Эмоции и личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:15, курсовая работа

Краткое описание

Способности — это индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент — это динамическая характеристика психических процессов человека. Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям. Мотивация — это совокупность побуждений к деятельности, а социальные установки — это убеждения людей.

Оглавление

Введение
1. Физиологические основы и психологические теории эмоций
1.1 Интеллектуалистическая теория
1.2 Теория Джемса—Ланге
1.3 Теория Кеннона – Барда
1.4 Психоорганическая теория
1.5 Теория Хебба
1.6 Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера
1.7 Когнитивно-физиологическая теория Шехтера
1.8 Информационная концепция эмоций П.В. Симонова
2. Развитие эмоций и их значение в жизни человека
3. Мотивы, эмоции и личность
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

эмоция личности кур.раб.docx

— 131.75 Кб (Скачать)

Источником развития эстетических чувств являются занятия рисованием, пением, музыкой, посещение картинных  галерей, театров, концертов, кино. Однако дошкольники и учащиеся младших  классов в ряде случаев еще  не могут должным образом оценить  художественные произведения. Например, в живописи они нередко обращают внимание главным образом на содержание картины и меньше на художественное выполнение. В музыке они больше любят громкий звук с быстрым  темпом и ритм, чем гармонию мелодии. Подлинное понимание красоты  искусства приходит к детям лишь в старших классах.

С переходом детей в  школу, с расширением круга их знаний и жизненного опыта чувства  ребенка значительно изменяются с качественной стороны. Умение владеть  своим поведением, сдерживать себя приводит к более устойчивому  и более спокойному течению эмоций. Ребенок младшего школьного возраста уже не выказывает так непосредственно  своего гнева, как ребенок-дошкольник. Чувства детей-школьников не имеют  уже того аффективного характера, который  показателен для детей раннего  возраста.

Наряду с этим появляются новые источники чувств: знакомство с отдельными научными дисциплинами, занятия в школьных кружках, участие  в ученических организациях, самостоятельное  чтение книг. Все это способствует формированию так называемых интеллектуальных чувств. Ребенка, при удачном стечении обстоятельств, все больше и больше привлекает познавательная деятельность, которая сопровождается позитивными  эмоциями и чувством удовлетворения от познания нового.

Весьма показателен тот  факт, что у детей в школьном возрасте меняются жизненные идеалы. Так, если дети дошкольного возраста, находясь главным образом в кругу  семьи, в качестве идеала обычно выбирают кого-либо из родных, то с переходом  ребенка в школу, с расширением  его интеллектуального кругозора  в качестве идеала начинают выступать  уже и другие люди, например учителя, литературные герои или конкретные исторические личности.

Воспитание эмоций и чувств человека начинается с самого раннего  детства. Важнейшим условием формирования положительных эмоций и чувств является забота со стороны взрослых. Тот  ребенок, которому не хватает любви  и ласки, вырастает холодным и  неотзывчивым. Для возникновения  эмоциональной чуткости также важна  ответственность за другого, забота о младших братьях и сестрах, а если таковых нет, то о домашних животных. Необходимо, чтобы ребенок  сам о ком-то заботился, за кого-то отвечал.

Еще одно условие формирования эмоций и чувств у ребенка состоит  в том, чтобы чувства детей  не ограничивались только пределами  субъективных переживаний, а получали свою реализацию в конкретных поступках, в действиях и деятельности. В  противном случае легко можно  воспитать сентиментальных людей, способных лишь на словесное излияние, но не способных на неуклонное претворение  своего чувства в жизнь.

Эмоции играют чрезвычайно  важную роль в жизни людей. Так, сегодня  никто не отрицает связь эмоций с  особенностями жизнедеятельности  организма. Хорошо известно, что под  влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и др. Излишняя интенсивность и  длительность переживаний может  вызвать нарушения в организме. М.И. Аствацатуров писал, что сердце чаще поражается страхом, печень —  гневом, желудок — апатией и  подавленным состоянием. Возникновение  этих процессов имеет в своей  основе изменения, происходящие во внешнем  мире но затрагивает деятельность всего  организма. Например, при эмоциональных  переживаниях изменяется кровообращение: учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов, повышается или понижается кровяное давление и т. д. В результате при  одних эмоциональных переживаниях чело век краснеет, при других —  бледнеет. Сердце настолько чутко  реагирует на все изменения эмоциональной  жизни, что в народе именно его  всегда считали вместилищем души, органом чувств, несмотря на то что  изменения происходят одновременно и в дыхательной, и в пищеварительной, и в секреторной системах.

