Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 06:07, реферат
Вирджиния Сатир внесла большой вклад в развитие психотерапии: она стояла у истоков семейной психотерапии, оказала сильнейшее влияние на сам психотерапевтический процесс, привнеся сюда новые техники, и способствовала установлению мира на Земле, используя в масштабе международных отношений психотерапевтические техники для работы в семье.
§1. Концепция Вирджинии Сатир
2
Положение 1: Влияние родительской семьи на человека
2
Положение 2: Семья как система
3
Положение 3: Низкая самооценка
5
Положение 4: Потенциал целостной личности
6
Положение 5: Процессуальный подход
7
Положение 6: Процесс изменений
12
§ 2. Психотерапевтический процесс по методике Сатир
14
1. Начальная стадия
15
2. Промежуточная стадия
17
3. Заключительная стадия
22
Литература
26
Осознавая необходимость
помочь людям раскрывать не
вые перспективы решения пробле
Модернизация чувств.
Восприятие определяет
Ярким примером влияния прошлого на наши чувства является случай с одним из клиентов, который был страшно зол на свою жену, совершенно равнодушную, по его словам, к сексу, тогда как он крайне его желал. Тщательно исследуя его прошлое, Сатир обнаружила, что его мать умерла, когда тот был еще ребенком, и он в силу своего развития решил, что мать его попросту бросила. Столь тяжкие испытания, посеяли в нем убеждение, что «никому он не нужен» и «никто его не будет любить». Поразмыслив над этим случаем, Сатир пришла к выводу, что в целях оздоровления сексуальных взаимоотношений между супругами необходимо внести изменения в систему убеждений супруга, чтобы помочь ему избавиться от эмоциональной фиксации на прошлом.
Сатир с легкостью обнаруживала запреты на чувства. К примеру, человек, считающий, что гнев — это плохо, разгневавшись по какой-то причине, будет после этого испытывать угрызения совести; а тот, кто считает постыдным чего-то бояться, будет не на шутку сконфужен, уличив себя в подобном чувстве. Вообще, гнев прочно связан с предыдущим опытом человека, поскольку это производная, вторичная эмоция, и в действительности она служит защитой для легко ранимых чувств и тайных желаний.
Сатир помогала людям разбираться в своих чувствах, принимать их, дорожить ими и учиться их выражать. Но она не ограничивалась этим, справедливо полагая, что по-настоящему здоровая личность отвечает за свои чувства и умеет управлять ими.
Обучение новым формам поведения.
Итак, мы рассмотрели, как Сатир, используя методы внутреннего вмешательства, помогала человеку высвободить его потенциал. Теперь мы рассмотрим, каким образом она осуществляла внешнее вмешательство, начиная его на уровне поведения.
Часто Сатир предлагала людям проделать упражнения, формирующие новые способы взаимодействия с окружающими, и в особенности тем, у кого произошло закрепление защитных стилей поведения, таких как заискивание, обвинение, сверхрасчетливость и сбивание с толку. Например, тому, кто привык заискивать, она велела в жесткой форме потребовать чего-нибудь от своего партнера по тренингу, а того, чьим коньком было обвинение, она просила догадаться, что в данный момент чувствует его партнер; сверхрасчетливого побуждала поделиться своими чувствами с другими, сбивающему с толку ставилась задача тщательно наблюдать за стилем взаимодействия в семье, а затем подробно рассказать об этом.
Изменение системы.
Нередко Сатир осуществляла внешнее вмешательство на уровне системы.
Она часто сама придумывала упражнения, которые помогали людям на практике изучить «работу» семейной системы. В одном из таких упражнений не последнюю роль играла веревка. Сатир веревками привязывала членов семьи друг к другу, затем им предлагалось разыграть какую-нибудь небольшую сценку, чтобы каждый физически прочувствовал, как система «тянет за собой». К примеру, она просила мать и отца дергать за веревки, как будто они ругаются, и делать это до тех пор, пока дети силой не подтаскивались к этой паре. Затем она предельно подробно расспрашивала каждого, несмотря порой на всплеск негативных эмоций, что он вынес нового из полученного опыта.
Другой метод, который Сатир использовала для системного вмешательства, — это техника «Живые скульптуры». Суть его заключалась в том, что Сатир расставляла группу людей в позы — «скульптуры», в соответствии с тем, какую позицию занимал каждый из них в процессе общения друг с другом. Затем она подробно расспрашивала каждого, что он испытывал, будучи одной из скульптур. После этого она приглашала всех «создать новые скульптуры», избрав себе более предпочтительную позу.
После того как она выясняла у каждого, каково ему было стоять в гротескной позе и что он чувствовали при этом, Сатир просила человека попытаться дать самому себе спокойный уравновешенный ответ, а затем обучала естественному и гармоничному общению с окружающими.
Положение 6: Процесс изменений
Процесс изменений для всех одинаков и включает несколько стадий.
Годами наблюдая за тем, как меняются ее пациенты, Сатир пришла к выводу, что процесс изменений подразделяется на несколько стадий. Первую стадию она определила как «статус кво»: человек осознает необходимость перемен, но позиция «пусть остается все как есть, потому что так привычней побеждает стремление к переменам.
Сатир полагала, что вторая стадия наступает, когда некий «чужеродный элемент» извне попадает внутрь системы и нарушает ее баланс. Таким элементом может быть новый член семьи, смерть, тюремное заключение, развод, уход одного или нескольких членов из семьи или даже классный руководитель, который сообщает родителям о безобразном поведении их ребенка. С приходом чужеродного элемента наступает третья стадия, названная Сатир «хаос», потому что для людей и вправду наступает настоящий хаос, они чувствуют, как почва уходит из под ног, они растерянны, напуганы и не знают, что им делать. Но, как утверждала Сатир, именно на этой стадии появляется возможность сделать что-то по-новому и хоть сколько-нибудь изменить систему.
