Концепция движения Сатир в рамках семейной психотерапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 06:07, реферат

Краткое описание

Вирджиния Сатир внесла большой вклад в развитие психотерапии: она стояла у истоков семейной психотерапии, оказала сильнейшее влияние на сам психотерапевтический процесс, привнеся сюда новые техники, и способствовала установлению мира на Земле, используя в масштабе международных отношений психотерапевтические техники для работы в семье.

Оглавление

§1. Концепция Вирджинии Сатир

2
Положение 1: Влияние родительской семьи на человека

2
Положение 2: Семья как система

3
Положение 3: Низкая самооценка

5
Положение 4: Потенциал целостной личности

6
Положение 5: Процессуальный подход

7
Положение 6: Процесс изменений

12
§ 2. Психотерапевтический процесс по методике Сатир

14
1. Начальная стадия

15
2. Промежуточная стадия

17
3. Заключительная стадия

22
Литература

26

Файлы: 1 файл

Вирджиния Сатир.doc

— 291.00 Кб (Скачать)


Тамбовский  государственный университет им. Г.Р. Державина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

 

на тему:

 

 

 

 

КОНЦЕПЦИЯ ВИРДЖИНИИ  САТИР В РАМКАХ

 СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

 

 

 

 

Студентки  факультета социологии и социальной работы 51 группы

Шельменцевой  Татьяны

 

 

 

 

Преподаватель:

Аверьянов А.И.

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов 2001 
СОДЕРЖАНИЕ

 

§1.   Концепция Вирджинии Сатир

2

           Положение 1: Влияние родительской семьи на человека

2

           Положение 2: Семья как система

3

           Положение 3: Низкая самооценка

5

           Положение 4: Потенциал целостной личности

6

           Положение 5: Процессуальный подход

7

           Положение 6: Процесс изменений

12

§ 2. Психотерапевтический процесс  по методике Сатир

14

  1. Начальная стадия

15

          2. Промежуточная стадия

17

          3.  Заключительная стадия

22

Литература

26


 

        Вирджиния  Сатир внесла большой вклад  в развитие психотерапии: она стояла у истоков семейной психотерапии, оказала сильнейшее влияние на сам психотерапевтический процесс, привнеся сюда новые техники, и способствовала установлению мира на Земле, используя в масштабе международных отношений психотерапевтические техники для работы в семье.

 

 

*  *  *

 

§1.   Концепция  Вирджинии Сатир

Отправным пунктом для своей  концепции Сатир избрала влияние  старших в семье и чувство отверженности. Все учение Сатир можно свести к шести основным идеям:

1. Семья, в которой мы выросли, во многом определяет наше поведение и установки.

2. Семья — это система, а потому она стремится к равновесию, для поддержания которого порой в ход идет навязывание ролей членам семьи, система запретов или нереальные ожидания (в этом случае потребности членов семьи вступают в конфликт друг с другом, и нарушения обеспечены).    

3. Нарушения в системе семьи порождают низкую самооценку и защитное поведение, так как человек все равно будет стремиться повысить самооценку и оберегать ее от нападок извне.

        4. В каждом человеке достаточно сил для личностного роста и здоровой активной жизни.   

        5. Всегда есть возможности для личностного роста, но  психотерапевтическую работу нужно проводить на уровне  «процессов», а не «содержания».

       6. Процесс изменений захватывает всего человека и включает несколько стадий.

           А  теперь обо всём более подробно.

 

 

Положение 1: Влияние родительской семьи на человека

 

      Семья, в которой  мы выросли, во многом определяет   наше поведение и установки.

Сатир замечала, что на протяжении многих веков семья была крайне иерархичной  по своей сути, это порождало неравенство, узурпацию власти, дисгармонию в отношениях, конформизм и сводило на нет понятие уникальности человека как личности. В системах с жесткой иерархией:

1) кто-то один захватывает всю власть и навязывает единственно правильный способ «как жить», который все обязаны брать за образец;

2) в трудный момент нужно найти человека, которого можно обвинить во всех грехах;

   3) перемены недопустимы.

        Подобная система  и в грош не ставит неповторимую  индивидуальность человека с его оттенками темперамента, талантами, интересами, мыслями, чувствами и потребностями. При таком положении дел теряется индивидуальность, потому что все члены системы, и «правитель» в том числе, должны принести частичку самобытности в жертву системе.