Под воздействием негативных эмоциональных состояний у человека может происходить формирование предпосылок к развитию разнообразных  болезней И наоборот, существует значительное количество примеров, когда под влиянием эмоционального состояния ускоряется процесс исцеления. Неслучайно принято  считать, что слово тоже лечит. При  этом имеется в виду прежде всего  вербально» воздействие врача-психотерапевта на эмоциональное состояние больного. В это» проявляется регуляторная функция эмоций и чувств.

Кроме того, что эмоции и  чувства выполняют функцию регуляции  состояние организма, они также  задействованы и в регуляции  поведения человека в целом Это  стало возможным потому, что человеческие чувства и эмоции имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнял целый ряд специфических функций, свойственных только для них. Прежде всего к таким функциям следует  отнести отражательную функцию  чувств, которая выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря тому, что  чувства охватывают весь организм, они позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них  факторов и реагировать, прежде чем  будет определено само вредно» воздействие. Например, человек, переходящий дорогу, может испытывать страз различной  степени в зависимости от складывающейся дорожной ситуации.

Эмоциональная оценка событий  может формироваться не только на основе личного опыта человека, но и в результате сопереживаний, возникающих  в процессе общения с другими  людьми, в том числе через восприятие произведений искусства, средства массовой информации и т. д. Благодаря отражательной  функции эмоций и чувств человек  может ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности, т. е. чувств; выполняют  еще и предынформационную, или  сигнальную, функцию. Возникающие переживания  сигнализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворение потребностей, какие препятствия встречает  он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и т. д.

Оценочная, или отражательная, функция эмоций и чувств непосредственно  связана с побудительной, или  стимулирующей, функцией. Например, в  дорожной ситуации человек, испытывая  страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу. С. Л. Рубинштейн указывал, что «...эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него»1. Таким образом, эмоции и чувства способствуют определению направления поиска, в результате которого достигается удовлетворение возникшей потребности или решается стоящая перед человеком задача.

Следующая, специфически человеческая функция чувств заключается в  том, что чувства принимают самое  непосредственное участие в обучении, т. е. осуществляют подкрепляющую функцию. Значимые события, вызывающие сильную  эмоциональную реакцию, быстрее  и надолго запечатлеваются в  памяти. Эмоции успеха-неуспеха обладают способностью привить любовь или  навсегда угасить ее по отношению  к тому виду деятельности, которой  занимается человек, т. е. эмоции влияют на характер мотивации человека по отношению к выполняемой им деятельности.

Переключательная функция  эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, возможно возникновение  противоречия между естественным для  человека инстинктом самосохранения и  социальной потребностью следовать  определенной этической норме, что, по сути дела, реализуется в борьбе между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Привлекательность  мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность человека в  ту или другую сторону.

Еще одна функция эмоций и чувств — приспособительная. По утверждению Ч. Дарвина, эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству  организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

Объектом, можно обнаружить определенную схожесть, то другие эмоциональные  проявления у людей строго индивидуальны. Разнообразие эмоциональных проявлений выражается прежде всего в преобладающем настроении людей. Под влиянием жизненных условий и в зависимости от отношения к ним у одних людей преобладает повышенное, бодрое, веселое настроение; у других — пониженное, подавленное, грустное; у третьих — капризное, раздражительное и т. д.

Существенные индивидуальные различия наблюдаются также в  эмоциональной возбудимости людей. Есть люди эмоционально мало чуткие, у  которых только какие-либо чрезвычайные события вызывают ярко выраженные эмоции. Такие люди не столько чувствуют, попав в ту или иную жизненную  ситуацию, сколько осознают ее умом. Есть и другая категория людей  — эмоционально возбудимых, у которых  малейший пустяк может вызвать сильные  эмоции. Даже маловажное событие вызывает у них подъем или падение настроения.

