Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 11:16, курсовая работа
Тема семейных взаимоотношений в наше проблемное время приобретает особую актуальность. Любая семья приходит ряд кризисных периодов. В частности, после окончания медового месяца, появление первенца, уход взрослых детей из семьи, прекращение работы в пожилом возрасте. И каждый период требует тонкой психологической перестройки. Основной причиной семейных конфликтов является угасание интереса друг к другу. Дело в том, что в период ухаживания человек хочет казаться лучше. Дарит букеты, конфеты и говорит приятные вещи. Когда наступает рутинная жизнь, да еще и с новыми обязанностями, начинают проявляться негативные черты характера.
Введение ……………………………………………………………….3
Глава 1.Теоритический анализ проблемы семейных отношений……………………………………………………………...5
1§ Семья как малая группа……………………………………………5
2§ Особенности формирование и развитие семейных отношений……………………………………………………………..17
3§ Проблема совместимости семейных отношений………………..22
Глава 2 Эмпирическое изучение семейных отношений и методов их психотерапии и коррекции…………………………………………...27
2.1 Диагностика семейных отношений……………………………...27
2.2 Рассмотрение результатов опросника удовлетворенности браком………………………………………………………………….27
2.3 Обработка результатов темперамента…………………………...29
Выводы………………………………………………………………...34
Заключение……………………………………………………………35
Список литературы…………………………………………………...37
Содержание.
Введение ……………………………………………………………….3
Глава 1.Теоритический анализ проблемы семейных отношений………………………………………………………
1§ Семья как малая группа……………………………………………5
2§ Особенности формирование и развитие семейных отношений………………………………………………………
3§ Проблема совместимости семейных отношений………………..22
Глава 2 Эмпирическое изучение семейных отношений и методов их психотерапии и коррекции…………………………………………...27
2.1 Диагностика семейных отношений……………………………...27
2.2 Рассмотрение результатов опросника удовлетворенности браком………………………………………………………………
2.3 Обработка результатов темперамента…………………………...29
Выводы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы………………………………………………….
Актуальность проблемы
Тема семейных взаимоотношений в наше проблемное время приобретает особую актуальность. Любая семья приходит ряд кризисных периодов. В частности, после окончания медового месяца, появление первенца, уход взрослых детей из семьи, прекращение работы в пожилом возрасте. И каждый период требует тонкой психологической перестройки. Основной причиной семейных конфликтов является угасание интереса друг к другу. Дело в том, что в период ухаживания человек хочет казаться лучше. Дарит букеты, конфеты и говорит приятные вещи. Когда наступает рутинная жизнь, да еще и с новыми обязанностями, начинают проявляться негативные черты характера.
Семейные отношения редко бывают безоблачными. Причем в каждый период жизни они имеют свою специфику. В беспечный, туманящий сознание все кажется радужным, простым и достижимым. С рождением ребенка жизнь усложняется. Появляются новые обременительные обязанности, а с ними претензии и упреки. Семья как ячейка общества является основным составляющим элементом социума. Семья – это первая организация, в которой формируется человек и учиться подчиняться общим правилам и законам, а тем самым становится социальным существом. Таким образом, семья представляет собой модель общества в миниатюре. В ней действуют все те же механизмы регулирования взаимоотношений, как и в государстве. От того, какие семьи будут в нашем обществе зависит благополучие развития страны.
Проблемы семьи и семейных отношений во все времена волновали умы многих ученых. Однажды Вольтер сказал: «Брак – самое дорогое сокровище людей, когда согласие душ и сердец, чувств, вкусов и характеров стягивает его узы, созданные природой, связанные любовью и облагороженные честью…»
Цель исследования – изучить методы психотерапии и коррекции семейных отношений.
Объект исследования – семейные отношения.
Предмет исследования – отношение населения к проблемам семьи и семейных отношений.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретическую сторону вопроса семейных отношений;
- изучить методы психотерапии семейных отношений.
