Конструктивная критика

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 17:35, курсовая работа

Краткое описание

Каждый знает, что критика критике рознь. Например, конструктивная критика полезна. Даже если она бьет очень сильно, хоть плачь. Другая критика преследуют чисто эгоистические цели ее авторов. А чтобы не портить настроение и относится к такой критике правильно, нужно знать ее истинные причины.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................2
ГЛАВА 1. ЧТО ТАКОЕ КРИТИКА?.........................................................4
1.1 Как воспринимать критику ........................................................6
ГЛАВА 2.КРИТИКА МОЖЕТ БЫТЬ РАЗНОЙ- КОНСТРУКТИВНОЙ И ДЕСТРУКТИВНОЙ................................................................................9
2.1.Компоненты конструктивной критики.....................................10
2.2 Формы конструктивной критики..............................................11
ГЛАВА 3.ПРАВИЛА КОНСТРУКТИВНОЙ КРИТИКИ ......................13
3.1 Основные этические нормы конструктивной критики......................................................................................................15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................20

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …..................................24

Файлы: 1 файл

курсовик по психологии.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................2 

ГЛАВА 1. ЧТО  ТАКОЕ КРИТИКА?.........................................................4 

         1.1 Как воспринимать критику ........................................................6 

ГЛАВА 2.КРИТИКА  МОЖЕТ БЫТЬ РАЗНОЙ- КОНСТРУКТИВНОЙ            И ДЕСТРУКТИВНОЙ................................................................................9 

         2.1.Компоненты конструктивной критики.....................................10 

         2.2 Формы конструктивной критики..............................................11 

ГЛАВА 3.ПРАВИЛА  КОНСТРУКТИВНОЙ КРИТИКИ ......................13 

          3.1 Основные этические нормы конструктивной критики......................................................................................................15 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................20 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …..................................24 

                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2

                                          

   ВВЕДЕНИЕ 

  Каждый знает, что критика критике рознь. Например, конструктивная критика полезна. Даже если она бьет очень сильно, хоть плачь. Другая критика преследуют чисто эгоистические цели ее авторов. А чтобы не портить настроение и относится к такой критике правильно, нужно знать ее истинные причины.

Никто не станет спорить, что конструктивная критика, да еще человека умного, способна дать немало полезного. Может быть, в некоторых вопросах мы действительно себя переоцениваете? Разумно исправить ситуацию, что только улучшит результат. Конструктивная критика способна вдохновить на новые идеи или свернуть бесперспективное. То есть сэкономить силы, ресурсы и время.

Прежде  чем обижаться на любую критику, вспомните замечательный совет Карнеги: "Никто не станет пинать дохлую собаку". Другими словами, всякая критика – похвала. Потому что раз вас критикуют, пытаются задеть, значит, вы из себя что-то представляете! В вас видят конкурента, достойного соперника. С вами считаются! Разве это плохо?

"Плохая" критика может исходить от  человека с заниженной самооценкой.  Ведь чтобы повысить значимость, нужно в чем-то превзойти соперника.  Но на это требуются силы  или время. Более простой способ  – принизить оппонента, уменьшить его значимость. Потому что "ломать – не строить"! И критиковать – один из легких способов получить желаемое.

Например, вы написали картину, рассказ или  стихотворение. А "доброжелатель" вам советует что-то поправить, убрать, переделать? Не стоит реагировать на его замечания. Потому что это опять-таки связано с пониженной энергетикой критикующего. Раскритиковать новое всегда легче, чем создать свое. Новое зыбко и хрупко, ему еще пробивать дорогу. А в распоряжении критикующего – опыт, традиции, сформированное общественное мнение. И процесс критики идет легче, потому что можно использовать массу чужого опыта. И фразы можно составить солидные, респектабельные. Другими словами, принижая вас, проще всего утвердиться. Стоит ли обижаться на такого "критикана"?

