Концепция движения Сатир в рамках семейной психотерапии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 06:07, реферат

Краткое описание

Вирджиния Сатир внесла большой вклад в развитие психотерапии: она стояла у истоков семейной психотерапии, оказала сильнейшее влияние на сам психотерапевтический процесс, привнеся сюда новые техники, и способствовала установлению мира на Земле, используя в масштабе международных отношений психотерапевтические техники для работы в семье.

Оглавление

§1. Концепция Вирджинии Сатир

2
Положение 1: Влияние родительской семьи на человека

2
Положение 2: Семья как система

3
Положение 3: Низкая самооценка

5
Положение 4: Потенциал целостной личности

6
Положение 5: Процессуальный подход

7
Положение 6: Процесс изменений

12
§ 2. Психотерапевтический процесс по методике Сатир

14
1. Начальная стадия

15
2. Промежуточная стадия

17
3. Заключительная стадия

22
Литература

26

Файлы: 1 файл

Вирджиния Сатир.doc

— 291.00 Кб (Скачать)

Позиция обвинения — это полная противоположность заискиванию. Огульное обвинение — это искаженное отражение общественных норм, гласящих: никогда не давай себя в обиду, не позволяй садиться себе на шею, не позволяй другим задобрить тебя. Главное — не быть "слабым".  В целях самозащиты мы обвиняем кого угодно, только не себя. Осуждая, мы не считаемся ни с кем.

Человек, избравший сверхрасчетливую манеру общения, мучает и себя и других. Сверхрасчетливость означает жизнь по четкой схеме, в мире сухих цифр и сухой логики. Мы начинаем панически боятся проявлений эмоций у себя или других людей. Такое поведение отражает общественные постулаты, о том, что зрелый человек не должен быть трогательным, нежным или слишком эмоциональным.

Четвертый способ защитить себя — сбивать с толку дурачиться и поднимать все на смех. Такая поза — полная противоположность сверхрасчетливости. Человек, на чью долю выпала подобная роль, постоянно суетится. На самом деле, это всего лишь трюк, чтобы отвлечь внимание  от обсуждаемого вопроса. Они меняют мнение, как перчатки, и хватаются одновременно за тысячу дел».

Сатир замечала, что люди нередко  меняют тактики или перебирают их одну за другой. К примеру, человек  начинает  заискивания, затем пускает в ход осуждение и напоследок делается педантом. Сатир, однако, подчеркивала, что обычно у  человека есть своя излюбленная техника.

 

Положение 4: Потенциал целостной личности

 

Каждый человек имеет достаточный  потенциал для личностного роста  и полноценной жизни.

Сатир отталкивалась  от тезиса, что каждый человек имеет достаточный потенциал для здорового и полноценного существования. Этот потенциал включает в себя:

— способность к духовному развитию;

— воображение и вдохновение;

— чувства и ощущения;

— мышление;

— способностью к усвоению нового и изменению себя;

—эмоции;

— способность к экспрессии;

— сочувствие;

— внутреннюю целостность;

— интуицию;

— способность рассуждать разумно;

— природную мудрость;

— способность принимать себя и окружающих, уважать их;

— способность не терять надежду;

— способность к оценке;

— оптимизм;

— чувство привязанности;

— дар любви и возможность быть любимым;

— способность к созиданию и творчеству;

— способность отвечать за свои действия,преяваение сво^ их чувств, поведение и брать   на себя обязательства;

— способность к сотрудничеству;

— способность признавать и исправлять ошибки;

— способность доверять;

— способность принимать решение и приводить их в исполнение;

— вера в свое будущее;                            

— способность стремиться и достигать;

— способность просить о помощи;

— мужество совершать поступки.

      Мы можем мысленно  нарисовать себе «я» человека  и его способности примерно  так, как это сделано на рисунке:

 

             Философия Сатир о скрытых  ресурсах человека заключена  в следующем ее высказывании: «Я твердо убеждена, что каждый человек способен к личностному росту, нужно только научить его использовать его собственный потенциал. Вот основная цель психотерапии».

        Такие составляющие  внутреннего потенциала «я», как  лидерство, сочувствие, дальновидность и вера в будущее, выделены Шварцем в книге «Внутренние системы семьи», которая существенно дополняет представления Сатир о природе «я» и системном характере взаимоотношений интрапсихических субличностей, или частей «я».

 

 

 

Положение 5: Процессуальный подход

 

        В каждом  человеке заложена способность  к личностному росту, просто  психотерапию по его стимуляции нужно проводить на уровне процессов, а не содержания.

