Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 06:07, реферат
Вирджиния Сатир внесла большой вклад в развитие психотерапии: она стояла у истоков семейной психотерапии, оказала сильнейшее влияние на сам психотерапевтический процесс, привнеся сюда новые техники, и способствовала установлению мира на Земле, используя в масштабе международных отношений психотерапевтические техники для работы в семье.
§1. Концепция Вирджинии Сатир
2
Положение 1: Влияние родительской семьи на человека
2
Положение 2: Семья как система
3
Положение 3: Низкая самооценка
5
Положение 4: Потенциал целостной личности
6
Положение 5: Процессуальный подход
7
Положение 6: Процесс изменений
12
§ 2. Психотерапевтический процесс по методике Сатир
14
1. Начальная стадия
15
2. Промежуточная стадия
17
3. Заключительная стадия
22
Литература
26
Тамбовский
государственный университет
РЕФЕРАТ
на тему:
КОНЦЕПЦИЯ ВИРДЖИНИИ САТИР В РАМКАХ
СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
Студентки факультета социологии и социальной работы 51 группы
Шельменцевой Татьяны
Преподаватель:
Аверьянов А.И.
Тамбов 2001
СОДЕРЖАНИЕ
§1. Концепция Вирджинии Сатир |
2 |
Положение 1: Влияние родительской семьи на человека |
2 |
Положение 2: Семья как система |
3 |
Положение 3: Низкая самооценка |
5 |
Положение 4: Потенциал целостной личности |
6 |
Положение 5: Процессуальный подход |
7 |
Положение 6: Процесс изменений |
12 |
§ 2. Психотерапевтический процесс по методике Сатир |
14 |
1. Начальная стадия |
15 |
2. Промежуточная стадия |
17 |
3. Заключительная стадия |
22 |
Литература |
26 |
Вирджиния Сатир внесла большой вклад в развитие психотерапии: она стояла у истоков семейной психотерапии, оказала сильнейшее влияние на сам психотерапевтический процесс, привнеся сюда новые техники, и способствовала установлению мира на Земле, используя в масштабе международных отношений психотерапевтические техники для работы в семье.
* * *
§1. Концепция Вирджинии Сатир
Отправным пунктом для своей
концепции Сатир избрала
1. Семья, в которой мы выросли, во многом определяет наше поведение и установки.
2. Семья — это система, а потому она стремится к равновесию, для поддержания которого порой в ход идет навязывание ролей членам семьи, система запретов или нереальные ожидания (в этом случае потребности членов семьи вступают в конфликт друг с другом, и нарушения обеспечены).
3. Нарушения в системе семьи порождают низкую самооценку и защитное поведение, так как человек все равно будет стремиться повысить самооценку и оберегать ее от нападок извне.
4. В каждом человеке достаточно сил для личностного роста и здоровой активной жизни.
5. Всегда есть возможности для личностного роста, но психотерапевтическую работу нужно проводить на уровне «процессов», а не «содержания».
6. Процесс изменений захватывает всего человека и включает несколько стадий.
А
теперь обо всём более
Положение 1: Влияние родительской семьи на человека
Семья, в которой
мы выросли, во многом
Сатир замечала, что на протяжении многих веков семья была крайне иерархичной по своей сути, это порождало неравенство, узурпацию власти, дисгармонию в отношениях, конформизм и сводило на нет понятие уникальности человека как личности. В системах с жесткой иерархией:
1) кто-то один захватывает всю власть и навязывает единственно правильный способ «как жить», который все обязаны брать за образец;
2) в трудный момент нужно найти человека, которого можно обвинить во всех грехах;
3) перемены недопустимы.
Подобная система
и в грош не ставит
Сатир указывала, что в системах, где отношения строятся на безоговорочном доминировании одного человека и полном подчинении остальных или же когда налицо превосходство кого-то одного над другими, неизбежна узурпация власти, что может повлечь за собой нарушения системы. В этом случае совершенно не важно хорошие отношения между людьми или плохие. К примеру, отношения между мужем и женой, родителем и ребенком, врачом и пациентом, учителем и учеником могут быть вполне теплыми и, тем не менее, порождать узурпацию власти, если предполагается, что кто-то важнее всех остальных. Ребенок, делающий первые шаги в неизвестном для него мире, конечно же, слабее своих родителей, а потому он очень болезненно реагирует на то, когда другие считают его слабым. Особенно если родители просто не знают, как дать ребенку понять, что они уважают его чувства, желания и мнения.
Жестко иерархичная
система абсолютно не
В жестко иерархической системе причинно-следственные связи строго прямолинейны, у каждого события есть только одна причина. Так, ребенок в семье подчас становится причиной якобы всех семейных неурядиц.
Другая отличительная черта жестко иерархичных систем — неприятие перемен. Перемены здесь недопустимы, считается, что они таят в себе скрытую угрозу и могут навлечь большие неприятности. Система опирается на постулат, что единственный путь обеспечить себе безопасность — это всячески поддерживать существующий порядок, избегая любых перемен и сопротивляясь им. А поскольку в семьях, где подрастают дети, перемены неизбежны, родители постоянно сталкиваются с необходимостью как-то реагировать на эти перемены; пугаясь же их, родители делаются все более властными и суровыми.
Положение 2: Семья как система
Семья — это система. Как всякая система, она стремится к равновесию, ради поддержания которого навязываются роли, насаждаются запреты, появляются нереалистичные ожидания; в этом случае потребности отдельных членов семьи не удовлетворяются и, наконец, система дает сбой.
