возникновению  внутренней жизни ребёнка. Начавшаяся  дифференциация  внешней  и  внутренней жизни ребёнка связана  с  изменением  структуры  его  поведения.  Появляется смысловая ориентировочная основа поступка  –  звено  между  желанием  что-то сделать  и  разворачивающимися  действиями.  Это  интеллектуальный   момент, позволяющий более или менее адекватно  оценить  бедующий  поступок  с  точки зрения его результатов  и  более  отдалённых  последствий.  Благодаря  этому механизму  утрачивается  детская  непосредственность:  ребёнок размышляет, прежде чем действовать, начинает  скрывать  свои  переживания  и  колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо.

    Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет).

    V. Пубертатный кризис (затянувшийся кризис). Половое созревание  зависит от эндокринных изменений в   организме   (гипофиз   и   щитовидная   железа).

    Активизация и сложное  взаимодействие  гормонов  роста  и  половых  гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое  развитие.  Изменение  роста  веса, пропорций тела, появляются  вторичные  половые  признаки.  В  связи  с быстрым развитием возникают трудности  в  функционировании  сердца,  лёгких, кровоснабжении  головного  мозга.  Перепады   самочувствия   и   настроения.

Информация о работе Контрольная работа По дисциплине: «Возрастная психология»