Как правильно критиковать

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 14:58, реферат

Краткое описание

Критика - это высказывание недовольства кем-либо или чем-либо, с соблюдением норм и правил деловой этики. Все люди без исключения сталкиваются с ситуациями, когда необходимо выразить свое недовольство, замечания в адрес других людей. Это часто бывают коллеги по работе, партнеры по переговорам. Часто это те люди, с кем нам не хочется испортить отношения, но и не высказаться мы не можем. Любая же критика наших собственных действий воспринимается нами очень болезненно.

Файлы: 1 файл

Как правильно критиковать.docx

— 45.62 Кб (Скачать)

Поставьте себя на место другого человека. Что бы я сам хотел услышать в подобной ситуации? Мне бы, например, хотелось, чтобы тот, кто меня критикует, отметил, что все остальное, сделанное мной, очень хорошо, что если я и ошибся, это еще не трагедия, что все люди могут ошибаться, дело не в том, что я лентяй, безответственный человек или тупица — я могу сделать все правильно, если попробую еще раз.

Раз мы смогли научиться критиковать  других, мы сможем научиться лучше принимать чужие критические высказывания. Здесь вам следует вспомнить задачи 3 и 10. Вы уже потренировались, и вам удается взглянуть на себя со стороны в различных ситуациях. Это умение вам очень пригодится для того, чтобы грамотно и с пользой для себя реагировать на критику.

Пять  шагов к правильному  восприятию критики

  1. Посмотрите на ситуацию со стороны. Снимите эмоциональное напряжение. Вы можете это сделать различными способами, я вам предлагаю «полетать». Итак, взлетаем! Давайте посмотрим, что происходит внизу. Два человека, один из которых похож на вас, о чем-то ожесточенно спорят. Понаблюдайте за их лицами. Оба разозлились, размахивают руками. Мда... выглядите вы не лучшим образом... А в чем, собственно дело, что это вас так завело? Итак послушаем, о чем же беседуют эти двое.
  2. Сосредоточьтесь на самой критике. Не думайте о том, кто вас критикует, о его или своих эмоциях. Вы и высказанная критика — не одно и то же. Помните, что критикующий человек заботится о вас, если находит время для критики. — Действительно, он говорит это не мне, а этой фигуре, которая стоит рядом с ним. А я-то выше всего этого, над ними, и могу спокойно слушать. А он сказал дельную вещь. Конечно, в этой ситуации я выгляжу не лучшим образом.
  3. Найдите в ней ценность. В том, что вам говорят, наверняка есть нечто ценное, даже если в целом высказывание не слишком существенно. Помните, что критика — это возможность улучшить себя. Расспросите конкретно. Убедитесь, что вы все правильно поняли. Не отвечайте просто «да, да». Выслушайте все, что вам говорит критикующий. Когда вы все хорошо поняли, переходите к следующему шагу. — И что же он имеет ввиду, говоря, что я лентяй? Мою работу или то, что я отказываюсь сбегать в магазин за скрепками?
  4. Оцените. Если вы сосредоточились на самой критике, отделили себя от мгновенных эмоций и ясно поняли, что вам предлагают, вы готовы определить, есть ли необходимость вносить какие-либо изменения и если да, то какие именно. Спросите себя, в первый ли раз вы слышите подобные критические замечания, компетентен ли высказавшийся человек в данном деле, является ли критика попыткой подавить вас или искренним желанием оказать вам помощь. Помните, однако, даже самая резкая и надменная критика может содержать ряд ценной для вас информации. — Да, как интересно, сколько нового он мне рассказал обо мне. Смотри-ка, он наступает на меня, по-моему, он готов меня растерзать. Пора спускаться вниз и принимать меры. Я уже все понял.
  5. Скажите «спасибо». Поблагодарите критикующего за совет и воспользуйтесь его помощью, если это необходимо.

Вездесущий  страх того, что люди увидят тебя таким, какой ты есть на самом деле, сильно влияет на нас — иногда, подвергаясь  беспощадной критике, мы чувствуем  себя униженными. Уверяю вас, ваши чувства  совершенно необоснованны. Если вы будете действовать по схеме, предложенной выше, именно вы будете контролировать ситуацию.

