Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 17:35, курсовая работа
Каждый знает, что критика критике рознь. Например, конструктивная критика полезна. Даже если она бьет очень сильно, хоть плачь. Другая критика преследуют чисто эгоистические цели ее авторов. А чтобы не портить настроение и относится к такой критике правильно, нужно знать ее истинные причины.
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................2
ГЛАВА 1. ЧТО ТАКОЕ КРИТИКА?.........................................................4
1.1 Как воспринимать критику ........................................................6
ГЛАВА 2.КРИТИКА МОЖЕТ БЫТЬ РАЗНОЙ- КОНСТРУКТИВНОЙ И ДЕСТРУКТИВНОЙ................................................................................9
2.1.Компоненты конструктивной критики.....................................10
2.2 Формы конструктивной критики..............................................11
ГЛАВА 3.ПРАВИЛА КОНСТРУКТИВНОЙ КРИТИКИ ......................13
3.1 Основные этические нормы конструктивной критики......................................................................................................15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …..................................24
— Наиболее ценная критика та, которая указывает на несовершенство того, что кажется нормальным.
— Критика возможных негативных последствий принятых мною решений — предпосылка своевременного предотвращения сбоев в работе.
— У критикуемого нет права на обиду, он обладает лишь правом на конструктивное осмысление того, что сказано в его адрес.
— Критикуемый имеет право на контркритику. Он может активно отстаивать свою позицию. Единственное, что ему категорически запрещается, — искажать факты ради оправдания.
— Большое количество необъективных (несправедливых) критических замечаний — показатель плохого психологического климата в коллективе. Это само по себе требует активных критических осмыслений.
— Если я сдержанно и по-деловому отнесся к критическому замечанию, значит, преодолел себя, я — сильная личность.
— Любая критика полезна уже хотя бы потому, что позволяет выяснить отношение критикующего к вам, которое могло бы выразиться в более крайних формах.
— Наиболее благоприятное впечатление на людей производит такой ответ на критику, который содержит конкретные обязательства по поводу того, что будет сделано для улучшения дела, с конкретным указанием сроков и реальных возможностей.
— Признать критику — это значит принять на себя ответственность за исправление недостатков.
8
9
ГЛАВА 2. Критика может быть разной – конструктивной и деструктивной.
При конструктивной критике оценка замечаемых поступков не задевает самолюбия адресата, мотивирует его к исправлению.
Деструктивная критика – это разрушающие действия. Суть деструктивной критики заключается в демонстрации критикующим своего превосходства, возможно, своей власти над тем, на кого его критика направлена.
В зависимости от различных обстоятельств, критика проявляется по-разному. Рассмотрим, как проявляется критика на примере неплохого, в общем-то, работника Иванова, который вдруг допустил в своём отчёте ошибку, приведшую к неверному результату. Так, критика начальника в его адрес может быть следующая:
На этом примере видно, что от критики может быть как польза, так и вред, поэтому очень важно учитывать эти факты. Можно критиковать обоснованно, но важно, как это делается, обижают ли при этом чувства другого человека или наоборот, ему дают поддержку и знания, как стать лучше.
Вывод
напрашивается сам собой: вовремя
выслушать конструктивную критику,
принять меры и избавиться от выявленных
недостатков поможет в будущем избежать
неприятной и непродуктивной деструктивной
критики!
10
2.1 Компоненты
конструктивной критики
Конструктивная критика включает в себя 3 компонента:
Если Вы решили покритиковать, заметили за собой, что вы уже критикуете или начинаете, важно остановиться, найти внутреннюю точку уважения себя и другого и использовать 3 компонента конструктивной критики (см. выше).
Например, что делать, когда хочется покритиковать дочку за немытую посуду:
Может быть, тебя что-то не устраивает, давай поговорим.
11
Конструктивная критика предполагает внутреннюю открытость, возможность договориться по-другому.
Сначала будет не сразу получаться. Напомню, что процесс личностного изменения, появления новых привычек происходит постепенно.
Навык конструктивно
критиковать приходит с практикой.
Благодаря этому навыку снимается
напряжение в отношениях, и они
становятся более открытыми и
искренними.
