Шпаргалка по "Экспериментальной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:58, шпаргалка

Краткое описание

1 Научная теория и её структура.
Научная теория – это высшая форма научного знания; это систематизированное описание, объяснение и предсказание явлений в определённой области . теория включает в себя компоненты: 1)исходную эмпирическую основу (факты, эмпирические закономерности); 2)базис — множество первичных условных допущений (аксиом, постулатов, гипотез); 3) логику теории; 4)множество выведенных в теории утверждений.

Файлы: 1 файл

shpory.docx

— 80.79 Кб (Скачать)
  1. Научная теория  и её структура.

Научная теория – это высшая форма научного знания; это систематизированное описание, объяснение и предсказание явлений в определённой области . теория включает в себя компоненты: 1)исходную эмпирическую основу (факты, эмпирические закономерности); 2)базис — множество первичных условных допущений (аксиом, постулатов, гипотез); 3) логику теории; 4)множество выведенных в теории утверждений.

По  способу построения различают аксиоматические  и гипотетико-дедуктивные теории.Первые строятся на системе аксиом, необходимых и достаточных в рамках теории; вторые — на предположениях, имеющих эмпирическую основу.

Научная теория должна отвечать следующим критериям:а) не противоречить данным опыта, фактам; б) быть проверяемой на имеющемся опытном материале; в) не являться логически произвольно выбранной среди приблизительно равноценных теорий; г) иметь широкую область своего применения; д) указывать путь создания новой, более общей теории.

Любая теория имеет следующие основные особенности:

1. Теория — это совокупность научных положений, целостная органическая развивающаяся система.

2. Для теории обязательным является обоснование, доказательство входящих в нее положений: если нет обоснований, нет и теории.

3. Теор-е знание должно стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений.

Теория  создается не только для того, чтобы описать реальность, которая послужила основой для ее построения: ценность теории заключается в том, какие явления реальности она может предсказать и в какой мере этот прогноз будет точным.

Также теории создаются не столько для систематизации известных данных, сколько для открытия новых фактов или предсказания поведения объектов исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. виды теорий.

 

Научная теория – это высшая форма научного знания; это систематизированное описание, объяснение и предсказание явлений в определённой области.

Клас-ция теорий по критерию исп-я мат-го аппарата.

1. Качественные теории, построенные без привлечения математического аппарата. Они базируются на больших массивах экспериментальных данных. Основные положения представляют собой качественные обобщения, полученные методом индукции. К качественным теориям в психологии можно отнести концепцию мотивации А. Маслоу, теория психики З. Фрейда, теория условных рефлексов И.П. Павлова, эволюционная теория Ч. Дарвина, экологическую концепцию восприятия Дж. Гибсона и пр.

2. Формализованные теории, в структуре которых используется математический аппарат. Это теории, которые также базируются на индуктивном обобщении, но отличаются широким использованием языка математики и математических моделей для описания и объяснения экспериментальных фактов. Для них характерен переход от чисто качественных понятий к количественным величинам. Такие теории характерны для многих физических, химических, технических наук. В психологии, это теория интеллекта Ж. Пиаже, теория мотивации К. Левина, теория личностных конструктов Дж. Келли и др.

3. Формальные теории, - в психологии почти не встречаются. Формальной теорией в психологии является, например, стохастическая теория теста Д. Раша, широко применяемая при шкалировании результатов психолого-педагогического тестирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Этапы  психологического исследования

Исследование  в психологии, как и в любых  других науках, проводится в несколько  этапов. Часть из них обязательна, часть, в некоторых случаях, может отсутствовать. 1) подготовительный этап, включающий формулировку проблемы и выдвижение гипотезы исследования. Постановка проблемы сопровождается неизбежно определением объекта и предмета исследования. Главное, чтобы проблема была сформулирована в терминах определённой научной области с указанием методов исследования.