 Человек  склонен прНам не нравится, когда критикуют нас, но почему-то мы сами критикуем других. А надо ли это? У каждого человека очень много своих недостатков. Вправе ли мы указывать на недостатки других людей? Однако иногда критика просто необходима, чтобы раскрыть человеку глаза, направить на «путь истинный», помочь человеку.

Например, если ваш  ребенок ведет себя плохо, то просто необходимо ему разъяснить, «как надо себя вести», если он учится плохо, то тоже необходимо провести беседу, а не ругать его. Руководителю просто необходимо следить  за работой подчиненных и постоянно критиковать. А если друг попал в плохую компанию? А если… Много бывает всяких ситуаций в жизни. Как же критиковать с умом?

1. Прежде, чем критиковать  человека, поставьте себя на его  место. Как бы вы поступили  в этой ситуации? Подумайте, а  зачем вы хотите покритиковать  человека. Может это просто скрытое  желание самоутвердиться за его  счёт? А надо ли это делать?

2. Если критиковать  необходимо, тогда выслушайте объяснение, возможно, вы можете ошибаться.  Дайте человеку высказаться. В  это время молчите и держите  себя в руках. Самообладание,  мой друг! Если высказываетесь, то  сохраняйте ровный тон голоса, держите себя в руках.

3. Прежде чем критиковать,  похвалите. Это очень действенный  способ и человеку потом легче воспринимать критику. В данной ситуации человеку сетовать на несправедливое, предвзятое к себе отношение нет никаких оснований - ведь он увидел, что отмечается все - и хорошее, и плохое. Например, «Ты так хорошо сделал прошлое задание, просто замечательно! А вот в этом задании есть несколько ошибок».

4. Критикуйте поступки  человека, а не самого человека. Грубой ошибкой является то, что  критикующий переходит с критики  поступков человека на личность: «бездельник», «дурак», «глупый», «лодырь» и т.д. Каждый человек может согласиться, что он ошибся, особенно, если все факты налицо, но никто не согласится с тем, что он плохой человек. Если осуждать личность, то человек не воспримет вашей критики и отдалится от вас, однако, если критиковать действия, то можно прийти к взаимопониманию.

5. Никогда не обвиняйте  человека, попробуйте вместе поискать  решение, старайтесь высказывать  свою критику человеку без  свидетелей, чтобы не унижать  его чувство собственного достоинства.

Помните, что ваша цель - это, чтобы человек, которому вы высказываете критику, исправился и осознал свою ошибку. Вы задумывались когда-нибудь, почему люди обижаются на критику? А потому что критикующий почти всегда задевает «я» другого человека, задевает чувство значимости.

Критиковать легче, чем  принять критику в свой адрес. Если нас покритиковали ни за что, или слишком грубо указали  на недостатки, то мы, естественно, обижаемся  и раздражаемся. А как стоит  правильно воспринимать критику? Бесполезно раздражаться, злиться и обижаться!

Выслушайте внимательно  критику в свой адрес. Спокойно оцените  критику. Если вас критикуют не справедливо, то сделайте «нулевую оценку» (смотрите статью «Что такое «нулевая оценка», или Секрет супергероя»). А, если вы понимаете, что виноваты, то лучше не оправдываться, а признать свою ошибку. Например, я говорю в таких ситуациях сказать: «Виновата, виновата, исправлюсь». 

А если в душе поселилась обида? Если обвинение не справедливо, а защитить вы себя не можете? Подумайте, если человек, который вас обидел, срывается на других, значит, у него не хватает душевного комфорта или  здоровья. Он обидел вас, значит, у него тоже в жизни что-то не в порядке. А вы представьте его счастливым, он улыбается, смотрит на вас. Разве  можно злиться на такого человека! Обида пройдет и станет легче  не только вам, но и ему - на энергетическом уровне.

Будьте счастливы! Поменьше критикуйте и обижайтесь! Воспринимайте критику с легкостью! И жизнь станет веселей и прекрасней! Желаю удачи, дорогой читатель!

ивыкать к хорошему, но каждый раз болезненно реагирует на плохое.

Информация о работе Как правильно критиковать