Основные теории происхождения государства и права / Договорная теория

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 15:57, доклад

Краткое описание

Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к "войне всех против всех";

Файлы: 1 файл

Основные теории происхождения государства и права.docx

— 20.16 Кб (Скачать)

Основные теории происхождения государства и  права / Договорная теория  
 

Договорная теория (теория договорного происхождения  государства и права) объясняет  происхождение государства общественным договором (результатом разумной воли народа), на основе которого произошло  добровольное объединение людей  для лучшего обеспечения свободы  и взаимных интересов. Отдельные  положения этой теории развивались  в V - IV веках до н. э. софистами в  Древней Греции.

Основой данной теории является положение о том, что  государству предшествовало естественное состояние человека. Гоббс видел  естественное состояние в царстве  личной свободы, ведущей к "войне  всех против всех"; Руссо считал, что это есть мирное первобытное  царство свободы; Локк писал, что  естественное состояние человека - в его неограниченной свободе.

Сторонники естественного  права считают государство результатом  юридического акта - общественного  договора, который является порождением  разумной воли народа, человеческим учреждением  или даже изобретением. Поэтому данная теория связывается с механическим представлением о происхождении  государства, выступающего как искусственное  произведение сознательной воли людей, согласившихся соединиться ради лучшего обеспечения свободы  и порядка.

Гольбах, например, определял  общественный договор как совокупность условий для организации и  сохранения общества. Дидро суть своего понимания общественного договора изложил следующим образом: "Люди быстро догадывались, - писал он, - что  если они будут продолжать пользоваться своей свободой, своей независимостью и безудержно предаваться своим  страстям, то положение каждого отдельного человека станет более несчастным, чем если бы он жил отдельно; они осознали, что каждому человеку нужно поступиться частью своей естественной независимости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы, так сказать, общим центром и пунктом единения всех их воль и всех их сил. Таково происхождение государей".

Классическое обоснование  договорная теория получила в трудах Руссо. Он пришел к выводу, что правители  стали смотреть на государство как  на свою собственность, а на граждан  как на рабов. Они стали деспотами, угнетателями народа. Деспотизм, по Руссо, высшее и крайнее проявление общественных различий. Это неравенство становится причиной нового отрицательного равенства: перед деспотом все равны, ибо  каждый равен нулю. Но это уже  не старое естественное равенство первобытных  людей, а равенство как искажение  природы.

Руссо считает, что  в интересах создания правомерного государственного устройства и восстановления истинного равенства и свободы  надо заключить свободный общественный договор. Главная задача этого договора состоит в том, чтобы "найти  такую форму ассоциации, которая  защищала и охраняла бы общей совокупной силой личность и имущество каждого  участника, в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким  же свободным, каким он был раньше". Обосновывая договорную теорию, Руссо  отмечает: "Каждый из нас отдает свою личность и всю свою мощь под верховное  руководство общей воли, и мы вместе принимаем каждого члена как  неразделимую часть целого".

Власть монарха  является производной не от божьего  провидения, а от самих людей. Данный тезис, положенный в основу договорной теории происхождения государства  и права, был наиболее ярко и обстоятельно развит Полем Гольбахом (1723 - 1789) в  его работе "Священная зараза или естественная история суеверия".

Выступая против широко распространенной в средние  века идеи божественного происхождения  власти королей, "являющихся представителями  и подобием бога на земле", Гольбах  пишет, что в практическом плане  эта идея служила оправданием  всемогущества, бесконтрольности властей, произвола монархов и их ближайшего окружения. "Гордость привилегированных  людей, - отмечает автор, - получила в  силу божественного права власть быть несправедливыми и повелевать другими людьми. Последние верят, что должны отказаться в пользу своих  господ от собственного счастья, должны работать только на них, сражаться и  погибать в их войнах. Они верят, что должны подчиняться желаниям самых сумасбродных и вредных  царей, которых небо послало им в  гневе своем. Идея божественного  происхождения власти монарха привела  во многих странах к тому, что  государь стал единственным источником милостей. Он развращал общество и  разделял его, чтобы властвовать. При  таком положении вещей нация  была доведена до ничтожества; собственное  неразумение сделало ее не способной  ограждать свою безопасность, сопротивляться причиняемому ей злу и вознаграждать  за оказываемые ей услуги; сами граждане забыли ее, игнорировали и не признавали. В каждой стране одно центральное  лицо зажигало все страсти, приводило  их в действие для своей личной выгоды и награждало тех, кого считало  наиболее полезным для своих целей".

Далее Гольбах замечает, что "воля монарха заняла место  разума". Прихоть монарха стала  законом. Милость его стала мерилом  уважения, чести, общественного почета. Воля монарха "определяла право и  преступление, справедливость и несправедливость, воровство перестало быть преступлением, если было дозволено монархом". Угнетение  становилось законным, если совершалось  от его имени. Налоги шли только на "безумные траты монарха, на утоление аппетитов его ненасытных царедворцев".

Как же практически  обстояло дело со свободой, справедливостью  и с правом в тех странах, где  господствовала теория божественного  происхождения государства и  права?