Между людьми отмечаются существенные различия в глубине и устойчивости чувств. Одних людей чувства захватывают  целиком, оставляют глубокий след после  себя. У других людей чувства носят  поверхностный характер, протекают  легко, малозаметно, проходят быстро и  совершенно бесследно. Заметно различаются  у людей проявления аффектов и  страстей. В этом плане можно выделить людей неуравновешенных, легко теряющих контроль над собой и своим  поведением, склонных легко поддаваться  аффектам и страстям, например необузданному  гневу, панике, азарту. Другие люди, наоборот, всегда уравновешенны, вполне владеют  собой, сознательно контролируют свое поведение.

Одно из наиболее существенных различий между людьми кроется в  том, как чувства и эмоции отражаются на их деятельности. Так, у одних  людей чувства носят действенный  характер, побуждают к действию, у других все ограничивается самим  чувством, не вызывающим никаких изменений  в поведении. В наиболее яркой  форме пассивность чувств выражается в сентиментальности человека. Такие  люди, как правило, склонны к эмоциональным  переживаниям, но чувства, которые у  них возникают, не влияют на их поведение.

Следует отметить, что существующие различия в проявлении эмоций и чувств в значительной степени обусловливают  неповторимость конкретного человека, т. е. определяют его индивидуальность.

 

3. Мотивы, эмоции  и личность

 

В современной психологии термином "мотив" (мотивация, мотивирующие факторы) обозначаются совершенно разные явления. Мотивами называют инстинктивные  импульсы, ибо логические влечения и аппетиты, а равно переживание  эмоций, интересы, желания; в пестром  перечне мотивов можно обнаружить такие, как жизненные цели и идеалы, но также и такие, как раздражение  электрическим током . Нет никакой  надобности разбираться во всех тех  смешениях понятий и терминов, которые характеризуют нынешнее состояние проблемы мотивов. Задача психологического анализа личности требует рассмотреть лишь главные  вопросы.

Прежде всего это вопрос о соотношении мотивов и потребностей. Я уже говорил, что собственно потребность - это всегда потребность  в чем-то, что на психологическом  уровне потребности опосредствованы  психическим отражением, и притом двояко. С одной стороны, предметы, отвечающие потребностям субъекта, выступают  перед ним своими объективными сигнальными  признаками. С другой - сигнализируются, чувственно отражаются субъектом и  сами потребностные состояния, в  простейших случаях - в результате действия интероцептивных раздражителей. При  этом важнейшее изменение, характеризующее  переход на психологический уровень, состоит в возникновении подвижных  связей потребностей с отвечающими  им предметами.

Дело в том, что в  самом потребностном состоянии  субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность "не знает" своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения  потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет - свою побудительную  и направляющую деятельность функции, т.е. становится мотивом .

Подобное понимание мотивов  кажется по меньшей мере односторонним, а потребности - исчезающими из психологии. Но это не так. Из психологии исчезают не потребности, а лишь их абстракты - "голые", предметно не наполненные  потребностные состояния субъекта. Абстракты эти появляются на сцену  в результате обособления потребностей от предметной деятельности субъекта, в которой они единственно  обретают свою психологическую конкретность.

Само собой разумеется, что субъект как индивид рождается  наделенным потребностями. Но, повторяю это еще раз, потребность как  внутренняя сила может реализоваться  только в деятельности. Иначе говоря, потребность первоначально выступает  лишь как условие, как предпосылка  деятельности, но, как только субъект  начинает действовать, тотчас происходит ее трансформация, и потребность  перестает быть тем, чем она была виртуально, "в себе". Чем дальше идет развитие деятельности, тем более  эта ее предпосылка превращается в ее результат.

Трансформация потребностей отчетливо выступает уже на уровне эволюции животных: в результате происходящего  изменения и расширения круга  предметов, отвечающих потребностям, и  способов их удовлетворения развиваются  и сами потребности. Это происходит потому, что потребности способны конкретизироваться в потенциально очень широком диапазоне объектов, которые и становятся побудителями деятельности животного, придающими ей определенную направленность. Например, при появлении в среде новых  видов пищи и исчезновении прежних  пищевая потребность, продолжая  удовлетворяться, вместе с тем впитывает  теперь в себя новое содержание, т.е. становится иной. Таким образом, развитие потребностей животных происходит путем развития их деятельности по отношению ко все более обогащающемуся кругу предметов; разумеется, что  изменение конкретно-предметного  содержания потребностей приводит к  изменению также и способов их удовлетворения.

Информация о работе Эмоции и личность