      Сатир указывала,  что в системах, где отношения строятся на безоговорочном доминировании одного человека и полном подчинении остальных или же когда налицо превосходство кого-то одного над другими, неизбежна узурпация власти, что может повлечь за собой нарушения системы. В этом случае совершенно не важно хорошие отношения между людьми или плохие. К примеру, отношения между мужем и женой, родителем и ребенком, врачом и пациентом, учителем и учеником могут быть вполне теплыми и, тем не менее, порождать узурпацию власти, если предполагается, что кто-то важнее всех остальных. Ребенок, делающий первые шаги в неизвестном для него мире, конечно же, слабее своих родителей, а потому он очень болезненно реагирует на то, когда другие считают его слабым. Особенно если родители просто не знают, как дать ребенку понять, что они уважают его чувства, желания и мнения.

      Жестко иерархичная  система абсолютно не считается  с индивидуальными различиями  и уникальностью человека. Члены  этой системы не вольны искренне  выражать свои чувства, но, чтобы не стать изгоями, обязаны подчиняться авторитетам.

В жестко иерархической  системе причинно-следственные связи  строго прямолинейны, у каждого события  есть только одна причина. Так, ребенок  в семье подчас становится причиной якобы всех семейных неурядиц.

      Другая отличительная черта жестко иерархичных систем — неприятие перемен. Перемены здесь недопустимы, считается, что они таят в себе скрытую угрозу и могут навлечь большие неприятности. Система опирается на постулат, что единственный путь обеспечить себе безопасность — это всячески поддерживать существующий порядок, избегая любых перемен и сопротивляясь им. А поскольку в семьях, где подрастают дети, перемены неизбежны, родители постоянно сталкиваются с необходимостью как-то реагировать на эти перемены; пугаясь же их, родители делаются все более властными и суровыми.

 

 

 

Положение 2: Семья как система

 

           Семья — это система. Как всякая система, она стремится к равновесию, ради поддержания которого навязываются роли, насаждаются запреты, появляются нереалистичные ожидания; в этом случае потребности отдельных членов семьи не удовлетворяются и, наконец, система дает сбой.

        Семья — это система, неизменно стремящаяся к равновесию и плотно держащая человека в своих тисках; впервые Сатир осознала это в 1951 г., проводя психотерапевтические сеансы с молодой женщиной, которую считали больной шизофренией. Пока сеансы проводились один на один с пациенткой, дело шло на поправку, но как только Сатир привлекла к психотерапии мать девушки, все достижения пошли прахом, то же самое случилось, когда она пригласила отца. Но по-настоящему Сатир поняла механизм внутреннего взаимодействия этой семьи лишь тогда, когда появился последний ее член — брат. Когда все были в сборе, стало очевидным, что родители возвели сына в ранг божества, в то время как дочь превратилась в «мальчика для битья».

      Опыт, полученный  Сатир при работе с этой  семьей, послужил базой для развития концепции о том, что семья — это система, новое целостное образование, а не просто сумма отдельных ее составляющих, нужды которой могут всецело подавлять нужды отдельного ее члена.

    Сатир убедилась, что  рассогласованные семейные системы поддерживают внутреннее равновесие с помощью навязанных ролей, запретов и жестких правил, непререкаемых законов и нереалистичных ожиданий.

Навязанные роли

 

Сатир изложила свою концепцию навязанных патологических ролей в книге «Психотерапия в семье» (1983), где взяла в качестве примера семью из трех человек, члены которой были разобщены и относились друг к другу с опаской и недоверием. Родители видели в ребенке лишь возможность удовлетворения своих личных потребностей, вменяя ему в обязанность быть то «своим парнем», то «союзником мамы», то «союзником папы», «курьером» или «миротворцем». В результате дети, заклейменные «скверными, больными или сумасшедшими», нередко и ведут себя соответственно. Сатир считает, что в этом случае они берут на себя роль «идентифицированного пациента» — ИП:

«В некоторых семьях ребенок  с самого рождения становится ИП, в других же семьях эта роль передается от старших детей. Возможны случаи совмещения этой должности с братом или сестрой.

1. В некоторых семьях иногда все мальчики (или девочки) один за другим или все сразу играют роль ИП.

2. В других семьях, как только ребенок достигает подросткового возраста, он становится ИП.

3. Возможен вариант, когда двое, трое и более детей принимают на себя роль ИП и выполняют ее сообща или по очереди. Или же один берет на себя часть этой роли, а другой ребенок — остальное».

        Человек, играющий роль «идентифицированного пациента», чувствует себя двояко: он одновременно бессилен и всемогущ, поскольку амплитуда этой роли довольно широка: от властителя до ничтожества. Родители, твердящие, что ребенок ведет себя «скверно, странно, ненормально», всякий раз подпитывают низкую самооценку и чувство ничтожности у ребенка. В результате потребности ИП загоняются внутрь, он не доверяет окружающим и, парадоксальная вещь, в то же время крайне чувствителен к тому, что о нем думают другие.

