МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РФ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет психологии и социальной
работы
Кафедра общей психологии и
психологии развития
Направление 030300.62 «Психология»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине
«Общая психология»
Направление «Психологии»
ЭМОЦИИ
И ЛИЧНОСТЬ
Выполнила: Студентка очной
формы
Обучения 1 курса,11 группы
Потемичева Екатерина Юрьевна
Научный руководитель:
Кандидат психологических наук,доцент
Караванова Людмила Жалаловна
Допущена к защите
«___»_____________2015г.
_______________________
Тверь 2015г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы эмоций………………...………...………..…5
1.1 Определение понятия эмоции
………………………………………….…5
1.2 Функции и свойства эмоций……………………………………………...12
Вывод по главе 1…………………………………………………………………
Глава 2. Концепции развития личности ………………...…………………..17
2.1. Зарубежные концепции……………………………………………….….17
2.2 Отечественные школы.
……………………………………………...…..32
Вывод по главе 2………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………...…..42
Список
использованной литературы и источников…..………………….…43
Введение
В последние годы нам приходится
сталкиваться с самыми разными точками
зрения на природу и значение эмоций. Некоторые
исследователи рассматривают эмоции как
кратковременные, переходящие состояния,
тогда как другие убеждены в том, что люди
постоянно находятся под влиянием той
или иной эмоции, что поведение и аффект
– неразрывны (Schachtel, 1959). Некоторые учёные
считают, что эмоции разрушают и дезорганизуют
поведение человека, что они являются
основным источником психосоматических
заболеваний (Arnold, 1960; Lazarus, 1968; Yong, 1961). Другие,
напротив, полагают, что эмоции играют
позитивную роль в организации, мотивации
и подкреплении поведения (Izard, 1971,1972; Leeper,
1948; Rapaport, 1942; Tomkins, 1962, 1963).
Некоторые учёные исходят из
того, что эмоции должны быть подчинены
когнитивным процессам (и разуму), они
рассматривают нарушение этой субординации,
как признак неблагополучия. Другие же
считают, что эмоции выступают в роли пусковых
механизмов когнитивных процессов, что
они порождают и направляют их (то есть
управляют рассудком). Существует мнение,
что человек может избежать психопатологических
расстройств, решить многие личностные
проблемы, просто отказавшись от неадекватных
эмоциональных реакций, то есть, подчинив
эмоции жёсткому контролю сознания. В
то же время, согласно другим представлениям,
лучшим средством в этих случаях является
высвобождение эмоций для их естественного
взаимодействия с гомеостатическими процессами,
драйвами, когнитивными процессами и двигательными
актами. Драйвами мы будем называть физиологические
потребности, или нужды, составляющие
базу всей животной жизни. К ним относятся
голод, жажда, потребность в выведении
из организма продуктов жизнедеятельности,
потребность в безопасности (избегание
боли) и половое влечение. Иногда эти потребности
называют «потребностями, обеспечивающими
выживании», поскольку от их удовлетворений
зависит сама жизнь индивида. Драйвы сообщают
индивиду об опасностях, регистрируемых
автоматическими системами регуляции
гомеостаза, системами контроль над кровообращением,
дыханием, температурой тела. Совместная
работа драйвов и гомеостатических процессов,
обеспечивает основу жизнедеятельности
организма, но можно ли их рассматривать
как основу и источник мотивации, которая
действует на человека в повседневной
жизни? В благоприятных условиях окружающей
среды, когда удовлетворение потребностей
не составляет труда, драйвы не проявляют
себя как мотивы.
Целью данной курсовой работы
является определение понятия эмоций
и личностью человека.
В задачи работы входило:
1)Дать определение понятию
«эмоции» и ознакомиться с современной
классификацией;
2)Выявить функции и свойства
эмоций;
3)Рассмотреть концепции развития
личности: зарубежные и отечественные.
Глава 1. Теоретические основы эмоций.
