Шпаргалка по "Экспериментальной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:58, шпаргалка

Краткое описание

1 Научная теория и её структура.
Научная теория – это высшая форма научного знания; это систематизированное описание, объяснение и предсказание явлений в определённой области . теория включает в себя компоненты: 1)исходную эмпирическую основу (факты, эмпирические закономерности); 2)базис — множество первичных условных допущений (аксиом, постулатов, гипотез); 3) логику теории; 4)множество выведенных в теории утверждений.

Файлы: 1 файл

shpory.docx

— 80.79 Кб (Скачать)

Шкала порядка непараметрична, т. Е. установлены деления, но нет метрики. Наиб. Распростр. Шкала.

Интервальная  шкала – опред. Велечину различий между выраженностью объектов в проявлении свойства. Выполняется требование равномерности деления. Интервальная шкала позволяет применять практически всю параметрическую статистику для анализа данных, полученных с ее помощью. Н, тесты интеллекта

Шкала равных отношений – это шкала, классифицирующая объекты пропорционально степени выраженности измеряемого свойства. предполагает наличие абсолютной нулевой точки отсчета. Но возможности человеческой психики столь велики, что трудно представить себе абсолютный нуль в какой-либо измеряемой психологической переменной(Измерения массы, времени реакции и выполнения тестового задания ).

Другие шкалы

1. Дихотомическая классификация часто рассматривается как вариант шкалы наименований. Это верно, за исключением одного случая, когда мы измеряем свойство, имеющее всего лишь два уровня выраженности: «есть—нет. Примеров таких свойств много: наличие или отсутствие у испытуемого какой-либо наследственной болезни, абсолютного слуха и др.

2. Шкала разностей, в отличие от шкалы отношений, не имеет естественного нуля, но имеет естественную масштабную ед-цу изм-я. Классическим примером этой шкалы:историческая хронология. Она сходна со шкалой интервалов. Разница лишь в том, что значения этой шкалы нельзя умножать (делить) на константу.

3. Абсолютная шкала является  развитием шкалы отношении и отличается от нее тем, что обладает естественной единицей измерения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18. Естественный  и искусственный эксперименты.

Полевое исследование проводится для изучения связи между реальными  пере¬менными в повседневной жизни, например между статусом ребенка в группе и ко¬личеством его контактов в игре со сверстниками или занимаемой им территории в игровой комнате. По своей сути полевой эксперимент относится к квазиэкспериментам, так как при его проведении нет возможности строго контролировать внешние переменные, отбирать группы, управлять независимой переменной и точно регистрировать зависимую переменную. Но в некоторых случаях «полевой», или естественный,эксперимент — единственно возможный способ получения научной информации

Лабораторный эксперимент, или искусственный эксперимент, — в психологии это вид эксперимента, который проводится в искусственно созданных условияхи в котором по мере возможности обеспечивается взаимодействие исследуемых субъектов только с теми факторами, которые интересуют экспериментатора. Исследуемыми субъектами считаются испытуемые или группа испытуемых, а интересующие исследователя факторы называются релевантными стимулами.

Специфика, отличающая психологический  лабораторный эксперимент от экспериментов в других науках, состоит в субъект-субъектном характере отношений между экспериментатором и испытуемым.

Лабораторный эксперимент  ставят в тех случаях, когда исследователю  необходимо обеспечить максимально возможный контроль над независимой переменной и дополнительными переменными. Дополнительными переменными называют случайные стимулы, в естественных условиях которые контролировать намного сложнее.

Является одним из видов  психологического эксперимента.

В качестве контроля над  дополнительными переменными исследователь  должен осуществлять: Выяснение всех нерелевантных факторов, какие возможно выявить По возможности — сохранение этих факторов неизменными в процессе эксперимента Отслеживание изменения нерелевантных факторов в течение эксперимента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19 вопрос.