Еще один важный момент - то, что вы считаете критикой, может таковой вовсе  не являться! Ваш оппонент просто высказывает  свое мнение. Может быть, в грубоватой форме. Но ведь невозможно запретить  иметь собственное мнение. Именно поэтому критика тут не причем.       

3

Просто  элементарная невоспитанность.

Другая  причина, когда критика вызывает болезненную реакцию – чересчур большое значение, которое придается  результатам проделанной работы. Когда окружающие видят эту "важность", некоторым обязательно хочется "зацепить" вас. Хотя бы для того, чтобы пошутить. Вас это злит, вы начинаете ждать нападок – и в итоге массу творческой энергии поглощает созданный "защитный барьер".

В то же время силы можно и нужно потратить  более эффективно. Ведь никто не идеален. У всех что-то получается лучше, а что-то хуже. И чем защищать от критики то, что может, и в самом деле вышло "не очень",– со стороны и вправду виднее! – лучше сосредоточить усилия на том, что получается лучше всего. А это конструктивная идея! Поскольку в итоге вы получите гордость и радость от хорошо выполненного дела.

Именно поэтому  так важно понимать причины бесполезной, "зряшной" критики. А конструктивная критика авторитетного для вас  человека – вот единственное, что  должно обращать внимание. 

                                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4 

ГЛАВА 1. Что такое критика? 

Толковый словарь  русского языка С. Ожегова даёт следующее  определение слова КРИТИКА:

  1. Обсуждение, разбор чего-либо с целью оценить достоинства, обнаружить и выправить недостатки.
  2. (разг.) Отрицательное суждение о чём-либо.
  3. Исследование, научная проверка правильности и подлинности чего-либо.
  4. Особый литературный жанр, посвящённый разбору литературных, музыкальных, театральных и других художественных произведений.

Нас же в первую очередь интересует критика как  оценка, суждение о чём-либо, указание на недостатки.

Люди  критикуют  друг друга по разным причинам, но всегда для того, чтобы получить тот результат, который они планируют.

    Например:

  1. Учитель всегда оценивает действия и знания ученика и критикует его, когда результат не соответствует ожиданиям.
  2. Начальник всегда оценивает эффективность своего подчинённого, если что-то не так, он критикует его.
  3. Родители всегда оценивают своих детей в рамках принятой в семье морали, и если поступок ребёнка не соответствует их требованиям, они критикуют его, а проще говоря, ругают.
  4. Супруги оценивают поступки партнера и при несхожести взглядов на проблему предъявляют взаимные претензии, критикуют друг друга.

Критика способствует личностному развитию, когда её воспринимают  - это метод устранения недостатков в отношениях и работе. Почему мы порой злимся на критику в наш адрес, недолюбливаем людей, которые позволяют себе покритиковать нас? А почему иногда наоборот: мы абсолютно не обижаемся и даже благодарны за критику?                                      Критика – возможность выразить свое недовольство, сказать о том, что нам не нравится в другом человеке. Или критика – обвинение кого-то в

 5

том, что не нравится тому, кто критикует.

Критикуя, мы декларируем свое желание улучшить ситуацию. Отчего же тогда ухудшаются отношения?

Связано это  с тем, что наши сознательные цели (улучшить ситуацию) не совпадают с  подсознательными целями.

А теперь подробнее. Сознательные цели – то, что вы думаете (например: сказав это, я сделаю наши отношения лучше!). Подсознательные цели – то, что мы реально хотим.

Существует  несколько подсознательных целей, из-за которых проявляется критика:

Подсознательная цель – Пример из жизни (вы самостоятельно можете дополнить, их каждый день мы слышим)

  1. Сделать больно (отомстить) – “ты пьяная сволочь...”, “ты засранец, не помыл за собой...”, ”ты тупой...” и др.
  2. Защититься от чрезмерных требований кого-либо – “я всё вымыла, а Саша не вымыл за собой”, “а ты сама ничего не делаешь” и др.
  3. “Я самый несчастный” (когда в жизни ничего не устраивает) –  “Всё бесит!”, ”Всё раздражает”, ”Муж у меня не тот”, “Дети не те”, “Зарплата не та!”, “Муж равнодушный, не помогает!”, “Мама достала!”  и др.
  4. Доказать Себе, что я Самый-самый (ая)… (лучший, умный, любимый, красивый) – “Сколько раз тебе можно говорить?!”, “кто кладет зубную щетку туда?!”, “Вот я свои вещи всегда складываю!”

