Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 06:07, реферат
Вирджиния Сатир внесла большой вклад в развитие психотерапии: она стояла у истоков семейной психотерапии, оказала сильнейшее влияние на сам психотерапевтический процесс, привнеся сюда новые техники, и способствовала установлению мира на Земле, используя в масштабе международных отношений психотерапевтические техники для работы в семье.
§1. Концепция Вирджинии Сатир
2
Положение 1: Влияние родительской семьи на человека
2
Положение 2: Семья как система
3
Положение 3: Низкая самооценка
5
Положение 4: Потенциал целостной личности
6
Положение 5: Процессуальный подход
7
Положение 6: Процесс изменений
12
§ 2. Психотерапевтический процесс по методике Сатир
14
1. Начальная стадия
15
2. Промежуточная стадия
17
3. Заключительная стадия
22
Литература
26
Сатир напрягала все свои физические и душевные силы, чтобы найти контакт с людьми. Чтобы как-то сблизиться с ними, завязать контакт, она касалась их руками, виртуозно использовала выражение лица, глаз, изменения тона голоса.
Первое, что она всегда делала для установление контакта — просто жала руку. Сатир была уверена, что прикосновение руки — одна из главных потребностей человека, а потому она часто использовала это, чтобы наладить с людьми контакт. Она узнавала, как человека зовут, а после тепло приветствовала его, называя по имени, надо сказать, делала она это восхитительно и никогда не жалела время, потраченное на приветствия.
Она всегда принимала позу и отмеряла расстояние до человека так, чтобы с легкостью дотянуться до него. Стоя, она старалась занять такое положение, чтобы человек был прямо напротив нее, на расстоянии вытянутой руки. Если же она сидела, то наклонялась вперед на 45 °.
Сатир очень внимательно относилась к индивидуальным особенностям людей, уделяя каждому время и внимание, чтобы установить с ним прямой контакт. Чтобы понять человека, наладить с ним взаимоотношения, она очень скрупулезно слушала речь каждого, особо отмечая тон голоса, внезапные переходы от крика к шепоту и слова, которые употребляет человек.
Сатир старалась как можно ближе общаться с людьми, чтобы наладить с ними отношения и понаблюдать за ними. Поначалу, наблюдая за языком тела, она лишь накапливала информацию, чтобы затем тщательно разобраться со значением каждого жеста. Особое значение она придавала изменениям, происходящим на уровнях:
— глаз;
— выражения лица;
—цвета лица;
— длительности и глубины дыхания;
— позы;
— расстояния, которое стремится занять человек по отношению к другим;
— тонуса мышц.
Кроме наблюдения за жестами, Сатир по крупицам собирала информацию о:
— потенциале личности;
—самоуважении;
— закрепившемся стиле общения;
— внутренних правилах;
— ожиданиях и имеющемся репертуаре ролей;
— том, как человек использует свою власть и превосходство над другими;
Стимулирование сознания
После того как Сатир помогала человеку обрести внутреннее чувство защищенности, она пыталась подвинуть его к осознанию своих внутренних ресурсов и дезадаптивных поведенческих паттернов. Ниже описаны некоторые приемы, которые использовала Сатир.
«Карта семьи»
Обычно Сатир составляла «хронологию семейной жизни», охватывающую три поколения. Эта хронология включала в себя следующую информацию::
— даты рождения и смерти всех членов семьи, а также имели ли место случаи мертворождения, выкидышей или абортов;
— социально-политическую атмосферу, в которой прошло Детство родителей, бабушек и дедушек (например, времена «Великой депрессии»);
— все события, оказавшие влияние на жизнь семьи, такие как вступление в брак, развод, переезды, природные катаклизмы, так или иначе изменившие ход событий и другие чрезвычайные происшествия;
— степень зависимости членов семьи друг от друга;
— имена и краткое описание тех людей, которые, не являясь кровными родственниками, оказали влияние на семью.
Составляя такую карту для какой-то определенной семьи, Сатир сначала задавала лишь нейтральные, касающиеся основных дат, вопросы, чтобы сперва создать непринужденную обстановку. Постепенно она переходила на вопросы личного характера, подробно расспрашивая о каждом члене семьи, его личностных особенностях и стиле поведения, а порой даже раскрывая семейные тайны. Ниже приведены примерные вопросы из тех, что задавала Сатир, составляя «Карту семьи».
