Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 21:57, курсовая работа
Можно говорить о бесспорной актуальности этого вопроса. Так как во все времена ученые, философы, социологи, политологи в нынешнем понимании занимались вопросами происхождения государства и права, искали причину, толчок, обусловливающий их развитие. А все, потому что и государство и право, как и многие века, назад, как и сейчас, так и в будущем, будут занимать главенствующее место в приоритетах человеческого общества.
Введение……………………………………………………………………………3
Основная часть……………………………………………………………………5
1. Теории происхождения государства………………………………………...5
1.1. Теологическая теория…………………………………………………….....5
1.2. Патриархальная теория………………………………………………….....6
1.3. Договорная теория…………………………………………………………...7
1.4. Теория насилия………………………………………………………………8
1.5. Органическая теория………………………………………………………....9
1.6. Марксистская теория ………………………………………………………10
1.7. Психологическая теория…………………………………………………....10
1.8. Ирригационная теория………………………………………………………11
2. Теории происхождения права……………………………………………….14
2.1. Теория естественного права………………………………………………..14
2.2. Нормативистская теория…………………………………………………...15
2.3. Историческая теория права……………………………………………….16
2.4. Социологическая теория…………………………………………………...17
2.5. Психологическая теория…………………………………………………..18
2.6. Марксистская теория……………………………………………………….19
2.7. Расовая теория………………………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………22
Глоссарий ……………………………………………………………………….24
Список использованных источников……………………………………….…..26
Приложения……………………………………………………………………...27
У этой концепции есть плюсы, так как она провозглашает права человека, призывает к соблюдению нравственных ценностей. Но мне кажется ее ярким недостатком, является полное противопоставление писанного и не писаного права.
Нормативистская теория права возникла в начале XX века. Ее основоположниками, являются австрийский правовед Х. Кельзен, немецкий юрист Штаммер и русский правовед Новгородцев.
Все они говорят о том, что право, как таковое, не подчиняется общим законам. Для Х. Кельзина причин возникновения права вообще не существовало. Оно возникло как-то само по себе.
Представляет же из себя право по этой теории, иерархическую пирамиду, у изголовья которой находиться «основная норма», «суверенная норма», такой нормой, является главный правовой акт государства- конституция. Она определяет смысл остальных норм. В основании же пирамиды находятся: решения судов, договоры, предписания администрации, т.е. индивидуальные акты. Каждая норма в данной пирамиде черпает свою юридическую силу, законность от вышестоящей. 8
Представители этой концепции утверждают, что правильное построение всей иерархической системы права, есть залог авторитетности права в государстве, его правильное и рациональное использование в полную силу.
Так же они призывают усваивать право в чистом виде, не учитывая и не беря во внимание: религиозные, моральные и философские аспекты.
Положительным свойством этой теории, является приоритетность необходимости структурирования правовой системы, дабы не допустить в ней неупорядочности, позволяя при этом объективнее воспринимать различные права государства.
Данная теория начала пользоваться популярностью в XVIII-XIX веках. Ее основателями, явились австрийские и немецкие юристы, такие как Г. Гуго, Ф. К. Савиньи и Г. Ф. Пухта.
Право по этой теории возникает вследствие долгого и постепенного развития. Складывается из самобытности народа и не зависит от воли высших слоев государства или законодателя. Оно так же развивается, как развиваются все другие аспекты человеческой жизни, такие как язык и нравы, культура.
Право в этой концепции рассматривается, как продукт народного духа, присущего ему с самого его возникновения, но которому необходимо время, чтобы сформироваться и оформиться. Право всегда национально и имеет только свои отличительные черты, от прав других народов, оно представляет собой правовые институты, из которых юридические лица лишь черпают нормы права.
В этом случае право – есть, устоявшиеся и сложившиеся в течение веков правовые обычаи того или иного народа. И официальные законы, закрепленные государством, это есть не что иное, как эти самые обычаи.
