Экспериментальная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 06:07, контрольная работа

Краткое описание

Сегодня психологам уже не нужно убеждать специалистов из других областей знания, что существует такая наука, как психология. Хотя после чтения некоторых психологических книг или статей у естественников или математиков могут возникнуть обоснованные сомнения на этот счет. Если психология – наука, то на психологический метод распространяются все требования к научному методу.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

     
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

Экспериментальная психология. 

Принципы  и структура научного  иследования. 

Выполнила студентка  I курса

Баринова Е.А..

Заочного отделения

   Психология  образования 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сегодня психологам уже  не нужно убеждать специалистов из других областей знания, что существует такая наука, как психология. Хотя после чтения некоторых психологических книг или статей у естественников или математиков могут возникнуть обоснованные сомнения на этот счет. Если психология – наука, то на психологический метод распространяются все требования к научному методу.

   Наука –  это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое  знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Практичность, полезность, эффективность научного знания считаются производными от его истинности. Ученый, а точнее, научный работник, – это профессионал, который строит свою деятельность, руководствуясь критерием “истинность–ложность”.

   Кроме того, термин “наука” относят ко всей совокупности знаний, полученных на сегодняшний день научным методом.

   Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение предсказания процессов и явлений, которые  выражаются в виде текста, структурной  схемы, графической зависимости, формулы  и т. д.  

Идеалом научного поиска считается открытие законов – теоретическое объяснение действительности.

   Однако научное  познание не исчерпывается теориями. Все виды научных результатов  можно условно упорядочить на шкале “эмпирическое – теоретическое  знание”: единичный факт, эмпирическое обобщение, модель, закономерность, закон, теория.

   Наука как  система знаний и как результат  человеческой деятельности характеризуется  полнотой, достоверностью, систематичностью. Наука как человеческая деятельность прежде всего характеризуется методом. Метод научного исследования рационален. Человек, претендующий на членство в научном сообществе, должен не только разделять ценности этой сферы человеческой деятельности, но и применять научный метод как единственно допустимый.  

   Совокупность  приемов и операций практического и теоретического освоения действительности – такое определение понятия “метод” можно чаще всего встретить в литературе. Следует лишь добавить, что эта система приемов и операций должна быть признана научным сообществом в качестве обязательной нормы, регулирующей поведение исследования. Принцип потенциальной опровержимости научной теории Поппер назвал принципом фальсифицируемости.

   Нормативный процесс научного исследования строится следующим образом:

   1.  Выдвижение гипотезы (гипотез).

   2.  Планирование исследования.

   3.  Проведение исследования.

   4.  Интерпретация данных.

   5.  Опровержение или неопровержение гипотезы (гипотез).

   6.  В случае опровержения старой – формулирование новой гипотезы (гипотез). О чем говорит эта схема? В первую очередь о том, что в структуре научного исследования содержание научного знания является величиной переменной, а метод представляет собой константу.

   Ученых сплачивает в научное сообщество не следование какой-то идее, верованию, теории, а  приверженность единому методу получения нового знания.

   Поппер неоднократно отмечал, что в ходе развития науки  изменяются и гипотезы, и теории. С изменением парадигмы пересматривается метод, появляются новые проблемы, но остаются и старые, углубляясь, дифференцируясь  с каждым циклом исследования.

   Как человек, идея рождается необязательно и  случайно, но умирает неизбежно и  закономерно.

   Итак, парадигма  современного естествознания стала  основой психологического метода.  
 
 
 
 

   Исследования  по их характеру можно разделить  на фундаментальные и прикладные. Монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные и т. д.

   Фундаментальное исследование направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний.

   Прикладное  исследование проводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи.

    Монодисциплинарные исследования проводятся в рамках отдельной науки (в данном случае – психологии). Как и междисциплинарные, эти исследования требуют участия специалистов различных областей и проводятся на стыке нескольких научных дисциплин. К этой группе можно отнести генетические исследования, исследования в области инженерной психофизиологии, а также исследования на стыке этнопсихологии и социологии.

   Комплексные исследования проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности.

    Однофакторное, или аналитическое, исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.

   Любое исследование включает в себя ряд необходимых  этапов. На каждом этапе решается определенная задача. Исследование начинается с  постановки задачи: что неизвестно? На следующем этапе ученый анализирует доступную информацию по изучаемой проблеме. Может оказаться, что эта проблема уже решена или существуют аналогичные исследования, не приведшие к окончательному результату. Если ученый сомневается в результатах, полученных ранее, он воспроизводит исследование по методике, предложенной его предшественниками, затем анализирует методы и методики, которые ими применялись для решения этой или аналогичных задач. Наиболее творческий момент исследования заключается в изобретении оригинальной методики. Зачастую методическая находка преобразует научную область и порождает новое направление.

   Следующим очень важным этапом является формулировка предположений – гипотез. Для их проверки строится план научного исследования. Он включает в себя выбор объекта – группы людей, с которыми будет проводиться эксперимент или за которыми будет вестись наблюдение. Уточняется предмет исследований – часть реальности, которая будет изучаться. Выбирается место и время исследований и определяется порядок экспериментальных проб, чтобы уменьшить влияние помех на результат эксперимента.