      Считается, что  главная задача процессуальной  психотерапии Сатир — личностный рост, поскольку она сама нередко повторяла, что в каждом человеке заложен потенциал для этого роста, а психотерапия способна лишь стимулировать его. Сатир сравнивала человека с семечком, в сердцевине которого таится зародыш будущего растения, но для буйного роста ему сперва нужно накопить сил, чтобы суметь продраться сквозь заросли сорняка.

             Чтобы избавиться от «сорняков» — дезадаптивных убеждений и форм поведения, — психотерапевт должен в первую очередь улавливать психические состояния, процессы человека, а не замыкаться на заявленной им проблеме. Как говорила Сатир, «проблема сама по себе не является проблемой; проблема в том, как человек справляется с нею».

          Содержание — это простое описание проблемы, набор фактов, событий в рамках конкретной ситуации, процесс же обнажает скрытые механизмы системы. Проще говоря, мы можем сказать, что содержание — это «какова» ситуация в целом, а процесс — это «что» ее запускает, «как» работает ее скрытый механизм. Сатир полагала, что это должен усвоить каждый, кто взял на себя труд помогать людям отыскать в себе силы для личного совершенствования, кто хочет постичь суть процессуальной психотерапии, чтобы использовать ее возможности в своей работе. Сами процессы всегда одни и те же, просто форма их проявления разнится в зависимости от ситуации.

         Серьезный  вклад в разработку методов  Сатир внесли Банмен, Гербер и  Гомори, разработавшие шесть уровней психотерапевтической работы, которые Сатир использовала в своей психотерапии для вмешательства в процесс и его трансформации. Эти шесть уровней таковы: печаль, ожидания, восприятие, чувства, преодоление трудностей и поведение.

         Вмешательство в процесс может  быть внешним и внутренним: внутреннее включает психотерапевтическую работу с личностью, «я» человека, его потенциалом, разрушение блоков для высвобождения ресурсов человека; внешнее помогает ослабить нарушения поведения или системы (например, семьи).

 

 

Психотерапевтическая  работа с «я»

 

           Сатир  начинала как психотерапевт именно  с работы на уровне «я». Она  помогала своим пациентам стать сильнее, прийти в согласие с собой и выработать адекватную самооценку.

           Психотерапия  включает выявление внутреннего  человеческого потенциала, но для этого прежде всего необходимо установить тесный контакт и предельно доверительные отношения с пациентом. Вирджиния Сатир говорит:

        «Свою психотерапевтическую практику я начала более 35 лет назад. А так как я была женщиной и мои тренинга не носили серьезного медицинского характера, ко мне стекались всевозможные "отказники", настоящие душевные калеки, алкоголики, психопаты, словом, те, на кого остальные психотерапевты махнули рукой. Но в процессе тренингов многие из них преображались до неузнаваемости. Мысленно возвращаясь в то далекое время, я думаю, что происходило это от того, что я старалась общаться с ними с той искренностью, на которую только была способна, с каждым днем привязываясь к ним все больше. Я никогда не задавалась вопросом, насколько они психически полноценны; единственное, чего я хотела, это достучаться до их сердца. Это было самым главным для меня. Моя сила была в личной искренности, которую я подкрепляла психотерапевтическим методом "моделирования ситуаций".

          Мне  казалось, будто я пробиралась  в самую суть, сердцевину каждого человека, где мне открывалась драгоценная сияющая душа, томящаяся в черной башне запретов и отверженности. Я делала все возможное, чтобы человек увидел эти скрытые от глаз сокровища, и тогда мы вместе с ним превращали черную башню в прозрачную светлую ткань и растворяли ворота вновь открытым возможностям. Я уверена, для того чтобы начать серьезные внутренние изменения, сперва нужно разглядеть суть человека и установить с ним доверительные отношения. После этого нам будет уже гораздо легче высвободить его внутреннюю энергию, которая поможет ему обрести психическое здоровье».

         Надежда — вот вторая мощная сила, на которую опиралась Сатир, стремясь внести изменения. Она обычно начинала свои тренинги с вопроса к своим подопечным: надеются ли они обрести счастье, поскольку знала, что именно в надежде черпаем мы свои силы. Сатир также старалась активизировать способность людей дышать, полагая, что дыхание — важный человеческий ресурс. По ее мнению, с помощью дыхания мы можем получить доступ к  нашим чувствам и основным нервным центрам. Она считала важным пробудить и такие внутренние ресурсы, как способность идти на риск, быть бесстрашным, мудрым уметь сделать выбор и выразить себя.

