Аффект – наиболее мощная эмоциональная
реакция, которая полностью захватывает
психику человека. Эта эмоция обычно возникает
в экстремальных условиях, когда человек
не справляется с ситуацией. Отличительные
черты: ситуативность, обобщённость, малая
продолжительность и большая интенсивность.
Происходит мобилизация организма, движения
носят импульсивный характер. Аффект практически
неуправляем и не подчиняется волевому
контролю. Отличительная черта аффекта
– ослабление сознательного контроля,
узость сознания. Аффект сопровождается
сильной и беспорядочной двигательной
активностью, происходит своего рода разрядка
в действии. В аффекте человек как бы теряет
голову, его поступки не разумны, совершаются
без учёта обстановки. Чрезвычайно сильное
возбуждение, перейдя предел работоспособности
нервных клеток, сменяется безусловным
торможением, возникает эмоциональный
шок. В результате аффект заканчивается
упадком сил, усталостью и даже ступором.
Нарушение сознания могут привести к неспособности
впоследствии вспомнить отдельные эпизоды
и даже полной амнезии на события. Страсти
– это сильное, стойкое, длительное чувство,
которое захватывает человека и владеет
им. По силе приближается к аффекту, а по
длительности ближе к чувствам. Объектом
страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн
писал, что «страсть всегда выражается
в сосредоточенности, собранности помыслов
и сил, их направленности на единую цель…
Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию
всех устремлений и сил личности в едином
направлении, сосредоточение их на единой
цели». Собственно эмоции носят ситуативный
характер, выражают оценочное отношение
к складывающимся или возможным ситуациям,
и могут слабо проявляться во внешнем
поведении, особенно если человек умело
скрывает свои эмоции. Чувства – наиболее
устойчивые эмоциональные состояния.
Носят предметный характер: это всегда
чувство к чему-то или к кому-то. Иногда
их называют «высшими» эмоциями, поскольку
они возникают при удовлетворении потребностей
более высокого порядка. В индивидуальном
развитии человека чувства играют важную
социализирующую роль. На базе положительных
эмоциональных переживаний типа чувств
появляются и закрепляются потребности
и интересы человека.
Чувства, можно сказать, продукт
культурно-исторического развития человека.
Они связаны с определёнными предметами,
видами деятельности и людьми, окружающими
человека. В отношении окружающего мира
человек стремится действовать так, чтобы
подкрепить и усилить свои положительные
чувства. Они у него всегда связаны с работой
сознания, могут произвольно регулироваться.
Чувства – это переживаемые в различной
форме отношения человека к предметам
и явлениям действительности. Человеческие
чувства являются положительной ценностью.
Человеческая жизнь не выносима без переживаний,
многие чувства притягательны сами по
себе, и если человек лишён возможности
испытывать чувства, то наступает так
называемый «эмоциональный голод», который
он стремится утолить, слушая любимую
музыку, читая остросюжетную книгу и так
далее. Причём для эмоционального насыщения
нужны не только положительные чувства,
но и чувства, связанные со страданием.
Настроения – это состояние,
которое окрашивает наши чувства, общее
эмоциональное состояние в течение значительного
времени. В отличие от эмоций и чувств,
настроение не предметно, а личностно;
оно не ситуативно, а растянуто во времени.
Настроение является эмоциональной реакцией
не на непосредственные последствия тех
или иных событий, а на их значениях для
жизни человека в контексте его общих
жизненных планов, интересов и ожиданий.
Отмечая особенности настроения, С.Л Рубинштейн
указывал, во-первых, что оно не предметно,
а личностно, и, во-вторых, это не специальное
переживание, приуроченное к какому-то
частному событию, а разлитое, общее состояние.
Настроение существенно зависит
от общего состояния здоровья, от работ
желез внутренней секреции, и особенно,
от тонуса нервной системы. Причины того
или иного настроения не всегда ясны переживающему
их человеку, а тем более окружающим его
людям. Недаром говорят о безотчётной
грусти, беспричинной радости, и в этом
смысле, настроение – это бессознательная
оценка личностью того, насколько благоприятно
для неё складываются обстоятельства.
Этой причиной могут быть окружающая природа,
события, выполняемая деятельность, и
конечно, люди.
