Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 16:07, реферат
ВВЕДЕНИЕ
Слово «критика» имеет несколько значений:
-выявление противоречий;
-выявление ошибок и их разбор;
-анализ, обсуждение чего-либо с целью дать оценку;
-отрицательное суждение о чем-либо, указание недостатков;
-отзыв, обсуждение чего-либо с целью выразить свою точку зрения.
В этих определениях не учитывается то, как воспримет человек, совершивший действие, анализ, оценку или указание на свои недостатки.
Конструктивная критика – это высказывания, указывающие на недостатки в действиях кого-либо, основанные на соблюдении этических норм и правил.
Человеческая психология устроена таким образом, что практически любая критика в наш адрес воспринимается достаточно болезненно. Сталкиваясь с объективной или субъективной необходимостью критических замечаний в чей-то адрес, надо проявлять максимальную осторожность и корректность. На основе опыта человеческого общения выработаны правила критики, несоблюдение которых сводит на нет усилия, направленные на критический разбор ситуации. Игнорирование, а чаще незнание правил критики приводит к тому, что у критикуемой стороны возникает «защитный барьер», обида, чувство ущемленного достоинства. В результате даже полезная, объективная критика не воспринимается конструктивно.
Введение………………………………………………………………..3
Правила критики………………………………………………………4
Варианты щадящих критических замечаний……………………….10
Заключение……………………………………………………………12
Список используемой литературы…………………………………..13
высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Институт
заочного обучение
Институт социологии и управления персоналом
Кафедра
управления персоналом
КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ (РЕФЕРАТ)
по
дисциплине «Этика деловых
отношений»
тема
«ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА КРИТИКИ»
Выполнил студент:
заочной формы обучения
специальности «Управление персоналом»
5 курса группы УП-06/2-6 лет
№ студенческого билета 06-1357
(зачетной
книжки) ________________ _____
Проверил
преподаватель:
__________________ __________
(ученая
степень, звание) (подпись)
Москва – 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………
Правила критики………………………………………………………4
Варианты
щадящих критических замечаний…
Заключение…………………………………
Список используемой литературы…………………………………..13
ВВЕДЕНИЕ
Слово
«критика» имеет несколько
-выявление противоречий;
-выявление ошибок и их разбор;
-анализ, обсуждение чего-либо с целью дать оценку;
-отрицательное суждение о чем-либо, указание недостатков;
-отзыв, обсуждение чего-либо с целью выразить свою точку зрения.
В этих определениях не учитывается то, как воспримет человек, совершивший действие, анализ, оценку или указание на свои недостатки.
Конструктивная критика – это высказывания, указывающие на недостатки в действиях кого-либо, основанные на соблюдении этических норм и правил.
Человеческая психология устроена таким образом, что практически любая критика в наш адрес воспринимается достаточно болезненно. Сталкиваясь с объективной или субъективной необходимостью критических замечаний в чей-то адрес, надо проявлять максимальную осторожность и корректность. На основе опыта человеческого общения выработаны правила критики, несоблюдение которых сводит на нет усилия, направленные на критический разбор ситуации. Игнорирование, а чаще незнание правил критики приводит к тому, что у критикуемой стороны возникает «защитный барьер», обида, чувство ущемленного достоинства. В результате даже полезная, объективная критика не воспринимается конструктивно.
ПРАВИЛА КРИТИКИ
В
процессе профессиональной деятельности
многие сотрудники сталкиваются с необходимостью,
а в ряде случаев и с желанием
высказать критические
Роль руководителя какого-либо подразделения неизбежно связана с задачей критической оценки деятельности, поступков, поведения своих подчиненных.
Критика
может быть вызвана как объективной,
так и субъективной необходимостью.
Объективная необходимость
Во многих случаях важным является не только соблюдение правил критики, но и общая последовательность их применения в процессе беседы. На рис. 1 представлены основные правила критики.
Рис. 1
Рекомендуемая
последовательность их применения также
отражена на этом рисунке. Нарушение
изображенной здесь последовательности
может привести к снижению эффективности
восприятия критики.
Ответ на вопрос «Имеете ли вы право критиковать?»