Семья — это система, неизменно стремящаяся к равновесию и плотно держащая человека в своих тисках; впервые Сатир осознала это в 1951 г., проводя психотерапевтические сеансы с молодой женщиной, которую считали больной шизофренией. Пока сеансы проводились один на один с пациенткой, дело шло на поправку, но как только Сатир привлекла к психотерапии мать девушки, все достижения пошли прахом, то же самое случилось, когда она пригласила отца. Но по-настоящему Сатир поняла механизм внутреннего взаимодействия этой семьи лишь тогда, когда появился последний ее член — брат. Когда все были в сборе, стало очевидным, что родители возвели сына в ранг божества, в то время как дочь превратилась в «мальчика для битья».
Опыт, полученный Сатир при работе с этой семьей, послужил базой для развития концепции о том, что семья — это система, новое целостное образование, а не просто сумма отдельных ее составляющих, нужды которой могут всецело подавлять нужды отдельного ее члена.
Сатир убедилась, что
рассогласованные семейные
Навязанные роли
Сатир изложила свою концепцию навязанных патологических ролей в книге «Психотерапия в семье» (1983), где взяла в качестве примера семью из трех человек, члены которой были разобщены и относились друг к другу с опаской и недоверием. Родители видели в ребенке лишь возможность удовлетворения своих личных потребностей, вменяя ему в обязанность быть то «своим парнем», то «союзником мамы», то «союзником папы», «курьером» или «миротворцем». В результате дети, заклейменные «скверными, больными или сумасшедшими», нередко и ведут себя соответственно. Сатир считает, что в этом случае они берут на себя роль «идентифицированного пациента» — ИП:
«В некоторых семьях ребенок с самого рождения становится ИП, в других же семьях эта роль передается от старших детей. Возможны случаи совмещения этой должности с братом или сестрой.
1. В некоторых семьях иногда все мальчики (или девочки) один за другим или все сразу играют роль ИП.
2. В других семьях, как только ребенок достигает подросткового возраста, он становится ИП.
3. Возможен вариант, когда двое, трое и более детей принимают на себя роль ИП и выполняют ее сообща или по очереди. Или же один берет на себя часть этой роли, а другой ребенок — остальное».
Человек, играющий роль «идентифицированного пациента», чувствует себя двояко: он одновременно бессилен и всемогущ, поскольку амплитуда этой роли довольно широка: от властителя до ничтожества. Родители, твердящие, что ребенок ведет себя «скверно, странно, ненормально», всякий раз подпитывают низкую самооценку и чувство ничтожности у ребенка. В результате потребности ИП загоняются внутрь, он не доверяет окружающим и, парадоксальная вещь, в то же время крайне чувствителен к тому, что о нем думают другие.
Запреты и жесткие правила
Запреты порой держат в тисках всю семью; когда явно, а когда исподволь этот незримый свод законов диктует, что надо думать, чувствовать и как поступать. В семьях с жесткой иерархией во главу угла ставятся такие постулаты: «кто-то должен быть главным», «различия губительны», «должен быть козел отпущения», «нельзя допустить перемен». К тому же свод этих неписаных законов идет рука об руку с постулатом «дурно смотреть, слушать, чувствовать, желать, спрашивать, говорить об этом». Сатир полагала, что запреты, ущемляющие самовыражение, больнее всего ударяют по самооценке и активности человека.
«В некоторых семьях не одобряют и всячески избегают проявлений гнева. В других семьях позволительно показывать свое раздражение в одних случаях и не позволительно в других; или же сцены ярости допускаются в общении между определенными людьми, но запрещены для остальных. Наконец, есть и такие семьи, жизнь в которых напоминает постоянно бурлящий котел. В семьях, где не принято проявлять нежность, дети относятся к посторонним озлобленно. И все же потребность в общении столь велика, что если ее не удается удовлетворить "по-хорошему", то она перерождается в озлобленность и задиристость».
Иногда Сатир называет
эти правила «внутренним
Нереалистичные ожидания
Сатир считала, что наряду с запретами и навязанными ролями нереалистичные ожидания служат для поддержания хрупкого равновесия в семье с нарушенной системой. В книге «Психотерапия в семье» Сатир всесторонне осветила этот вопрос. Она считает, что нереалистичные ожидания супругов сводятся в основном к тому, что один из супругов ждет, что другой:
— станет для него родителем и исполнит все его желания;
— будет бередить его детские страхи и переживания;
— мечтает о том же, что и он сам;
— вселит в него веру в себя и уважение к своей личности;
— дополнит то, чего ему катастрофически не хватает;
— будет тем существом, которое он будет обвинять в своих же собственных грехах.
Как полагает Сатир, в отношениях «родитель — ребенок» при нереалистичных ожиданиях со стороны родителя он ждет, что ребенок:
— позволит родителю гордиться собой, достигнув чего-нибудь стоящего;
— желает того же, что и родитель, и стремится к этому;
— будет признателен за то, что родитель делает для него;
— хочет поступать во всем так же, как родитель;
— будет заботиться о своем родителе;
— положит конец супружеским ссорам.
Порой родители
ждут от ребенка невыполнимого,
В заключение можно сказать, что разлаженность семейной системы зиждется на нереалистичных ожиданиях, о которых говорилось выше; запретах, повелевающих строго-настрого молчать обо всем, что бы ни происходило в семье; и, наконец, навязанных ролях, тех, что делают ребенка средством решения супружеских конфликтов.
Положение 3: Низкая самооценка
Сбои в семейной
системе порождают низкую
Сатир выделяет
четыре типа защитного
«Когда мы заискиваем,
то принижаем чувство
Информация о работе Концепция движения Сатир в рамках семейной психотерапии