Эмоции и личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:15, курсовая работа

Краткое описание

Способности — это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент — это динамическая характеристика психических процессов человека. Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация — это совокупность побуждений к деятельности, а социальные установки — это убеждения людей.

Оглавление

Введение
1. Физиологические основы и психологические теории эмоций
1.1 Интеллектуалистическая теория
1.2 Теория Джемса—Ланге
1.3 Теория Кеннона – Барда
1.4 Психоорганическая теория
1.5 Теория Хебба
1.6 Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера
1.7 Когнитивно-физиологическая теория Шехтера
1.8 Информационная концепция эмоций П.В. Симонова
2. Развитие эмоций и их значение в жизни человека
3. Мотивы, эмоции и личность
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

эмоция личности кур.раб.docx

— 131.75 Кб (Скачать)

Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком  как дискомфорт, и он стремится  как можно скорее от него избавиться. Для этого у него есть два пути: во-первых, изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности; во-вторых, попытаться получить новые  сведения, которые бы согласовывались  с прежними ожиданиями. Таким образом, с позиции данной теории возникающие  эмоциональные состояния рассматриваются  как основная причина соответствующих  действий и поступков.

В современной психологии теория когнитивного диссонанса чаще всего используется для того, чтобы  объяснить поступки человека и его  действия в самых различных ситуациях. Причем в детерминации поведения  и возникновении эмоциональных  состояний человека когнитивным  факторам придается гораздо большее  значение, чем органическим изменениям. Многие представители данного направления  полагают, что когнитивные оценки ситуации самым непосредственным образом влияют на характер эмоционального переживания.

 

1.7 Когнитивно-физиологическая теория Шехтера

 

К данной точке зрения близки взгляды С. Шехтера, который раскрыл  роль памяти и мотивации человека в эмоциональных процессах. Концепция  эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической (рисунок 2). Согласно этой теории, на возникшее  эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых  ими телесных изменений оказывают  воздействие прошлый опыт человека и его субъективная оценка наличной ситуации. При этом оценка формируется  на основе актуальных для него интересов  и потребностей. Косвенным подтверждением справедливости когнитивной теории эмоций является влияние на переживания  человека словесных инструкций, а  также дополнительной информации, на основании которой человек меняет свою оценку ситуации.

В одном из экспериментов, направленном на доказательство положений  когнитивной теории эмоций, людям  давали в качестве «лекарства» физиологически нейтральный раствор (плацебо) в  сопровождении различных инструкций. В одном случае им говорили о том, что это лекарство должно будет  вызвать у них состояние эйфории, в другом — состояние гнева. После  принятия «лекарства» испытуемых через  некоторое время, когда по инструкции оно должно было начать действовать, спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные переживания, которые они испытывали, в большинстве  случаев соответствовали данным им инструкциям.

 

Рисунок 2 - Факторы возникновения  эмоций в когнитивно-физиологической  концепции С. Шехтера

 

1.8 Информационная концепция эмоций П.В. Симонова

 

К разряду когнитивистских  может быть отнесена и информационная концепция эмоций П.В. Симонова. В  соответствии с этой теорией эмоциональные  состояния определяются качеством  и интенсивностью актуальной потребности  индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Оценку этой вероятности человек производит на основе врожденного и ранее  приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей  в данный момент. Так, например, эмоция страха развивается при недостатке сведений о средствах, необходимых  для защиты.

Подход В.П. Симонова был  реализован в формуле

 

Э = П (Ин - Ис),

 

где:

Э — эмоция, ее сила и качество;

П — величина и специфика  актуальной потребности;

Ин — информация, необходимая  для удовлетворения актуальной потребности;

Ис — существующая информация, т. е. те сведения, которыми человек  располагает в данный момент.

Следствия, вытекающие из формулы, таковы: если у человека нет потребности (П = 0), то и эмоции он не испытывает (Э = 0); эмоция ие возникает и в том  случае, когда человек, испытывающий потребность, обладает полной возможностью для ее реализации. Если субъективная оценка вероятности удовлетворения потребности велика, проявляются  положительные чувства. Отрицательные  эмоции возникают, если субъект отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребности. Таким образом, сознавая или не сознавая это, человек постоянно  сравнивает информацию о том, что  требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает, и в  зависимости от результатов сравнения  испытывает различные эмоции.

