Концепция движения Сатир в рамках семейной психотерапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 06:07, реферат

Краткое описание

Вирджиния Сатир внесла большой вклад в развитие психотерапии: она стояла у истоков семейной психотерапии, оказала сильнейшее влияние на сам психотерапевтический процесс, привнеся сюда новые техники, и способствовала установлению мира на Земле, используя в масштабе международных отношений психотерапевтические техники для работы в семье.

Оглавление

§1. Концепция Вирджинии Сатир

2
Положение 1: Влияние родительской семьи на человека

2
Положение 2: Семья как система

3
Положение 3: Низкая самооценка

5
Положение 4: Потенциал целостной личности

6
Положение 5: Процессуальный подход

7
Положение 6: Процесс изменений

12
§ 2. Психотерапевтический процесс по методике Сатир

14
1. Начальная стадия

15
2. Промежуточная стадия

17
3. Заключительная стадия

22
Литература

26

Файлы: 1 файл

Вирджиния Сатир.doc

— 291.00 Кб (Скачать)

Примеры работы с семьей.

«Когда вы смотрите на сына, вы и  вправду верите, что он копия  вашего брата, причинившего вам немало страданий?»

«Ваша семья, как мне  кажется, имеет немало достоинств. И мне непонятно, неужели вы и вправду считаете, что если вы будете настаивать на строгом медицинском контроле за вашей бабушкой, произойдет нечто ужасное?»

 

 

Обучение новым способам поведения

 

Подвергнув пересмотру дезадаптивные  паттерны, Сатир обучала своих  клиентов новым, более эффективным способам  поведения, раскрывая перед ними до сих пор неиспользованные возможности. Ниже описаны психотерапевтичекие методы, которые применяла Сатир, чтобы достичь таких  результатов.          

Моделирование конгруэнтного  общения

 

Здесь Сатир сама выступала как  модель, стараясь дать образец конгруэнтного  поведения, для чего ей приходилось быть  искренней, внимательной к каждому, правдивой и открытой в общении с клиентами.

Примеры индивидуальной работы.

«Знаешь, Майра, у меня такое чувство, что ты чего-то  не договариваешь. Не чувствуешь ли ты нечто такое, о чем  тебе неудобно говорить?»

«Я ведь вижу, Фрэнк, что тебе нелегко говорить о своей боли».

Примеры работы с парами.

«Как я понимаю, ваши тайные взаимные обиды очень  пагубно отражаются на ваших отношениях».

«Итак, давайте говорить начистоту. Каких изменений  во взаимоотношениях ждет каждый из вас?»

Примеры работы с семьей.

«Я поняла, что пьянство вашей  мамы — настоящая беда для всей семьи. Это так?»

«Я уверена, что хотя ваш папа и живёт отдельно, вы все ощущаете его присутствие».

Уточнение

 

Сатир просила своих клиентов быть точными в выражениях, четко излагать свое мнение, приводить наглядные и ясные примеры и т. д.

Примеры индивидуальной работы.

«Вы говорите, что, просто не можете себе представить, чтобы куда-то пойти. Вы не могли бы выразиться пояснее, что вы имеете в виду под "куда-то пойти"?»

«Успех дал вам новые силы. А что конкретно вы делаете, что доставляет вам такое удовольствие?»

     Примеры работы с  парами.               

 «Вы говорите, что хотели бы, чтобы муж принимал большее участие в ваших делах. Что такое, по-вашему, "принимать большее участие"?»

«Вам не нравится, как ваша жена смотрит на вас. Расскажите, что вы видите в ее взгляде».

Примеры работы с семьей.

«Так значит, вы недовольны поведением своих детей. Скажите, а что именно в их поведении так расстраивает вас?»

«Какой именно помощи в учебе вы ждете от мужа?»

Придание направления  ходу беседы

 

Сатир стимулировала беседу между  людьми, незаметно задавая ее направление, с тем, чтобы обучить их гармоничному взаимодействию друг с другом. Ее роль заключалась в том, чтобы помочь клиентам сломить прежние стереотипы и попытаться выразить себя.

Ослабление взаимных обвинений

 

Незаметно направлять диалог, где  обе стороны стараются обвинить друг друга, — задача не из легких для психотерапевта. Первое, что старалась сделать в этом случае Сатир, — это сместить фокус с личности обвиняемого. Требовалась большая изобретательность, чтобы найти, куда сдвинуть этот фокус. Иногда Сатир для этой цели углублялась в личную историю или начинала внимательно изучать факты, в другой раз она просила дать описание поведения партнера или же смещала фокус на процесс.