- Определение понятия
эмоции.
Жизнь без эмоций также невозможна.
Под эмоциональными явлениями в психологии
понимаются субъективные переживания
человеком, его отношения к предметам,
явлениям, событиям, другим людям.
Само слово «эмоция» происходит
от латинского «emovere», что значит возбуждать,
волновать, потрясать. Психология сравнительно
недавно обратилась к серьёзному исследованию
проблемы эмоций. Эмоции появились у человека
в процессе эволюции. Каждая эмоция исполняла
те или иные адаптивные функции. Эмоция
возникает, как результат нейрофизиологических
процессов, которые в свою очередь могут
быть вызваны как внутренними, так и внешними
факторами. Эмоции тесно связаны с потребностями,
поскольку, как правило, при удовлетворении
потребностей человек испытывает положительные
эмоции, а при невозможности получить
желаемое – отрицательные. Влияние эмоций
на человека генерализовано, но каждая
эмоция воздействует на него по-своему.
Переживание эмоции изменяет уровень
электрической активности головного мозга,
диктует какие мышцы лица и тела должны
быть напряжены или расслаблены, управляет
эндокринной, кровеносной и дыхательной
системами организма. В зависимости от
индивидуальной высоты эмоционального
порога, одни чаще, а другие реже переживают
и проявляют ту или иную эмоцию, и это в
значительной степени определяет их взаимоотношения
с окружающими людьми.
Эмоция – это нечто, что переживается
как чувство, которое мотивирует, организует
и направляет восприятие, мышление и действие.
Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию,
и эта энергия в некоторых случаях ощущается
субъектом, как тенденция к совершению
действия. Эмоция руководит мыслительной
и физической активностью индивида, направляет
её в определённое русло. Если человек
охвачен гневом, он не бросится наутёк,
а если испуган, то вряд ли решится на агрессию.
Эмоция регулирует, или фильтрует наше
восприятие. Счастье заставляет человека
умиляться самым обыденным вещам, идти
по жизни лёгкой походкой.
Любые проявления активности
человека сопровождаются эмоциональными
переживаниями. У человека главная функция
состоит в том, что благодаря эмоциям,
мы лучше понимаем, друг друга, можем, не
пользуясь речью, судить о состояниях
друг друга и лучше преднастраиваться
на совместную деятельность и общение.
Замечателен тот факт, что люди, принадлежащие
к разным культурам, способны безошибочно
воспринимать и оценивать выражения человеческого
лица, определять по нему такие эмоциональные
состояния, как радость, гнев, печаль, страх,
отвращение, удивление. Это в частности,
относится и к тем народам, которые вообще
никогда не находились в контактах друг
с другом.
Данный факт не только убедительно
доказывает врождённый характер основных
эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие
генотипически обусловленной способности
к их пониманию у живых существ. Хорошо
известно, что высшие животные и человек
способны по выражению лица воспринимать
и оценивать эмоциональные состояния
друг друга.
Сравнительно
недавно проведённые исследования показали,
что антропоиды так же, как человек способны
не только «читать» по лицу эмоциональные
состояния своих сородичей, но и сопереживать
им, испытывая при этом похожие эмоции.
В одном из экспериментов, где проверялась
подобная гипотеза, человекообразная
обезьяна вынуждена была наблюдать за
тем, как на её глазах наказывали другую
обезьяну, которая испытывала внешне ярко
проявляемое состояние невроза. Впоследствии
оказалось, что аналогичные физиологические
функциональные изменения были обнаружены
и в организме «наблюдателя». Однако врождёнными
являются далеко не все эмоционально-экспрессивные
выражения. Некоторые из них приобретаются
прижизненно в результате обучения и воспитания.
В первую очередь это жесты – способ культурно
обусловленного внешнего выражения эмоциональных
состояний и аффективных отношений человека
к чему-либо.