Результаты экспериментальных  исследований позволяют утверждать, что ведущую роль в регуляции  эмоциональных состояний играет кора больших полушарий. И.П. Павловым было показано, что именно кора регулирует протекание и выражение эмоций, держит под своим контролем все явления, происходящие в теле, оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, управляет ими. Если кора мозга приходит в состояние чрезмерного возбуждения (при переутомлении, опьянении и т. д.), то происходит и перевозбуждение центров, лежащих ниже коры, вследствие чего исчезает обычная сдержанность. В случае же распространения широкого торможения наблюдаются угнетение, ослабление или скованность мускульных движений, упадок сердечнососудистой деятельности и дыхания и т. д.

О том, что кора мозга играет очень важную роль в регуляции  эмоциональных состояний, свидетельствуют  клинические случаи, в которых  наблюдается резкое расхождение  между субъективным переживанием и  их внешним выражением. У больных  с поражениями коры больших полушарий  мозга любой раздражитель может вызвать совершенно не соответствующую ему внешнюю реакцию: взрывы смеха или потоки слез. Однако, смеясь, эти больные чувствуют себя печальными, а плача, иногда испытывают веселье.

Существенную роль в эмоциональных  переживаниях человека играет вторая сигнальная система, поскольку переживания  возникают не только при непосредственных воздействиях внешней среды, но также  могут быть вызваны словами, мыслями. Так, прочитанный рассказ продуцирует  соответствующее эмоциональное  состояние. В настоящее время  принято считать, что вторая сигнальная система является физиологической  основой высших человеческих чувств — интеллектуальных, моральных, эстетических.

До настоящего времени  единой точки зрения на природу эмоций не существует. По-прежнему интенсивно проводятся исследования, направленные на изучение эмоций. Накопленный в  настоящее время экспериментальный  и теоретический материал позволяет  говорить о двойственной природе  эмоций. С одной стороны — это  субъективные факторы, к которым  относят различные психические  явления, в том числе когнитивные  процессы, особенности организации  системы ценностей человека и  др. С другой стороны, эмоции определяются физиологическими особенностями индивида. Можно утверждать что эмоции возникают  в результате воздействия определенного  раздражителя, а их появление есть не что иное, как проявление механизмов адаптации человека и регуляции  его поведения. Мы также можем  предположить, что эмоции сформировались в процессе эволюции животного мира и максимального уровня развития они достигли у человека, поскольку  у него они представлены предметно  на уровне чувств.

 

2. Развитие эмоций  и их значение в жизни человека

 

Эмоции проходят общий  для всех высших психических функций  путь развития — от внешних социально  детерминированных форм к внутренним психическим процессам. На базе врожденных реакций у ребенка развивается  восприятие эмоционального состояния  окружающих его людей. Со временем, под влиянием усложняющихся социальных контактов, формируются эмоциональные  процессы.

Наиболее ранние эмоциональные  проявления у детей связаны с  органическими потребностями ребенка. Сюда относятся проявления удовольствия и неудовольствия при удовлетворении или неудовлетворении потребности  в еде, сне и т. п. Наряду с этим рано начинают проявляться и такие  элементарные чувства, как страх  и гнев. Вначале они носят бессознательный  характер. Например, если вы возьмете на руки новорожденного ребенка и, подняв его вверх, затем быстро опустите вниз, то увидите, что ребенок весь сожмется, хотя он никогда еще не падал. Такой же бессознательный  характер носят и первые проявления гнева, связанного с неудовольствием, испытываемым детьми при неудовлетворении их потребностей. У одного двухмесячного  ребенка, например, было отмечено проявление страха уже при взгляде на лицо отца, намеренно искаженное гримасой. У этого же ребенка наблюдались  гневные морщинки на лбу, когда его  начинали дразнить.

У детей также очень  рано появляются сочувствие и сострадание. В научной и учебной литературе по психологии мы можем найти многочисленные примеры, подтверждающие это. Так, на двадцать седьмом месяце жизни ребенок  плакал, когда ему показывали изображение  плачущего человека, а один трехлетний мальчик бросался на каждого, кто  бил его собаку, заявляя: «Как вы не понимаете, что ей больно».

Следует отметить, что положительные  эмоции у ребенка развиваются  постепенно через игру и исследовательское  поведение. Например, исследования К. Бюлера показали, что момент переживания удовольствия в детских играх по мере роста и развития ребенка сдвигается. Первоначально у малыша возникает удовольствие в момент получения желаемого результата. В этом случае эмоции удовольствия принадлежит поощряющая роль. Вторая ступень — функциональная. Играющему ребенку доставляет радость уже не только результат, но и сам процесс деятельности. Удовольствие теперь связано не с окончанием процесса, а с его содержанием. На третьей ступени, у детей постарше, появляется предвосхищение удовольствия. Эмоция в этом случае возникает в начале игровой деятельности, и ни результат действия, ни само выполнение не являются центральными в переживании ребенка.