 

Резюме

На промежуточной стадии психотерапии Сатир использовала ряд навыков для того, чтобы подтолкнуть человека к изменениям. Сатир начинала с «заключения договора» и смещения фокуса на личность клиента, с помощью чего она вовлекала человека в психотерапевтический процесс. Затем начинался основной этап, ради которого и проводилась, собственно, психотерапия, а именно: пересмотр дезадаптивных поведенческих паттернов с последующим обучением человека новым формам поведения и выработкой новых установок.

В индивидуальной психотерапии пересмотр  дезадаптивных поведенческих паттернов означал работу на нескольких уровнях «я»: восприятие, ожидания, убеждения. При работе с парами пересмотр дезадаптивных поведенческих паттернов значил пересмотр сложившихся способов взаимодействия.

После того, как Сатир удавалось  пересмотреть дезадаптивные поведенческие  паттерны на внутриличностном уровне либо на уровне взаимодействия в семье, Сатир старалась обучить своих клиентов новым способам поведения путем таких видов психотерапевтического вмешательства, как моделирование, придание направления ходу беседы, устранение взаимных обвинений, специализация, «скульптурирование», а  также использование воображения.

 

 

 

 

 

3.  Заключительная стадия

     В рамках заключительной стадии психотерапии Сатир ставила перед собой задачу закрепить наработанные изменения. Для этого она шаг за шагом подводила людей к опробованию новых способов поведения. Порой это напоминало тренировку, в другой раз Сатир избирала метод предварительной репетиции в воображении.

Слова, употребляемые Сатир в  ходе психотерапии, и тон, которым  она их произносила, нередко помогали ей прочней закрепить полученные изменения. Иногда, выбрав нужные слова и тон голоса, она актуализировала внутренний потенциал человека, его способности. Порой же Сатир видела необходимость еще раз подчеркнуть положительный результат изменений, сосредоточивая на них внимание клиента.

Последнее, что служило в психотерапии Сатир средством закрепления нового, — это «установка якоря» с помощью вопроса о том, как чувствует себя человек после произошедших с ним перемен.

Проверка на практике
Тренировка

Чтобы помочь человеку свыкнуться со своим новым способом реагирования, Сатир проводила интенсивную тренировку «обкатывая» еще непривычное для человека поведение.

Примеры индивидуальной работы.

«Давате, теперь вы поведаете свои мечты отцу, как только что поведали мне. Просто представьте, что он сейчас рядом с вами, и пусть слова  сами льются из ваших уст».

«Я рада, что вы отважились рассказать мне об одном из ваших желаний. А теперь попробуйте закрепить этот новый навык, рассказав мне о каком-то другом желании».

Примеры работы с парами. 

 «Тони, повернитесь к Сьюзан  и скажите ей то, что сейчас  говорили мне».                                «Тайрон, почему бы вам не попробовать чуть побольше рассказать вашей жене о том, как вы цените ее».

Примеры работы с семьей.

«Я вижу, что все вы в семье  поняли, как можно разговаривать  друг с другом начистоту, так давайте обсудим в каком же духе и вопрос власти и главенства в вашей семье. Начнем с вас, Фумико. Скажите откровенно, кто, по-вашему, в семье главный?»                        

«Теперь, когда вы, родители, выразили мне большую благодарность за то, что на этой неделе ваши дети так, много сделали, не пора ли похвалить и самих детей, обратившись непосредственно к ним?»

Воображаемая репетиция

 

Нередко, чтобы закрепить новые  способы поведения, Сатир требовалась  помощь воображения. В этом случае она просила человека закрыть глаза и представить такую ситуацию, в которой он бы мог задействовать недавно усвоенные формы поведения.

Примеры индивидуальной работы.

«А не могли бы вы в следующий  раз; когда ошибетесь, просто закрыть  глаза и немного вот так, по-доброму  поговорить с собой?»

«Вы не могли бы всякий раз, когда  решаетесь на какой-то рискованный шаг, закрыть глаза и представить, как вас наполняет мужество?»

Примеры работы с парами.

«Почувствовав теперь, что вы способны быть искренними и честными друг с другом, не могли бы вы и дома иногда, закрыв глаза, мысленно представлять нашу сегодняшнюю встречу?»

