Основные происхождения права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:35, курсовая работа

Краткое описание

Задача выполнения нашей курсовой работы заключается в том, чтобы выяснить реальные и объективные причины развития и становления права, его особенности и закономерности. Выяснить, какая из теорий о происхождении права представляет собой особую ценность на данном этапе человеческого развития для того, что бы правильно и целенаправленно организовывать свою деятельность в дальнейшем.

Файлы: 1 файл

Основы права.docx

— 52.55 Кб (Скачать)

Тема «Основные происхождения  права»

Введение

 Право как особая  система юридических норм и  связанных с ними правовых  отношений возникает в истории  общества в силу тех же причин  и условий, что и государство.  Процессы возникновения права  и государства идут параллельно.  Вместе с тем, у разных народов  и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с различными, зачастую несовпадающими, интересами, привел к тому, что родовые обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора. Качественно новые социально-экономические условия требовали новых общеобязательных норм, установленных (или санкционированных) и охраняемых государством. Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематическое изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов.

 

 Изучение процесса  происхождения права имеет не  только чисто познавательный, академический,  но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять  социальную природу права, его  особенности и черты, дает возможность  проанализировать причины и условия  его возникновения и развития. Позволяет четче определять все  свойственные ему функции - основные  направления его деятельности, точнее  установить его место и роль  в жизни общества и политической  системы.

 

 Среди теоретиков правоведов  никогда не было раньше и  в настоящее время не существует  ни только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения права.

 

 В мире всегда существовало  и существует множество различных  теорий, объясняющих процесс возникновения  и становления права. Это вполне  естественно и понятно, ибо  каждая из них отражает или  различные взгляды и суждения  различных групп, слоев, наций  и других социальных общностей  на данный процесс. Или - взгляды  и суждения одной и той же  социальной общности на разные  аспекты данного процесса возникновения  и становление права. 

 

 Задача выполнения  нашей курсовой работы заключается  в том, чтобы выяснить реальные  и объективные причины развития  и становления права, его особенности  и закономерности. Выяснить, какая  из теорий о происхождении  права представляет собой особую  ценность на данном этапе человеческого  развития для того, что бы правильно  и целенаправленно организовывать  свою деятельность в дальнейшем.

 

 Причины возникновения  и становления права

 

 В глубокой древности  наиболее сложившейся идеологической  силой выступала религия. Особую  роль она сыграла в возникновении  права у народов, где в производящем  хозяйстве доминировали скотоводство  и земледелие. Так, естественной  для земледельцев, особенно в  странах жаркого климата, стала  религия Солнца (Месопотамия, Передняя  Азия, Индия, Древний Египет, Месоамерика, Горное Перу). Возникновение культа высшего божества содействовало возвышению племенных обычаев над обычаями отдельных родов и вело к упрочению веры в единый для всего народа порядок, данный свыше верховным божеством. Жрецы, носители новой религии, выработали представления о временах года, воплотившиеся в древних агрокалендарях, устанавливающих для всех цикличность проведения сельскохозяйственных и ирригационных работ, сопровождавшихся религиозными обрядами поклонения Солнцу. Этот порядок поддерживался властью первых городов-государств, находившейся в руках царей, военной верхушки и бюрократии.

 

 В Древней Греции, Древнем  Риме и у славянских народов,  кельтов, германцев, где поливное  земледелие было неразвитым, а  полевые работы оставались делом  сельской общины, календари природы  и поклонение Солнцу не получили  столь явного «огосударствления».

 

 С развитием неравенства  в обществе мононормы, традиции, обычаи уже не могли урегулировать всё возрастающие общественные конфликты. Тогда государство начинает гарантировать их, таким образом, формируется правовой обычай. Одним из источников права были обычаи, сложившиеся в период формирования древних цивилизаций и освящаемые религией, и охраняемые государством (обычное право или правовой обычай). Среди них все большее значение приобретали обычаи, закрепляющие неравенство членов сельской общины, привилегии высших сословий и обязанности низших. В дальнейшем многие нормы обычного права составили основу первых писаных законов (Законы ХII таблиц, «варварские правды»). Но со временем, и он перестаёт успевать за изменениями в обществе, тогда государство формирует новые формы: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры.

