Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 13:48, реферат
Цель моего реферата – изучить эффективное слушание и восприятие конструктивной критики.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
дать характеристику эффективному слушанию
определить понятие и основные правила конструктивной критики
Введение 3
1. Характеристика эффективного слушания 4
1.1. Понятие эффективного слушания
1.2. Основные виды слушания 6
1.3. Приемы эффективного слушания 8
1.4. Этапы и правила эффективного слушания 9
2. Конструктивная критика 11
2.1. Понятие конструктивной критики
2.2. Основные правила конструктивной критики 13
Заключение 16
Список литературы 17
7. Придерживайтесь одобрительной
реакции по отношению к
8. Прислушивайтесь к самому
себе. Ваша озабоченность и
9. Помните, что часто
цель собеседника - получить от
вас что-либо реальное или
Процесс эффективного слушания состоит из трех этапов.
Название этапа |
Цель этапа |
Способы поддержки собеседника |
1. Информационный |
Дать собеседнику высказать свою точку зрения |
Поддакивание, побуждение, невербальная поддержка |
2. Уяснение |
Убедиться, что вы правильно его поняли |
Выяснение, парафраз, отражение чувств |
3. Завершающий |
Добиться совместного решения |
Оценки, продолжение, резюмирование |
В деловой беседе нужно стараться применять следующие правила эффективного слушания:
Будьте внимательны и показывайте собеседнику, что вы внимательны. |
Старайтесь сосредоточиться не только на смысле сказанного собеседником, но и на истинном сообщении, которое чаще всего бывает скрыто. |
Слушайте, не перебивая, дайте собеседнику выговориться. |
Не торопитесь с оценками и выводами, сначала удостоверьтесь, что именно имел в виду ваш собеседник. |
Избегайте говорить собеседнику «Я Вас понимаю», поскольку эта фраза воспринимается почти всегда негативно, лучше всего прямо указать ту эмоцию или чувство, которое испытывает Ваш собеседник (за это вам будут благодарны). |
Если ваш собеседник проявляет излишнюю эмоциональность, слушайте только смысл сказанного, сами не подпадайте под власть эмоций, иначе о принятом в таком состоянии решении вы будете долго жалеть. |
Отвечая на вопрос, удостоверьтесь, что конкретно хочет узнать собеседник, иначе вы можете дать излишнюю или ненужную информацию. |
Если целью беседы является принятие решения, используйте рефлексивное слушание. |
2. Конструктивная критика
2.1. Понятие конструктивной критики
Конструктивная критика —
указывающие на недостатки в
действиях кого-либо
В процессе профессиональной деятельности
многие сотрудники сталкиваются с необходимостью,
а в ряде случаев и с желанием
высказать критические
С другой стороны, человеческая психика
устроена таким образом, что практически
любая критика в наш адрес
воспринимается достаточно болезненно.
Выполнение руководителем функций
критического разбора деятельности
и поведения сотрудников
Многие специалисты, даже не находясь
формально в ранге
Зачастую критика становится самоцелью, при этом человек не задумывается над ее результатами и позитивным влиянием на сложившуюся ситуацию. В данном случае критика служит средством снятия нервного напряжения, причем критикующей стороной не учитывается, каким образом это сказывается на критикуемом.
Вышесказанное указывает на то, что
критика является достаточно сложным,
ответственным элементом
Сталкиваясь с объективной или
субъективной необходимостью критических
замечаний в чей-то адрес, следует
проявлять максимальную осторожность
и корректность. На основе опыта
человеческого общения
Вероятно, соблюдение этических норм и правил критики вряд ли способно полностью устранить ее негативное воздействие на психическое самочувствие и настроение критикуемой стороны. Однако выполнение этих норм и правил может свести к минимуму остроту рассматриваемой проблемы, сохранить нормальные взаимоотношения между сотрудниками. Правила критики направлены на повышение ее конструктивности и восприимчивости.
Во многих случаях важным является не только соблюдение правил критики, но и общая последовательность их применения в процессе беседы.
2.2. Основные правила конструктивной критики
Нарушение такой последовательности может привести к снижению эффективности восприятия критики.
Ответ на вопрос «имеете ли вы право
критиковать?» зависит в
Приведенные правила могут предусматривать некоторые исключения. Так, например, в ряде случаев бывает оправдана критика при свидетелях с привлечением силы общественного мнения, авторитета коллектива для воздействия на того или иного сотрудника.
Практически каждый человек в течение жизни неоднократно сталкивается с необходимостью воспринимать критические замечания в свой адрес. Даже в том случае, если критикующий знает и использует соответствующие этические правила, критика воспринимается достаточно болезненно. Это предопределено объективными особенностями человеческой психики. Причем воспринимать критику в процессе всей своей профессиональной деятельности приходится гораздо чаще, чем самому направлять критические замечания в чей-либо адрес. Даже руководящая должность предполагает в определенных случаях наличие вышестоящего руководства. Кроме того, многие люди из нашего внешнего окружения нередко испытывают субъективное желание критически оценить наши действия.
Но в любой ситуации мы должны
стараться сохранить
Таким образом, под восприятием критики следует понимать целостное мыслительное отражение человеком критических замечаний в свой адрес. Проводя критические высказывания через собственное сознание определенным образом, по определенным принципам восприятия, можно тем самым нивелировать болезненность внутренней ответной реакции.
Говоря о принципах восприятия критики, будем предполагать, что ситуация осложняется незнанием или неиспользованием (неосознанным или сознательным) критикующей стороной этических правил, которые рассмотрены ранее.
Восприятие критики должно быть
направлено на то, чтобы убедить
нас в принципиальном отсутствии
бесполезных критических
Центральный принцип конструктивного
и делового восприятия критики —
отказ от навязчивого психологического
стереотипа, заставляющего нас считать
все то, что мы делаем, нормальным
и не нуждающимся в
Проблема критики достаточно
сложна и неоднозначна. Она может
быть причиной не только обострения отношений
внутри какого-либо коллектива, но и
средством улучшения отдельных
сторон профессиональной деятельности,
повышения исполнительности сотрудников
и их дисциплины. Все это требует
знания правил и приобретения навыков
обеими сторонами процесса критического
разбора производственных ситуаций.
Этика деловых отношений
Умение слушать и слышать
является важнейшей, если не самой важной,
характеристикой
Умение слушать и слышать является необходимым условием для эффективной работы еще и потому, что решение многих проблем возможно только при полном понимании его проблемы.
Главное необходимо показать собеседнику, что его внимательно слушают и понимают. Подача обратной связи – серьезная работа, требующая сосредоточенности, смелости, уважения к себе и другим.
Проблема критики достаточно
сложна и неоднозначна. Она может
быть причиной не только обострения отношений
внутри какого-либо коллектива, но и
средством улучшения отдельных
сторон профессиональной деятельности,
повышения исполнительности сотрудников
и их дисциплины. Все это требует
знания правил и приобретения навыков
обеими сторонами процесса критического
разбора производственных ситуаций.
Этика деловых отношений
Критика является достаточно сложным, ответственным элементом делового общения, часто приводящим к противоречивым последствиям.
Восприятие конструктивной критики и применение эффективного слушания – важный элемент в успешном общении.
Список литературы
1. Браим М.Н. Этика делового общения. – Минск, 2002.
2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Е. Книга о хорошей речи. – М., 1997.
3. Дебольский М. Психология делового общения. – М., 2001.
4. Деловые отношения в предпринимательской деятельности. Курс деловой этики. – М., 1996.
Информация о работе Эффективное слушание и восприятие конструктивной критики