Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 17:35, курсовая работа
Каждый знает, что критика критике рознь. Например, конструктивная критика полезна. Даже если она бьет очень сильно, хоть плачь. Другая критика преследуют чисто эгоистические цели ее авторов. А чтобы не портить настроение и относится к такой критике правильно, нужно знать ее истинные причины.
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................2
ГЛАВА 1. ЧТО ТАКОЕ КРИТИКА?.........................................................4
1.1 Как воспринимать критику ........................................................6
ГЛАВА 2.КРИТИКА МОЖЕТ БЫТЬ РАЗНОЙ- КОНСТРУКТИВНОЙ И ДЕСТРУКТИВНОЙ................................................................................9
2.1.Компоненты конструктивной критики.....................................10
2.2 Формы конструктивной критики..............................................11
ГЛАВА 3.ПРАВИЛА КОНСТРУКТИВНОЙ КРИТИКИ ......................13
3.1 Основные этические нормы конструктивной критики......................................................................................................15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …..................................24
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА 1. ЧТО
ТАКОЕ КРИТИКА?................
1.1 Как воспринимать критику ..............................
ГЛАВА 2.КРИТИКА
МОЖЕТ БЫТЬ РАЗНОЙ- КОНСТРУКТИВНОЙ
И ДЕСТРУКТИВНОЙ...............
2.1.Компоненты конструктивной критики.......................
2.2 Формы конструктивной критики.......................
ГЛАВА 3.ПРАВИЛА
КОНСТРУКТИВНОЙ КРИТИКИ ......................13
3.1 Основные этические нормы конструктивной
критики.......................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ ….............................
2
ВВЕДЕНИЕ
Каждый знает, что критика критике рознь. Например, конструктивная критика полезна. Даже если она бьет очень сильно, хоть плачь. Другая критика преследуют чисто эгоистические цели ее авторов. А чтобы не портить настроение и относится к такой критике правильно, нужно знать ее истинные причины.
Никто не станет спорить, что конструктивная критика, да еще человека умного, способна дать немало полезного. Может быть, в некоторых вопросах мы действительно себя переоцениваете? Разумно исправить ситуацию, что только улучшит результат. Конструктивная критика способна вдохновить на новые идеи или свернуть бесперспективное. То есть сэкономить силы, ресурсы и время.
Прежде чем обижаться на любую критику, вспомните замечательный совет Карнеги: "Никто не станет пинать дохлую собаку". Другими словами, всякая критика – похвала. Потому что раз вас критикуют, пытаются задеть, значит, вы из себя что-то представляете! В вас видят конкурента, достойного соперника. С вами считаются! Разве это плохо?
"Плохая"
критика может исходить от
человека с заниженной
Например, вы написали картину, рассказ или стихотворение. А "доброжелатель" вам советует что-то поправить, убрать, переделать? Не стоит реагировать на его замечания. Потому что это опять-таки связано с пониженной энергетикой критикующего. Раскритиковать новое всегда легче, чем создать свое. Новое зыбко и хрупко, ему еще пробивать дорогу. А в распоряжении критикующего – опыт, традиции, сформированное общественное мнение. И процесс критики идет легче, потому что можно использовать массу чужого опыта. И фразы можно составить солидные, респектабельные. Другими словами, принижая вас, проще всего утвердиться. Стоит ли обижаться на такого "критикана"?
Еще один важный момент - то, что вы считаете критикой, может таковой вовсе не являться! Ваш оппонент просто высказывает свое мнение. Может быть, в грубоватой форме. Но ведь невозможно запретить иметь собственное мнение. Именно поэтому критика тут не причем.
3
Просто элементарная невоспитанность.
Другая
причина, когда критика вызывает
болезненную реакцию – чересчур
большое значение, которое придается
результатам проделанной
В то же время силы можно и нужно потратить более эффективно. Ведь никто не идеален. У всех что-то получается лучше, а что-то хуже. И чем защищать от критики то, что может, и в самом деле вышло "не очень",– со стороны и вправду виднее! – лучше сосредоточить усилия на том, что получается лучше всего. А это конструктивная идея! Поскольку в итоге вы получите гордость и радость от хорошо выполненного дела.
Именно поэтому так важно понимать причины бесполезной, "зряшной" критики. А конструктивная критика авторитетного для вас человека – вот единственное, что должно обращать внимание.
4
ГЛАВА
1. Что такое критика?
Толковый словарь русского языка С. Ожегова даёт следующее определение слова КРИТИКА:
Нас же в первую очередь интересует критика как оценка, суждение о чём-либо, указание на недостатки.
