Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 13:48, реферат
Цель моего реферата – изучить эффективное слушание и восприятие конструктивной критики.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
дать характеристику эффективному слушанию
определить понятие и основные правила конструктивной критики
Введение 3
1. Характеристика эффективного слушания 4
1.1. Понятие эффективного слушания
1.2. Основные виды слушания 6
1.3. Приемы эффективного слушания 8
1.4. Этапы и правила эффективного слушания 9
2. Конструктивная критика 11
2.1. Понятие конструктивной критики
2.2. Основные правила конструктивной критики 13
Заключение 16
Список литературы 17
Введение |
3 | |
1. |
Характеристика эффективного слушания |
4 |
|
||
1.2. Основные виды слушания |
6 | |
|
8 | |
|
9 | |
2. |
Конструктивная критика |
11 |
2.1. Понятие конструктивной критики |
| |
2.2. Основные правила |
13 | |
Заключение |
16 | |
Список литературы |
17 |
Взаимоотношения людей в
процессе совместной деятельности, которой
каждый человек посвящает значительную
часть своей жизни, всегда вызывали
особый интерес и внимание со стороны
философов, психологов, социологов, а
также специалистов-практиков, стремившихся
обобщить свой опыт делового общения
в той или иной сфере, соотнести
его с выработанными
Умение вести себя с
людьми надлежащим образом является
одним из важнейших, если не важнейшим,
фактором, определяющим шансы добиться
успеха в бизнесе, служебной или
предпринимательской
Еще Дейл Карнеги заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять – от его умения общаться с людьми в этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения или, как их чаще называют на Западе, заповеди personal public relation (весьма приближенно можно перевести как «деловой этикет»).
Неотъемлемой частью успешного делового общения является эффективное слушание и восприятие конструктивной критики. Обладание этими качествами – залог успеха профессиональной деятельности. Этим двум факторам должно уделяться большое внимание при профессиональной подготовке социологов, психологов и других специалистов.
Цель моего реферата – изучить эффективное слушание и восприятие конструктивной критики. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
1. Характеристика эффективного слушания
1.1. Понятие слушания
Вербальное общение состоит из двух процессов – слушания и говорения. Мы привыкли считать, что общение – это, прежде всего разговор и молчаливого человека называем необщительным. Это представление является одним из основных стереотипов восприятия. В действительности хорошим собеседником считается тот человек, который умеет слушать.
Причем есть огромная разница
между тем, слышим мы нашего собеседника
или его слушаем. Путать эти понятия
нельзя: если мы слышим голос собеседника,
но не вникаем в содержание его
речи, то это будет означать, что
мы слышим, а не слушаем собеседника.
Слушать же – значит не только вникать
в содержание речи собеседника, но и
воспринимать истинное сообщение, которое
может быть скрытым, вдумываться
в слова собеседника, анализировать
состояние собеседника и
Однако экспериментальные исследования психологов показывают, что большинство людей не обладают навыками эффективного слушания и воспринимает речь собеседника лишь поверхностно (если воспринимает вообще). И лишь 10% людей обладают умением слушать собеседника, вникать в сущность сообщения и лежащие за этим сообщением чувства и мысли. Интересно, что лучшими способностями к слушанию обладают женщины, мужчины же более склоны слушать самих себя и часто перебивают собеседника, рассматривая беседу как возможность «себя показать», как некое соревнование.
Примером разговора, в котором оба участника не слушают друг друга, может быть диалог героев одного из произведений Эразма Роттердамского:
«Анний: Я слышал, ты был на свадьбе Панкратия с Альбиной.
Левкий: Никогда еще не бывало у меня такого неудачного плавания, как сейчас.
Анний: Что ты говоришь? Так много собралось народу?
Левкий: Никогда еще моя жизнь дешевле не стоила.
Анний: Смотри, что делает богатство!…»
Почему же мы не слушаем, хотя умение слушать может дать нам возможность узнать новую информацию, не говоря уже о том, что оно способно раскрыть нам внутренний мир собеседника? Причины этого довольно тривиальны:
Так как же правильно слушать? Каковы условия эффективного слушания?
Но важно не только внимательно
слушать, но и показывать это. Показать,
что вы слушаете собеседника, можно
несколькими способами. Во-первых, нужно
повернуться к собеседнику
Существует два вида слушания – нерефлексивное и рефлексивное.
Нерефлексивное слушание представляет собой первый этап овладения техникой слушания, т.е. представляет собой внимательное молчание без вмешательства в речь собеседника или с минимальным вмешательством.
При нерефлексивном слушании
контакт с собеседником поддерживается
невербально и простейшими
Даже при нерефлексивном
слушании можно значительно облегчить
общение с собеседником, поскольку,
что даже незначительный знак внимания
побуждает продолжать разговор, а
нейтральные фразы снимают
Нерефлексивное слушание уместно в следующих случаях:
– если собеседник хочет высказать свою точку зрения;
– если собеседник говорит о своих проблемах;
– в напряженных ситуациях;
– при разговоре с вышестоящим по должности (если, например, вас критикует начальник).
Таким образом, нерефлексивное слушание применяется, в основном, для недискуссионных разговоров, либо при угрозе возникновения конфликтной ситуации. Особенно важно умение слушать для руководителей. Исследования показывают, что в тех фирмах, в которых руководитель способен выслушать своих подчиненных, производительность труда намного выше, чем в фирмах, руководитель которых красиво говорит, но не умеет слушать.
Однако, как правило, при деловом общении одного нерефлексивного слушания недостаточно, поэтому нужно всегда помнить, что оно представляет собой лишь первый этап овладения техникой слушания. Второй этап – это рефлексивное слушание.
Рефлексивное слушание –
вид слушания, который предполагает,
помимо вслушивания в смысл
Рефлексивное слушание предполагает
использование следующих
– выяснение, уточнение: «я не понял», «повторите еще раз…», «что вы имеете в виду?», «не могли бы Вы объяснить?»
– парафраз, то есть повторение слов собеседника своими словами, чтобы удостоверится, что вы его правильно поняли: «вы считаете, что…», «другими словами…»
– отражение чувств: «Мне кажется, Вы чувствуете…», «Понимаю, Вы сейчас разгневаны…»
– побуждение: «ну и….», «что дальше…»
– продолжение, то есть вклинивание в фразу собеседника и окончание ее своими словами, либо подсказывание слов
– оценки: «ваше предложение заманчиво», «мне не нравится»
– резюмирование: «Итак, Вы считаете…», «Ваши слова означают…», «Другими словами…».
1.3. Приемы эффективного слушания
1. Выявить свои привычки
слушания, слабые и сильные стороны,
характер допускаемых ошибок. Не
слишком ли быстро вы судите
о людях? Часто ли вы
2. Не уходите от ответственности
за общение. Она обоюдна,
3.Будьте внимательны.
Умейте поддерживать с
4. Умейте сосредотачиваться
на том, что говорит
5. Старайтесь понять не
только смысл слов, но и чувства
собеседника. Помните, что
6. Умейте быть наблюдательным. Следите за неречевыми сигналами говорящего, поскольку на эмоциональное общение приходится большая часть общения. Следить надо за выражением лица собеседника, как он смотрит на вас, как поддерживает контакт, как сидит или стоит, как ведет себя во время разговора. Соответствуют ли неречевые сигналы собеседника его речи или противоречат ей?
Информация о работе Эффективное слушание и восприятие конструктивной критики