Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 11:16, курсовая работа
Тема семейных взаимоотношений в наше проблемное время приобретает особую актуальность. Любая семья приходит ряд кризисных периодов. В частности, после окончания медового месяца, появление первенца, уход взрослых детей из семьи, прекращение работы в пожилом возрасте. И каждый период требует тонкой психологической перестройки. Основной причиной семейных конфликтов является угасание интереса друг к другу. Дело в том, что в период ухаживания человек хочет казаться лучше. Дарит букеты, конфеты и говорит приятные вещи. Когда наступает рутинная жизнь, да еще и с новыми обязанностями, начинают проявляться негативные черты характера.
Введение ……………………………………………………………….3
Глава 1.Теоритический анализ проблемы семейных отношений……………………………………………………………...5
1§ Семья как малая группа……………………………………………5
2§ Особенности формирование и развитие семейных отношений……………………………………………………………..17
3§ Проблема совместимости семейных отношений………………..22
Глава 2 Эмпирическое изучение семейных отношений и методов их психотерапии и коррекции…………………………………………...27
2.1 Диагностика семейных отношений……………………………...27
2.2 Рассмотрение результатов опросника удовлетворенности браком………………………………………………………………….27
2.3 Обработка результатов темперамента…………………………...29
Выводы………………………………………………………………...34
Заключение……………………………………………………………35
Список литературы…………………………………………………...37
«Семья-третий лишний». Эта семья возникает в тех случаях, когда личностные особенности супругов и стиль их взаимоотношений представляют для них особую значимость, родительство бессознательно воспринимается как помеха супружескому счастью. Это обычно происходит при психологической незрелости одного или обоих родителей, при неподготовленности их к выполнению родительских функций. Тогда формируется стиль отношений с ребенком по типу скрытого неприятия. Нам в нашей практике семейного консультирования нередко встречались семьи, которые имели даже несколько детей и тем не менее эмоционально преувеличенно значимыми для них оставшись только супружеские отношения. Не так уж редки для таких семей случаи соперничества между молодой еще матерью и подрастающей дочерью, бессознательная борьба и конкуренция за любовь и привязанность достаточно молодого отца.
В таких семьях часто родители склонны внушать детям чувство неполноценности, внимание детей непрерывно фиксируется только на недостатках и несовершенствах. Это приводит к формированию у ребенка неуверенности в себе, безынициативности, фиксации на слабостях, к пониженной самооценке. Детям, растущим в таких семьях, свойственны мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости от родителей и подчиненности им. Возрастающая зависимость детей тяготит родителей, что провоцирует усиление у них скрытого отвержения своих детей.
«Семья с кумиром». Этот тип семьи напоминает тип «семья-санаторий». Только здесь доминирует не тревога одного из родителей по поводу другого родителя или ребенка, а гиперопека самого ребенка, отнюдь не страдающего недостатком здоровья. Эта гиперопека возникает как защитная реакция или компенсация того недостаточного внимания, которые хотят уделять друг другу родители. Отношения между членами семьи приводят к созданию «семейного кумира», когда воспитание ребенка — единственное, что скрепляет супружеские отношения, когда забота о ребенке превращается в единственную силу, способную удержать родителей друг с другом. Родители с преувеличенным вниманием относятся к ребенку, переносят на него свои собственные нереализованные чувства. Сам ребенок оказывается объектом завышенных ожиданий родителей. Многие его поступки воспринимаются без должной критики, малейшие прихоти немедленно удовлетворяются. Преувеличиваются реальные и мнимые достоинства, как и любое, даже самое незначительное недомогание ребенка. Он воспитывается в изнеженности, заласканное, при всеобщем восхищении и умилении. Ребенок растет несамостоятельным, неактивным. Желание родителей уберечь ребенка от жизненных трудностей приводит к безусловному ограничению его самостоятельности. Родители бессознательно стремятся замедлить взросление ребенка. Вместе с тем, ребенок, физиологически взрослея, объективно испытывает потребность в реальных оценках, реальном позитивном опыте самостоятельности и независимости от взрослых. Сталкиваясь с действительностью во внешнем мире, где он не получает привычных и желаемых высоких оценок, подросток оказывается в выражен но тйк уж редки для таких семей случаи соперничества между молодой еще матерью и подрастающей дочерью, бессознательная борьба и конкуренция за любовь и привязанность достаточно молодого отца. В таких семьях часто родители склонны внушать детям чувство неполноценности, внимание детей непрерывно фиксируется только на недостатках и несовершенствах. Это приводит к формированию у ребенка неуверенности в себе, безынициативности, фиксации на слабостях, к пониженной самооценке. Детям, растущим в таких семьях, свойственны мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости от родителей и подчиненности им. Возрастающая зависимость детей тяготит родителей, что провоцирует усиление у них скрытого отвержения своих детей.