Люди критикуют друг друга по разным причинам, но всегда для того, чтобы получить тот результат, который они планируют.
Например:
Критика способствует
личностному развитию, когда её воспринимают
- это метод устранения недостатков в отношениях
и работе. Почему мы порой злимся на критику
в наш адрес, недолюбливаем людей, которые
позволяют себе покритиковать нас? А почему
иногда наоборот: мы абсолютно не обижаемся
и даже благодарны за критику?
5
том, что не нравится тому, кто критикует.
Критикуя, мы декларируем свое желание улучшить ситуацию. Отчего же тогда ухудшаются отношения?
Связано это с тем, что наши сознательные цели (улучшить ситуацию) не совпадают с подсознательными целями.
А теперь подробнее. Сознательные цели – то, что вы думаете (например: сказав это, я сделаю наши отношения лучше!). Подсознательные цели – то, что мы реально хотим.
Существует
несколько подсознательных
Подсознательная цель – Пример из жизни (вы самостоятельно можете дополнить, их каждый день мы слышим)
Эти подсознательные цели не ведут к улучшению ситуации, потому что ухудшают любые отношения, да и результаты нас не радуют.
Поэтому, когда вы критикуете и не получаете результат, то задайте себе вопрос: ”может быть я преследую эти цели?” Если вы действительно хотите улучшить ситуацию, то ваши слова, подсознательные цели и чувства будут другими.
Не зря существует понятие “конструктивная критика”. И ей можно научиться пользоваться, практикуясь каждый день, как на тренажере.
Для этого необходима
осознанность: Чего я хочу больше?
Вы хотите обидеть, унизить кого-то,
защититься или что-то доказать себе?Или
улучшить ситуацию?Чтобы вы не выбрали
– это не хорошо и не плохо. Это просто
влияет на вашу жизнь и дает абсолютно
6
противоположные результаты. Хочешь мстить? Значит мсти. Этим ты будешь наполнять свою жизнь, и жить в этом. И не все, кто сейчас рядом с тобой, останутся. Кому-то это подходит, а кто-то выберет что-то другое, и будет строить другую жизнь.
Возможность улучшить любую ситуацию подразумевает уважительное отношение к себе и другому. И в этом стоит практиковаться. Это, безусловно, даст результаты. Например, человек не хочет с тобой общаться; уважая себя и его, ты не будешь с ним общаться. Ты можешь предоставить ему это право.
Критика сужает
пространство, взгляд на жизнь, уменьшает
внутреннюю энергию . А для улучшения
ситуации нужно допустить, что и
другой человек видит ситуацию правильно,
или что все происходит так, как лучше.
Например, “Немытая посуда, зато дочка
хорошо отдохнула”, “Муж пришел пьяный,
зато живой” (ведь завтра можно обсудить
это, а может ему премию дали, или путевкой
на двоих наградили, или он отравится и
сам не будет больше пить).
1.1 Как воспринимать критику
Критика становится полезной лишь тогда, когда люди ее воспринимают. Это правило можно свести к следующим установкам.
— Критика в мой адрес — мой личный резерв совершенствования.
— Критика — это форма помощи для устранения недостатков в работе.
— Нет такой критики, из которой нельзя было бы извлечь пользу.
— Всякая ретушь критики вредна, так как «загоняет болезнь внутрь» и тем затрудняет преодоление недостатков.
— Деловое восприятие критики не должно зависеть от того, кто (какой человек, с какими целями) высказывает критические замечания.
— Восприятие критики не должно зависеть от того, в какой форме она преподносится: главное, чтобы были проанализированы недостатки.
— Центральный принцип конструктивного восприятия критики — «все, что я сделал, можно делать лучше».
— Ценнейшая польза внешней критики в том, чтобы отыскивать для себя рациональное зерно даже там, где оно с первого взгляда не просматривается.
— Любая критика требует размышлений минимум о том, чем она
— Полезное обращение к критическим замечаниям состоит в том, чтобы увидеть те сферы работы, которые оказались вне твоего поля зрения.
— Первый шаг правильного восприятия критики — ее фиксация, второй — осмысление под углом зрения пользы для дела, третий — исправление недостатка, четвертый — создание условий, исключающих его повторение.
— Если меня критикуют, значит, верят в мои способности исправить дело и работать без сбоев.
— Когда критика в ваш адрес отсутствует — это показатель пренебрежения к вам как к работнику или неверие в ваши способности воспринимать ее по-деловому.