Об исторических датах:
«Ты знаешь, где и когда родился твой дедушка? Представляешь ли ты обстановку, в которой прошли его детские годы? Если твой дедушка скончался, знаешь ли ты, как это произошло?»
О важных событиях:
«Когда поженились твои родители? Ты знаешь, как они встретились? Что ты знаешь о том времени, когда они были женихом и невестой? Остались ли мужем и женой до сих пор?»
О личных особенностях:
«Представь, что мне нужно поехать в аэропорт, чтобы, встретить там твою бабушку. Как мне узнать ее? Попробуй описать ее личные качества. Какие из них ты считаешь положительными, а какие нет?»
О семейных законах:
«Что бы твоя мама сказала насчет
денег? Как ведут себя твои родители
при семейном конфликте?»
О тайнах.
«Так когда вы родились?... Выходит, что ваши родители поженились менее чем за девять месяцев до вашего рождения. Что вы об этом думаете?»
О тех, кто оказывал влияние:
«Были ли в пору вашего детства такие люди, которые оказали на вас значительное влияние, не являясь при этом членами вашей семьи. Расскажите о них».
Достигнув промежуточной фазы, Сатир делала всё, чтобы подтолкнуть человека на путь изменений. Для этого она в первую очередь вовлекала его в психотерапевтический процесс, чтобы затем постепенно пересмотреть его дезадаптивные поведенческие паттерны и открыть перед ним новые горизонты возможностей.
Вовлечение в
Договор
Для того чтобы увлечь человека распознаванием оттенков собственного поведения, Сатир задавала такой вопрос, что ее собеседник, размышляя над ним, сам того не замечая, углублялся в психотерапевтический процесс и медленно приближался к изменениям.
Примеры индивидуальной работы.
«Мне кажется, я понимаю, что с вами происходит. Хотите меня выслушать?»
«Пока вы говорили, сколь сильно вы страдаете, я, кажется, догадалась, что надо делать, чтобы облегчить ваши муки. Вам это интересно?»
Примеры работы с парами.
«Насколько я поняла, вы теряетесь в догадках, что нужно вашему мужу. Не лучше ли будет, если он сам скажет вам об этом?»
«Вы стояли на позиции обвинения друг друга, но, как видите, это вам мало помогло. Может, лучше слегка изменить вашу манеру поведения?»
Примеры работы с семьей.
«Теперь я ясно вижу, в чем причина ваших семейных неурядиц. Вы хотите узнать ее?»
«Мне кажется, что в своей семье вы не находите взаимного понимания. И у меня есть подозрения, отчего это происходит. Хотите, я поделюсь с вами?»
Сатир старалась не просто вовлечь человека в психотерапевтический процесс, но также помогала ему принять свои просчеты и недостатки, осознавая ответственность за них..
Примеры индивидуальной работы.
«Как я понимаю, ты считаешь всю
школьную систему в корне
«Вы хотите, чтобы отношения в семье изменились, но вы-то сами можете себе представить, что значит для вас вести себя по-другому со всеми ими?»
Примеры работы с семьей.
«Линн, психотерапевт нужен не столько твоей маме, сколько тебе. Ведь ты и сама знаешь это?»
«Вы боитесь, что ваши дети не умеют постоять за себя. Ведь то же самое можно сказать и про вас самих?»
Примеры работы с парами.
«Так вы считаете своего мужа "размазней", во всяком случае, именно такой вывод напрашивается из того, что вы только что сказали. Это так?»
«Я внимательно слушала, пока вы говорили о том, что, по вашему мнению, хочет жена. А что нужно вам, Харри?»
Пересмотр дезадаптивных паттернов
Чувствуя, что клиент в полной мере вовлечен в психотерапевтический процесс, Сатир приступала к пересмотру дезадаптивных форм поведения, стереотипов восприятия, убеждений и ожиданий.
Примеры индивидуальной работы
. «Ты готов сделать что-то новое для себя?» «Теперь, понимая, что до сих пор вам отводилась роль "вечно недовольного", не появилось ли у вас желания попытаться быть чуточку приветливей?»
Примеры работы с парами.
«А теперь повернитесь к своему партнеру, и пусть он услышит то, что вы только что сказали мне».