Следует отметить, что
неоднократно предпринимались попытки
выделить основные, «фундаментальные»
эмоции. В частности, принято выделять
следующие эмоции:
Радость — положительное эмоциональное
состояние, связанное с возможностью достаточно
полно удовлетворить актуальную потребность.
Удивление — не имеющая четко
выраженного положительного или отрицательного
знака эмоциональная реакция на внезапно
возникшие обстоятельства.
Страдание — отрицательное эмоциональное
состояние, связанное с полученной достоверной
или кажущейся таковой информацией о невозможности
удовлетворения важнейших жизненных потребностей.
Гнев — эмоциональное состояние,
отрицательное по знаку, как правило, протекающее
в форме аффекта и вызываемое внезапным
возникновением серьезного препятствия
на пути удовлетворения исключительно
важной для субъекта потребности.
Отвращение — отрицательное
эмоциональное состояние, вызываемое
объектами (предметами, людьми, обстоятельствами
и т. д.), соприкосновение с которыми вступает
в резкое противоречие с идеологическими,
нравственными или эстетическими принципами
и установками субъекта.
Презрение — отрицательное эмоциональное
состояние, возникающее в межличностных
взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием
жизненных позиций, взглядов и поведения
субъекта с жизненными позициями, взглядами
и поведением объекта чувства.
Страх — отрицательное эмоциональное
состояние, появляющееся при получении
субъектом информации о реальной или воображаемой
опасности.
Стыд — отрицательное состояние,
выражающееся в осознании несоответствия
собственных помыслов, поступков и внешности
не только ожиданиям окружающих, но и собственным
представлениям о подобающем поведении
и внешнем облике.
Следует отметить, что эмоциональные
переживания носят неоднозначный характер.
Один и тот же объект может вызывать несогласованные,
противоречивые эмоциональные отношения.
Это явление получило название амбивалентность (двойственность)
чувств. Обычно амбивалентность вызвана
тем, что отдельные особенности сложного
объекта по-разному влияют на потребности
и ценности человека.
Чувства — это еще один вид эмоциональных
состояний. Главное различие эмоций и
чувств заключается в том, что эмоции,
как правило, носят характер ориентировочной
реакции, т. е. несут первичную информацию
о недостатке или избытке чего-либо, поэтому
они часто бывают неопределенными и недостаточно
осознаваемыми (например, смутное ощущение
чего-либо). Чувства, напротив, в большинстве
случаев предметны и конкретны. Такое
явление, как «смутное чувство» (например,
«смутное терзание»), говорит о неопределенности
чувств и может рассматриваться как процесс
перехода от эмоциональных ощущений к
чувствам. Другим различием эмоций и чувств
является то, что эмоции в большей степени
связаны с биологическими процессами,
а чувства — с социальной сферой. Еще одним
существенным различием эмоций и чувств,
на которое необходимо обратить внимание,
является то, что эмоции в большей степени
связаны с областью бессознательного,
а чувства максимально представлены в
нашем сознании. Кроме этого, чувства человека
всегда имеют определенное внешнее проявление,
а эмоции чаще всего не имеют.
Чувства — еще более длительные,
чем эмоции, психические стояния, имеющие
четко выраженный предметный характер.
Они отражают устойчивое отношение к каким-либо
конкретным объектам (реальным или воображаемым).
Человек не может переживать чувства вообще,
если они не отнесены к кому-нибудь или
чему-нибудь. Например, человек не в состоянии
испытывать чувство любви, если у него
нет объекта привязанности. Точно так
же он не может испытывать чувство ненависти,
если у него нет того, что он ненавидит.
Чувства возникли и формировались
в процессе культурно-исторического развития
человека. Способы выражения чувств менялись
в зависимости от исторической эпохи.
В индивидуальном развитии человека чувства
выступают как значимый фактор в формировании
мотивационной сферы. Человек всегда стремится
заниматься тем видом деятельности и тем
трудом, которые ему нравятся и вызывают
у него позитивные чувства.