Настроения могут различаться
по продолжительности. Устойчивость настроения
зависит от многих причин: возраста человека,
индивидуальных особенностей его характера
и темперамента, силы воли, уровня развития
ведущих мотивов поведения. Настроение
стимулирует или подавляет деятельность
человека. Одна и та же работа при разных
настроениях может казаться то лёгкой
и приятной, то тяжёлой и удручающей. Хорошо
работает человек, когда он бодр, спокоен,
весел и гораздо хуже, когда он встревожен,
раздражён, не доволен. Человек должен
управлять своим поведением, а для этого
можно использовать образы и ситуации,
приятные человеку. При господстве положительного,
жизнерадостного настроения, человек
легко переживает и временные неудачи
и огорчения. Помимо изменений, происходящих
в нервной, эндокринной и других системах
организма, и осознаваемых субъективных
переживаний, эмоции выражаются в экспрессивном
поведении человека. Эмоции проявляются
в так называемых выразительных движениях
лица – мимике, выразительных движениях
всего тела – пантомимике, и «вокальной
мимике» - выражение эмоций в интонации
и тембре голоса.
- Функции и свойства эмоций
Так как эмоции это особый класс
психических состояний, которые отражают
отношение человека к окружающему миру,
к другим людям, к самому себе и к результатам
своей деятельности, выделяют следующие виды эмоций:
- примитивные (ниже) - переживания,
связанные с удовлетворением или неудовлетворением
физиологических потребностей
- высшие - переживания, возникающие
на почве удовлетворения духовных потребностей
- положительные - эмоции, связанные
с удовлетворением потребностей
- отрицательные - эмоции, которые
вызывают чувство неудовлетворенности
и требуют изменения ситуации
- стенические - эмоции, которые повышают жизнедеятельность человека, усиливают активность
- астенические - эмоции, которые
подавляют жизнедеятельность организма,
снижают энергию субъекта
Также выделяют свойства
эмоций:
- полярность - указывает на возможность
изменения любой эмоции, на ее противоположность
(удовольствие - неудовольствие; радость
- горе, любовь - ненависть);
- интегральность - доминирование
относительно других состояний и реакций
всего организма. Связь с жизнедеятельностью
организма: с органами кровообращения,
дыхания, пищеварения, желез внутренней
и внешней секреции;
- амбивалентность - одновременное
переживание противоположных эмоций (слезы
радости, муки творчества);
- интенсивность - свойство, которое
свидетельствует о степени выраженности
эмоционального явления.
Значимость эмоций в жизни человека выражается
в их функциях. В психологии принято выделять
ряд функций:
1. Отражательно-оценочная функция. Эмоции
оценивают значимость предметов и ситуаций
для достижения целей и удовлетворения
потребностей субъекта; являются той системой
сигналов, посредством которой субъект
узнает о значимости происходящих, прошлых
и будущих событий.
2. Побудительная функция. Из
оценки происходящего вытекает побуждение
к действию. По мнению С.Л. Рубинштейна,
«...эмоция в себе самой заключает влечение,
желание, стремление, направленное к предмету
или от него».
3. Активирующая функция непосредственно
связана с побудительной. Эмоции обеспечивают
оптимальный уровень деятельности центральной
нервной системы и ее отдельных структур.
Эмоциональные состояния по-разному влияют
на динамику протекания деятельности,
на ее темп и ритм. Эмоции радости уверенности
в успехе придают человеку дополнительные
силы, побуждают к более интенсивной и
напряженной работе. Д . Хебб экспериментальным путем получил кривую
выражающую зависимость между уровнем
эмоционального возбуждения человека
и эффективностью его деятельности. Из
нее явствует, что между эмоциональным
возбуждением и эффективностью деятельности
человека существует криволинейная зависимость.
Для достижения наивысшего результата
деятельности нежелательны слишком слабые,
ни излишне сильные эмоциональные возбуждения.
Слишком слабая эмоциональная возбужденность
не обеспечивает должной мотивации деятельности,
а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует
и делает неуправляемой. Для каждого человека
имеется собственный оптимум эмоциональной
возбудимости, обеспечивающий максимум
эффективности в работе. Он зависит от
многих факторов: особенностей выполняемой
деятельности, условий, в которых она протекает,
индивидуальности включенного в нее человека
и многого др.
4 . Регулирующая функция.
Эмоции влияют на направление и осуществление
деятельности субъекта. Возникновение
того или иного эмоционального отношения
к объекту, предмету, явлению влияет на
мотивацию на всех этапах протекания деятельности.
Оценивая ход и результат деятельности,
эмоции придают субъективную окраску
происходящему вокруг нас и в нас самих.
Это значит, что на одно и то же событие
разные люди могут эмоционально реагировать
различно.
5. Синтезирующая функция.
Эмоции соединяют, синтезируют в единое
целое отдельные сопряженные во времени
и пространстве события и факты. А.Р. Лурия
показал, что совокупность образов, прямо
или случайно связанных с ситуацией, породившей
сильное эмоциональное переживание, образует
в сознании субъекта прочный комплекс.
Актуализация одного из элементов влечет,
иногда против воли субъекта, воспроизведение
в сознании других его элементов.