«Семья-маскарад». Несогласованность жизненных целей и планов супругов порождает тип семьи, которой можно дать метафорическое название «маскарад». «Служа разным богам», родители ставят ребенка в ситуацию различных требований и несогласованных оценок. Воспитание становится непоследовательным, мир для ребенка -массой неразрешимых противоречий. Мелькание «масок» повышает чувство тревожности. Несогласованность действий родителей, их очевидная противоречивость и нездоровая конкуренция, например, неадекватно высокая требовательность отца и как противодействие ей гиперопека и всепрощение матери, порождают растерянность ребенка, зачатки расщепления его личности. Завышенные притязания при недостаточной способности к волевым усилиям способствуют возникновению внутреннего конфликта и застойных очагов нервного перевозбуждения.
«Гармоничная семья». Таковой принято считать семью, представляющую собой открытую систему, где есть хорошие условия для творческого роста и личностного развития всех ее членов. «Открытый брак» дает возможность сочетания теплого эмоционального отношения родителей к детям на основе постоянного созидания в ребенке уверенности в родительской любви с четко определенными правилами поведения. При таких отношениях достигается наиболее полное принятие ребенка, сохраняется глубокий контакт взрослых и детей. Для гармонизации отношений в семье необходимы совместные осознанные усилия. Если один партнер меняется, это должно сопровождаться соответствующими изменениями у другого партнера, чтобы отношения сохранили стабильность и целостность.(с.167-194,10)
2§ Особенности формирования и развития семейных отношений
Этот процесс достаточно сложен. Он осуществляется по своим собственным законам у каждой этнической общности и разбивается на ряд последовательных этапов, включающих:
1) первичное знакомство с семейной жизнью, ее психологией и формирование общих представлений о ней, особенно если вступающие в брак являются представителями разных этнических общностей;
2) формирование взглядов на свою семью как многонациональную;
3) реализацию собственных представлений о многонациональной семье в браке;
4) накопление опыта семейной жизни в рамках многонациональной среды;
5) дальнейшее совершенствование семейных отношений в процессе закрепления супружеских уз.
При этом первостепенное значение получают динамика развития супружеских отношений и их национальная специфика.
На первом этапе формирования супружеских отношений обычно происходит присущая для каждой этнической общности социально-ролевая и межличностная адаптация к условиям семейной жизни. Это время первоначального вхождения в духовный мир друг друга, взаимного привыкания, распределения социальных ролей, а также устройства быта и организации досуга.
Если супруги являются представителями разных народов, часто не все складывается гладко, на их пути встречается большое количество трудностей, которые нужно преодолеть, не затронув национальное достоинство каждого. Это самый трудный и опасный период с точки зрения стабильности брака, когда даже малые размолвки, тем более окрашенные этнической спецификой, могут оттолкнуть людей друг от друга. Правда, существует достаточно серьезный фактор, обеспечивающий стабилизацию супружеских отношений, — любовь, которая скрашивает обиды и сметает препятствия на своем пути.
