Характеристика основных концепций происхождения государства и права

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:57, курсовая работа

Краткое описание

Можно говорить о бесспорной актуальности этого вопроса. Так как во все времена ученые, философы, социологи, политологи в нынешнем понимании занимались вопросами происхождения государства и права, искали причину, толчок, обусловливающий их развитие. А все, потому что и государство и право, как и многие века, назад, как и сейчас, так и в будущем, будут занимать главенствующее место в приоритетах человеческого общества.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3
Основная часть……………………………………………………………………5
1. Теории происхождения государства………………………………………...5
1.1. Теологическая теория…………………………………………………….....5
1.2. Патриархальная теория………………………………………………….....6
1.3. Договорная теория…………………………………………………………...7
1.4. Теория насилия………………………………………………………………8
1.5. Органическая теория………………………………………………………....9
1.6. Марксистская теория ………………………………………………………10
1.7. Психологическая теория…………………………………………………....10
1.8. Ирригационная теория………………………………………………………11
2. Теории происхождения права……………………………………………….14
2.1. Теория естественного права………………………………………………..14
2.2. Нормативистская теория…………………………………………………...15
2.3. Историческая теория права……………………………………………….16
2.4. Социологическая теория…………………………………………………...17
2.5. Психологическая теория…………………………………………………..18
2.6. Марксистская теория……………………………………………………….19
2.7. Расовая теория………………………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………22
Глоссарий ……………………………………………………………………….24
Список использованных источников……………………………………….…..26
Приложения……………………………………………………………………...27

Файлы: 1 файл

Курсовая работа. И. Букина. ТГП.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

     Основные данные о работе

Версия  шаблона 2.1
Филиал Златоустовский
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Теория государства  и права
Тема Характеристика  основных концепций происхождения  государства и права
Фамилия студента Букина
Имя студента Ирина
Отчество  студента Валерьевна
№ контракта 1140011400102004

 

     Содержание

     Введение……………………………………………………………………………3

     Основная  часть……………………………………………………………………5

     1. Теории происхождения государства………………………………………...5

     1.1. Теологическая теория…………………………………………………….....5

     1.2. Патриархальная теория………………………………………………….....6

     1.3. Договорная теория…………………………………………………………...7

     1.4. Теория насилия………………………………………………………………8

     1.5. Органическая теория………………………………………………………....9

     1.6. Марксистская теория ………………………………………………………10

     1.7. Психологическая теория…………………………………………………....10

     1.8. Ирригационная теория………………………………………………………11

     2. Теории происхождения права……………………………………………….14

     2.1. Теория естественного права………………………………………………..14

     2.2. Нормативистская теория…………………………………………………...15

     2.3. Историческая теория права……………………………………………….16

     2.4. Социологическая теория…………………………………………………...17

     2.5. Психологическая теория…………………………………………………..18

     2.6. Марксистская теория……………………………………………………….19

     2.7. Расовая теория………………………………………………………………20

     Заключение………………………………………………………………………22

     Глоссарий ……………………………………………………………………….24

     Список  использованных источников……………………………………….…..26

     Приложения……………………………………………………………………...27

     Введение

     Предметом изучения в моей курсовой работе, является государство  и право. Точнее ни сколько государство и право в их полном понимании, а причина их происхождения.

     Вообще, происхождение государства и  права, в своем понимании, это  закономерный процесс зарождения  властно - политической системы, которая  возникает в ходе кардинальных изменений в различных временных периодах развития общества. Если быть точнее, то эти изменения задели все сферы первобытной общности: экономическую, социальную, духовную, естественно на самом раннем их развитии и что, в конечном счете, привело к формированию  в обществе различной социальной структуры, которая определила его дальнейшее развитие.

       Можно говорить о бесспорной  актуальности этого вопроса. Так как во все времена ученые, философы, социологи, политологи в нынешнем понимании занимались вопросами происхождения государства и права, искали причину, толчок, обусловливающий их развитие. А все, потому что и государство и право, как и многие века, назад, как и сейчас, так и в будущем, будут занимать главенствующее место в приоритетах человеческого общества.

     Но  такое ощущение, что эти же умы никогда не сойдутся во мнениях и не сформируют точную причину, послужившею созданию этих двух важных аспектов человечества.

     Так как теории возникновения государства и права поражают своей неоднородностью, непохожестью и разнообразием. И теперь, в наше время: развитых технологий, современных тенденций и огромного багажа фактов прошлого, ни одна из них не была опровергнута до конца: всегда есть вероятность возможного. И не была выявлена одна, как бы нам казалась истинная, а наоборот, их количество может даже увеличится, если мы с Вами разработаем еще одну.

     Так как же объяснить такое разнообразие существующих теорий?

     За  все время существования науки  было создано тысячи и тысячи концепций  и предположений по данным вопросам. И все это множество свидетельствует о разнообразии взглядов авторов, особенностях исторического развития общественного сознания и экономического строя, о своеобразии тех или иных регионов мира в которых создавались данные теории.

     Так же к причинам возникновения такого разнообразия можно отнести: Во-первых, сложность и неоднородность в понимании понятий государства и права, поскольку их трактовку можно дать в различных интерпретациях.  Во-вторых, в разнообразности сущности причин появления государства и права. В-третьих, тщеславное стремление ученых создать свою, отличную от других теорию.1

     Наличие такого количества теорий является свидетельством относительности человеческого  сознания, нереальности создать одну абсолютно  правдивую теорию в  этой области. Но и эта невозможность дает нам пищу для размышлений. Каждый может найти более подходящую, по его взгляду, концепцию.

     Так начнем же рассматривать эти теории, но прежде я хотела бы сказать.