Историческая школа права близко связанна с религиозными воззрениями. Так один из ее основоположников Г. Ф. Пухта утверждал, что при помощи божественной силы основы права были вложены в природу нации.9
По моему мнению, это очень логично считать, что право, такое как оно, есть теперь, оформленное и изданное государством предшествовало устоявшимся обычаям, которые формировались в течение долгого времени. И так-так обычай, это индивидуальность каждого народа, то естественно законодатель должен был, при издании правового документа, законодательства, учитывать национальные, культурные традиции и общественные отношения этого народа. Это позволило не нарушить равновесный баланс сил в обществе.
Естественное
происхождение права, его равномерное
и последовательное развитие, которое
высказано в этой теории, являет
мои представления о
Социологическая теория права начала зарождаться в последней четверти XIX века. Имела широкое распространение в Англии. Ее основоположниками принято считать: Э. Эрлиха, Г. Канторовича, Г. Ф. Шешеневича. Они и являлись основателями школы «свободного права».
Идеологи нового правового мышления призывали к открытому, свободному, без всяких стеснений правовому процессу. У них на первое место выдвигается фигура судьи, так он у них ассоциируется с творцом права. Те нормы, которые у них зафиксированы в законах и правах государства, еще не есть само право. Право, по их мнению, следует искать в самой жизни. Оно день за днем складывается в самом жизненном процессе.
Право у социологической школы, является живым, так как это система правоотношений, тех отношений, которые складываются у людей в сфере права.
Как мы видим, основной чертой социологической школы права, является то, что закон и право, она неотождествляет, а противопоставляет, говоря, что закон и право не одно и то же. Так закон – это писаное право, а само право – это есть реализация закона.
У социологической теории есть пару разновидностей.
Одна такая разновидность – теория солидаризма. Основателем ее является Леон Дюги. Главная идея этой теории основана на норме социальной солидарности, как внешнего выражения социальной жизни. Эта теория отрицает, индивидуальные права и свободы граждан и провозглашает непоколебимую роль государственной воли.
Другой разновидностью социологической концепции, является примирительная теория. Она в основном распространена на Западе. Право по этой теории, зародилось не внутри какой – то общности, рода, народа, а для регулирования отношений между этими народами. То есть, между отдельными общинами происходили конфликты, которые могли длиться до того момента пока не вымрут все представители одного из конфликтующих родов, так как мы знаем, что средневековье жило по правилу талиона. И, в конце концов, чтоб не допустить вымирания целых общностей. Представители их решили собраться и заключить договор, который бы регулировал отношения между ними, так называемое примирительное право. Сначала эти регулирующие правила передавались устно, из поколения в поколения, потом уже с образованием государственности были закреплены в виде законов, предусматривающих санкции за несоблюдение.
Психологическая теория возникновения права начала формироваться в XX веке. Ее тщательно развивали Г. Тард, Росс, Л. И. Петражицкий.
Психика человека – это первооснова, возбудитель всех деяний, причина создания всего грандиозного на земле. Так же как и в концепции по происхождению государства, эта теория видит причиной создания права психологическую потребность людей. То есть сущность и понятие права определяется через переживания людей и правовые эмоции, а не через деятельность законодателя.
Как мы видим, по этой концепции причина возникновения права кроется в психике людей. Так же по этой теории проводится грань между позитивным правом и интуитивным правом. Позитивным, является то право, которое установлено государством, т. е. те законы, которые санкционируются им. А интуитивное право, как его еще называют представители этой теории - неофициальное, это то, которое порождено внутренним миром индивида, и понятно, что оно имеет чисто психологическую направленность. Но интуитивное право не является продуктом кого – то конкретного человека. Все же это продукт совместный, общественный, являющийся следствием общения и взаимодействия индивидов.
Субъективные права, по этой теории, возникли из чувства правомочия на что- либо. А юридические обязанности, это итог психологического желания индивида сделать что-то.
В этой концепции более важная роль отводится неофициальному праву, так как оно является реальным регулятором человеческого поведения.