[ маклаков]
Классификация эмоций.
Каждая эмоция своеобразна
по своим источникам, по переживаниям,
внешним проявлениям и способам регуляции.
Человек наиболее эмоциональное живое
существо, он обладает в высшей степени
дифференцированными средствами внешнего
выражения эмоций и широким разнообразием
внутренних переживаний. Существует множество
классификаций эмоций. Кроме того, что
их разделяют на положительные и отрицательные,
используя критерий мобилизации ресурсов
организма, стенические и астенические
эмоции (от греческого «стенос»). Стенические
эмоции повышают активность, вызывая прилив
энергии и подъём, в то время как астенические
– действуют противоположным образом.
По потребностям различают низшие эмоции,
связанные с удовлетворением органических
потребностей, так называемые общие ощущения
(голод, жажда и т.д.) от высших эмоций (чувств),
социально обусловленных, связанных с
общественными отношениями. По силе и
длительности проявлений выделяют несколько
видов эмоций: аффекты, страсти, собственно
эмоции, настроения, чувства и стресс.
К. Изард выделил основные, «фундаментальные
эмоции». Интерес (как эмоция) – положительное
состояние, способствующее развитию навыков
и умений, приобретению знаний, мотивирующее
обучение.
Радость - положительное эмоциональное
состояние, связанное с возможностью достаточно
полно удовлетворить актуальную потребность,
вероятность чего до этого момента была
не велика.
Удивление – эмоциональная
реакция на внезапно возникшие обстоятельства.
Удивление тормозит все предыдущие эмоции,
направляя внимание на объект, его вызвавший,
и может переходить в интерес.
Страдание – отрицательное
эмоциональное состояние, связанное с
полученной информацией о невозможности
удовлетворения важнейших жизненных потребностей,
которое до этого времени представлялось
более или менее вероятным. Чаще всего
протекает в форме эмоционального стресса.
Гнев – отрицательное эмоциональное
состояние, протекающее в форме аффекта,
вызываемое препятствием на пути удовлетворения
исключительно важной для субъекта потребности.
Отвращение – отрицательное
эмоциональное состояние, вызываемое
объектами, соприкосновение с которыми
вступает в резкое противоречие с идеологическими,
нравственными или эстетическими принципами
и установками субъекта.
Презрение – отрицательное
эмоциональное состояние, возникающее
в межличностных взаимоотношениях и порождаемое
не согласованностью жизненных позиций,
взглядов и поведения с позициями объекта
чувств.
Страх - отрицательная эмоция,
появляющаяся при получении субъектом
информации о возможной угрозе его жизненному
благополучию, о реальной или воображаемой
опасности.
Стыд – отрицательное эмоциональное
состояние, выражающееся в осознании несоответствия
собственных помыслов, поступков и внешности
не только ожиданиям окружающих, но и собственным
представлениям о подобающем поведении
и внешнем облике.
Из соединения фундаментальных
эмоций возникают такие комплексные эмоциональные
состояния, как, например тревожность,
которая может сочетать в себе страх, гнев,
вину и интерес. Каждая из указанных эмоций
лежит в основе целого спектра состояний,
различающихся по степени выраженности
(например, радость, удовлетворение, восторг,
ликование, экстаз и так далее). Эмоциональные
переживания носят неоднозначный характер.
Один и тот же объект может вызывать несогласованные,
противоречивые эмоциональные отношения.
Это явление получило название амбивалентность
(двойственность) чувств. Обычно амбивалентность
вызвана тем, что отдельные особенности
сложного объекта по-разному влияют на
потребности и ценности человека (так,
можно уважать кого-то за работоспособность
и одновременно осуждать за вспыльчивость).
Амбивалентность может быть порождена
и противоречием между устойчивыми чувствами
к предмету и развивающимися из них ситуативными
эмоциями (так, например, совмещаются любовь
и ненависть при ревности).