Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:15, курсовая работа
Способности — это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент — это динамическая характеристика психических процессов человека. Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация — это совокупность побуждений к деятельности, а социальные установки — это убеждения людей.
Введение
1. Физиологические основы и психологические теории эмоций
1.1 Интеллектуалистическая теория
1.2 Теория Джемса—Ланге
1.3 Теория Кеннона – Барда
1.4 Психоорганическая теория
1.5 Теория Хебба
1.6 Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера
1.7 Когнитивно-физиологическая теория Шехтера
1.8 Информационная концепция эмоций П.В. Симонова
2. Развитие эмоций и их значение в жизни человека
3. Мотивы, эмоции и личность
Заключение
Список использованной литературы
Конечно, это общее положение нуждается во многих оговорках и пояснениях, особенно в связи с вопросом о так называемых функциональных потребностях. Но сейчас речь идет не об этом. Главное заключается в выделении факта трансформации потребностей через предметы в процесс их потребления. А это имеет ключевое значение для понимания природы потребностей человека.
В отличие от развития потребностей
у животных, которые зависит от
расширения круга потребляемых ими
природных предметов, потребности
человека порождаются развитием
производства. Ведь производство есть
непосредственно также и
Однако в психологии потребности
чаще всего рассматриваются в
отвлечении от главного - от порождающей
их раздвоенности потребительного
производства, что и ведет к
одностороннему объяснению действий людей
непосредственно из их потребностей.
При это иногда опираются на высказывание
Энгельса, извлеченное из общего контекста
его фрагмента, посвященного как
раз роли труда в формировании
человека, в том числе, разумеется,
также и его потребностей. Марксистское
понимание далеко от того, чтобы
усматривать в потребностях исходный
и главны пункт. Вот что пишет
в этой связи Маркс: "В качестве
нужды, в качестве потребности, потребление
само есть внутренний момент производительной
деятельности. Но последняя (выделено
мной. - А.Л.) есть исходный пункт реализации,
а потому и ее господствующий момент
- акт, в который снова превращается
весь процесс. Индивид производит предмет
и через его потребление
Итак, перед нами две принципиальные схемы, выражающие связь между потребностью и деятельностью. Первая воспроизводит ту идею, что исходным пунктом является потребность и поэтому процесс в целом выражается циклом: потребность -> деятельность -> потребность. В ней, как отмечает Л.Сэв, реализуется "материализм потребностей", который соответствует домарксистскому представлению о сфере потребления как основной. Другая, противостоящая ей схема есть схема цикла: деятельность -> потребность -> деятельность. Эта схема, отвечающая марксистскому пониманию потребностей, является фундаментальной также и для психологии, в которой "никакая концепция, основанная на идее "двигателя", принципиально предшествующего самой деятельности, не может играть роль исходной, способной служить достаточным основанием для научной теории человеческой личности" .
То положение, что человеческие потребности производятся, имеет, конечно, историко-материалистический смысл. Вместе с тем оно крайне важно для психологии. Это приходится подчеркивать потому, что иногда специфический для психологии подход к проблеме как раз и усматривается в объяснениях, исходящих из самих потребностей, точнее, из вызываемых ими эмоциональных переживаний, которые якобы только и могут объяснить, почему человек ставит перед собой цели и создает новые предметы . Конечно, в этом есть своя правда и с этим можно было бы согласиться, если бы не одно обстоятельство: ведь в качестве определителей конкретной деятельности потребности могут выступать только своим предметным содержанием, а это содержание прямо в них не заложено и, следовательно, не может быть их них выведено.
Другая принципиальная трудность возникает в результате полупризнания общественно-исторической природы человеческих потребностей, выражающегося в том, что часть потребностей рассматриваются как социальные по своему происхождению, другие же относятся к числу чисто биологических, принципиально общих у человека и животных. Не требуется, конечно, особой глубины мысли, чтобы открыть общность некоторых потребностей у человека и животных. Ведь человек, как и животные, имеет желудок и испытывает голод - потребность, которую он должен удовлетворять, чтобы поддерживать свое существование. Но человеку свойственны и другие потребности, которые детерминированы не биологически, а социально. Они являются "функционально автономными", или "анастатическими". Сфера потребностей человека оказывается, таким образом, расколотой надвое. Это неизбежный результат рассмотрения "самих потребностей" в их отвлечении от предметных условий и способов их удовлетворения, и соответственно, в отвлечении от деятельности, в которой происходит их трансформация. Но преобразование потребностей на уровне человека охватывает также (и прежде всего) потребности, являющиеся у человека гомологами потребностей животных. "Голод, - замечает Маркс, - есть голод, однако голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо с помощью рук, ногтей и зубов" .