На втором этапе формирования супружеских отношений, начинающемся после появления ребенка, происходит значительная перестройка во взаимоотношениях супругов, связанная с изменением в ролевой структуре, появлением родительских обязанностей, перераспределением материальных средств и бюджета времени. На этом этапе нет еще единства интересов, не сложилось окончательное взаимопонимание между супругами и все еще много серьезных проблем. Однако уже в это время появляется основа для преодоления всяческих, в том числе и национально специфических, размолвок, закладываются предпосылки для общего, интернационального отношения супругов к себе и другим людям, правильной оценки этнических «недостатков» и недоразумений, если они имеют место.
Самое главное, что супруги вынуждены серьезно задумываться над интернациональными принципами воспитания в семье, связанными не только с рождением ребенка, но и с развитием его самосознания, с перспективами его будущей культурной адаптации в окружающем полиэтническом мире.
Большое значение здесь имеет и новое распределение обязанностей по дому между супругами разных национальностей. Например, во многих семьях жителей Северного Кавказа только после рождения ребенка отец начинает уделять больше внимания работе по дому, помощи жене. До того это, как правило, не наблюдается в силу специфики национальных традиций.
Специальные психологические исследования показывают, что молодые люди разных национальностей, полюбив друг друга и намереваясь вступить в брак, не задумываются всерьез над возможными трудностями совместной жизни (в том числе межнациональными), которые их ожидают.
Столкнувшись на втором и третьем этапах становления своей семьи с трудностями, они по-разному их преодолевают. Меньше проблем, как правило, испытывают те молодые люди, которые сильнее любят друг друга и которые до свадьбы жили в районах смежного проживания представителей разных национальностей.
Третий этап характеризуется тенденцией к устойчивости и стабильности супружеских отношений в ряде основных сфер жизнедеятельности семьи. Полностью распределяются социальные роли, и они перестают быть источником разногласий. Окончательно выявляется лидер в каждой из функций семьи, если он ранее не был определен в соответствии с национальными традициями. Или же значительно сглаживаются противоречия, возникавшие ранее на этой почве.
Однако этот период сложен из-за проблем, связанных с воспитанием детей. У представителей некоторых этнических общностей это усугубляется известным дефицитом общения отцов с детьми, у других, наоборот, упрощается в силу национальных традиций активного участия главы семьи в формировании внутреннего мира своих детей, а также их воспитании в целом. В любом случае, если супруги являются представителями разных этнических общностей, совместное участие в воспитании детей способствует укреплению их взаимоотношений и сглаживанию различий в этнических традициях.
В этот же период возникает и еще одна проблема, имеющая принципиальное значение. Родители начинают более глубоко понимать и реализовывать в воспитании своего ребенка традиции обоих национальных общностей, к которым они принадлежат. В этой связи и они сами значительно глубже осмысливают необходимость интернационального подхода к психическому развитию и поведению своего ребенка, стремятся воспитать у него одинаковое отношение к тем нациям, к которым принадлежат отец и мать.
Четвертый этап характеризуется гораздо большей стабильностью сложившихся взаимоотношений в основных сферах жизни разноэтнической семьи. Происходит полная интернационализация внутрисемейных отношений. Подрастающие дети не только эффективно влияют на выполнение обязанностей супругами, но и оказывают корректирующее воздействие на их поведение. Для супругов возрастает значимость самооценки своих поступков, решений, мотивов действий, так как дети подмечают всевозможные нюансы во взаимоотношениях родителей, видят фальшь или двусмысленность в их взаимных реакциях на события внутрисемейной жизни.
В то же время в рассматриваемый период у супругов появляется больше времени для самих себя, повышения своего культурного, интеллектуального уровня, налаживания интимных отношений. С другой стороны, на этом этапе приходит черед для активного осмысления ими своего индивидуального опыта налаживания межэтнических отношений, понимания внутреннего мира самого близкого тебе человека, его этнических особенностей.
