Этапы проведения экспериментального исследования в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 13:44, лекция

Краткое описание

Психологическое экспериментальное исследование проводится в несколько этапов. В зависимости от типа эксперимента часть из них может отсутствовать. Тем не менее, общую последовательность шагов желательно знать, чтобы не делать ошибок. К основным этапам экспериментального исследования в психологии, по В.Н. Дружинину, относятся следующие.

Файлы: 1 файл

Этапы проведения экспериментального исследования в психологии.doc

— 39.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

 

 

Реферат по дисциплине «Экспериментальная психология»

На тему:

 «Этапы проведения  экспериментального исследования».   

 

 

 

 

 

 

Подготовила: студентка гр. ГП-41

Зайцева В.

Проверила: Короченцева А. В

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2014

Этапы проведения экспериментального исследования в психологии

 

Психологическое экспериментальное исследование проводится в несколько этапов. В зависимости от типа эксперимента часть из них может отсутствовать. Тем не менее, общую последовательность шагов желательно знать, чтобы не делать ошибок. К основным этапам экспериментального исследования в психологии, по В.Н. Дружинину, относятся следующие. Определение темы исследования. Она ограничивает область исследований, круг проблем, выбор предмета, объекта и метода. После выбора темы необходима первичная постановка проблемы (хотя она может и предшествовать выбору темы): необходимо выяснить, чем нельзя быть удовлетворенным в современном психологическом знании, где ощущаются пробелы, какие теории дают противоречащие друг другу объяснения поведения человека и т.д. Работа с научной литературой. Необходимо ознакомиться с экспериментальными данными, полученными другими психологами, и попытками объяснения причин заинтересовавшего явления. Для этого существуют компьютерные базы данных, сети Internet или Relcom, библиотеки, специализированные журналы. Первичная работа начинается с поиска определений базовых понятий, которые содержатся в психологических словарях, а также в словарях и энциклопедиях по смежным дисциплинам. Там же имеются и ссылки на основные публикации по проблеме. Затем составляются библиографии по тематике исследования с помощью библиотечных систематических каталогов. После этого изучаются сами публикации: статьи в научных журналах, сборниках и монографиях. В результате данной работы происходит уточнение проблемы, возникновение новой гипотезы и идеи плана экспериментального исследования. Иногда психолог отказывается от исследования, так как проблема может показаться неразрешимой или, наоборот, настолько исследованной, что ничего нового к имеющимся результатам добавить уже нельзя. Уточнение гипотезы и определение переменных. Постановка проблемы уже скрыто предполагает варианты ответа на нее. Например, вопрос о том, что в большей мере — наследственность или среда — влияет на уровень развития общего интеллекта, ограничивает множество общих теоретических предположений. Экспериментальная гипотеза, в отличие от теоретической, должна быть сформулирована в виде импли-кативного высказывания: «Если..., то...». Кроме того, она должна быть конкретизирована и операционализирована, т.е. входящие в высказывание «если А, то 5» переменные А и В должны контролироваться в эксперименте: А — управляться экспериментатором, а В — регистрироваться непосредственно или с помощью аппаратуры. Психическая реальность всегда выступает в эксперименте «переменной-модератором», или «промежуточной переменной». Помимо независимой, зависимой переменных и «переменной-модератора» должны быть определены и операционализированы внешние переменные, которые могут влиять на зависимую переменную. Выбор экспериментального инструментария, т.е. конкретной методики и аппаратуры психологического эксперимента, что позволило бы управлять независимой переменной и регистрировать зависимую переменную. Кроме того, условия эксперимента (помещение, ситуация, время эксперимента должны исключать влияние внешних переменных, либо сохранять неизменность величины их воздействия на зависимую переменную. Характер используемой аппаратуры определяется выбранной методикой. В психологическом эксперименте может применяться самая разнообразная аппаратура, в том числе психофизиологическая. Но, как подчеркивает В.Н. Дружинин, в России не налажен выпуск аппаратуры для проведения психологических экспериментальных исследований, нет стандарта оборудования экспериментальных лабораторий, а выпуск тестовых методик не удовлетворяет потребности исследователей и практиков. Поэтому основная аппаратура либо изготавливается самостоятельно, кустарным способом, либо используется медицинское оборудование и аппаратура для биофизических и психофизиологических исследований. Планирование экспериментального исследования. Центральный этап всей процедуры, на котором выделяются внешние переменные, могущие влиять на зависимую переменную. Планирование необходимо для обеспечения внешней и внутренней валидности эксперимента. От чего зависит выбор плана? Прежде всего от того, какова экспериментальная гипотеза, какое число внешних переменных необходимо контролировать в эксперименте, какие возможности предоставляет ситуация для проведения исследований и т.