Другой характерной особенностью проявления чувств в раннем возрасте является их аффективный характер. Эмоциональные состояния у детей  в этом возрасте возникают внезапно, протекают бурно, но столь же быстро и исчезают. Более значительный контроль над эмоциональным поведением возникает  у детей лишь в старшем дошкольном возрасте, когда у них появляются и более сложные формы эмоциональной  жизни под влиянием все более  усложняющихся взаимоотношений  с окружающими людьми.

Развитие отрицательных  эмоций в значительной мере обусловлено  неустойчивостью эмоциональной  сферы детей и тесно связано  с фрустрацией. Фрустрация — это  эмоциональная реакция на помеху при достижении осознанной цели. Фрустрация может быть разрешена по-разному  в зависимости от того, преодолено ли препятствие, сделан ли его обход  или найдена замещающая цель. Привычные  способы разрешения фрустрируюшей  ситуации определяют возникающие при  этом эмоции. Часто повторяющееся  в раннем детстве состояние фрустрации и стереотипные формы ее преодоления  у одних закрепляют вялость, безразличие, безынициативность, у других — агрессивность, завистливость и озлобленность. Поэтому для избежания подобных эффектов нежелательно при воспитании ребенка слишком часто добиваться выполнения своих требований прямым нажимом. Настаивая на немедленном выполнении требований, взрослые не предоставляют ребенку возможности самому достигнуть поставленной перед ним цели и создают фрустрирующие условия, которые способствуют закреплению упрямства и агрессивности у одних и безынициативности — у других. Более целесообразным в этом случае является использование возрастной особенности детей, которая заключается в неустойчивости внимания. Достаточно отвлечь ребенка от возникшей проблемной ситуации, и он сам сможет выполнить поставленные перед ним задачи.

Изучение проблемы возникновения  негативных эмоций у детей показало, что большое значение в формировании такого эмоционального состояния, как  агрессивность, играет наказание ребенка, особенно мера наказания. Оказалось, что  дети, которых дома строго наказывали, проявляли во время игры с куклами  большую агрессивность, чем дети, которых наказывали не слишком строго. Вместе с тем полное отсутствие наказаний  неблагоприятно влияет на развитие детского характера. Дети, которых за агрессивные  поступки по отношению к куклам наказывали, были менее агрессивны и вне игры, чем те, которых совсем не наказывали.

Одновременно с формированием  позитивных и негативных эмоций у  детей постепенно формируются нравственные чувства. Зачатки нравственного  сознания впервые появляются у ребенка  под влиянием одобрения, похвалы, а  также порицания, когда ребенок  слышит со стороны взрослых, что  одно — можно, нужно и должно, а другое — нельзя, невозможно, нехорошо. Однако первые представления детей  о том, что «хорошо» и что «плохо», самым тесным образом связаны  с личными интересами как самого ребенка, так и других людей. Принцип  общественной полезности того или иного  поступка, осознание его морального смысла определяют поведение ребенка  несколько позднее. Так, если спросить четырех-пятилетних детей: «Почему  не следует драться с товарищами?»  или «Почему не следует без  спроса брать чужие вещи?», — то ответы детей чаще всего учитывают неприятные последствия, вытекающие или для них лично, или для других людей. Например: «Драться нельзя, а то попадешь прямо в глаз» или «Брать чужое нельзя, а то в милицию поведут». К концу дошкольного периода появляются ответы уже иного порядка: «Драться с товарищами нельзя, потому что стыдно обижать их», т. е. у детей все больше возникает осознание моральных принципов поведения.

К началу школьного обучения у детей отмечается достаточно высокий  уровень контроля за своим поведением. В тесной связи с этим находится  развитие нравственных чувств, например дети в этом возрасте уже переживают чувство стыда, когда взрослые порицают их за проступки.

Следует отметить, что у  детей довольно рано обнаруживаются зачатки и другого очень сложного чувства — эстетического. Одним  из первых его проявлений надо считать  удовольствие, которое дети испытывают при слушании музыки. В конце первого  года детям также могут нравиться  определенные вещи. Особенно часто  это проявляется в отношении  игрушек и личных вещей ребенка. Конечно, понимание красивого носит  у детей своеобразный характер. Детей  больше всего пленяет яркость  красок. Например, из четырех предъявленных  в старшей группе детского сада изображений  лошади: а) в виде схематического наброска штрихами, б) в виде зачерненного силуэта, в) в виде реалистического рисунка  и, наконец, г) в виде лошадки ярко-красного цвета с зелеными копытами и гривой — детям больше всего понравилось  последнее изображение.

Информация о работе Эмоции и личность