Концепция Маслоу

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

Абрахам Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого уровня развития, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Самоактуализироваться - значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. Говоря словами Маслоу: «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природеˡ».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...…1
Глава 1. Самоактулизация………….……….………………….…………………….. 2
1.1 Теория самоактулизации ………………………………………………….4
1.2 Характеристики самоактуализирующихся людей……………………..…6
Глава 2. Концепции Маслоу….……………………..……………………………….14
2.1 Динамика .………………………………………………………………….20
2.2 Структура.…………………………………………………………………22
2.3 Оценка….………………………………………………………………….. 25
Заключение………………………………………………………………………….....27
Список использованной литературы………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

курс 222.docx

— 66.33 Кб (Скачать)

Маслоу предположил, что все потребности врожденные и представил свою концепцию иерархии потребностей в мотивации человека в порядке их очередности:

  • Потребности самоактуализации: реализация потенциала
  • Потребности самоуважения: значение, компетентность
  • Потребности принадлежности и любви: присоединение и принятие
  • Потребности безопасности: долговременное выживание стабильность
  • Физиологические потребности: голод, жажда и т.д.

В основе этой схемы лежит  правило, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более  или менее удовлетворены до того, как человек осознать наличие  и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху, т.е. удовлетворение потребностей, расположенных внизу  иерархии, делает возможным осознание  потребностей, расположенных выше в  иерархии, и их участие в мотивации. По Маслоу, это является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека, и чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.

Ключевым моментом в концепции  иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух или более уровнях потребностей. Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно так:

  • физиологические - 85%,
  • безопасность и защита - 70%,
  • любовь и принадлежность - 50%,
  • самоуважение - 40%,
  • самоактуализация - 10%.

Если потребности более  низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень  и останется там, пока эти потребности  не будут в достаточной мере удовлетворены.

Теперь рассмотрим иерархию потребностей по Маслоу более подробно:

Физиологические потребности  непосредственно касаются биологического выживания человека и должны быть удовлетворены на каком-то минимальном  уровне прежде, чем любые потребности  более высокого уровня станут актуальными, т.е. человек, которому не удается удовлетворить  эти основные потребности, достаточно долго не будет заинтересован  в потребностях, занимающих высшие уровни иерархии, поскольку она очень  быстро становится настолько доминирующей, что все другие потребности исчезают или отходят на задний план.

Потребности безопасности и  защиты: Сюда включены следующие потребности: потребности в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости  событий и в свободе от таких  угрожающих сил, как болезнь, страх  и хаос. Таким образом, эти потребности  отражают заинтересованность в долговременном выживании. Предпочтение надежной работы со стабильным высоким заработком, создание сберегательных счетов, приобретение страховки можно рассматривать как поступки, отчасти мотивированные поисками безопасности.

Другое проявление потребности  в безопасности и защите можно  видеть, когда люди сталкиваются с  реальными чрезвычайными обстоятельствами - такими, как война, наводнение, землетрясение, восстание, общественные беспорядки и  т.д.

Потребности принадлежности и любви: На этом уровне люди стремятся  установить отношения привязанности  с другими в своей семье  или в группе. Ребенок хочет  жить в атмосфере любви и заботы, в которой все его потребности  удовлетворяются и он получает много  ласки. Подростки, стремящиеся найти  любовь в форме уважения и признания  своей независимости и самостоятельности, тянуться к участию в религиозных, музыкальных, спортивных и других сплоченных группах. Молодые люди испытывают потребность  в любви в форме сексуальной  близости, то есть необычных переживаний  с лицом противоположного пола.

Маслоу определил два вида любви у взрослых: дефицитарная или Д-любовь, и бытийная или Б-любовь. Первая основана на дефицитарной потребности - это любовь, исходящая из стремления получить то, чего нам не хватает, скажем, самоуважения, секс или общество кого-то, с кем мы не чувствуем себя одинокими. Это эгоистичная любовь, которая берет, а не дает. Б-любовь, наоборот, основана на осознании человеческой ценности другого, без какого-либо желания изменить или использовать его. Эта любовь, по мнению Маслоу, дает возможность человеку расти.

Потребности самоуважения: Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение  уменьшается, открывая дорогу потребностям самоуважения. Маслоу разделил их на два типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает такие понятия, как компетентность, уверенность независимость и свобода. Человеку нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь. Уважение другими включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие. Здесь человеку необходимо знать, что то, что он делает, признается и оценивается.

Удовлетворение потребностей самоуважения порождает чувство  уверенности, достоинство и осознание  того, что вы полезны и необходимы. Маслоу предположил, что потребности уважения достигают максимального уровня и перестают расти в зрелости, а затем их интенсивность уменьшается.

Потребности самоактуализации: Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности, т.е. самоактуализироваться - значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. Но, по Мнению Маслоу самоактуализация очень редка, т.к. многие люди просто не видят своего потенциала, либо не знают о его существовании, либо не понимают пользы самосоверршенствования. Они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым уменьшая шансы для самоактуализации. Это явление Маслоу назвал комплексом Ионы. Он характеризуется страхом успеха, который мешает человеку стремиться к величию и самосоверршенствованию.

Так же тормозное влияние  на процесс самоактуализации оказывает социализация. Иными словами людям нужно «способствующее» общество, в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно.

Еще одно препятствие для  самоактуализации, упоминаемое Маслоу, - сильное негативное влияние оказываемое потребностями безопасности. Дети воспитанные в безопасной, дружеской обстановке, более склонны к приобретению здорового представления о процессе роста.

В дополнение к своей иерархической  концепции мотивации Маслоу выделил две глобальные категории мотивов человека:

- дефицитные мотивы 

- мотивы роста. 

Первые направлены на удовлетворение дефицитарных состояний, например, голод, холод опасность. Они являются стойкими характеристиками поведения.

