Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 17:35, курсовая работа
Каждый знает, что критика критике рознь. Например, конструктивная критика полезна. Даже если она бьет очень сильно, хоть плачь. Другая критика преследуют чисто эгоистические цели ее авторов. А чтобы не портить настроение и относится к такой критике правильно, нужно знать ее истинные причины.
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................2
ГЛАВА 1. ЧТО ТАКОЕ КРИТИКА?.........................................................4
1.1 Как воспринимать критику ........................................................6
ГЛАВА 2.КРИТИКА МОЖЕТ БЫТЬ РАЗНОЙ- КОНСТРУКТИВНОЙ И ДЕСТРУКТИВНОЙ................................................................................9
2.1.Компоненты конструктивной критики.....................................10
2.2 Формы конструктивной критики..............................................11
ГЛАВА 3.ПРАВИЛА КОНСТРУКТИВНОЙ КРИТИКИ ......................13
3.1 Основные этические нормы конструктивной критики......................................................................................................15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................20
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …..................................24
12. Свою ошибку, неверный шаг признайте быстро, решительно и чистосердечно.
13. Вместе с
критикой желательна
14. Сделайте
так, чтобы недостаток
15. Говорите только о деле, не переходите на личность: критикуйте поступки, а не человека. Дайте ему возможность «спасти лицо».
Важно помнить и такую закономерность: чем более человек возбужден, чем более задето его самолюбие, тем менее чувствителен он к логике, тем более пристрастен и субъективен и тем более тактичного подхода требует.
Если вы замечаете, что кто-то в споре слишком разгорячился, лучше перенести разговор на другое время.
15
3.1 Основные
этические нормы
Конструктивная критика — указывающие на недостатки в действиях кого-либо высказывания, основанные на соблюдении этических норм.
В процессе профессиональной
деятельности многие сотрудники сталкиваются
с необходимостью, а в ряде случаев
и с желанием высказать критические
замечания в адрес своих
С другой стороны,
человеческая психика устроена таким
образом, что практически любая
критика в наш адрес
Многие специалисты, даже не находясь формально в ранге руководителя, должны выполнять ряд организационных, контрольных функций, связанных с необходимостью критического разбора выполняемых другими сотрудниками задач. Кроме того, в процессе совместной работы, совещаний, переговоров у одной стороны возникают претензии к другой стороне, к внешнему окружению. Причем критика может быть вызвана как объективной, так и субъективной необходимостью. Объективная необходимость определяется отклонениями от формальных, организационно регламентированных процессов профессиональной деятельности, несоблюдением со стороны исполнителя каких-либо инструктивных предписаний. Если подобная взаимосвязь действий и регламентов не просматривается, то в этом случае можно говорить о субъективной необходимости критики. Другими словами, она определяется личностным восприятием руководителя (или другого критикующего лица) той или иной
16
производственной ситуации. Субъективная критика может быть вызвана несоблюдением кем-либо этических норм и правил поведения.
Зачастую критика становится самоцелью, при этом человек не задумывается над ее результатами и позитивным влиянием на сложившуюся ситуацию. В данном случае критика служит средством снятия нервного напряжения, причем критикующей стороной не учитывается, каким образом это сказывается на критикуемом.
Вышесказанное указывает на то, что критика является достаточно сложным, ответственным элементом делового общения, часто приводящим к противоречивым последствиям.
Сталкиваясь с объективной или субъективной необходимостью критических замечаний в чей-то адрес, следует проявлять максимальную осторожность и корректность. На основе опыта человеческого общения выработаны определенные правила, несоблюдение которых сводит на нет усилия, направленные на критический разбор ситуации. Игнорирование, а чаще незнание правил критики приводит к тому, что у критикуемой стороны возникает «защитный барьер», обида, чувство ущемленного достоинства. В результате даже полезная, объективная критика не воспринимается конструктивно.
Вероятно, соблюдение этических норм и правил критики вряд ли способно полностью устранить ее негативное воздействие на психическое самочувствие и настроение критикуемой стороны. Однако выполнение этих норм и правил может свести к минимуму остроту рассматриваемой проблемы, сохранить нормальные взаимоотношения между сотрудниками. Правила критики направлены на повышение ее конструктивности и восприимчивости.
Во многих случаях
важным является не только соблюдение
правил критики, но и общая последовательность
их применения в процессе беседы. На рис.
9.2 представлены основные правила критики
и их рекомендуемая последовательность.
17
Нарушение такой последовательности может привести к снижению эффективности восприятия критики.