Позитивистская мысль, конечно,
видит в этом не более чем поверхностное
отличие. Ведь для того, чтобы обнаружить
"глубинную" общность потребности
в пище у человека и животного,
достаточно взять изголодавшегося
человека. Но это не более чем
софизм. Для изголодавшегося человека
пища действительно перестает
Хотя потребности человека,
удовлетворение которых составляет
необходимое условие
Вместе с изменением и
обогащением предметного
Верно, конечно, что общий
путь, который проходит развитие человеческих
потребностей, начинается с того, что
человек действует для
Таким образом, психологический
анализ потребностей неизбежно преобразуется
в анализ мотивов. Для этого, однако,
необходимо преодолеть традиционное субъективистское
понимание мотивов, которое приводит
к смешению совершенно разнородных
явлений и совершенно различных
уровней регуляции
Еще меньше, конечно, оснований
называть мотивами деятельности такие
факторы, как тенденция к
Особое место в теории мотивов деятельности занимают открыто гедонистические концепции, суть которых состоит в том, что всякая деятельность человека якобы подчиняется принципу максимизации положительных и минимизации отрицательных эмоций. Отсюда достижение удовольствия и освобождение от страдания и составляют подлинные мотивы, движущие человеком. Именно в гедонистических концепциях, как в фокусе линзы, собраны все идеологически извращенные представления о смысле существования человека, о его личности. Как и всякая большая ложь, концепции эти опираются на фальсифицируемую ими правду. Правда эта состоит в том, что человек действительно стремится быть счастливым. Но психологический гедонизм как раз и вступает в противоречие с этой настоящей большой правдой, разменивая ее на мелкую монету "подкреплений" и "самоподкреплений" в духе скиннеровского бихевиоризма.
Человеческая деятельность отнюдь не побуждается и не управляется так, как поведение лабораторных крыс с вживленными в мозговые "центры удовольствия" электродами, которые, если обучить их включению тока, бесконечно предаются этому занятию . Можно, конечно, сослаться на сходные явления и у человека, такие, как, например, потребление наркотиков или гиперболизация секса; однако явления эти решительно ничего не говорят о действительной природе мотивов, об утверждающей себя человеческой жизни. Она ими, наоборот, разрушается.
Несостоятельность гедонистических концепций мотивации состоит, разумеется, не в том, что они преувеличивают роль эмоциональных переживаний в регулировании деятельности, а в том, что они уплощают и извращают реальные отношения. Эмоции не подчиняют себе деятельность, а являются ее результатом и "механизмом" ее движения.
В свое время Дж. Ст. Милль
писал: "Я понял, что для того,
чтобы быть счастливым, человек должен
поставить перед собой какую-
Эмоции выполняют функцию внутренних сигналов, внутренних в том смысле, что они не являются психическим отражением непосредственно самой предметной действительности. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта . При этом речь идет не о рефлексии этих отношений, а о непосредственно-чувственном их отражении, о переживании. Таким образом, они возникают вслед за актуализацией мотива (потребности) и до рациональной оценки субъектом своей деятельности.
Я не могу останавливаться здесь на анализе различных гипотез, которые так или иначе выражают факт зависимости эмоций от соотношения между "бытием и долженствованием". Замечу только, что факт, который прежде всего должен быть принят во внимание, заключается в том, что эмоции релевантны деятельности, а не реализующим ее действиям или операциям. Поэтому-то одни и те же процессы, осуществляющие разные деятельности, могут приобретать разную и даже противоположную эмоциональную окраску. Иначе говоря, роль положительного или отрицательно "санкционирования" выполняется эмоциями по отношению к эффектам, заданным мотивом. Даже успешное выполнение того или иного действия вовсе не всегда ведет к положительной эмоции, оно может породить и резко отрицательное переживание, сигнализирующее о том, что со стороны ведущего для личности мотива достигнутый успех психологически является поражением. Это относится и к уровню простейших приспособительных реакций. Акт чихания сам по себе, т.е. исключенный из каких бы то ни было отношений, вызывает, говорят нам, удовольствие; однако совсем иное чувство переживает герой рассказа Чехова, чихнувший в театре: это вызывает у него эмоцию ужаса, и он совершает ряд поступков, в результате которых погибает...
Многообразие и сложность
эмоциональных состояний