   Проведение  исследований по намеченному плану – следующий этап. В ходе реального эксперимента всегда возникают отклонения от замысла, которые необходимо учесть при интерпретации результатов и повторном проведении опыта.

   После фиксации результатов эксперимента проводится первичный анализ данных, их математическая обработка, интерпретация и обобщение. Исходные гипотезы проверяются на достоверность. Формулируются новые факты или закономерности. Теории уточняются либо отбрасываются как непригодные. На основе уточненной теории делаются новые выводы и предсказания.

   Исследования  по цели их проведения можно разделить  на несколько типов.

    К  первому типу относятся поисковые исследования. Хотя название звучит тавтологично, под ним подразумевается попытка решения проблемы, которую никто не ставил или не решал подобным методом. Иногда аналогичные исследования называют исследованиями “методом тыка”: “Попробуем так, может, что-то и получится”. Научные работы такого рода направлены на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области.

   Второй  тип – критические исследования. Они проводятся в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента.

   Большинство исследований, проводимых в науке, относится  к уточняющим. Их цель – установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание.

   И, наконец, последний тип – воспроизводящее исследование. Его цель – точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Результаты любого исследования должны повториться в ходе аналогичного эксперимента, проведенного другим научным работником, обладающим соответствующей компетенцией. Поэтому после открытия нового эффекта, закономерности, создания новой методики и т. п. возникает лавина воспроизводящих исследований, призванных проверить результаты первооткрывателей. Воспроизводящее исследование – основа всей науки. Следовательно, метод и конкретная методика эксперимента должны быть интерсубъективными, т. е. операции, проводимые в ходе исследования, должны воспроизводиться любым квалифицированным исследователем.

   Реальное  исследование не может (да и не должно) полностью соответствовать идеальному. Отклонения от идеального исследования, которые в процессе деятельности психолога возникают неизбежно, порождены особенностями мира, в котором мы живем. Нельзя добиться полного соответствия идеала и реальности, даже в ходе научных изысканий. Другое дело, что научный метод должен давать результат, максимально приближенный к идеальному. Мы всегда вынуждены говорить об измерениях, относящихся к разным моментам времени, как о проводимых одновременно. Уникальные объекты мы рассматриваем как эквивалентные друг другу, абстрагируясь от их особенностей. Ситуации, условия проведения разных серий исследования мы полагаем идентичными. Себя же мы считаем идеальными экспериментаторами, компетентными, бесстрастными, движимыми только поиском научной истины, а не желанием заработать деньги или угодить научному руководителю.

   Эксперимент ставится для того, чтобы проверить  теоретические предсказания. Теория является внутренне непротиворечивой системой знаний о части реальности (предмете теории). Элементы теории логически зависят друг от друга. Ее содержание выводится по определенным правилам из некоторого исходного множества суждений и понятий – базиса теории. 

   Постановка  проблемы – начало любого исследования. И самые наивные, “детские” вопросы (“Почему небо голубое?” или “Кто сильнее: кит или слон?”) являются прототипами проблемы. Не нуждается в исследовании лишь подтверждение очевидности. Однако очевидность субъективна. Можно считать очевидным, что все предметы, брошенные вами, упадут вниз. Но движение тел в невесомости, наблюдаемое в космическом корабле, опровергает эту “истину” ввиду отсутствия там верха и низа в обычном понимании. Красный цвет легко отличить от зеленого, а синий – от желтого, но люди с дефектами цветового зрения их не различают. Считается, что чем больше у человека стремление достичь цели, тем он лучше будет работать. Но если его мотивация превысит некоторый оптимум (закон Йеркса–Додсона), то в деятельности возрастет количество ошибок, научение будет протекать медленнее и т. д.

   В неизменных условиях, к которым приспосабливается  человек, мир для него беспроблемен. Проблемы порождаются изменчивостью  мира и духовной активностью людей.

   В отличие  от житейской, научная проблема формируется  в терминах определенной научной  отрасли. Она должна быть операционализированной. “Почему солнце светит?” – вопрос, но не проблема, поскольку здесь не указаны область средств и метод решения. “Являются ли различия в агрессивности, личностном свойстве людей, генетически детерминированным признаком или зависят от влияний семейного воспитания?” – это проблема, которая сформулирована в терминах психологии развития и может быть решена определенными методами.

   Постановка  проблемы влечет за собой формулировку гипотезы. Откуда берется проблема? В науке формулирование проблемы – обнаружение “дефицита”, нехватки информации для описания или объяснения реальности. Способность обнаружить “белое пятно” в знаниях о мире – одно из главных проявлений таланта исследователя. Итак, можно выделить следующие этапы порождения проблемы:

   – выявление  нехватки в научном знании о реальности;

   – описание проблемы на уровне обыденного языка;

   – формулирование проблемы в терминах научной дисциплины.

   Второй этап необходим, так как переход на уровень обыденного языка дает возможность  переключаться из одной научной области (со своей специфической терминологией) в другую. Например, причины агрессивности поведения людей можно искать не в психологических факторах, а в биогенетических, и решать проблему методами общей или молекулярной генетики. Можно окунуться в астрологическое знание и попытаться сформулировать проблему в иных терминах – в терминах влияния планет на характер и поведение человека.

Информация о работе Экспериментальная психология