Термин «пилотажное исследование» применяется для обозначения пробного, первого эксперимента или серии экспериментов, в которых апробируются основная гипотеза, подходы к исследованию, план и т.д. Обычно пилотаж проводят перед «большим», трудоемким экспериментальным исследованием, чтобы потом не тратить деньги и время попусту. Пилотажное исследование проводится на меньшей выборке испытуемых, по сокращенному плану и без строгого контроля внешних переменных. Надежность данных, получаемых в результате пилотажа, невелика, но его проведение позволяет устранить грубые ошибки, связанные с выдвижением гипотезы, планированием исследования, контролем переменных и т.д. Кроме того, в ходе пилотажа можно сузить «зону поиска», конкретизировать гипотезу и уточнить методику проведения «большого» исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20.Квазиэксперимент - исследование, при котором экспериментатор отказывается от полного контроля за переменными ввиду его неосуществимости по объективным причинам.

В квазиэксп не проводится рандомизация. Поэтому главным источником ошибок являются различия в составе групп. Обычно именно квазиэкспериментальный план рекомендуется исследователям, проводящим эксперименты с участием естественных групп в детских садах, школах, клиниках или на производстве. Его можно назвать планом формирующего эксперимента с контрольной выборкой. Реализовать этот план весьма трудно, но в том случае, если удаётся провести рандомизацию групп, он превращается в план «истинного формирующего эксперимента».

 

Эксперимент ex-post-facto- часто применяется в социологии, педагогике, а также в нейропсихологии и клинической психологии. Экспериментатор сам не воздействует на испытуемых. В качестве воздействия выступает некоторое реальное событие из их жизни. Отбирается группа «испытуемых», подвергшаяся воздействию, и группа, не испытавшая его. Затем проводится тестирование ЗП у представителей «эксп-й» и контрольной групп. Полученные данные сопоставляются и делается вывод о влиянии «ест-го» воздействия на дальнейшее поведение испытуемых. Тем самым план ex-post-facto имитирует схему эксп-та для 2х групп с их уравниванием и тест-ем после воздействия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21вопрос.

Квазиэксперимент (от лат. quasi - напоминающий, подобный) - план исследования, при котором экспериментатор отказывается от полного контроля за переменными ввиду его неосуществимости по объективным причинам.

Корреляционным  называется исследование, проводимое для подтверждения или опровержения гипотезы о статистической связи между несколькими (двумя или более) переменными. В психологии в качестве переменных могут выступать психические свойства, процессы, состояния и т.п.

Стратегия проведения корреляционного исследования сходна с квазиэкспериментом. Отличие от квазиэксперимента лишь в том, что управляемое воздействие на объект отсутствует. План корреляционного исследования несложен. Исследователь выдвигает гипотезу о наличии статистической связи между несколькими психическими свойствами индивида или между определенными внешними уровнями и психическими состояниями. При этом предположения о причинной зависимости не обсуждаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22. Виды  корреляций.

Корреляционные  связи. «Корреляция» в прямом переводе означает соотношение. Если изменение одной переменной сопровождается изменением другой, то говорят о корреляции этих переменных. Наличие корреляции двух переменных не является свидетельством наличия причинно-следственных зависимостей между ними, но дает возможность выкинуть такую гипотезу. Отсутствие корреляции позволяет опровергнуть гипотезу о причинно-следственной связи переменных. 
Различают несколько типов корреляционных связей: 
• прямая корреляционная связь (уровень одной переменной непосредственно соответствует уровню другой переменной); 
• корреляция, обусловленная третьей переменной (уровень одной переменной соответствует уровню другой переменной в силу того, что обе эти переменные обусловлены третьей, общей переменной); 
• случайная корреляция (не обусловлена никакой переменной); 
• корреляция, обусловленная неоднородностью выборки (если выборка состоит двух неоднородных групп, то может быть получена корреляционная связь, не существующая в генеральной совокупности). 
Корреляционные связи бывают следующих видов: 
1. Положительная корреляция (повышение уровня одной переменной сопровождается повышением уровня другой переменной);

2.Отрицательная корреляция (рост уровня одной переменной сопровождается снижением уровня другой);

3.Нулевая корреляция (свидетельствует об отсутствии связи переменных);

4.Нелинейная связь (в определенных пределах повышение уровня одной переменной сопровождается повышением уровня другой, а при других параметрах — наоборот. Большинство психологических переменных имеют именно нелинейную связь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23. Типы корреляционного  исследования 
 