« Попробуйте поверить в то, что ваши потребности тоже имеют значение. Скажите своему партнеру, в чем вы нуждаетесь».
Примеры работы с семьей.
«Когда вы глядите на свою дочь, вам не хочется высказать то, что у вас на душе?»
«У вас не возникает желания поведать отцу, что вы испытали тогда, когда он ушел из семьи?»
Изменение поведения путем разрушения правил.
Примеры индивидуальной работы.
«Что вы чувствуете?» (Разрушение правила, запрещающего испытывать какие-то чувства.)
«Так значит, все в семье знали, что отец изменяет матери, но ни один не осмелился заговорить об этом. Да?» (Разрушение правил, требующих соблюдения секретности в делах семьи.)
Примеры работы с парами.
«Попробуйте сказать мужу, чего вы ждете от него». (Разрушение правил, запрещающих говорить вслух о своих желаниях.)
«Было видно, что в то время, как жена говорила, вас переполняли чувства. Вы можете облечь их в слова?» (Разрушение правил, запрещающих выражение чувств.)
Примеры работы с семьей.
«Что вы хотите сказать своей маме, видя ее в этой позе?» (Разрушение правил, запрещающих выражение чувств.)
«Опишите в словах эту "скульптурную композицию"». (Разрушение правил, запрещающих что-то замечать и говорить об этом вслух.)
Пересмотр стереотипов восприятия
Примеры индивидуальной работы.
«Сейчас вы в полной мере осознали то, что ваш отец когда-то потерял своих родных братьев, умерших от голода. Может быть, вы немного иначе смотрите теперь на его "экономность"?»
«Расскажите, что вы знаете о том времени, когда ваши папа с мамой были женихом и невестой. Хотя вы и привыкли, что люди они более чем сдержанные, но когда-то все было иначе».
Примеры работы с парами.
«Мэри, теперь, когда вы наконец поняли, что муж ваш совсем не так жесток, как был ваш отец, и что все ваши страхи относятся к прошлому, как вы воспринимаете своего мужа?»
«Дэвид, теперь вы видите, что причины ваших нападок на Джона таятся в том времени, когда вы были подростком. Ваши чувства к нему как-то изменились?»
Примеры работы с семьей:
«Бывает, что временами ваш партнер мил и приветлив, а временами жутко упрям?»
«Вы хоть понимаете, что вашему сыну всего восемь лет? А как мне кажется, вы уже волнуетесь о том, добьется ли он чего-то через 20 лет».
Пересмотр интерпретации происходящего
Примеры индивидуальной работы.
«Значит, всякий раз, как у вас
не выходит достичь сверхвысоких
результатов, вы сходу зачисляете
себя в тупицы?»
«По-вашему, выходит, что всякий раз как подруга долго не звонит вам, это означает, что вы чем-то ей не угодили. А почему бы не предположить, что помимо общения с вами у нее есть и другие занятия?»
Примеры работы с парами.
«Когда в голосе вашего мужа звучит
недовольство, объясняете это тем,
что он злится именно на вас. А в чем еще
может быть причина?»
«Ваш партнер говорит, что он имел в виду нечто весьма отличное от того, что услышали вы. Может быть, вам стоит послушать то, что он скажет, немного с иной точки зрения?»
Примеры работы с семьей.
«То, что ваш сын переезжает жить на другое место, вы объясняете его нежеланием быть с семьей. Но что вы чувствуете, услышав от него, что он любит свою семью, но хочет быть самостоятельным».
«Я просто не представляю, как можно быть "плохой матерью" и одновременно так переживать из-за школьной неуспеваемости сына?»
Изменение укоренившихся убеждений и ожиданий
Примеры индивидуальной работы.
«Это правда, что вы все время должны быть этаким паинькой? Ведь бывают же случаи, когда лучше быть кем угодно, только не паинькой?»
« После того как вы рассказали обо всех имеющихся ресурсах, неуж-то нет ничего, что утешило бы вас в трудную минуту?»
Примеры работы с парами.
«Теперь, когда вы понимаете, что ваши ожидания относительно вашей супруги были попросту нереальны, не считаете ли вы разумным отказаться от них?»
«Вы и вправду думаете, что расскажи вы жене о том, что сейчас происходит с вами, она тут же отвернется от вас?»
Информация о работе Концепция движения Сатир в рамках семейной психотерапии