Такое категоричное разделение позитивного и интуитивного права, является причиной разлада и социальных потрясений в обществе.
Неофициальное право имело много общего с правосознанием людей, поэтому плюсом этой теории, является то, что тут берутся во внимание психологические особенности общества, как в целом, так и отдельных индивидов.
Как известно основоположниками этой теории являлись: К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин. Начала зарождаться эта концепция в XIX веке и продолжала развиваться в XX веке. Она была господствующей в СССР и ряде социалистических стран вплоть до конца XX века.
Во – первых, по этой теории, право – это воля выраженная государством.
То есть воля господствующего класса, оформленная законодательно. Во- вторых, корни права лежат в экономике. Они заложены в базисе общества. 10
Поэтому, так как право обусловлено экономически, оно всегда выражает требования экономических отношений и не может быть выше экономического и культурного строя, породивших его.
Представители
этой концепции говорят о
Так же материалистическая теория связывает происхождение права с классами и отношениями, порождающимися между ними.
Но право берет свое начало и возникает, независимо от классов, оно имеет более глубокие корни и обусловлено различными общесоциальными причинами.
Расовая теория вообще исторически изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как «научная», академическая доктрина она имеет хождение в некоторых странах и в настоящее время, эти примеры мы можем наблюдать в странах Арабского мира, Средней и Центральной Азии.
Зарождение расовой теории началось еще во времена рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу определенных качеств на две породы-рабов и рабовладельцев. Самое большое негативное распространение она получила в XIX-XX веках, она легла в основу фашистской идеологии и политики.
В основу содержания теории являлось физическая и психологическая неравноценность человеческих рас, а также положения о влиянии расовых различий на историю, культуру, общественный и государственный строй, деление людей на высшую и низшую расы. Первые считали себя создателями всего и по призванию должны господствовать в обществе. Вторые, грубо говоря, неспособные ни к чему, только к беспрекословному подчинению.
Один из основателей расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882 гг.) объявлял арийцев «высшей расой», призванной господствовать над другими расами. В Германии была предпринята попытка переписать всемирную историю заново как историю борьбы арийской расы с другими расами. Носительницей духа высшей арийской расы объявлялась Германия. К низшим расам относились семиты, славяне и другие.
Средством,
с помощью которого решались все проблемы,
возникающие на геополитическом пространстве,
являлась война. Кстати в начале нынешнего
века мы можем наблюдать проявление теории,
причем с участием развитых странах по
отношению к странам третьего мира.
Так же, кроме этих семи теорий существует еще ряд концепций принадлежащих вопросу о происхождении права, из них такие как: теологическая, договорная, патриархальная, теория насилия.
Так, теологическая концепция, исходит из того, что право создал Господь. Патриархальная теория, что возникновение права, это итог развития и расширения патриархальной семьи. Договорная же утверждает, что право создано добровольным договором между людьми и т. д.
Раскрывать их полностью я
не вижу смысла, так как суть
их и так ясна, и к тому
же, они раскрыты в теориях
о происхождении государства.
Все рассмотренные мною теории, конечно же, не отражают все бесконечное многообразие взглядов ученных и исследователей по вопросу происхождения государства и права. Существует еще множество, встречающихся в научной и учебной литературе мнений. Именно поэтому, раскрыть их все не представляется возможным.
Никогда не последует точного ответа на этот вопрос, это факт. Это такой же факт, как и то, что изучением его же не прекратят заниматься. Наверное, это обусловлено тем, что люди уже в течение тысячелетий сталкиваются с государственно - правовой реальностью. Являясь гражданами в республиках или подданными в монархиях, мы подчиняемся законам, которые действую в нашем государстве, и следуем им, сообразуя свою деятельность и поведение с принятыми нормами.
И в полнее объясним тот факт, что еще в древности, в те времена, которые отходят к Аристотелю, философов стал волновать вопрос о причинах, послуживших созданию государственности и права.
Информация о работе Характеристика основных концепций происхождения государства и права