Сравнение двух групп. Применяется для установления сходства или различия двух естественных или рандомизированных групп по выраженности того или иного параметра.  
^ Одномерное исследование одной группы в разных условиях. План этого исследования близок к экспериментальному. Но в случае корреляционного исследования мы не управляем независимой переменной, а лишь констатируем изменение поведения индивида в разных условиях. 
^ Корреляционное исследование попарно эквивалентных групп. Этот план используется при исследовании близнецов методом внутрипарных корреляций. ^ Многомерное корреляционное исследование. - проверки гипотезы о связи нескольких переменных. Отбирается эксп-я группа, которая тестируется по определенной программе, состоящей из нескольких тестов. данные исследования заносятся в таблицу «сырых» данных. Затем эта таблица обрабатывается, подсчитываются коэффициенты линейных корреляций. Корреляции оцениваются на статистические различия. 
^ Структурное корреляционное исследование. Исследователь выявляет различие в уровне корреляционных зависимостей между одними и теми же показателями, измеренными у представителей разных групп. 
^ Лонгитюдное корреляционное исследование. Оно строится по плану временных серий с тестированием группы через заданные промежутки времени. В отличие от простого лонгитюда исследователя интересуют изменения не столько самих переменных, сколько связей между ними. 

34.Стратегия попарного  уравнивания 

Применяется в тех случаях, когда выборка потенциальных  испытуемых уже определена и испытуемые могут быть подвергнуты предварительному тестированию.

Тестирование – любой  способ измерения того фактора, который  может определить неэквивалентность  группы.

Побочные факторы, определяющие неэквивалентность группы, определяют заранее, затем испытуемые ранжируются  в соответствии с оценками и упорядочиваются  в пары. От пары с наиболее высокими показателями до пары с самыми низкими  показателями, пока не будут образованы пары между всеми испытуемыми.

Испытуемых из каждой пары распределяют между 2 группами (согласно стратегии чёт\нечет.). К этой стратегии  прибегают тогда, когда испытуемых не много и не составляет труда  провести предварительное тестирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24. экспериментальные  переменные и отношения зависимости  между ними.

Проверка экспериментальной  гипотезы о причинной связи двух явлений производится следующим образом. Экспериментатор моделирует предполагаемую причину: она выступает в качестве экспериментального воздействия, а следствие — изменение состояния объекта — регистрируется с помощью какого-либо измерительного инструмента. Экспериментальное воздействие служит для изменения НП, которая является непосредственной причиной изменения ЗП.

Внешние переменные экспериментальной ситуации экспериментатор должен контролировать. Среди внешних переменных выделяют: 1) побочные переменные, которые порождают систематическое смешение, ведущее к появлению ненадежных данных (фактор времени, фактор задачи, индивидуальные особенности испытуемых); 2) дополнительную переменную, которая существенна для изучаемой связи между причиной и следствием. Дополнительная переменная, особо значимая для эксперимента, называется «ключевой». Контрольной переменной называется дополнительная переменная, которая в факторном эксперименте становится второй основной.

Суть эксперимента состоит в том, что экспериментатор  варьирует независимую переменную, регистрирует изменение зависимой  переменной и контролирует внешние переменные.

Исследователи различают  разные виды независимой переменной: качественную («есть подсказка» —  «нет подсказки»), количественную (уровень  денежного вознаграждения).

Среди зависимых переменных выделяются базисные. Базисная переменная — единственная зависимая переменная, на которую оказывает влияние  независимая переменная.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28. Планы 2х2

Факторные эксперименты применяются  тогда, когда необходимо проверить  сложные гипотезы о взаимосвязях между переменными. Такие гипотезы называются комплексными, комбинированными и др.

В факторном эксперименте проверяются одновременно, как правило, 2 типа гипотез:

1) гипотезы о раздельном влиянии  каждой из независимых переменных;

2) гипотезы о взаимодействии  переменных.

Факторное планирование эксперимента заключается в том, чтобы все уровни независимых переменных сочетались друг с другом. Число экспериментальных групп равно числу сочетаний уровней всех независимых переменных.

Чаще всего используются факторные планы для двух независимых переменных и двух уровней типа 2х2. Для составления плана применяется принцип балансировки. План 2х2 используется для выявления эффекта воздействия двух независимых переменных на одну зависимую. Экспериментатор манипулирует возможными сочетаниями переменных и уровней.

Информация о работе Шпаргалка по "Экспериментальной психологии"