 

 Большую роль в формировании  права сыграли судебные органы. Они содействовали разрушению  системы обычаев родового строя,  закрепляя в своих решениях  нормы, которые соответствовали  новым порядкам. Постепенно возникает  прецедентное право, т.е. решение  суда по конкретному делу превращается  в общую норму (судебный прецедент).

 

 С развитием письменности  появляются и первые писаные  законы. Становление государства  требовало все более прочного  закрепления правовых норм, придания  им высокой степени формальной  определенности.

 

 Возникающее право  опиралось на принудительную  силу государства, иначе бы  ему не вытеснить родовые обычаи.

 

Формирующееся право преследовало двоякую цель: с одной стороны - закрепление классового (кастового, сословного) господства и, с другой - установление и поддержание единого  для всего населения страны порядка  в общественных отношениях, без чего невозможна нормальная жизнь любого общества.

 

 Установлению единого  правового порядка у некоторых  народов способствовали победоносные  междоусобные или межгосударственные  войны.

 

 Государственное объединение  племен в единые народы способствовало  и правовой защите их внешнеполитических  интересов. Вырабатывались нормы,  касающиеся межгосударственных  союзов, установления таможенных  правил и т.п. Начинается формирование  зачатков международного права.

 

 Некоторые учёные не  останавливаются на достигнутом, и предлагают сформулировать чёткие причины происхождения права:

 

 Необходимость установления  единого порядка. 

 

 Необходимость его  поддержания. 

 

 Оформление товарно-денежных  отношений. 

 

 Смягчение противоречий  между различными слоями общества.

 

 Основные пути возникновения  права

 

 Ученые правоведы, такие  как: Алексеев С.С.1, Пиголкин А.С.2, Манов Г.Н.3 выделяют два пути возникновения права: восточный и западный.

Восточный путь происхождения  права

 

 Был обусловлен необходимостью  вести масштабные ирригационные  работы, низкой орудийной развитостью.  Первоначально возникли должности  управляющих резервными пищевыми  фондами, управляющих распределением  продуктов, но со временем они  обособились в особую группу  управленцев. Социальная дифференциация  в восточном обществе происходила  на основе политического неравенства  (функциональная система) - положения  личности в системе власти. Экономика  основана на государственной  и общественной форме собственности,  частная собственность не играет  значимой роли. Это характерно  для тех стран, в которых  господствующее положение занимала  государственная собственность.  Основной источник (способ фиксирования  правовых норм) - сборники нравственно-религиозных  положений. Нормы носят казуальный  характер и дополняются в случае  необходимости другими обычаями  или установлениями монарха. 

Западный путь происхождения  права

 

 Присущ странам, где  явно доминировала частная собственность,  которая устанавливала равенство  собственников, нормы отличаются более высокой степенью формализованности и определённости. Очень хорошо развито гражданское право. Право возникает в результате имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. Земля, главным образом, находится в частной собственности. Идёт постоянная борьба имущих и неимущих. Наиболее богатые занимают и наиболее высокие должности в государственном аппарате. Афины - классический пример такого пути возникновения права. Спарта - это государство отличается от афинского тем, что основную массу населения составляли захваченные спартанцами племена. Рим - здесь складывается похожая ситуация, но в процесс становления и формирования права активно вмешивается третья сила - плебс.

 Теории происхождения  права

 

 Уже тысячелетия люди  живут в условиях государственно-правовой  действительности. Они являются  гражданами (или подданными) определенного  государства, подчиняются государственной  власти, сообразуют свои действия  с правовыми предписаниями и  требованиями. Естественно, что еще  в глубокой древности они стали  задумываться над вопросами о  причинах и путях возникновения  права. Создавались самые разнообразные  теории, по-разному отвечающие на  такие вопросы. Множественность  этих теорий объясняется различными  историческими и социальными  условиями, в которых жили их  авторы, разнообразием идеологических  и философских позиций, которые  они занимали. Раскрыть все теории  не представляется возможным  в силу их многообразия, поэтому  остановимся лишь на некоторых  из них, наиболее известных  и распространённых. К числу последних справедливо будет отнести:

 

- теологическую (божественную),

 

- патриархальную,

 

- договорную,

 

- насилия,

 

- психологическую,

 

- расовую,

 

- материалистическую (классовую)  теории.