6. Смыслообразование. Эмоции
служат сигналом смыслообразующей силы
мотива. Так, например, А.Н. Леонтьев писал:
«День, наполненный множеством действий,
казалось бы, вполне успешных, тем не менее
может испортить человеку настроение,
оставить у него некий неприятный эмоциональный
осадок. На фоне забот дня этот осадок
едва замечается, но вот наступает минута,
когда человек как бы оглядывается и мысленно
перебирает прожитый день, в эту-то минуту,
когда в памяти всплывает определенное
событие, его настроение приобретает предметную
отнесенность, возникает аффективный
сигнал, указывающий, что именно это событие
и оставило у него эмоциональный осадок.
Может статься, например, что это его негативная
реакция на чей-то успех в достижении общей
цели, единственно ради которой, как ему
думалось, он действовал, и вот оказывается,
что это не вполне так и что едва ли не
главным для него мотивом было достижение
успеха для себя».
7. Защитная функция. Такое
сильное эмоциональное переживание, как
страх, предупреждает человека о реальной
или мнимой опасности, способствуя тем
самым лучшему продумыванию возникшей
ситуации, более тщательному определению
вероятности достижения успеха или неудачи.
Тем самым страх защищает человека от
неприятных последствий, а возможно, и
от гибели.
8. Экспрессивная функция.
Эмоции за счет своего экспрессивного
компонента принимают участие в установлении
контакта с другими людьми в процессе
общения с ними и воздействия на них.
Эмоции отражают значимость
и оценку человеком различных ситуаций,
поэтому одинаковые раздражители могут
вызывать самые непохожие реакции у разных
людей. Именно в эмоциональных проявлениях
выражается глубина внутренней жизни
человека. Личность во многом формируется
под воздействием прожитых переживаний.
Эмоциональные реакции, в свою очередь,
обусловлены с индивидуальными особенностями
эмоциональной сферы человека. Одной из
важнейших является коммуникативная функция
эмоций, так как трудно представить взаимодействие
между людьми без эмоциональных проявлений.
Выражая свои эмоции, человек проявляет
своё отношение к действительности и,
прежде всего к другим людям.
Мимические и пантомимические
выразительные движения позволяют человеку
передавать свои переживания другим людям,
информировать их о своём отношении к
чему-либо или к кому-либо. Мимика, жесты,
позы, выразительные вздохи, изменение
интонации - являются «языком» человеческих
чувств средством сообщения не столько
мыслей, сколько эмоций. Приобретая с раннего
детства определённый опыт общения с людьми,
каждый человек может с той или иной степенью
достоверности определять эмоциональные
состояния окружающих по их выразительным
движениям и прежде всего, по выражению
лица. В течение жизни у человека формируется
некая система эталонов, с помощью которой
он и оценивает других людей.
Последние исследования в области
распознавания эмоций показали, что на
возможность человека понимать других
влияет целый ряд факторов: половозрастные,
личностные, профессиональные особенности,
а также принадлежность человека к той
или иной культуре. Целый ряд профессий
предъявляет к человеку требования умения
управлять своими эмоциями и адекватно
определять выразительные движения окружающих
его людей.
Понимание реакций других людей
и правильное реагирование на них в условиях
совместной деятельности – неотъемлемая
часть успешности во многих профессиях.
Неспособность договориться, понять другого
человека, войти в его положение может
привести к полной профессиональной некомпетентности.
Особенно важно это качество для людей,
в профессиях которых общение занимает
важнейшее место. Умение разбираться в
многочисленных нюансах эмоциональных
проявлений и воспроизводить их необходимо
людям, посвятившим себя искусству.
Понимание и умение воспроизводить
– важнейший этап обучения актёров искусству
интонации, мимике, жестов. Обращаясь к
психологическим исследованиям различных
авторов, и даже к собственным наблюдениям,
можно сказать, что большую часть информации
в процессе общения, человек получает
с помощью невербальных средств коммуникации.
С помощью вербального или словесного
компонента человек передаёт небольшой
процент информации, основная нагрузка
при передаче смысла лежит на так называемых
«внеязыковых» средствах общения.
Глава 2. Концепции развития
личности
Личность – это многомерная
и многоуровневая система психологических
характеристик, которые обеспечивают
индивидуальное своеобразие, временную
и ситуативную устойчивость поведения
человека.
Проблема человеческой личности
поставлена давно. В сократовские времена
она была не менее актуальна, чем сегодня.
Множество наук ищут путь к человеку. Свои
решения предлагает и психология. Все
ее поиски в познании человека сходятся
к психологии личности.
Теория личности – это совокупность
гипотез, или предположений о природе
и механизмах развития личности. Теория
личности пытается не только объяснить,
но и предсказать поведение человека