 На этом этапе продумывается весь процесс исследования, решаются организационные вопросы. Планируется последовательность действий, их разнесённость во времени. Также на этом этапе осуществляется выбор наиболее адекватного метода, отраженного в конкретных методиках, и организация самой процедуры эмпирического исследования. Выбор методов исследования обусловлен особенностями объекта и предмета исследования и поставленными целями.

2) собственно  исследование — эмпирическая проверка гипотезы, осуществляемая с помощью специально подобранных или разработанных методик. Процесс непосредственного исследования предполагает контакт исследователя с объектом, в результате чего получают совокупность характеристик этого объекта. Полученные характеристики являются главным материалом для проверки рабочей гипотезы и решения проблемы.

3) обработка  данных эмпирического исследования — их количественный и качественный анализ. Полученные на предыдущем этапе "сырые" данные путем их обработки приводят в определенную сбалансированную систему, которая становится базой для дальнейшего содержательного анализа, интерпретации и научных выводов и практических рекомендаций.

4) интерпретация  полученных результатов — соотнесение эмпирических данных с исходной гипотезой, позволяющее сделать выводы о достоверности последней. Хорошо представленные выводы легче включить и в имеющуюся систему научных знаний. При этом уточняются актуальность, теоретическая и практическая значимость, степень новизны полученных результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4) Общенаучные  исследовательские методы:

Все методы современной науки  делятся на теоретические и эмпирические. В качестве самостоятельного можно выделить метод моделирования, имеющий собственную специфику. Кроме того, от теоретических и эмпирических методов отличают интерпретационные методы, в частности методы представления и обработки данных.

К общенаучным эмпирическим методам относятся: 1) наблюдение, 2) эксперимент, 3) измерение.

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта.

Наблюдение может проводиться  непосредственно или же с использованием технических средств и способов регистрации данных (фото-, аудио- и видеоаппаратура, карты наблюдения и пр.). Однако с помощью наблюдения можно обнаружить лишь явления, встречающиеся в обычных, «нормальных» условиях. Кроме того, наблюдение не позволяет исследователю целенаправленно варьировать условия наблюдения в соответствии с замыслом. Исследователь не может воздействовать на объект, чтобы познать его характеристики, скрытые от не-посредственного восприятия.

Наблюдение применяется  тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

Главными особенностями  метода наблюдения являются:

— непосредственная связь  наблюдателя и наблюдаемого объекта;

—эмоциональная окрашенность наблюдения;

— сложность (порой —  невозможность) повторного наблюдения.

Измерение-операция в результате которой явлению приписываются некоторые символы.

Измерение проводится как  в естественных, так и в искусственно созданных условиях. Отличие измерения от эксперимента состоит в том, что исследователь не стремится воздействовать на объект, но регистрирует его характеристики такими, какими они являются «объективно», независимо от исследователя и методики измерения.

Экспериментом называется проведение исследований в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи. В процессе эксперимента исследователь всегда наблюдает за поведением объекта и измеряет его состояние. Процедуры наблюдения и измерения входят в процесс эксперимента. Кроме того, исследователь воздействует планово и целенаправленно на объект, чтобы измерить его состояние. Эта операция называется экспериментальным воздействием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5)классификация  методов психологического исследования:

С. Л. Рубинштейн в «Основах общей психологии» в качестве главных психологических методов выделил наблюдение и эксперимент.

Наблюдение подразделялось на «внешнее» и «внутреннее» (самонаблюдение),

 эксперимент — на  лабораторный, естественный и психолого-педагогический плюс вспомогательный метод — физиологический эксперимент в его основной модификации (метод условных рефлексов). Кроме того, он выделил приёмы изучения продуктов деятельности, беседу  и анкету.

Б.Г. Ананьев разделил на: 1) организационные (4-й и 5-й уров¬ни, выделенные нами выше); 2) эмпирические; 3) способы обработки данных и 4) интерпретационные.

К организационным методам  Ананьев отнес сравнительный, лонгитюдный и комплексный. Во второй группе оказались обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.), психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности, моделирование и биографический метод.