Глава 1. Теоритический анализ проблемы семейных отношений
1§ Семья как малая группа.
Семья — важнейший институт социализации человека, институт формирования и воспитания его. В проблематике семьи интересен сугубо психологический аспект. Корни психологических отношений глубоко уходят в объективную необходимость совместной жизни в семье, где человек представляет собой особый, неповторимый психологический мир. Это сложнейшая сфера существования различных психологических миров личностей, преодоления психологических противоречий между супругами, между родителями и детьми, формирования и развития разнообразных чувств, установок, психологической совместимости, психологического климата — «погоды в доме». (с.67,3)
Существует много психологических типов отношений между детьми и родителями, между супругами, между детьми, что в значительной мере определяется психологическим типом семьи, исходя из ведущих приоритетов, принятых в ней.
Традиционная семья:
Цели: вписаться в общество, «быть как все», продолжить род, добиться стабильности.
Характеристика: неосознанность, привязанность к быту, отсутствие развития, творчества, свободы, чувство собственности.
Подтипы традиционной семьи: автономная, домостроевская, с ритуальным равноправием, жена — глава семьи.
Зависимая семья:
Цели: удовлетворение психологических потребностей, увеличение эмоциональной наполненности, избегание страха одиночества, ответственности.
Характеристика: неосознанность, иллюзия «любви», привязанность к быту, отсутствие развития, наличие комплексов, всевозможные зависимости, привязанности, нездоровая потребность друг в друге.
Подтипы зависимой семьи: тиран-жертва, жертва-спасатель, мать-сын против отца-дочери, отец-дочь против матери-сына, отец-сын против матери-дочери, мать-дочь против отца-сына, дети против родителей, родители: против детей, убегалки -догонялки, борьба за власть, садисты - мазохисты, семья с общей проблемой.
Партнерская семья и Договорная партнерская семья:
Цели: ориентация на саморазвитие, самореализация через семью, помощь в развитии партнеру.
Характеристика: каждый берет ответственность на себя, выращивание семьи как процесс, работа над отношениями, стремление к открытости, осознанность, творчество, гибкость, уникальность, открытость, стремление договориться обо всем (об отношениях, о свободе, о ревности), постоянная корректировка договора.
Дисгармонические психологические типы семей:
«Внешне спокойная семья». В такой семье события протекают гладко, со стороны может показаться, что отношения ее членов упорядочены и согласованы. Однако муж и жена испытывают чувства неудовлетворенности, скуки. Их жизнь сопровождается ощущениями зря потраченных лет. Они мало разговаривают друг с другом, с повышенным педантизмом выполняют супружеские обязанности. Можно говорить о преобладании в таких семьях чувства ответственности над спонтанностью и искренностью отношений. За внешне благополучным фасадом скрываются длительно и сильно подавляемые негативные чувства друг к другу. Сдерживание эмоций нередко губительно отражается на самочувствии. Супруги подвержены устойчивым нарушениям настроения Вулканическая семья». В этой семье отношения изменчивы и открыты. Супруги постоянно выясняют отношения, часто расходятся и вновь сходятся, скандалят, ссорятся с тем, чтобы вскоре нежно любить друг друга и признаваться в любви до конца жизни, опять относиться друг к другу искренне и самозабвенно.
В такой семье спонтанность и эмоциональная непосредственность доминируют над чувством ответственности. Может показаться, что этот тип семьи «здоровее», однако это не совсем так. Проявление злости, безусловно, ослабляет ситуативное напряжение («выпускание пара»), но далеко не всегда приносит истинное облегчение. Обычно супруг, проявивший излишне сильные негативные чувства, стыдится своего поступка, чувствует себя виноватым, боится оказаться в смешном положении, боится осуждения. Все это способствует накоплению негативных переживаний и росту напряжения.