зависит в основном от той профессиональной
роли, которую выполняет критикующий в
рамках той или иной организации. Если
по своим профессиональным функциям, дополнительно
закрепленным за ним полномочиям, человек
не наделен правом критического разбора
деятельности других сотрудников, лучше
откажитесь от критики в чей-либо адрес.
Она вряд ли будет воспринята конструктивно
и по-деловому.
Приведенные правила могут предусматривать некоторые исключения. Так, например, в ряде случаев бывает оправдана критика при свидетелях с привлечением силы общественного мнения, авторитета коллектива для воздействия на того или иного сотрудника.
Существует так же и другой вариант «правил критики», который очень похож на первый. Поэтому они могут добавлять друг друга.
1. Прежде всего изъять из критики обвинительное «жало», сместить акцент на конструктивные предложения.
2.
Замечания целесообразно
3.
Стремиться искренне и
4.
Проявить уважение к мнению
партнера, не отвергая его сразу
и резко, даже если оно вам
кажется абсурдным. Дайте
5.
Вести разговор в
6.
Если хотите указать человеку
на его ошибку, начинайте с
похвалы и искреннего
7.
Обращая внимание людей на
их ошибки, старайтесь делать
это в косвенной форме.
8.
Используйте критику-«рикошет»:
9.
Выдвигать свое мнение, (несогласие,
критику) нужно в порядке
10.
Не употребляйте неоправданных
приемов усиления аргументации.
Нежелательны аргументы типа: «Сколько
раз я вам говорил!».
11. Представляйте психологические паузы людям, находящимся в состоянии ссоры. Они помогут снизить эмоциональный накал, обратиться к логике вещей, к самооценке, может быть, за советом к близким людям. Не требуйте немедленного, сиюминутного признания ошибок от партнера,
согласия с вашей точкой зрения, с вашим мнением по этому вопросу. Психологически это трудно, дайте время на раздумье, не настаивайте.
12. Свою ошибку, неверный шаг признайте быстро, решительно и чистосердечно.
13.
Вместе с критикой желательна
аргументированная самокритика.
14.
Сделайте так, чтобы
15. Говорите только о деле, не переходите на личность: критикуйте поступки, а не человека. Дайте ему возможность «спасти лицо».
Важно
помнить и такую
Если вы замечаете, что кто-то в споре слишком разгорячился, лучше перенести разговор на другое время.
Даже если критикующий знает и использует соответствующие этические правила, критика воспринимается достаточно болезненно. Причем воспринимать критику в процессе всей своей профессиональной деятельности приходится гораздо чаще, чем самому направлять критические замечания в чей-либо адрес. С другой стороны, в любой ситуации необходимо стараться сохранить уверенность в себе, внутреннее и внешнее психологическое спокойствие, не позволять ненужным эмоциям управлять поведением.
ВАРИАНТЫ ЩАДЯЩИХ КРИТИЧЕСКИХ ЗАМЕЧАНИЙ
Очень
легко похвалить подчиненного. Гораздо
труднее сделать ему
Подбадривающая критика: «Ничего. В следующий раз сделаете лучше. А сейчас — не получилось»;
Критика-надежда: «Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это задание лучше»;
Критика-аналогия: «Раньше, когда я был таким, как вы, я, допустил точно такую же ошибку. Ну и попало же мне от моего начальника!»;
Критика-похвала: «Работа сделана хорошо. Но только не для этого случая»;
Безличная критика: «В нашем коллективе есть еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Не будем называть их фамилии»;
Критика-озабоченность: «Я очень озабочен сложившимся положением дел, особенно у таких наших товарищей, как...»;
Критика-сопереживание: «Я хорошо вас понимаю, вхожу в ваше положение, но и вы войдите в мое. Ведь дело-то не сделано...»;
Критика-сожаление: «Я очень сожалею, но должен отметить, что работа выполнена некачественно»;
Критика-ирония: «Делали, делали и... сделали. Работка что надо! Только как теперь в глаза начальству смотреть будем?!»;
Критика-упрек: «Эх, вы! Я был о вас гораздо более высокого мнения»;
Критика-намек: «Я знал одного человека, который поступил точно так же, как вы. Потом ему пришлось плохо...»;