          Сатир  помогала людям достичь самовыражения,  разделяя вместе с ними их  чувства, ожидания и затаенные  желания:

«Потребность любить себя, других и быть любимым — первоочередная для человека. От того, насколько эта потребность была удовлетворена или не удовлетворена в детстве, зависит дальнейшее развитие эмоциональной сферы человека. В период детства и юности существует настолько сильное искушение поиграть с собственным "я", примеряя разные маски, что можно запросто запутаться в них и отстать в развитии».  Она ни на минуту не сомневалась в важности этих основных потребностей. Сатир излечивала своим внимательным отношением к потребностям пациентов, внимательно слушая каждого и пытаясь его понять.

 

Освобождение «я»

 

В случае, когда все богатство  личностного потенциала заблокировано  запретами, навязанными ролями и нереальными ожиданиями, Сатир призывает психотерапевтов раздвинуть эти блоки, в первую очередь воздействуя на когнитивный уровень.

 

Ослабление внутренних запретов.

 

             Для ослабления внутренних запретов человека просили взглянуть на свои основные жизненные принципы под совершенно иным, новым углом зрения и привести их в соответствие с потребностями сегодняшнего дня. С этой целью Сатир пользовалась самыми различными приемами, одни из которых задействовали правое, другие — левое полушарие мозга. К примеру, для женщины, чьим основным жизненным принципом было: «В первую очередь я должна думать о детях», — могла задать такую задачку ее левому полушарию: сформулировать по-новому это правило, оставив место для компромисса: «Я вправе определять степень важности своих семейных обязанностей; иногда главными для меня будут являться потребности детей, а иногда я подумаю и о своих желаниях». В другой раз Сатир оставляла в покое левое, и задавала работу правому полушарию клиентки, поведав ей историю о женщине, которая вы  подняла все прихоти своих детей.

              Сатир отыскивала и разрушала правила и убеждения, которые лежали в основе искажения мышления и нарушения в поведении, вроде тех, что служат оплотом жесткой иерархической системы. Она противопоставляла постулату «кто-то один должен быть главным» идею о всеобщем равенстве всех людей, разъясняя, что общественное положение не является мерилом человеческой ценности. Она доказывала, что люди ощущают себя по-настоящему равными, когда они охвачены одной эмоцией, потому что на уровне чувств между нами нет различий. Разрушая запреты видеть, говорить, чувствовать, желать чего-то или рисковать, Сатир давала возможность людям испытать радость видеть, чувствовать и говорить вслух о том, что они видят и чувствуют, стремиться к желаемому и рисковать.

 

Коррекция навязанных ролей.

 

 Выработку способов ухода от навязанных ролей и правил Сатир считала важной частью психотерапевтического процесса. Часто ей приходилось серьезно изменять и внутренние убеждения, те, что неизменно сопутствовали навязанным ролям. Если дочь брала на себя роль «заместителя супруги» по отношению к своему отцу, то Сатир в этом случае старалась выбить из ее головы идею о том, что «она всегда должна быть подле отца». В ситуации, когда ребенок в семье становился козлом отпущения, Сатир помогала разобраться родителям между собой, не втягивая в конфликт ребенка.

Коррекция нереалистичных ожиданий.

 

 Сатир старалась избавить  людей от нереальных и порой  нелепых ожиданий относительно родителей, детей и даже самих себя. Психотерапевтическая работа в этом случае могла выражаться в случайных, полушутливых замечаниях, или же принимать форму предельно серьезной беседы; единственное, что было неизменно, — это уважение к каждому человеку. Что же касается индивидов, кто без малейших на то оснований возлагает на родителей исполнение всех заветных желаний, то в данном случае их следует заставить отказаться от бесплотных надежд и оплакивания своей судьбы и стимулировать их на поиски новых ресурсов, которые дадут возможность осуществить сокровенные мечты.

     В работе с парами  Сатир пыталась выявлять тайные невысказанные ожидания супругов относительно друг друга, зная, что именно с подобных ожиданий начинается немало конфликтов. Но особенно внимательно она относилась к случаям, когда родители ожидают от своих чад невозможного, поскольку знала, как тяжело детям быть заложниками амбиций своих родителей.     

 

Расширение перспектив.

 

 Сатир поняла, что довольно  часто, когда все надежды идут прахом и человек пытается найти опору в жестких правилах, принимая на себя роли, навязанные другими, и продолжая тешить себя несбыточными мечтами, он только загоняет себя в угол, отказываясь от возможных перспектив. Ситуация осложняется тем, что часто люди наивно полагают, будто их восприятие — это всего лишь результат отражения окружающей обстановки, но никак не  внутреннего состояния. Как полагала Сатир, первоочередная задача психотерапевта — дать людям осознать простой факт,  что их восприятие во многом зависит от внутрипсихических процессов, а не является исключительно продуктом отражения внешних событий.

Информация о работе Концепция движения Сатир в рамках семейной психотерапии