Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:58, реферат
Критика - это высказывание недовольства кем-либо или чем-либо, с соблюдением норм и правил деловой этики. Все люди без исключения сталкиваются с ситуациями, когда необходимо выразить свое недовольство, замечания в адрес других людей. Это часто бывают коллеги по работе, партнеры по переговорам. Часто это те люди, с кем нам не хочется испортить отношения, но и не высказаться мы не можем. Любая же критика наших собственных действий воспринимается нами очень болезненно.
Как правильно критиковать |
Критика - это высказывание недовольства кем-либо или чем-либо, с соблюдением норм и правил деловой этики. Все люди без исключения сталкиваются с ситуациями, когда необходимо выразить свое недовольство, замечания в адрес других людей. Это часто бывают коллеги по работе, партнеры по переговорам. Часто это те люди, с кем нам не хочется испортить отношения, но и не высказаться мы не можем. Любая же критика наших собственных действий воспринимается нами очень болезненно.
В организации роль критикующего должна лежать на руководителе подразделения. С одной стороны, выполнение им функции критического разбора сотрудников и их поведения воспринимается как обида и может приводить к обострению отношений в коллективе. Часто с такими руководителями у коллектива складываются сложные взаимоотношения. Но с другой стороны, полное отсутствие критики приводит к снижению дисциплины и исполнительности среди сотрудников. Это говорит о том, что критика важна и порой необходима. Руководитель должен это принимать как неизбежное явление. А тактично сделанное критическое замечание позволит исправить сложившуюся ситуацию и не испортить отношения с подчиненными.
Возникновение претензий в процессе взаимодействия людей неизбежно. В основе могут лежать как объективные предпосылки для критики, так и субъективные. При невыполнении возложенных обязанностей, несоблюдении существующих инструкций возникают предпосылки для объективной критики. Субъективная критика может проявляться как личное недовольство руководителя при отступлении человеком от нравственных, этических норм.
Последствия критики могут быть самыми различными. Это следует учитывать, и соблюдать нормы и правила этики деловых отношений. Если вы собираетесь высказать критические замечания в чей-то адрес, хорошо все обдумайте. Стоит подобрать слова, которые выскажут все, но при этом не заденут и не обидят человека. Иначе полезная функция критики может быть не реализована, а лишь возникнет барьер в отношениях.
Критические высказывания могут являться просто средством снятия нервного напряжения. Это одна из серьезных ошибок руководителя, так как, снимая свое напряжение, он передает его коллективу. Критика это сложный процесс взаимоотношений в деловой сфере, и последствия ее могут быть самые разнообразные. Для того, чтобы критика существовала в деловом общении на уровне изложения полезной информации и была принята другой стороной, выработан целый ряд правил конструктивной критики. Соблюдение этих правил хоть и не избавит целиком человека от отрицательного влияния критики, но позволит сохранить взаимоотношения между сотрудниками.
В начале,
как только возникло желание высказать
критическое замечание кому-
Во время всей беседы нужно сохранять спокойный, ровный тон. Нельзя повышать голос. Так же запрещено применять оскорбительные выражения в адрес критикуемого. Во время критических высказываний надо найти место и для высказывания похвалы и признания достоинств в адрес собеседника. Лучше это делать перед критическими высказываниями. Это позволит смягчить восприятие критики.
При вынесении кри тических обвинений важно дать возможность высказаться другой стороне. Пока этого не произошло, нельзя сразу обвинять человека. Вы можете оказаться неправы, и вам придется исправлять ситуацию. Нужно помнить, что если вы оказались не правы, необходимо извиниться перед человеком за начатую критику. В ходе беседы можно рассказать о своих собственных похожих ошибках и о путях их исправлений. Либо примените выдуманный персонаж, который допустил подобные ошибки.
Помните, критиковать надо поступки человека, его неправильные действия, а не его способности и черты личности. Можно предложить собственные пути выхода из сложившейся ситуации, а лучше дать возможность реабилитироваться человеку самому. Пусть собеседник предложит свои возможные пути решения. Выслушайте их, и похвалите человека за желание изменить произошедшее.
Мы критикуем, но гораздо чаще сами подвергаемся чьей-либо критике. Важно уметь сохранять и в той и в другой ситуации уверенность в себе. Критиковать кого-то тоже не очень приятное занятие. Надо сохранять спокойствие, и принимать какие-то решения не эмоциями, а разумом.
Но
как бы мы не старались, насколько
бы не были готовы к критике в
наш адрес, это всегда воспринимается
болезненно. Даже очень уверенные
в себе люди восприимчивы к критике.
В связи с этим, можно порекомендоватьсоблюдени
Научитесь воспринимать любую критику с благодарностью. Во-первых, критикующий человек тратит свою энергию на вас, а во-вторых, скажите спасибо, что он делает это откровенно, а не в ваше отсутствие. Тем самым выражается отношение к вам критикующего человека. Оцените это как помощь вам, ведь он может в чем-то оказаться прав.Критика полезна, если мы ее воспринимаем. Мы не всегда способны адекватно оценить себя, какой бы правильной не казалась нам наша жизненная позиция. Особенно важна критика, которая ставит под вопрос привычные нам вещи. Делая что-то в привычном нам ритме, мы зачастую не замечаем, как то или иное действие сказывается на окружающих. Такая критика способна предостеречь нас от грубых ошибок в будущем. Любая критика требует размышлений о том, чем она все-таки вызвана. Если человек признал критику в свой адрес, значит он готов к лучшим переменам. Игнорирование этических норм критикующей стороной осложняет процесс восприятия критических замечаний. С другой стороны, отсутствие критических замечаний может свидетельствовать об игнорировании вас. Полное отсутствие критики может быть проявлением вашей незначительности.