Когда отношения в семье строятся на основе сохранения видимой благожелательности, призванной скрыть непримиримые противоречия и взаимно негативные чувства, ребенок становится беспомощным. Он испытывает значительные эмоциональные перегрузки, как позитивные, так и негативные. Специфическая эмоциональная атмосфера семьи оказывает постоянное психотравмирующее воздействие на личность ребенка. Вместе с тем он чувствует опасность, но не понимает ее источника. Он живет в постоянном напряжении, которое не в силах ослабить. Ссоры между родителями приобретают в глазах ребенка катастрофические размеры. Это для него подлинная трагедия, угрожающая основам стабильности детского мира. Особенно это важно для ребенка в возрасте от одного года до двух с половиной лет. В этот период у него прочнейшая связь с родителями. Неблагополучие в отношениях между родителями ребенок такого возраста не способен отделить от себя самого и глубоко, подсознательно возлагает вину за них на себя. Авторы совершенно случайно наблюдали в одной семье поразивший их факт — двухлетняя девочка Даша вдруг стала ожесточенно обеими ладошками бить себя по личику и приговаривать: «Дашу надо бить, Дашу надо бить». Впоследствии выяснилось, что ребенок видел безобразную сцену драки между родителями. Характерно при этом то, что сами родители физически девочку не наказывали. Последствия этой жуткой для двухлетней малышки психологической травмы еще долго давали себя знать в различных формах деструктивного поведения ребенка, в частности, в ее играх, носивших откровенно выраженный мазохистский характер.
«Семья-санаторий». Это тип семьи, в которой эмоциональное состояние одного из супругов выражается в повышенной тревожности за судьбу, жизнь или здоровье другого члена семьи, которым может быть супруг, кто-либо из детей или других взрослых. Эта повышенная тревожность компенсируется повышенными же требованиями любви или заботы. В результате создается специфическая ограниченность, барьер новому опыту. В этот узкий круг отношений постепенно втягиваются все члены семьи. Поведение супругов принимает вид «курорта», «санатория» для одного из них. Усилия семьи затрачиваются на своеобразное коллективное самоограничение: для одного из членов семьи обязанности ограничиваются, для других же членов они, естественно, увеличиваются. Близкие понуждаются к проявлению все большего и большего внимания к объекту заботы. Все члены семьи постепенно объединяются этой особой заботой о нем, оставаясь при этом обделенными ею сами.
Обычно такая модель способствует появлению своего рода семейных культов, например, культ здоровья отца в многодетной семье с одним кормильцем, культ работы отца или матери, культ здоровья больного ребенка и т.п. Если объектом «культа» оказывается ребенок, особенно в ситуации неадекватности, то сплошь и рядом это состояние сильно тяготит его, у него формируются протестные модели поведения, вплоть до попыток раннего (или скорейшего) ухода от семьи.
Независимо от того, для кого семья превращается в «санаторий» (для одного из родителей или для одного из детей), остальные члены семьи, особенно дети, ощущают дефицит семейного тепла, любви, заботы. Зато возрастает объем домашней работы, ограничиваются свободные и спонтанные формы досуга, проявления радости. Физическая и нервная перегрузка, тревожность и эмоциональная зависимость проявляются в повышенной раздражительности, в невротических срывах, в формировании различных фобических состояний (страхов).
Семья только внешне кажется солидарной. В глубина же ее кроется тревожная зависимость одного из партнеров. В результате супружеский союз становится не свободно содружественным, а симбиотически зависимым.