В отличие от Д-мотивов  мотивы роста (или метапотребности, или бытийные потребности, или Б-мотивы) имеют отдаленные цели. Их функция состоит в обогащении и расширении жизненного опыта. К метапотребностям можно отнести: целостность, совершенство, активность, красота, доброта, уникальность, истина, честь, реальность и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Динамика

 

1. Психологический рост                        

Маслоу рассматривает психологический рост как последовательное удовлетворение все более «высоких» потребностей. Движение к самоактуализации не может начаться, пока индивидуум не освободится от доминирования низших потребностей, таких как потребности в безопасности или уважении. По Маслоу, ранняя фрустрация потребности может зафиксировать индивидуума на определенном уровне функционирования. Например, ребенок, не пользовавшийся достаточной популярностью, может продолжать быть глубоко озабоченным потребностью в уважении и почете всю свою жизнь.

Стремление к более  высоким целям само по себе указывает  на психологическое здоровье. Маслоу подчеркивает, что рост осуществляется посредством работы самоактуализации. Самоактуализация подразумевает длительность, постоянную вовлеченность в работу роста и развития способностей до максимально возможного, а не удовлетворение меньшим из лени или недостатка уверенности в себе. Работа самоактуализации включает выбор достойных творческих задач. Маслоу пишет, что самоактуализирующихся индивидуумов привлекают наиболее трудные и запутанные проблемы, которые требуют максимальных и наиболее творческих усилий. Они стремятся иметь дело с определенностью и неоднозначностью и предпочитают трудные задачи легким решения

2.Препятствия росту                          

Маслоу указывает, что мотивация роста сравнительно слаба по отношению к  физиологическим потребностям и потребностям безопасности, уважения и пр.

Процесс самоактуализации может быть ограничен: негативным влиянием прошлого опыта и возникшими в результате привычками, которые замыкают нас в непродуктивмом поведении; социальными влияниями и групповым давлением,

которое часто действует  против наших вкусов и суждений; внутренними защитами, которые отрывают нас от самих себя.

Дурные привычки часто  мешают росту. По Маслоу, они включают приверженность к наркотикам и алкоголю, неправильное питание и другие, влияющие на здоровье и продуктивность. Вообще сильные привычки мешают психологическому росту, поскольку уменьшают гибкость и открытость, необходимые для наиболее продуктивного и эффективного действования в различных ситуациях.

К традиционному психоаналитическому  перечню Маслоу добавляет еще два типа защит: десакрализацию и "комплекс Ионы".

Десакрализация - это обеднение собственной жизни посредством отказа

относиться к чему-нибудь с глубокой серьезностью и вовлеченностью. Сегодня

мало какие культурные и религиозные символы вызывают то уважение и ту заботу, которые когда-то были с ними связаны, и соответственно они потеряли свою вдохновляющую, побуждающую, возвышающую и даже просто мотивирующую силу. В качестве примера десакрализации Маслоу часто приводит современные взгляды на секс. Более легкое отношение к сексу, правда; уменьшает возможность фрустрации и травмы, но вместе с тем сексуальный опыт теряет ту

значительность, которая  вдохновляла артистов, поэтов, просто любящих.

«Комплекс Ионы» - это отказ от попыток реализации в полноте своих способностей. Как Иона попытался избежать ответственности пророчества, так и

большинство людей в действительности боятся использования своих способностей в максимальной степени. Они предпочитают безопасность средних, не требующих многого достижений, в отличие от целей, требующих полноты собственного развития. Это встречается и среди студентов, довольствующихся «прохождением» курса, требующим лишь части их талантов и способностей. Это можно встретить и среди женщин, опасающихся, что успешная профессиональная работа несовместима с женственностью или что интеллектуальные достижения сделают их менее привлекательными.

 

 

2.2  Структура

                             

            1.Тело                                 

Маслоу не описывает детально роли тела в процессе самоактуализации. Он

полагает, что когда физиологические  потребности удовлетворяются, индивидуум

освобождается для потребностей, находящихся более высоко в иерархии. Однако

он пишет, что необходимо, чтобы телу отдавалось должное. Маслоу отмечает важность интенсивной стимуляции физических чувств в «пик-переживаниях», которые часто вызываются природной красотой, искусством или сексуальным

опытом. Он указывает, что  обучение танцам, искусству, другим физическим средствам выражения - важное дополнение традиционного, когнитивно ориентированного образования и что физические и чувственно ориентированные

учебные предметы требуют  активного вовлечения учащихся, что  может быть включено во все формы образования.

2.Социальные отношения                         

По Маслоу, любовь и уважение - фундаментальные потребности, существенные для каждого и предшествующие самоактуализации в иерархии потребностей. Маслоу часто с сожалением отмечает, что большинство учебников психологии даже не упоминает слово «любовь», как будто психологи считают любовь чем-то нереальным, что должно быть сведено к другим понятиям, вроде проекции или сексуального подкрепления.

            3.Воля                                 

Воля - важный ингредиент в длительном процессе самоактуализации. Маслоу показывает, что самоактуализирующиеся индивидуумы работают длительно и напряженно, чтобы достигнуть избранной цели. «Самоактуализация означает работу, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет делать. Стать второсортным врачом - не путь для самоактуализации. Человек хочет быть первоклассным или настолько хорошим врачом, насколько это для него возможно».

В силу своей веры в здоровье и добро в человеческой природе, Маслоу не ставил перед волей задачи преодоления неприемлемых инстинктов и импульсов. По Маслоу, здоровый индивидуум сравнительно свободен от внутреннего конфликта, кроме разве что необходимости преодоления дурных привычек. Воля нужна для того, чтобы развивать способности и достигать трудных, требующих длительной работы целей.

Информация о работе Концепция Маслоу