Сатир определяет четвертую стадию как «новые возможности», потому что для людей наступает время, когда они, освободившись от груза прошлого, открыты для новых стилей мышления и поведения. Последнюю стадию Сатир называет «практика», место для отработки «новых возможностей» с целью их закрепления. На рисунке показано, как примерно выглядит процесс изменений.
Сатир считала важным и нужным использование стадий, составляющих процесс изменения, для повышения личностной самооценки и конгруэнтности. Высокая самооценка видна по уровню энергии в человеке, его выражению лица, позе, которую он принимает, его настроению, осанке и поведению.
Серьезные изменения ведут к повышению конгруэнтности. В начале своей психотерапевтической деятельности Сатир определяла конгруэнтность как способность быть в согласии с собственными чувствами, принимать их, понимать и управлять ими. Однако, по мере того как ее познание вопроса углублялось, она добавляла к этому определению такие важные моменты, как целостность, внутренняя твердость, гармония с собой и, наконец, связь с «всепроникающей жизненной силой, которая творит, поддерживает и дает рост человеку и всему живому на Земле».
Наглядно процесс
Рождение. Зажатость «Я». Освобождение «Я». Восстановленное «Я»
ность и
сам заблокирован.
свобода
Косность. Упадок
«Я». Сво-
сил.
бодный
доступ к
внутрен-
ним ресур-
сам. Гиб-
кость.
Сатир считала так: главное, что должен сделать психотерапевт, — это помочь человеку осознать свой творческий потенциал. И первым инструментом в этом деле является, по ее мнению, личность самого психотерапевта.
По убеждению Сатир, личность психотерапевта является тем центральным элементом, который запускает весь механизм психотерапевтической работы. Она была уверена, что тот, кто живет в согласии со своим «я», способен глубже понимать других, помогая психологически уязвимым людям обрести чувство уверенности в себе, защищенности и готовности к переменам. «Когда я живу в полном согласии с собой, со своими мыслями и чувствами, с тем, что вижу и слышу, я иду по пути личного совершенствования. Я становлюсь конгруэнтным и "целостным" человеком, кроме того, я открыта к общению с другими» — вот строки из книги Сатир «Психотерапия Сатир шаг за шагом». Сатир указывала, что главным принципом настоящего психотерапевта должен быть гуманизм, при этом важно, чтобы психотерапевт пришел к этому совершенно сознательно. Она настоятельно советовала психотерапевтам четко определиться со своими убеждениями, чтобы до конца осознавать свои действия как психотерапевта.
§ 2. Психотерапевтический процесс по методике Сатир
Процессуальная методика Сатир, ставящая своей целью достижение изменений, опирается, главным образом, на концепцию о стадиях, которые проходит человек на пути к этим изменениям. Поскольку Сатир определяла первую стадию как «статус кво», когда люди ощущают потребность в переменах, но страшатся их, то здесь она считала в первую очередь необходимым создать у них чувство защищенности, чтобы у людей появились силы стремиться к изменениям, несмотря на свои страхи и опасения. Для этого Сатир устанавливала прочный контакт с людьми и помогала им обрести уверенность в себе.
Как только Сатир чувствовала, что ей удалось добиться полного доверия, она постепенно готовила людей к принятию изменений, часто для начала давая им понять, что привычные образцы поведения пришли в негодность. Вытащив наружу эти образцы поведения, Сатир тем самым становилась главным «чужеродным элементом» второй стадии, расшатывающим сложившуюся систему. Подобные действия порождали четвертую стадию — «хаос».
На данном этапе Сатир становилась одновременно и заботливым помощником и суровым командиром, помогая людям неуклонно стремиться вперед, преодолевая хаос, и не позволяя им, испугавшись, пойти на попятную и вернуться к стадии «статус кво». Ей удавалось достичь этого за счет новых возможностей в поведении и восприятии, которые она открывала своим пациентам.
И, наконец, чтобы закрепить выработанное поведение и установки, Сатир постоянно создавала условия, задействующие новые образцы поведения, благодаря чему недавно усвоенное становилось для людей обыденным и привычным.
Взаимосвязь психотерапевтических процессов и стадий изменений наглядно показана на таблице:
Стадии изменений |
Стадии психотерапевтического процесса по Сатир | |
Статус КВО |
Начальная стадия:Подготовка к изменениям |
Виды психотерапевтического вмешательства:
|
Чужеродный элемент |
Промежуточная стадия: Изменения |
Виды психотерапевтического вмешательства:
|
Хаос | ||
Новые возможности | ||
Практика |
Заключительная стадия: закрепление изменений |
Виды психотерапевтического вмешательства:
|
Интеграция |
1. Начальная стадия
Как уже упоминалось ранее, Сатир совершенно сознательно начинала любые внутренние изменения с того, что помогала обрести человеку чувство защищенности и значимости собственной личности. Она главным образом прислушивалась к своей интуиции, но для ускорения процесса внутренних изменений использовала и психотерапевтические техники. Техники, разработанные Сатир для начальной фазы, можно разделить на три этапа, начиная с установления контакта, и далее по возрастающей: принятие и стимулирование сознания.
Установление контакта
Установление контакта — это первое, с чего начинала Сатир. Она считала способность налаживать контакты просто необходимой для того, кто хочет стать настоящим психотерапевтом. Далее вы познакомитесь с некоторыми психотерапевтическими техниками, которые, согласно мнению Сатир, помогают установлению контакта.
Информация о работе Концепция движения Сатир в рамках семейной психотерапии