Эти подсознательные  цели не ведут к улучшению ситуации, потому что ухудшают любые отношения, да и результаты нас не радуют.

Поэтому, когда  вы критикуете и не получаете результат, то задайте себе вопрос: ”может быть я преследую эти цели?” Если вы действительно хотите улучшить ситуацию, то ваши слова, подсознательные цели и чувства будут другими.

Не зря существует понятие “конструктивная критика”. И ей можно научиться пользоваться, практикуясь каждый день, как на тренажере.

Для этого необходима осознанность: Чего я хочу больше? 
Вы хотите обидеть, унизить кого-то, защититься или что-то доказать себе?Или улучшить ситуацию?Чтобы вы не выбрали – это не хорошо и не плохо. Это просто влияет на вашу жизнь и дает абсолютно

6

противоположные результаты. Хочешь мстить? Значит мсти. Этим ты будешь наполнять свою жизнь, и жить в этом. И не все, кто  сейчас рядом с тобой, останутся. Кому-то это подходит, а кто-то выберет что-то другое, и будет строить другую жизнь.

Возможность улучшить любую ситуацию подразумевает уважительное отношение к себе и другому. И  в этом стоит практиковаться. Это, безусловно, даст результаты. Например, человек не хочет с тобой общаться; уважая себя и его, ты не будешь с ним общаться. Ты можешь предоставить ему это право.

Критика сужает пространство, взгляд на жизнь, уменьшает  внутреннюю энергию . А для улучшения  ситуации нужно допустить, что и  другой человек видит ситуацию правильно, или что все происходит так, как лучше. Например, “Немытая посуда, зато дочка хорошо отдохнула”, “Муж пришел пьяный, зато живой” (ведь завтра можно обсудить это, а может ему премию дали, или путевкой на двоих наградили, или он отравится и сам не будет больше пить). 

1.1 Как воспринимать критику

Критика становится полезной лишь тогда, когда люди ее воспринимают. Это правило можно  свести к следующим установкам.

— Критика в мой адрес — мой личный резерв совершенствования.

— Критика — это форма помощи для устранения недостатков в работе.

— Нет такой критики, из которой нельзя было бы извлечь пользу.

— Всякая ретушь критики вредна, так как «загоняет болезнь внутрь» и тем затрудняет преодоление недостатков.

— Деловое восприятие критики не должно зависеть от того, кто (какой человек, с какими целями) высказывает критические замечания.

— Восприятие критики не должно зависеть от того, в какой форме она преподносится: главное, чтобы были проанализированы недостатки.

— Центральный принцип конструктивного восприятия критики — «все, что я сделал, можно делать лучше».

— Ценнейшая польза внешней критики в том, чтобы отыскивать для себя рациональное зерно даже там, где оно с первого взгляда не просматривается.

— Любая критика требует размышлений минимум о том, чем она         

                                                         7                                                                                                                            вызвана, максимум — как исправить положение.

— Полезное обращение к критическим замечаниям состоит в том, чтобы увидеть те сферы работы, которые оказались вне твоего поля зрения.

— Первый шаг правильного восприятия критики — ее фиксация, второй — осмысление под углом зрения пользы для дела, третий — исправление недостатка, четвертый — создание условий, исключающих его повторение.

— Если меня критикуют, значит, верят в мои способности исправить дело и работать без сбоев.

— Когда критика в ваш адрес отсутствует — это показатель пренебрежения к вам как к работнику или неверие в ваши способности воспринимать ее по-деловому.

Информация о работе Конструктивная критика