Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:15, курсовая работа
Способности — это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент — это динамическая характеристика психических процессов человека. Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация — это совокупность побуждений к деятельности, а социальные установки — это убеждения людей.
Введение
1. Физиологические основы и психологические теории эмоций
1.1 Интеллектуалистическая теория
1.2 Теория Джемса—Ланге
1.3 Теория Кеннона – Барда
1.4 Психоорганическая теория
1.5 Теория Хебба
1.6 Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера
1.7 Когнитивно-физиологическая теория Шехтера
1.8 Информационная концепция эмоций П.В. Симонова
2. Развитие эмоций и их значение в жизни человека
3. Мотивы, эмоции и личность
Заключение
Список использованной литературы
Источником развития эстетических чувств являются занятия рисованием, пением, музыкой, посещение картинных галерей, театров, концертов, кино. Однако дошкольники и учащиеся младших классов в ряде случаев еще не могут должным образом оценить художественные произведения. Например, в живописи они нередко обращают внимание главным образом на содержание картины и меньше на художественное выполнение. В музыке они больше любят громкий звук с быстрым темпом и ритм, чем гармонию мелодии. Подлинное понимание красоты искусства приходит к детям лишь в старших классах.
С переходом детей в школу, с расширением круга их знаний и жизненного опыта чувства ребенка значительно изменяются с качественной стороны. Умение владеть своим поведением, сдерживать себя приводит к более устойчивому и более спокойному течению эмоций. Ребенок младшего школьного возраста уже не выказывает так непосредственно своего гнева, как ребенок-дошкольник. Чувства детей-школьников не имеют уже того аффективного характера, который показателен для детей раннего возраста.
Наряду с этим появляются новые источники чувств: знакомство с отдельными научными дисциплинами, занятия в школьных кружках, участие в ученических организациях, самостоятельное чтение книг. Все это способствует формированию так называемых интеллектуальных чувств. Ребенка, при удачном стечении обстоятельств, все больше и больше привлекает познавательная деятельность, которая сопровождается позитивными эмоциями и чувством удовлетворения от познания нового.
Весьма показателен тот
факт, что у детей в школьном
возрасте меняются жизненные идеалы.
Так, если дети дошкольного возраста,
находясь главным образом в кругу
семьи, в качестве идеала обычно выбирают
кого-либо из родных, то с переходом
ребенка в школу, с расширением
его интеллектуального
Воспитание эмоций и чувств человека начинается с самого раннего детства. Важнейшим условием формирования положительных эмоций и чувств является забота со стороны взрослых. Тот ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и неотзывчивым. Для возникновения эмоциональной чуткости также важна ответственность за другого, забота о младших братьях и сестрах, а если таковых нет, то о домашних животных. Необходимо, чтобы ребенок сам о ком-то заботился, за кого-то отвечал.
Еще одно условие формирования
эмоций и чувств у ребенка состоит
в том, чтобы чувства детей
не ограничивались только пределами
субъективных переживаний, а получали
свою реализацию в конкретных поступках,
в действиях и деятельности. В
противном случае легко можно
воспитать сентиментальных
Эмоции играют чрезвычайно
важную роль в жизни людей. Так, сегодня
никто не отрицает связь эмоций с
особенностями
Под воздействием негативных
эмоциональных состояний у
Кроме того, что эмоции и
чувства выполняют функцию
Эмоциональная оценка событий
может формироваться не только на
основе личного опыта человека, но
и в результате сопереживаний, возникающих
в процессе общения с другими
людьми, в том числе через восприятие
произведений искусства, средства массовой
информации и т. д. Благодаря отражательной
функции эмоций и чувств человек
может ориентироваться в
Оценочная, или отражательная, функция эмоций и чувств непосредственно связана с побудительной, или стимулирующей, функцией. Например, в дорожной ситуации человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу. С. Л. Рубинштейн указывал, что «...эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него»1. Таким образом, эмоции и чувства способствуют определению направления поиска, в результате которого достигается удовлетворение возникшей потребности или решается стоящая перед человеком задача.
Следующая, специфически человеческая функция чувств заключается в том, что чувства принимают самое непосредственное участие в обучении, т. е. осуществляют подкрепляющую функцию. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Эмоции успеха-неуспеха обладают способностью привить любовь или навсегда угасить ее по отношению к тому виду деятельности, которой занимается человек, т. е. эмоции влияют на характер мотивации человека по отношению к выполняемой им деятельности.
Переключательная функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, возможно возникновение противоречия между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме, что, по сути дела, реализуется в борьбе между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность человека в ту или другую сторону.
Еще одна функция эмоций и чувств — приспособительная. По утверждению Ч. Дарвина, эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.
Объектом, можно обнаружить определенную схожесть, то другие эмоциональные проявления у людей строго индивидуальны. Разнообразие эмоциональных проявлений выражается прежде всего в преобладающем настроении людей. Под влиянием жизненных условий и в зависимости от отношения к ним у одних людей преобладает повышенное, бодрое, веселое настроение; у других — пониженное, подавленное, грустное; у третьих — капризное, раздражительное и т. д.
Существенные индивидуальные различия наблюдаются также в эмоциональной возбудимости людей. Есть люди эмоционально мало чуткие, у которых только какие-либо чрезвычайные события вызывают ярко выраженные эмоции. Такие люди не столько чувствуют, попав в ту или иную жизненную ситуацию, сколько осознают ее умом. Есть и другая категория людей — эмоционально возбудимых, у которых малейший пустяк может вызвать сильные эмоции. Даже маловажное событие вызывает у них подъем или падение настроения.
Между людьми отмечаются существенные
различия в глубине и устойчивости
чувств. Одних людей чувства
Одно из наиболее существенных
различий между людьми кроется в
том, как чувства и эмоции отражаются
на их деятельности. Так, у одних
людей чувства носят
Следует отметить, что существующие различия в проявлении эмоций и чувств в значительной степени обусловливают неповторимость конкретного человека, т. е. определяют его индивидуальность.
3. Мотивы, эмоции и личность
В современной психологии
термином "мотив" (мотивация, мотивирующие
факторы) обозначаются совершенно разные
явления. Мотивами называют инстинктивные
импульсы, ибо логические влечения
и аппетиты, а равно переживание
эмоций, интересы, желания; в пестром
перечне мотивов можно
Прежде всего это вопрос
о соотношении мотивов и
Дело в том, что в самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность "не знает" своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет - свою побудительную и направляющую деятельность функции, т.е. становится мотивом .
Подобное понимание мотивов
кажется по меньшей мере односторонним,
а потребности - исчезающими из психологии.
Но это не так. Из психологии исчезают
не потребности, а лишь их абстракты
- "голые", предметно не наполненные
потребностные состояния
Само собой разумеется,
что субъект как индивид
Трансформация потребностей
отчетливо выступает уже на уровне
эволюции животных: в результате происходящего
изменения и расширения круга
предметов, отвечающих потребностям, и
способов их удовлетворения развиваются
и сами потребности. Это происходит
потому, что потребности способны
конкретизироваться в потенциально
очень широком диапазоне