2.2 Формы
конструктивной критики
Очень легко
похвалить подчиненного. Гораздо
труднее сделать ему
Подбадривающая критика: «Ничего. В следующий раз сделаете лучше. А сейчас — не получилось»;
Критика-упрек: «Ну, что же вы? Я на вас так рассчитывал(а)!»;
Критика-надежда: «Надеюсь, что в следующий раз вы сделаете это задание лучше»;
Критика-аналогия: «Раньше, когда я был таким, как вы, я, допустил точно такую же ошибку. Ну и попало же мне от моего начальника!»;
Критика-похвала: «Работа сделана хорошо. Но только не для этого случая»;
Безличная критика: «В нашем коллективе есть еще работники, которые не справляются со своими обязанностями. Не будем называть их фамилии»;
Критика-озабоченность: «Я очень озабочен сложившимся положением дел, особенно у таких наших товарищей, как...»;
Критика-сопереживание: «Я хорошо вас понимаю, вхожу в ваше положение, но и вы войдите в мое. Ведь дело-то не сделано...»;
Критика-сожаление: «Я очень сожалею, но должен отметить, что работа выполнена некачественно»;
Критика-удивление: «Как?! Неужели вы не сделали эту работу?! Не ожидал(а)...»;
Критика-ирония:
«Делали, делали и... сделали. Работка
что надо! Только
12
как теперь в глаза начальству смотреть будем?!»;
Критика-упрек: «Эх, вы! Я был о вас гораздо более высокого мнения»;
Критика-намек: «Я знал одного человека, который поступил точно так же, как вы. Потом ему пришлось плохо...»;
Критика-смягчение: «Что же сделали так неаккуратно? И не вовремя?!»;
Критика-замечание: «Не так сделали. В следующий раз советуйтесь»;
Критика-предупреждение: «Если вы еще раз допустите брак, пеняйте на себя!»;
Критика-требование: «Работу вам придется переделать!»;
Критка-вызов: «Если допустили столько ошибок, сами и решайте, как выходить из положения»;
Конструктивная критика: «Работа выполнена неверно. Что собираетесь теперь предпринять?»;
Критика-опасение: «Я очень опасаюсь, что в следующий раз работа будет выполнена на таком уровне».
Все эти формы хороши при условии, что подчиненный уважает своего начальника и ценит его мнение о себе. Желая выглядеть в глазах руководителя достойно, работник приложит все усилия, чтобы исправить положение. Особенно, если критика была щадящей.
Когда же подчиненный
относится к начальнику не очень доброжелательно,
лучше сочетать негативные оценки с позитивными.
13
ГЛАВА
3. Привила конструктивной критики
Хвалить легко — гораздо труднее сделать корректное, деловое, не обидное замечание. Чтобы критика была плодотворной, не оскорбительной и не обидной, необходимо использовать следующие возможные варианты несложных критических оценок.
Чтобы критика была плодотворной, не оскорбительной и не обидной, необходимо использовать следующие несложные правила.
1. Прежде всего изъять из критики обвинительное «жало», сместить акцент на конструктивные предложения.
2. Замечания целесообразно делать наедине, чтобы не задеть самолюбия критикуемого.
3. Стремиться искренне и серьезно понять точку зрения партнера; обсудить аргументы «за» и «против»; проявить сочувствие к его мыслям и желаниям.
4. Проявить уважение к мнению партнера, не отвергая его сразу и резко, даже если оно вам кажется абсурдным. Дайте возможность высказаться до конца и старайтесь не доказывать, а выяснять факты.
5. Вести разговор в доброжелательном, твердом и спокойном тоне. Старайтесь начинать с темы, по которой у вас с собеседником есть взаимное согласие. По возможности начинайте с вопросов, мнения по которым совпадают, могут вызвать утвердительный ответ и, таким образом, настроить партнера на согласие. Если с самого начала разговора человек скажет «нет», его трудно переубедить, поскольку самолюбие не позволяет отказаться от высказанного мнения, даже если он почувствует, что первоначально был неправ. Щадите самолюбие собеседника.
6. Если хотите
указать человеку на его
7. Обращая внимание
людей на их ошибки, старайтесь
делать это в
14
косвенной форме. Например, вспомните похожий случай.
8. Используйте
критику-«рикошет»: критику
9. Выдвигать свое мнение, (несогласие, критику) нужно в порядке обсуждения, не навязывая его.
10. Не употребляйте
неоправданных приемов
11. Представляйте
психологические паузы людям,
находящимся в состоянии ссоры.