«Как вы смотрите на то, чтобы в  другой раз, когда вы столкнетесь  с взаимным непониманием, просто закрыть глаза и вспомнить, как вам сегодня удалось совершенно по-новому взглянуть друг на друга?»

Примеры работы с семьей.

«Ты не можешь в следующий раз, когда  будешь разговаривать со своей тещей, буквально на секунду прикрыть глаза и мысленно сконцентрироваться?»

«А не может ли каждый в вашей  семье изредка закрывать глаза и вспоминать этот момент, когда он выходил из этой комнаты с твердым намерением быть впредь откровенным с членами семьи?»

Подчеркивание положительных  изменений

 

Сатир подчеркивала произошедшие изменения, чтобы еще лучше закрепить  их. Для этого она использовала некоторые навыки, которые описаны ниже.

Закрепление изменений

 

Иногда Сатир подмечала уже  существующее в человеке положительное  свойство, а в другой раз она  помогала человеку изменить что-нибудь в положительную сторону, всякий раз указывая на это достижение.

Примеры индивидуальной работы.

«Вы разве не догадывались, что  таким образом вы запросто можете влиять на людей?»

«Мне показалось, вы высказали свое главное желание. Это здорово, что  оно у вас есть!»

Примеры работы с парами.

«Вы понимаете, какие чудесные отношения вам только что удалось установить между собой?»

«Теперь вы знаете, что оба способны говорить друг с другом на самые  сокровенные темы».

Примеры работы с семьей.

«Думаю, что сейчас ваша семья находится  на такой высокой ступени, когда  люди уже не страшатся быть откровенными друг с другом. Надеюсь, вам это самим очевидно».

«Знаю, что вам обоим пришлось проявить немало мужества, чтобы открыто  рассказать о своих разногласиях. А вы сами понимаете, что решились на такой мужественный  поступок?»

Ободрение

 

Нередко Сатир подбадривала человека, показывая тем самым, что она  всецело поддерживает человека на его пути к  ихменениям. Она ободряла не только словом, но и дружеским пожатием руки.                                     

Примеры индивидуальной работы

 «Я так рада, что вы наконец-то  избавились от того, что мучило  вас изнутри». «Это замечательно, что вы можете мне сказать это!»

Примеры работы с парами.                     

 «Это очень хорошо, что теперь вы можете говорить об этом начистоту».

«Как прекрасно, что теперь вы смотрите совершенно иначе друг на друга!»                             

Примеры работы с семьей.                

 «Это замечательно, что ты, наконец,  можешь говорить об  этом с  родителями. Теперь им станет гораздо легче понять тебя».

«Вижу, дела в вашей семье идут на лад, я поняла это из того, как  вы теперь стали разговаривать друг с другом».

«Установка якоря»

 

Сатир незаметно закрепляла изменения, показывая человеку, сколь велики перемены, произошедшие в его восприятии, на уровне чувств, убеждений и поведения.

Примеры индивидуальной работы

 «Что вы сейчас чувствуете, рассказывая мне об этом?» «Что  вы теперь испытываете, видя, что  сделаны первые серьезные шаги на пути к заветной цели?»

Примеры работы с парами.

«Попытайтесь проникнуться этим новым для вас ощущением, которое вы испытываете, рассказывая мужу о своих чувствах».

«Что вы ощутили, когда поделились своей мечтой с женой?»

Примеры работы с семьей.

«Хоть на мгновение задержите это  чувство единения с  сыном».

« Сейчас, когда вы видите новые возможности для своей семьи, что вы чувствуете?»

 

Резюме

Сатир была убеждена, что практика должна стать завершающим этапом процесса изменений, поэтому чаще всего она вплетала ее в заключительную фазу психотерапии. И проводила она эту часть психотерапевтического процесса по-разному, иногда беря за основу диалог, в другой раз отдавая преимущество  тренировке новых способов общения или же сосредоточивалась на «воображаемой репетиция». Целью упрочения изменений Сатир использовала помимо тренировки новых способов поведения, еще и такие навыки, как закрепление изменений, ободрение и «установка якоря».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

      Лойшен Шэрон   Психологический тренинг умений. Школа Вирджинии Сатир. /  Серия  «Практикум по психотерапии».- СПб.: Питер, 2001. -  160 с.


Информация о работе Концепция движения Сатир в рамках семейной психотерапии