Запреты и жесткие правила

 

       Запреты порой  держат в тисках всю семью;  когда явно, а когда исподволь  этот незримый свод законов диктует, что надо думать, чувствовать и как поступать. В семьях с жесткой иерархией во главу угла ставятся такие постулаты: «кто-то должен быть главным», «различия губительны», «должен быть козел отпущения», «нельзя допустить перемен». К тому же свод этих неписаных законов идет рука об руку с постулатом «дурно смотреть, слушать, чувствовать, желать, спрашивать, говорить об этом». Сатир полагала, что запреты, ущемляющие самовыражение, больнее всего ударяют по самооценке и активности человека.

 «В некоторых семьях не  одобряют и всячески избегают проявлений гнева. В других семьях позволительно показывать свое раздражение в одних случаях и не позволительно в других; или же сцены ярости допускаются в общении между определенными людьми, но запрещены для остальных. Наконец, есть и такие семьи, жизнь в которых напоминает постоянно бурлящий котел. В семьях, где не принято проявлять нежность, дети относятся к посторонним озлобленно. И все же потребность в общении столь велика, что если ее не удается удовлетворить "по-хорошему", то она перерождается в озлобленность и задиристость».

     Иногда Сатир называет  эти правила «внутренним долгом»  или же «жизненно важными убеждениями», говоря, что порой мы, сами того не замечая, следуем им, стремясь заслужить одобрение семьи и боясь стать никому ненужными изгоями; разрушение этих правил для нас смерти подобно.

Нереалистичные ожидания

 

      Сатир считала, что наряду с запретами и навязанными ролями нереалистичные ожидания служат для поддержания хрупкого равновесия в семье с нарушенной системой. В книге «Психотерапия в семье» Сатир всесторонне осветила этот вопрос. Она считает, что нереалистичные ожидания супругов сводятся в основном к тому, что один из супругов ждет, что другой:

— станет для него родителем и исполнит все его желания;

— будет бередить его детские страхи и переживания;

— мечтает о том же, что и он сам;

— вселит в него веру в себя и уважение к своей личности;

— дополнит то, чего ему катастрофически не хватает;

— будет тем существом, которое он будет обвинять в своих же собственных грехах.

Как полагает Сатир, в отношениях «родитель — ребенок» при нереалистичных ожиданиях со стороны родителя он ждет, что ребенок:

— позволит родителю гордиться собой, достигнув чего-нибудь стоящего;

— желает того же, что и родитель, и стремится к этому;

— будет признателен за то, что родитель делает для него;

— хочет поступать во всем так же, как родитель;

— будет заботиться о своем родителе;

    — положит конец супружеским ссорам.

      Порой родители  ждут от ребенка невыполнимого,  просто не имея понятия, на  что способен ребенок в таком возрасте. Или же наоборот, наивно полагают, что тот будет оставаться на одной стадии развития до бесконечности. Часто ребенок становится объектом нереалистичных ожиданий, которые по своей сути являются проекциями проблем родителя. Он наделяет ребенка качествами какого-то третьего лица и ждет от него соответствующего поведения.

В заключение можно сказать, что разлаженность семейной системы зиждется на нереалистичных ожиданиях, о которых говорилось выше; запретах, повелевающих строго-настрого молчать обо всем, что бы ни происходило в семье; и, наконец, навязанных ролях, тех, что делают ребенка средством решения супружеских конфликтов.

 

 

 

Положение 3: Низкая самооценка

 

        Сбои в семейной  системе порождают низкую самооценку  и защитное поведение, так как  в человеке заложена потребность  отстаивать свою самооценку и  держать оборону от нападок извне.

        Сатир выделяет  четыре типа защитного поведения,  которые она называет «позы обороны» — заискивание, обвинение, сверхрасчетливость, сбивание с толку:

    «Когда мы заискиваем, то принижаем чувство собственного достоинства, позволяем другим командовать нами и постоянно поддакиваем. Заискивание часто скрывается под маской предупредительности, безусловно, уважаемого качества в ряде культур. Но заискивание это отнюдь не предупредительность. Заискивая, мы приносим в жертву чувство собственного достоинства. Мы превращаем в ничто наше самоуважение, всячески давая понять, что мы мелки и ничтожны. С готовностью беря на себя ответственность за все беды и напасти, порой мы рьяно доказываем свою вину, приводя море доводов.

Информация о работе Концепция движения Сатир в рамках семейной психотерапии