Экспериментальная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 10:38, контрольная работа

Краткое описание

Проблема: Каждый человек в течении жизни осваивает несколько учебных программ ( школа, ВУЗ, аспирантура и др.) Находясь в ситуации сдачи экзаменов, защиты дипломной работы, кандидатской диссертации ,прохождении сертификации и пр. ,учащиеся испытывают волнение и сильное переживание. Но имеет ли значение успеваемость и уже имеющиеся знания учащегося?

Файлы: 1 файл

экспериментальная психология.doc

— 32.50 Кб (Скачать)

Описание  эксперимента

  1. Название  эксперимента.

     Хочу  учиться-не могу не волноваться

  1. Сформулировать проблему, гипотезу исследования.

     Проблема: Каждый человек в течении жизни осваивает несколько учебных программ ( школа, ВУЗ,  аспирантура и др.) Находясь в ситуации сдачи экзаменов, защиты дипломной работы, кандидатской диссертации ,прохождении сертификации и пр. ,учащиеся испытывают волнение и сильное переживание. Но имеет ли значение успеваемость и уже имеющиеся знания учащегося?

     Теоретическая гипотеза Успеваемость учащегося и его знания  влияют на его состояние перед сдачей экзаменов.

     Операционализировать  базовые понятия в эксперименте.

     Успеваемость- успешность обучения по пятибалльной шкале.

     Знания-это  база общих знаний, полученная человеком  в течении его жизни.

     Состояние- это вербальное и невербальное поведение и также психические процессы ,протекающие скрытно от внешнего наблюдения: сердцебиение ,температура тела, давление, тяжесть в голове, речь ( заикание, отрывистая речь, мыкание), заторможенность восприятия, частичная и временная потеря памяти ( по изученному материалу), изменение поведения и эмоций (раздражительность, агрессивность, быстрое хождение туда и обратно, обгрызание ногтей) и пр.

     Эмпирическая  гипотеза: Уровень успеваемости и уровень знаний учащегося влияет на количество внутренних и внешних проявлений его состояния.

  1. Эмпирический вопрос.

     Насколько сильно показатели успеваемости и знаний соотносятся с показателями состояния учащегося перед экзаменом.

     Описание  сути эксперимента.

     В период  прохождения сессии, были опрошены студенты одного курса. В опросе участвовали студенты ,получающие первое высшее образование и студенты, получающие второе и третье высшее образование.

     Опрос проходил непосредственно в день сдачи экзамена, непосредственно перед сдачей и после нее. Студентам предлагалось заполнить опросник из 10 пунктов, указав галочками что они чувствуют и как проявляется волнение  или оно отсутствует вовсе перед экзаменом, а потом предлагалось в том же опроснике отметить галочками дополнительно то, что происходило в аудитории во время подготовки и самого ответа.

     В результате эксперимента выяснилось, что вне зависимостми от уровня успеваемости и наличия образования у всех студентов было волнение, пик которого наблюдался в момент ответа и контакта с преподавателем. 10% отметили 3 пункта и менее, 75% от 4 до 7, и 15%-более 7 пунктов.

     Генеральная совокупность и выборка. Способ формирования групп использованный в эксперименте. Виды групп.

Генеральная совокупность: студенты  АГУ.

Удобная выборка: Испытуемыми в этом эксперименте были 45 студентов –заочников (мужчины и женщины) в возрасте от 19 до 44 лет. Студенты психологического факультета. Среди них 15 человек, у которых в зачетках были тройки, 22 человека только с 4 и 5, и 8 человек только с 5 –ками. В том числе 30 человек, получающих 1-е высшее,  14-2-е высшее и 1-3-е высшее. 

     
  1. Зависимая, независимая и  ее уровни (управляемая  или субъектная), побочные, дополнительные переменные в эксперименте. Методы их контроля.

     Независимые переменные: успеваемость и базовое образование, имеет три уровня по успеваемости: 3,4,5. 4,5. 5. и три уровня по наличию высшего образования: Н/В, Второе высшее и Третье высшее.

     Зависимые переменные: состояние учащегося в день экзаменов: нет волнения, есть небольшое беспокойство, очень сильное волнение.

     Побочные  переменные: Профессия испытуемых, разная стрессоустойчивость, уровень тревожности, пол .

     Дополнительные  переменные: сложность самого предмета, отношение преподавателя к студентам.

  1. Какие эффекты возникают в эксперименте (со стороны экспериментатора, со стороны испытуемого). Методы их контроля.

     Со  стороны исследователя:  эффект Пигмалиона –не возникал.

     Со  стороны испытуемого: Цель эксперимента не раскрывали, что бы не изменить поведение  участников эксперимента, исключить возникновение эффекта Хотторна. Мог возникнуть эффект социальной фасилитации, чтобы показать, что экзамен не является стрессогенной ситуацией или наоборот. Предполагаемые выводы.

     В ходе экперимента  выявилось, что экзамен-это стрессогенная ситуация. И ни возраст, ни успешность обучения, ни наличие дополнительного образования не снижает уровень волнения и тем более не сводит его на нет.

     Опросник.  Отметьте галочкой свое состояние сейчас и сразу после ответа.

     Чувствуете  ли ВЫ? 

     Частое  сердцебиение

     Горячий лоб или щеки

     Давление

     Головокружение

     Тяжесть в голове

     Головную  боль

     Изменения речи

     Изменение поведения

     Изменение памяти

 

     

Информация о работе Экспериментальная психология