Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 21:14, курсовая работа
Абрахам Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может стать. Человек, достигший этого уровня развития, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. Самоактуализироваться - значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. Говоря словами Маслоу: «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природеˡ».
Введение……………………………………………………………………………...…1
Глава 1. Самоактулизация………….……….………………….…………………….. 2
1.1 Теория самоактулизации ………………………………………………….4
1.2 Характеристики самоактуализирующихся людей……………………..…6
Глава 2. Концепции Маслоу….……………………..……………………………….14
2.1 Динамика .………………………………………………………………….20
2.2 Структура.…………………………………………………………………22
2.3 Оценка….………………………………………………………………….. 25
Заключение………………………………………………………………………….....27
Список использованной литературы………………………………………………...29
4.Эмоции. Интеллект. Самость.
Маслоу подчеркивает важность позитивных эмоций для самоактуализации. Он полагает необходимым исследовать такие состояния, как счастье, невозмутимость, радость, смех, игры и пр. Он полагает, что отрицательные эмоции, напряжения и конфликты истощают энергию и препятствуют эффективному функционированию.
Маслоу подчеркивает необходимость холистического мышления, обращающего внимание на отношения и целое более, чем на отдельные части. Он обнаружил, что «пик-переживания» часто являются поразительными примерами мышления, прорывающегося через дихотомия, в которых мы обычно воспринимаем реальность.
В таких случаях часто рассказывают о переживании прошлого, настоящего и будущего в единстве, видения жизни и смерти как частей единого процесса, осознавания добра и зла в единстве. Холистическое мышление свойственно также творческим мыслителям, преодолевающим прошлое и выходящим за пределы условных категорий ради исследования возможных новых отношений. Это требует свободы, открытости и способности иметь дело с неопределенным и неоднозначным. Такая неопределенность, которая может пугать одних, для других составляет сущность радости творческого решения проблемы.
Маслоу определяет самость как внутреннюю природу или сердцевину индивидуума - его собственные вкусы, ценности и цели. Понимание собственной внутренней природы и действование в соответствии с ней существенно для актуализации самости.
«Самоактуализирующиеся люди, достигшие высшего уровня зрелости, здоровья и свершений, могут столь многому научить нас, что иногда просто кажется, что это люди другой породы4».
Маслоу подходит к пониманию самости посредством изучения чех индивидуумов, которые живут в наибольшем согласии с собственной природой, которые представляют собой лучшие примеры самовыражения и самоактуализации. Вместе с тем Маслоу не обсуждает специально самость как специфическую структуру в личности.
______________________________
4Маслоу А. « Психология личности» - С. 110.
2.3 Оценка
Сила Маслоу состоит в его интересе к областям человеческой жизни, которые игнорировались большинством психологов. Он один из немногих психологов, серьезно исследовавших позитивные измерения человеческого опыта.
Экспериментальные работы Маслоу, как правило, незакончены; их правильнее было бы называть «разведывательными», нежели собственно экспериментальными, и сам он вполне признавал это: «Мне как будто не хватает времени для тщательных экспериментов. Они занимают слишком много времени, если смотреть на это с точки зрения моих лет и того, что я хочу еще сделать. Так что сам я делаю лишь небольшие «пилотажные» исследования с немногими испытуемыми, которые не годятся для публикации, но достаточны, чтобы я убедился, что они, по-видимому, справедливы и когда-нибудь подтвердятся».
«Я - психолог нового рода, теоретик, вроде представителей теоретической биологии... Я считаю себя ученым, а не эссеистом или философом. Я чувствую себя привязанным к фактам и связанным фактами, хотя скорее воспринимаю их, чем занимаюсь их созданием».
Такая процедура имеет
свои недостатки. Например, данные маленьких
и тенденциозных выборок
Тем не менее Маслоу иногда напоминает кабинетного философа, остающегося чуждым возможному противоречию с новыми фактами и новым опытом. Как правило, он был вполне уверен в том, что хотел продемонстрировать в своих исследованиях, и редко он обнаруживал новые данные, изменяющие его предшествовавшие идеи. Например, Маслоу постоянно подчеркивал позитивные источники «пик-переживаний»: опыт любви, красоты, прекрасной музыки и т.п. Возникновение «пик-переживания» вследствие негативных переживаний, как правило, им игнорируется, хотя многие рассказывают, что их наиболее глубоким «пик-переживаниям» предшествовали негативные эмоции - страх или депрессия, - которые преодолевались, превращаясь в сильные положительные состояния. По определенным причинам исследования Маслоу редко обнаруживали такого рода новую информацию.
«Я довольно скоро был вынужден прийти к заключению, что большой талант не только более иди менее независим от доброты характера или здоровья, но что мы вообще мало о нем знаем5».
Как бы то ни было, эта критика Маслоу довольно тривиальна. Его значительные достижения как психолога состоят в подчеркивании позитивных измерений человеческого опыта, возможностей достижения для людей. Маслоу был вдохновителем едва ли не всех гуманистических психологов. «Журнал Трансперсональной психологии» (2. 197С. IV) назвал его «величайшим американским психологом после Джеймса». Хотя такая оценка может показаться несколько экстравагантной, но вряд ли кто-нибудь из гуманистических психологов будет отрицать его центральное место как оригинального мыслителя и пионера в области психологии человеческой потенциальности.