Ответ на вопрос «имеете ли вы право критиковать?» зависит в основном от той профессиональной роли, которую выполняет критикующий в рамках той или иной организации. Если по своим профессиональным функциям, дополнительно закрепленным за вами полномочиям вы не наделены правом критического разбора деятельности других сотрудников, лучше откажитесь от критики в чей-либо адрес. Она вряд ли будет воспринята конструктивно и по-деловому. Но в любом случае, если вы решаетесь на критическую оценку своих коллег, соблюдайте приведенные правила. Они снижают вероятность того, что критикуемая сторона включит «защитный барьер» и ваши усилия вызовут у нее раздражение и обиду.
Приведенные правила
могут предусматривать
18
воздействия на того или иного сотрудника.
Практически каждый
человек в течение жизни
Таким образом, под восприятием критики следует понимать целостное мыслительное отражение человеком критических замечаний в свой адрес. Проводя критические высказывания через собственное сознание определенным образом, по определенным принципам восприятия, можно тем самым нивелировать болезненность внутренней ответной реакции.
Говоря о принципах восприятия критики, будем предполагать, что ситуация осложняется незнанием или неиспользованием (неосознанным или сознательным) критикующей стороной этических правил, которые рассмотрены ранее.
Восприятие критики должно быть направлено на то, чтобы убедить нас в принципиальном отсутствии бесполезных критических замечаний, — любая критика является формой помощи (пусть даже несколько специфической) в решении возникающих в процессе профессиональной деятельности проблем. Как уже отмечалось, зачастую критикующая сторона выбирает не совсем подходящие с этической точки зрения способы разбора наших действий. Эффективное восприятие критики предполагает абстрагирование от того, кто критикует и в какой форме. В любом случае следует выделить в критических замечаниях их деловую
19
сущность и рациональное «зерно».
Центральный принцип конструктивного и делового восприятия критики — отказ от навязчивого психологического стереотипа, заставляющего нас считать все то, что мы делаем, нормальным и не нуждающимся в совершенствовании. Следует рассматривать как наиболее ценную критику ту, которая направлена на обозначение несовершенства вещей, казавшихся приемлемыми. Всегда можно делать ту или иную работу лучше — постарайтесь принять эту точку зрения с позиции критикующей стороны. Воспринимайте любую критику с благодарностью (как бы это ни казалось трудным и неестественным), ведь критикующий вас человек тратит свое время и усилия на прояснение ситуации. При этом он высказывает свое отношение к вашим действиям открыто, а не у вас за спиной. Таким образом, критика позволяет выяснить отношение критикующего к другой стороне, к той проблеме, которая является предметом оценки. В данном разделе выделены основные принципы восприятия критики, не претендующие на полный охват всех возможных способов усиления конструктивной составляющей при критическом разборе какой-либо ситуации.
Проблема критики
достаточно сложна и неоднозначна.
Она может быть причиной не только
обострения отношений внутри какого-либо
коллектива, но и средством улучшения
отдельных сторон профессиональной деятельности,
повышения исполнительности сотрудников
и их дисциплины. Все это требует знания
правил и приобретения навыков обеими
сторонами процесса критического разбора
производственных ситуаций. Этика деловых
отношений подразумевает проявление взаимного
уважения, учет особенностей психологической
реакции людей на различные отклонения
от обыденного хода рабочего процесса
и взаимоотношений в его рамках.
20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Истина любит
критику, от нее она только выигрывает;
ложь боится критики, ибо проигрывает
от нее.
Дени Дидро.
В ежедневной работе с людьми руководителю приходится давать обратную связь своим коллегам и подчиненным. Довольно часто руководители воспринимают обратную связь, как головомойку подчиненным. Это происходит по разным причинам. Некоторые руководители считают, что на определенном участке работ должен находиться специалист, четко знающий свои обязанности, владеющий технологиями и алгоритмами выполнения этих обязанностей, и любые сбои в работе этого сотрудника говорят лишь о том, что были нарушены регламенты или что он безответственно отнесся к работе. Такие руководители уделяют мало внимания обучению и развитию своих людей. Для них в большей степени важен контроль, а понятие обратной связи включает в себя исключительно порицание. Данный тип руководителей просто не считает нужным давать позитивную обратную связь. Если сотрудник отлично выполняет свою работу, то это считается нормой. Зачем говорить о том, что и так хорошо? И в результате разговоры с подчиненными носят в основном негативную окраску, что с течением времени вызывает у сотрудников подсознательный страх разговора с начальством.
Другая крайность
– это руководители, которые боятся
обидеть своих подчиненных. Поскольку
во многих российских компаниях существует
свой, сильно отличающийся от западного,
дружественный уклад
21
снежный ком, и в результате выплескивается в жесткой форме на подчиненного, который до этого пребывал в счастливом неведении и был убежден, что хорошо выполняет свою работу. Ему припоминаются все его былые промахи и недочеты. Конечно, подобная беседа оказывает негативное влияние на сотрудника и сильно снижает его мотивацию к работе.