Отвечая на этот вопрос, Гольбах писал, что свобода в  этих странах была запрещена монархом, "так как стесняла его распущенность". И подданные "скоро поверили, что  разрешенное государем достойно и похвально".

Какую же роль при  этом играло право? Было ли оно одинаково  справедливо ко всем? Ответ Гольбаха: "Не было". Суровость закона существовала лишь "для жалкого народа", ибо "вельможи, фавориты, богачи, счастливцы не подлежали его строгому суду. Все мечтали только о чине, власти, титуле, сане и должности. Каждый стремился  быть изъятым из-под гнета, чтобы  угнетать других". Каждый желал получить возможность безнаказанно творить  зло.

Таким образом, законодательство, зависящее от "порочного двора", должно было лишь связывать граждан. Законы, которые должны были обеспечивать счастье всех, "служили только для защиты богачей и вельмож  от покушений со стороны бедняков и серых людей, которых тирания  стремилась всегда держать в унижении и нищете".

Аналогичных взглядов на природу власти, государства и  права придерживались и другие сторонники и последователи договорной теории происхождения данных институтов.

Оспаривая идеи божественного  происхождения государства и  права, Александр Радищев (1749 - 1802) считал, что государство возникает не как результат некого божественного  провидения, а как следствие молчаливого  договора членов общества в целях  совместной защиты слабых и угнетенных. Государство, по его мнению, "есть великая махина, цель которой есть блаженство граждан".

Джон Локк (1632 - 1704) исходил из того, что всякое мирное образование государств имело в  своей основе согласие народа. В  известной работе "Два трактата о правлении" он говорит, что "с  государствами происходит одно и  то же, что и с отдельными людьми: они обычно не имеют никакого представления  о своем рождении и младенчестве". Локк обстоятельно развивал идеи относительно того, что "объединение в единое политическое общество" может и  должно происходить посредством "одного лишь согласия". А это, по мнению автора, и есть "весь тот договор, который  существует или должен существовать между личностями, вступающими в  государство или его создающими".

Вопросы о том, что  собой представляет общественный договор, каковым должно быть его содержание и назначение, как и многие аналогичные  им вопросы получили наиболее яркое  и основательное освещение в  ряде трактатов Жан-Жака Руссо (1712 - 1778).

Основная задача общественного договора, по мнению Руссо, в том, чтобы "найти такую  форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою  личность и имущество каждого  из членов ассоциации, благодаря которой  каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде".

Рассматривая государство  как продукт общественного договора, порождение разумной воли народа, Руссо  исходил из того, что каждый человек  передает в общее достояние и  ставит под высшее руководство общей  воли свою личность и все силы, превращаясь  в нераздельную часть целого. Это  коллективное целое - юридическое лицо. Раньше оно именовалось "гражданской  общиной". Позднее - "Республикой  или Политическим организмом". Члены  этого политического организма  называют его "Государством, когда  он пассивен, Суверенитетом, когда он активен, Державою - при сопоставлении  его с ему подобными".

Государство рассматривается  Руссо как "условная личность", жизнь которой заключается в  союзе ее членов. Главной его заботой, наряду с самосохранением, является забота об общем благе, о благе  всего общества, народа. Огромную роль при этом играют издаваемые законы, право.

Руссо выдвигает  и развивает идею прямого народного  правления, ибо "только общая воля может управлять силами государства  в соответствии с целью его  установления, каковая есть общее  благо".

Народ не может лишить самого себя неотчуждаемого права издавать законы, даже если бы он этого и захотел. Законы всегда являются актами общей  воли. И никто не может быть выше их. Законами являются лишь такие акты, которые непосредственно принимаются  или утверждаются путем проведения референдума самим народом.

Наряду с исключительным правом на принятие законов у народа имеется также неотчуждаемое  право на сопротивление тиранам. Короли всегда "хотят быть неограниченными". Хотя им издавна твердили, что "самое  лучшее средство стать таковыми - это  снискать любовь своих подданных", это правило при дворах всегда вызывало и будет вызывать только насмешки.

Власть, возникающая  из любви подданных, несомненно, наибольшая, но она непрочна и условна. Поэтому "никогда не удовлетворяются ею государи". Личный интерес любых  повелителей состоит в том, "чтобы  народ был слаб, бедствовал и никогда  не мог им сопротивляться".

Таким образом, у  любого правителя всегда сохраняется  интерес и соблазн сосредоточения в своих руках государственной  власти. Это приводит к тому, что  в политическом режиме устанавливаются  признаки открытого игнорирования  прав и свобод народных масс, признаки деспотизма. В этих условиях народ  может реализовать свое естественное право на сопротивление. При этом восстание, которое "приводит к убийству, или свержение с престола какого-нибудь султана - это акт столь же закономерный", как и те акты, посредством которых  монарх только что распоряжался жизнью и имуществом своих подданных. "Одной  только силой он держался, одна только сила его и низвергает".

Из всего сказанного следует, что сторонники данной теории исходят из того, что народ обладает естественным, неотчуждаемым правом не только на сознание государства  на основе общественного договора, но и на его защиту.

Информация о работе Основные теории происхождения государства и права / Договорная теория