Пятый этап связан со окончательной стабилизацией супружеских отношений во всех сферах жизнедеятельности семьи. У супругов устанавливается близость, а часто и полное единство взглядов по значительному числу проблем. Взрослые дети вносят в нравственно-психологическую атмосферу семьи элементы демократизма, обязательности, осмысленности действий, взвешенных решений. Чаще в поступках супругов имеют место взаимопонимание, взаимопомощь, взаимодоверие и терпимость. В этот период практически не возникают конфликты на межнациональной почве, супруги полностью адаптированы к национальным традициям и особенностям друг друга.
Опыт исследования национальной специфики семейных отношений в то же время показывает, что психологическими предпосылками их стабилизации выступают осуществляемые как в государственном, так и в семейном масштабе пропаганда и разъяснение необходимости понимания и соблюдения национальных традиций каждого из супругов, учета психологических особенностей представителей различных наций, борьба с попытками принижения их достоинства и национального самосознания.(с. 71-97, 7)
3§ Проблема совместимости семейных отношений
Совместимость людей - сложное явление, имеющее несколько разновидностей (уровней). Это прежде всего идейно-нравственная общность и социально-психологическая совместимость. Они проявляются при совпадении, подобии жизненной позиции, основных ценностных ориентаций, взглядов на окружающий мир и свое место в нем. Психологическая совместимость предполагает взаимодействие характеров, личностных особенностей темперамента. Последние две разновидности совместимости объединяют в один вид. Супружеские отношения включают в себя все виды совместимости.
Идейно – нравственная общность людей. Мы достаточно много знаем о том значении, которое имеет для благоприятного психологического климата семьи совпадении взглядов супругов на содержание основных ценностей, их нравственных и т. п. Следует отметить, что несовпадение по содержанию этих основных ценностей в семьях встречается не так часто. Чаще всего совместимость (или, наоборот несовместимость) проявляется в оценке этих ценностей, их иерархии. Что является главным, что второстепенным в жизни семьи в целом и каждого ее члена в частности , что хорошо, приемлемо, что не приемлемо и т.п. Наиболее распространенный является расхождение мнений, оно возникает при оценке ценностей «работа» и «семья».
Так, мода и модные вещи, престижность – все это может вызывать разногласия в тех случаях, когда в семье существуют разные взгляды на эти явления.
Как правило, при несовпадении ценностных ориентаций несогласие между супругами или в семье возникает чаще всего по незначительным поводам. Обсуждение кинофильма, прочитанной книги, оценки поведения знакомых – все эти невинные ситуации вдруг могут выявить серьезное разногласие в оценке жизненных позиций.
Огромный ущерб нравственно- психологическому климату семьи наносит пьянство. Постепенная деградация личности, сведение интересов к удовлетворению примитивной потребности в употреблении алкоголя, потребительское отношение к членам семьи, постоянные ссоры, скандалы – таковы лишь некоторые последствия этого уродливого явления, которое подтачивает основы жизни семьи, разрушает семейное счастье.
Еще одним случаем проявления совместимости (или несовместимости) этого вида является различная степень совпадения взглядов на способы достижения тех или иных целей: какие способы считать приемлемыми, достойными, какие – нет. Очень ярко несовпадение таких взглядов описано в повести Ю. Трифонова «Обмен». Жена главного героя использует для достижение целей, идущих в общем то на благо семьи, такие средства, которые вызывают неприятные их с мужа и его родственников – матери, сестры. Несовместимость в данном случае – скрытая, внешне все обстоит благополучно, но всем плохо, неуютно в данной семье, хотя эти средства и не выходят за рамки норм морали. Умение с «кем-то» договорится, что - то пообещать, завязать «нужные» знакомства, способность «достать» дефицитные товары – все это те самые «средства», по поводу которых может возникнуть в семье стойкое несогласие, несовместимость.
Информация о работе Методы психотерапии и коррекции семейных отношений