д. Отбор и распределение испытуемых по группам. Проводится в соответствии с принятым экспериментальным планом. Всю совокупность потенциальных испытуемых, которые могут быть объектами данного психологического исследования, обозначают как популяцию, или генеральную совокупность. Множество людей или животных, принимающих участие в исследовании, называют выборкой. Состав экспериментальной выборки должен моделировать, представлять генеральную совокупность, поскольку выводы, получаемые в эксперименте, распространяются на всех членов популяции, а не только на представителей этой выборки. Проведение эксперимента. Наиболее ответственная часть исследования, которую условно можно разделить на три подэтапа: ¦ подготовка эксперимента, во время которой исследователь готовит экспериментальное помещение и оборудование, проводит, если это необходимо, несколько пробных опытов для отладки процедуры эксперимента, разрабатывает и уточняет инструкцию, которая должна состоять из кратких предложений, каждое из которых включает не более 11 слов. В инструкции с помощью абзацев выделяются смысловые блоки. Ее проверяют на понятность и простоту, проводя предварительный опыт на 5-10 испытуемых; инструктирование и мотивирование испытуемых, при которых испытуемый узнает, какие возможности предоставляет ему участие в эксперименте (денежная оплата, информация о его способностях и личностных чертах, помощь в решении личных проблем и т.д), а экспериментатор проверяет, правильно ли понята инструкция, повторяет ее при необходимости, избегая при этом дополнительных развернутых комментариев; экспериментирование, во время которого прежде всего следует убедиться в дееспособности испытуемого, в том, что он здоров и желает участвовать в эксперименте. Перед экспериментатором должна лежать инструкция, в которой зафиксирован порядок его действий в ходе исследования. Как правило, в эксперименте принимает участие ассистент, который берет на себя вспомогательные задачи (ведет протокол, в котором фиксируются ответы испытуемого, общее наблюдение за поведением испытуемого и его состоянием а также за всеми отклонениями от стандартной процедуры эксперимента, следит за работой аппаратуры). Если эксперимент проводится с использованием компьютера, то внимание ассистента и экспериментатора освобождается от рутинных процедур. Эксперимент в зависимости от целей исследования может быть частично или полностью автоматизированным. В завершении экспериментирования проводится постэкспериментальное интервью, по окончании которого следует поблагодарить испытуемого за участие в эксперименте. 8. Проведение статистической обработки и интерпретация результатов. Экспериментальная гипотеза преобразуется в статистическую, возможных типов которой в экспериментальном исследовании немного: о сходстве или различии двух и более групп, о взаимодействии независимых переменных, о статистической связи независимых и зависимых переменных и о структуре латентных переменных (относится к корреляционному исследованию). Существуют стандартные пакеты программ для математической обработки данных, из которых наиболее известны и доступны следующие: Statistics Stadia, Statgraphics, SyStat, SPSS, SAS, BMDP. По мнению экспертов, наилучший вариант документации у пакета SPSS. Отечественные пакеты Stadia, «Мезозавр», «Эв-риста» являются более удобными для нашего пользователя. 9. Выводы и интерпретация результатов. Итогом экспериментального исследования является подтверждение или опровержение гипотезы о причинной зависимости между переменными: «Если А, то В». Исследователь сопоставляет свои выводы с выводами других авторов, высказывает гипотезы о причинах сходства или различия между данными, полученными им самим, и результатами предшественников. 10. Составление научного отчета, а также публикация статьи, монографии, написание диссертации или письма в редакцию научного журнала. Существуют определенные требования к оформлению рукописной научной работы, представлению результатов и структуре изложения, о чем пойдет речь в заключительной главе. Таким образом, психологическое экспериментальное исследование проводится по определенной схеме, важнейшими этапами которой являются: формулировка проблемы и выдвижение гипотезы, конструирование методики и подбор аппаратуры, отбор испытуемых, создание плана для контроля переменных, проведение эксперимента, обработка и интерпретация результатов, подготовка научного отчета.

 


Информация о работе Этапы проведения экспериментального исследования в психологии