     Добрая  половина авторов учебных пособий  по теории государства и права рассматривают вопрос о происхождении государства и права совместно, то есть эта тема у них звучит так - «теории происхождения государства и права». А другая половина авторов рассматривают и происхождение права, и происхождение государства отдельно.

     Конечно же, теории о возникновении государства и концепции о происхождении права тесно связаны друг с другом. Вообще понятия государства и права как таковые  считаются неразрывными. Но, все же, прибывая какое-то время в замешательстве, по поводу того, как будет корректнее сделать мне, я решила, что эти два вопроса, рассмотрю отдельно друг от друга. Ведь существует столько нюансов в различных концепциях, которые относятся непосредственно только к праву или только к государству.

     Основная  часть

     Теории  происхождения государства

     Так как было сказано  выше, теорий происхождения существует огромное количество. И каждая из них  выражает отличную от других суть природы  государства и права.

     Вот некоторые из них.

    1. Теологическая теория

     Родоначальниками  этой теории, являются Платон, Сократ, Фома Аквинский, Ж. Местр и д. р.

     Теологическая теория, является одной из древнейших по этому вопросу. Согласно ей, все сущее на Земле, в том числе  государство, создал Бог. Именно поэтому, само государство, воля государей и все те законы, которые существуют в этом государстве - священны. Все это - промысел божий. И малейшее не соблюдение и не подчинение, является грехом. Правители, являются представителями Бога на земле. Их власть незыблема и неопровержима.

     В сохранившихся до наших дней литературных и историко-правовых памятниках Древнего Египта, Индии, Вавилона и Китая, мы можем наблюдать, что теологическая теория нашла свое четкое выражение.

     Так, в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: «Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми"»; «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу» (т. е. богоподобен).2

     Так же в Древнем Китае Император  назывался сыном неба.

     Наибольшее  свое распространение эта теория получила в эпоху Средневековья. В этот период ее целью было: обоснование превосходства церковной власти над светской.  В связи с этим возникла теория двух мечей, которая начала формулироваться с IX-X веков. Эта теория гласила: Для защиты христианства, Богом даны были два меча. Оба эти меча передавались церкви. В свою очередь, церковь дала один меч светской власти, тем самым утверждая ее авторитетность. И в то же время, это означало, что светская власть должна подчиняться церковной власти. Однако, сторонники независимой светской власти, утверждали, что их меч был им дан непосредственно Богом.

     Кстати, не нужно думать, что эта теория имела место только в Древние  времена. И в наше время встречаются  сторонники теологической теории.

    1. Патриархальная теория

     Эта концепция имела большое влияние в Древней Греции, рабовладельческом Риме и в период Средневековья.

       В Древней Греции представителем этой теории был Аристотель. Философ говорил о том, что, так как человек не может существовать без социума и взаимосвязей с ним, он создает семью. На разных этапах развития происходит увеличение и расширение семей, их объединение, что впоследствии приводит к образованию государства. Вследствие этого получается, что государственная власть есть продолжение отцовской власти.

     В Китае эту теорию развил Конфуций. Представляя государство в виде большой семьи, он считал, что император - это глава, отец семейства. Соответственно подданные – это его потомки и о них он должен заботиться, как о своих родных. Из чего следует, что отношение власти народа он ассоциировал с родственными отношениями в патриархальной семье.

     К таким же рассуждениям примыкал Роберт Филмер. В своей работе 1642 года «Патриархия, или защита естественного права  королей» он утверждал, что власть короля незыблема и неограниченна, поскольку исходит от Адама, которому в свою очередь Господь даровал священную власть.

     В нашей стране так же были представители  этой концепции. Такие как: Михайловский Николай Константинович и Покровский Михаил Николаевич. Они были солидарны с другими представителями этой теории в том, что древнейший тип государственной власти был образован от семьи.

     Все сторонники этой теории призывали устранять  из жизни общества все вредное  и безнравственное по отношению  к человеку. А такое может быть достигнуто в обществе, которое построено по принципу семейных отношений.

    1. Договорная теория

     Договорная  теория возникла во времена Древней Греции, но большее свое развитие она получила в XVII-XVIII века. Ее яркими представителями стали: Ж.Ж.Руссо, А.Н. Радищев, Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс и д.р.

     Многие  представители этой теории считали, что до возникновения государства, обществу было присуще естественное состояние. И каждый из них трактует его по-разному. Так, Гоббс считал, что это было состояние "войны всех против всех". Руссо, в отличие от Гоббса предполагал, что это состояние естественности было золотым временем для человечества, поскольку были все равны, а после появления частной собственности возникло социальное неравенство. Так же он считал, что все зависит от воли народа, и народ сам себе владыка, дает привилегию правительству защищать себя и свои права. И если народу не понравиться власть господствующих лиц, он может ее свергнуть. 3

     По  этой теории причиной возникновения  государства были не высшие силы сверху, а сознательная деятельность людей. То есть, как бы в один прекрасный момент все члены общества собрались, и решили заключить договор, по которому бы они из «естественного» разобщенного состояния, превратились бы в одно целое (в государство). По этому договору, определенные лица, представляющие власть наделялись полномочиями: управления, сбора налогов, принятия законов, наказания правонарушителей, и в то же время они (правители) должны были защищать свою территорию, обеспечивать справедливость в обществе, защищать права своих подданных и их собственность и т.д.

     Граждане, в свою очередь, должны были соблюдать законы и порядки, действующие в этом государстве, подчиняться воле правителей, платить налоги. Но они так же имели право смещения неугодных обществу правителей, в случае их превышения своих полномочий и какой-либо несправедливости по отношению к гражданам.

Информация о работе Характеристика основных концепций происхождения государства и права