«Семья-крепость». В основе таких семейных союзов лежат усвоенные представления об угрозе, агрессивности и о жестокости окружающего мира, о всеобщем зле и людях как носителях этого зла. Нередко такие представления подкрепляются осознанием необходимости выводить негативные эмоции, возникающие в семье, за ее пределы. Предполагается, что взаимно враждебные импульсы переносятся на внешний мир в целом в интересах поддержания стабильности семьи. Заботясь о своем микромире, супруги осыпают окружающих их людей различными упреками, которые они сознательно или бессознательно хотели бы направить друг на друга, или, что тоже достаточно часто, на самих себя. В таких семьях создаются отношения якобы полного взаимопонимания, во время как свои внутренние проблемы супруги переводят вовне. В них господствуют довольно странные односторонние представления, переоценки фактов и обстоятельств. Постепенно возникает приверженность к тем или иным идеям, коллективное стремление к реализации целей внутри семьи. У супругов возникает ярко выраженное «мы-чувство». Они как бы психологически вооружаются против всего мира. Вся семейная жизнь жестко регламентируется и подчиняется определенным целям. Закостенелая фиксация определенных семейных ролей создает видимость внутрисемейной солидарности и содружества.
За подобным поведением часто скрывается отсутствие подлинных психологических тенденций, реально и естественно скрепляющих семью. Нередко избранная супругами «круговая оборона» оказывается на самом деле бессознательным или сознательным камуфляжем душевной пустоты или нарушения сексуальных отношений. Эмоциональная атмосфера внутри семьи лишена естественной теплоты и непосредственности. Часто в таких семьях наблюдается безоговорочное доминирование одного из супругов и зависимое, пассивное положение другого. Отношение к детям в такой семье также жестко регламентируется. Оно нередко лишено эмоциональной открытости и искренности. Любовь к ребенку часто приобретает условный характер, т.е. ребенка любят только тогда, когда он соответствует родительским требованиям. Это обычно сочетается с возрастанием собственнического компонента в эмоциональной привязанности родителей. Воспитание приобретает черты некоей заданности, подчеркнутой правильности, излишней принципиальности. В результате это приводит к неуверенности ребенка в себе, безынициативности. Нередко у него усиливаются протестные реакции, провоцируются упрямство и негативизм. Зачастую внимание ребенка фиксируется на его внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности в общении со сверстниками.
«Семья-крепость» ставит ребенка в противоречивую позицию, ситуацию внутреннего конфликта, вызванного рассогласованием между требованиями родителей, окружением и его собственным опытом. Происходит перенапряжение нервной системы ребенка, создается повышенный риск невротических заболеваний.
«Демонстративная семья, семья-театр». Это семьи, стабильность в которых удерживается демонстрацией специфического «театрализованного образа жизни». Иногда члены семьи разыгрывают друг перед другом спектаю1ь, иногда вся семья формируется в один ансамбль, который что-то говорит, что-то делает, что-то выражает эмоционально. При всем этом совсем неважно, что в действительности стоит за тем или иным поведением. Как правило, в таких семьях один из супругов испытывает острую и неудовлетворенную потребность в признании, в постоянном внимании, поощрении, любовании. Практически постоянно он испытывает дефицит любви.
«Семейный театр» призван сохранять' видимость благополучия и поддерживать необходимую близкую дистанцию. В общении с детьми запреты и разрешения быстро декларируются и столь же быстро забываются. Демонстрируемые посторонним любовь и забота о ребенке не спасают от остро ощущаемого детьми чувства, что родителям не до них, что выполнение ими своих родительских обязанностей — формальная необходимость.
Часто в «семейном театре» контакт с ребенком, внимание к его жизни заменяются материальными благами. Родители приобретают детям много игрушек, специальное оборудование для занятий. Воспитание передоверяется детскому саду, школе, другим общественным организациям. Детям дается «модное» воспитание. Они посещают всевозможные кружки, занимаются языками, музыкой. В «театрализованном образе жизни» семьи часто возникает особое отношение к ребенку, связанное со стремлением скрыть его недостатки и несовершенства, прикрыть трудности демонстрацией мнимых достоинств и достижений. Все это приводит к ослаблению самоконтроля, потере внутренней дисциплины. Отсутствие подлинной близости с родителями формирует эгоистическую направленность личности.
Информация о работе Методы психотерапии и коррекции семейных отношений