Обобщим сказанное. Критика, хоть и бывает обидной, но все же необходима. Она является своего рода стимулом для развития и исправления каких-либо ошибок. Важно соблюдать все правила конструктивной критики. Мы рассмотрели последовательность применения правил критики. Напомним, что начинать критику надо с определения, имеете ли вы на это право. А заканчивать критиковать надо с определения решений для выхода из сложившейся ситуации. Помните, что критиковать надо какие-либо действия или их отсутствие, а не самого человека и его личностные особенности.
Восприятие критики сложный процесс. Все люди достаточно болезненно реагируют на нее. Необходимо пропустить ее через сознание, по определенным принципам восприятия. Вспомните, что критика - это помощь вам от окружающих. Воспринимайте ее с благодарностью.
От того какое
у нас отношение к критике,
как мы воспринимаем критику в
свой адрес зависит многое. Не правильно
реагируя на критику, мы можем испортить
отношение не только с начальством
и коллегами по работе (что может
сказаться на карьерном росте), но
и с близкими людьми. Не обращая внимание
на конструктивные замечания, мы не обращаем
внимание на собственные промахи и ошибки,
и в итоги наступаем на одни и те же грабли.
Иногда наши неудачи
являются следствием, каких-то не правильных
действий, которые мы не всегда можем
увидеть и понять, поэтому важно
уделять внимание критическим замечаниям.
Не зря же говорят, что со стороны
виднее. Так что критика бывает
полезна. Важно только научиться
правильно на нее реагировать.
Как реагировать
на критику
Если ваши уши
открыты для похвалы, лести и
подхалимства, но закрыты для конструктивной
критики забудьте о настоящем успехе.
Если вы хотите расти и совершенствоваться,
то должны воспринимать критику и относится
к ней с должным вниманием. Критика это
личный резерв совершенствования, цените
ее, это помощь в поисках и устранении
недостатков.
Правильно реагировать
на критику, значит не принимать ее
на свой личный счет и не преувеличивать
ее значение. Иначе это отрицательно
влияет не только на качество и эффективность
работы, но и наносит вред вашему
здоровью. Если вам указывают, на какие-то
ошибки в работе или на негативные
качества вашего характера (например,
на высокомерное поведение) важно понять,
что критикуют не ваше истинное «я»,
а только один из его аспектов.
Главное, что следует
знать человеку желающему развить
в себе правильное отношение к критики
- все, что справедливо, надо признать!
Ведь именно исправление ошибок и является
целью любой конструктивной критики (речь
не идет о ложной и деструктивной критике,
о ней в следующей статье). Выслушайте
не перебивая, после предложите свои варианты
исправления ситуации или попросите совета
(если вам указывают на ошибки и недостатки,
наверняка могут что-то посоветовать),
ну или просто скажите, что услышали и
не оставите это без внимания.
Когда вас критикуют,
сохраняйте самооценку и
Когда вас критикуют,
и делают это агрессивно, со злостью
постарайтесь отделить эмоции от ценных
советов и рекомендаций. Ведь порой,
не зная как относиться к критике,
люди пропускают ценные замечания, обращая
внимание лишь на критический тон.
Если ваш руководитель
излишне критичен и любит начинать
любой разговор с замечаний, относитесь
к этому с должным спокойствием
(начальство не выбирают), даже если эти
замечания необоснованны. Реакция
на критику должна быть такой: выслушайте
и приведите аргументы (записи, документы,
результаты…), предложите возможные
варианты выхода из данной ситуации, а
после перейдите к другому
вопросу. Что касаемо критики
со стороны сослуживцев, вспомните
высказывание Михаила Светлова: «Если
несколько человек сделают
Не всегда на критику
следует отвечать сразу, особенно это
касается импульсивных людей. Если вы
отличаетесь взрывным характером, лучше
немного подождите. Отвечая зло,
с чувством оскорбленной гордости,
мы, как правило, потом об этом жалеем.
Также чтобы правильно
воспринимать критику следует усвоить
что:
Любая конструктивная критика несет пользу.
Не обращение внимание на критику вредно, так как загоняет проблемы глубоко внутрь и затрудняет преодоление недостатков.
Не важно, какими мотивами руководствовался критикующий вас человек, важно чтобы верно была указана суть ошибки или недостатка.
Всякая критика требует размышлений: минимум о том, что ее вызвало, максимум о том, как поправить положение.
Человек, стремящийся к успеху и самосовершенствованию должен уметь выявлять критическое отношение к себе и к своим действиям даже тогда, когда открытая критика отсутствует.
Американские психологи
Коннира и Стив Андреас занимающиеся изучением
воздействия критики на здоровье и самочувствие
людей пришли к выводу, что ключевым различием
между людьми, хорошо переносящими критику,
и теми, кто, услышав замечание, чувствует
себя опустошенным, является отношение
к критике. Людям, остающимся спокойными,
легче оценить критику, решить, есть ли
в ней рациональное зерно и определиться,
как следует себя вести себя. А те, кто
не умеет правильно реагировать на критику,
не понимает ее истинный смысл, принимают
сказанное близко к сердцу и приходят
в отчаянье.
P.S. Избежать критики не удастся ни кому, помните мудрую пословицу – «Не пинают только дохлую собаку».
Никто не любит критики — это известный факт. Тем важнее для нас научиться преодолевать страх критики в свой адрес и научиться грамотно критиковать самим. Чтобы наша жизнь складывалась успешно, мы нуждаемся в уважении и доброжелательности окружающих. Подумайте: если вы меняете прическу или одежду, приобретаете новые носки или шляпу, насколько важна для вас первая реакция других людей? Если вы сегодня услышали сто слов похвал и одно едкое критическое замечание, что вы запомните? Шесть правил конструктивной критики