В третью группу вошли методы математико-статистического анализа  данных и качественного описания. Наконец, четвертую группу составили генетический и структурные методы (классификация, типологизация и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6) Гипотетико- дедуктивныая парадигма как основа экспериментальной психологии:

Каузально-дедуктивная парадигма  предполагает, что научно познавать  что-либо невозможно без использования  точного измерения, это предполагает, что все изученные понятия могут быть операнациализированны ( могут поддаваться измерению).

Вступление гипотетико-дедуктивной  парадигмы:

1) проведение наблюдения

2) формализованность данных наблюдения (т.е. разделение по категориям)

3) создание правдоподобной  теории (объяснение наблюдаемых  структур)

4) выработка точной гипотезы, вытекающей из теории

5) проверка гипотезы

6) анализ данных

Возможные причины неподтверждения гипотезы:

1.Теория ошибочна

2. Неверный план исследования

3. Неверная интерпритация результатов

Условная реализация причинно-следственного  вывода при проведения исследования:

1)Х должен идти раньше У по хронологии

2) контроль направленности  установленной связи

3) ликвидация угроз, что  Х воздействует на У со стороны других переменных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Методоло́гия-учение о методах, методиках, способах и средствах познания.

Основная функция методологии  – рефлексивная – интеллектуальное средство, позволяющее выйти в  позицию постороннего и оценить  познавательные средства и адекватность их применения.

Методологическая основа исследования – конкретная теория ( концепция).

Научный метод – совокупность приемов и операций, признанная научным  сообществом в качестве обязательной нормы, регулирующей проведение исследования.

Метод задает структуру исследования.

Существуют 3 основных общенаучных  метода:

1. Наблюдение ( пассивное и непосредственное)

2. Измерение ( пассивное и опосредованное)

3. Эксперимент ( активный и опосредованный)

Выбор метода зависит от гипотезы.

Методика – способ реализации метода( метод может быть один, а  методик несколько).

Методика – средство операционализации  психологических показателей и  фиксацию данных.

Методики рассматриваются  как процедуры или техники  сбора данных, которые могут быть использованы  разными методами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Проблема предубеждения  участников – влияние личности.

Эффект  Хотторна или реактивных испытуемых. Реактивность – это любое изменение поведения участников исследования, вызванное осознанием того факта, что они являются объектами изучения.

Эффект аудитории или социальной фасилитации – присутствие любого внешнего наблюдателя изменяет поведение человека.

Зак-ти проведения:

  1. Влияние оказывает только компетентный, с точки зрения испытуемого, наблдатель.
  2. Влияние зависит от задачи – простые и хорошо усвоенные автоматизированные действия, в присутствии постороннего, выполняются эффективнее; действия сложные или новые выполняются хуже.
  3. Эффект усиливается при увеличении количества наблюдателей или при соревновательной деятельности.

Эффект фасада или социальной желательности – это желание людей создать имидж респектабельности, демонстрировать социально-одобряемое поведение.

Способы контроля:

  • Введение шкал лжи
  • Анонимность исследования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

Для контроля влияния личности испытуемого и эффектов общения  на результа­ты эксперимента предлагается ряд специальных методических приемов.

1.  Метод «плацебо вслепую», или «двойной слепой опыт».  Контролируется эффект Розенталя  (он же — эффект Пигмалиона). Подбираются идентичные контрольная  и экспериментальная группы. Экспериментальная  процедура повторяется в обоих  случаях. Сам экспериментатор  не знает, какая группа получает  «нулевое» воздействие, а какая  подвергается реальному манипулированию. 

«Двойной слепой опыт»  контролирует эффекты Розенталя  и Хотторна.

2.  Метод обмана. Основан  на целенаправленном введении  испытуемых в заблуждение. Экспериментатор  придумывает ложные цель и  гипотезу исследования. Выдуманные  цель и гипотеза сообщаются  испытуемым.

Информация о работе Шпаргалка по "Экспериментальной психологии"