Теологическая или божественная теория

 

 

 Теологическая или  божественная теория восходит  своими истоками к древнему  миру. Известно, что ещё в древнем  Египте и Вавилоне возникли  идеи божественного происхождения  права. В силу особых взглядов  и воззрений части общества  духовенству удавалось оказывать  значительное влияние на формирование  общественно политической мысли  и в последующие периоды развития  человеческого общества. Наиболее  прочные позиции теологическая  теория завоевала в период  становления и развития феодализма.

 

 На рубеже XII - XIII в западной  Европе развивается теория «двух  мечей». Она исходит из того, что  основатели церкви имели два  меча. Один они возложили в  ножны и оставили при себе. Ибо не пристало церкви самой  использовать меч. А второй  они вручили государям для  того, чтобы те могли вершить  земные дела. Государь, по мнению  богословов, наделяется церковью  правом повелевать людьми и  является слугой церкви. Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и права «не от бога».

 

 Примерно в тот же  период появляется и развивается  учение широко известного и  в просвещённом мире учёного-богослова  Фомы Аквинского (1225 - 1274). Он утверждал,  что процесс возникновения и  развития права аналогичен процессу  сотворения богом мира.

 

 Религиозные учения  о происхождении права имеют  хождение и поныне. Наряду с  ними продолжают существовать  идеи, высказанные еще в Древнем  Риме о том, на возникновение  права решающее влияние оказали  человеческие слабости и страсти.  Среди них жажда денег и  власти, алчность, честолюбие, высокомерие,  жестокость и другие отрицательные  человеческие черты и страсти. «Что послужило главной причиной упадка римского государства?» - спрашивает римский историк первого века до н. э. Гай Саллюстий Крисп в известной его работе «Заговор Кастилины». И тут же отвечает: «упадки нравов, стяжательство, страсть к распутству, обжорству и прочим излишествам».4

 

 После того пишет Саллюстий, когда «трудом и справедливостью» возросло Римское государство, когда силою оружия были укрощены великие цари и смирились дикие племена, когда исчез с лица земли Карфаген - соперник Римской державы и «все моря, все земли открылись перед нами, судьба начала свирепствовать и всё перевернула вверх дном».5 Римляне, которые с лёгкостью и достоинством переносили лишения, опасности и трудности, не выдержали испытания досугом и богатством.

 

 В начале, подмечает  Саллюстий, развивалась жажда  денег, за нею - жажда власти, и «обе стали как бы общим  корнем всех бедствий». Так  случилось потому, что корыстолюбие  сгубило верность, честность и  остальные добрые качества. Вместо  них «оно выучило высокомерию  и жестокости, выучило презирать  богов и всё полагать продажным». Честолюбие многих сделало лжецами.  Заставило «в сердце таить  одно», а вслух говорить другое. Дружбу и вражду оценивать  «не по сути вещей, а в  согласии с выгодой, о пристойной  наружности заботиться больше, чем  о внутреннем достоинстве».

 

 Всё сказанное о  падении нравов населения окончательно  подорвало моральные основы Римского  государства и оно было обречено. Так может случиться с любым государством. Нравы - положительные и отрицательные, добрые и злые - несомненно играют и играли значительную роль в процессе становления и развития государства и права. Важную, но не решающую. Они являются скорее следствием, но не первопричиной, хотя и могут выступать на первый план.

 

 Как показывает исторический  опыт главные причины возникновения  права лежат вовсе не в сфере  морали и религии. Они коренятся  в области экономики и в  социальной жизни людей.

 

 Научные исследования  и выводы свидетельствуют о  том, что государственная организация  приходит на смену родоплеменной  организации. Право - на смену  обычаям. И происходит это не  в силу самого по себе изменения  общественных нравов, религиозных  воззрений и взглядов. А в силу  коренных изменений в экономической  сфере и в самом первобытном  обществе. Именно они привели  к разложению первобытнообщинного  строя и к утрате способности  первобытными обычаями регулировать  общественные отношения в новых  условиях.

Информация о работе Основные происхождения права