А. Маслоу «Дальние пределы человеческой психики» - С. 218.
Заключение
Работа по теме курсовой работы существенно обогатила и расширила мои знания по проблеме самоактуализации личности.
Возникновение и формулирование основных принципов теории самоактуализации связано с именем американского психолога А. Маслоу. В центре ее внимания - понятие становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что и означает истинное психическое здоровье.
Маслоу давал несколько характеристик и определений самоактуализации, одно из них - стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций, проявляющееся в стремлении к идентичности.
Самоактуализация и самореализация являются двумя неразрывными сторонами одного процесса, процесса развития и роста, результатом которого является человек, максимально раскрывший и использующий свой человеческий потенциал, самоактуализировавшаяся личность.
Обобщающее определение самоактуализации выглядит так: Самоактуализация - это переживание, всепоглощающее, яркое, самозабвенное; это процесс, это выбор в каждой ситуации в пользу роста; подразумевает, что есть некая «самость», подлежащая «актуализации»; это честность и принятие на себя ответственности за свой выбор; честность и свобода в выражении своих прав, нонконформизм; это не только конечная станция, но и само путешествие и движущая сила путешествия; это не погоня за высшими переживаниями, они сами настигают человека, если он этого заслужил.
Теория мотивации Маслоу имеет иерархическую структуру, в ней выделяются следующие уровни:
5: Потребности, связанные с самоактуализацией, или потребности личной состоятельности.
4: Потребности, связанные
с уважением других и
3: Потребности, связанные
с любовью и приятием, - в аффективных
отношениях с другими, во
2: Потребности, связанные
с безопасностью, - в уверенности,
порядке, структурированности,
1: Базовые физиологические потребности.
А. Маслоу выделял восемь путей самоактуализации Во-первых, самоактуализация означает полное, живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью. Во-вторых, само слово «самоактуализация» подразумевает наличие «Я», которое может актуализироваться. Человек - это не податливый воск. Он всегда уже есть нечто, по меньшей мере, некоторая стержневая структура. В-третьих, необходимо представить себе жизнь как процесс постоянного выбора. В каждый момент имеется выбор: продвижение или отступление. Либо движение к еще большей защите, безопасности, боязни, либо выбор продвижения и роста. В-четвертых, когда вы сомневаетесь в чем-то, старайтесь быть честными, не защищайтесь фразой: «Я сомневаюсь». Часто, когда мы сомневаемся, мы бывает неправдивы. Обращаясь к самому себе, требуя ответа, - это значит взять на себя ответственность. В-пятых, человек не может сделать хороший жизненный выбор, пока он не начинает прислушиваться к самому себе, к собственному Я в каждый момент своей жизни. В-шестых, самоактуализация - это не только конечное состояние, но также непрерывный процесс актуализации своих возможностей. В-седьмых, высшие переживания - это моменты самоактуализации. В-восьмых, найти самого себя, раскрыть, что ты собой представляешь, что для тебя хорошо, а что плохо, какова цель твоей жизни - все это требует разоблачения собственной психопатологии.
Список использованной литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М.: Наука, 2006. - С. 25.
2. Маслоу А. Психология бытия. М.: «Рефл-бук» - К.: «Ваклер», 2008.- С. 215.
3. Маслоу А. Мотивация и личность. Перевод А.М.Татлыбаевой. - СПб.: Евразия, 2005. - С. 121.
4. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. - СПб.: Евразия, 2009.
5. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты. - М., 2005.
6. Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. - М.: Международная педагогическая академия, 2003. - С. 115
7. Гуманистическая и трансперсональная психология. / Сост. К.В. Сельченок. - М.: АСТ, 2005. - С. 68.
8. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 2008. - С. 64.
9. Роджерс К. Клиенто-центриролванная терапия. - Киев, 2002. - С. 5.
10. Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология: Конспективное рассмотрение. - М.: Флинта, 2000. - С. 81.
11. Гуманистическая и трансперсональная психология: Хрестоматия. - / Сост. К.В. Сельченок. - М.: АСТ, 2006.- С. 16.
12. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2007. - С. 123.
13. Левин К. Теория поля в социальных науках. - СПб.: Речь, 2000. - С. 66.
14. Леонтьев Д.А. Методики изучения ценностных ориентаций. - М., 2007. - С. 11.
15. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). - М.,2003. - С. 109.
16. Петровский В.А. Личность в психологии - Р.-н.-Д.: Феникс, 2010. - С. 120.
17. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. - М.: Инфра-М, 2007. - С. 54.
18. Практическая психология образования. - Под ред. И.В. Дубровиной - М.: Сфера, 2004. - С. 118.
19. Психология личности в трудах зарубежных психологов - /Сост. А.А. Реан, СПб.: Питер, 2009. - С. 145.
20. Психология личности в трудах отечественных психологов - /Сост. Л.В. Куликов - СПб.: Питер, 2006. - С. 99.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2009 - С. 9.
22. Рубинштейн С.Л. Человек и мир, - М.: Наука, 2005. - С. 114.
23. Эрикссон Э. Детство и общество. - СПб.: Летний сад, 2000. - С. 12.
24. Эрикссон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 2008. - С. 25.
25. Эфроимсон В.П. Гениальность и генетика. - М.: Русский мир,2009. - С. 89.
26. Юнг К. Сознание и бессознательное. - СПб.: Университетская книга, 2004.