Шпаргалка по "Экспериментальной психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:58, шпаргалка

Краткое описание

1 Научная теория и её структура.
Научная теория – это высшая форма научного знания; это систематизированное описание, объяснение и предсказание явлений в определённой области . теория включает в себя компоненты: 1)исходную эмпирическую основу (факты, эмпирические закономерности); 2)базис — множество первичных условных допущений (аксиом, постулатов, гипотез); 3) логику теории; 4)множество выведенных в теории утверждений.

Файлы: 1 файл

shpory.docx

— 80.79 Кб (Скачать)

Возможным вариантом метода обмана является простое сокрытие истинных целей и гипотезы эксперимента.

3.  Метод «скрытого»  эксперимента. Часто применяется  в полевых исследова­ниях, при  реализации так называемого «естественного»  эксперимента. Эксперимент так включается  в естественную жизнь испытуемого,  что он не подозревает о  своем участии в исследовании  в качестве испытуемого.

4.  Метод независимого  измерения зависимых параметров. Применяется очень редко, так  как реализовать его на практике  очень трудно. Эксперимент проводится  с испытуемым по обычному плану,  но эффект воздействия измеряется  не в ходе эксперимента, а вне  его, например, при контроле результатов  учебной или трудовой деятельности  бывшего испытуемого.

5.  Контроль восприятия  испытуемым ситуации. Обычно для  этого применяется предложенная  Орне схема постэкспериментального  интервью. Кроме того, принимаются  меры для того, чтобы учитывать  или контролировать отношение  испытуемого к экспериментатору  и эксперименту, понимание им  инструкции, принятие целей исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13)Этические принципы проведения  исследования 

Приняв  решение о проведении исследований, психологи должны осуществлять свои замыслы с уважением к людям, принимающим в них участие, и с заботой об их достоинстве и благополучии.

Принципы, о которых говорится ниже, разъясняют исследователю этичное ответственное отношение к участникам экспериментов в ходе проведения исследовательских работ — от первоначального замысла до шагов, необходимых для защиты конфиденциальности данных исследований.

1. При  планировании опыта исследователь  несет персональную ответственность за составление точной оценки его этической приемлемости, опираясь на принципы исследований.

Если, опираясь на эту оценку и взвесив научные  и человеческие ценности, исследователь  предлагает отклониться от принципов, то он дополнительно берет на себя серьезные обязательства по разработке этических рекомендаций и принятию более строгих мер по защите прав участников исследований.

2. На  каждом исследователе всегда  лежит ответственность за установление  и поддержание приемлемой этики исследования. Исследователь также несет ответственность за этичное обращение коллег, ассистентов, студентов и всех других служащих с испытуемыми.

3. Этика  требует, чтобы исследователь  информировал испытуемых обо  всех сторонах эксперимента, которые могут повлиять на их желание принимать в нем участие, а также отвечал на все вопросы о других подробностях исследования.

Невозможность ознакомления с полной картиной эксперимента дополнительно усиливает ответственность исследователя за благополучие и достоинство испытуемых.

4. Честность  и открытость — важные черты  отношений между исследователем  и испытуемым. Если утаивание и обман необходимы по методологии исследования, то исследователь должен объяснить испытуемому причины таких действий для восстановления их взаимоотношений.

5. Этика  требует, чтобы исследователь  относился с уважением к праву  клиента сократить или прервать свое участие в процессе исследований в любое время.

Обязательство по защите этого права требует  особой бдительности, когда исследователь  находится в позиции, доминирующей над участником.

Решение по ограничению этого права увеличивает  ответственность исследователя  за достоинство и благополучие участника.

6. Этически  приемлемое исследование начинается  с установления четкого и справедливого соглашения между исследователем и участником эксперимента, разъясняющего ответственность сторон. Исследователь обязан чтить все обещания и договоренности, включенные в это соглашение.

7. Этичный  исследователь защищает своих  клиентов от физического и  душевного дискомфорта, вреда и опасности. Если риск таких последствий существует, то исследователь обязан проинформировать об этом испытуемых, достичь согласия до начала работы и принять все возможные меры для минимизации вреда. Процедура исследований может не применяться, если есть вероятность, что она причинит серьезный и продолжительный вред участникам.

8. Этика  работы требует, чтобы после  сбора данных исследователь обеспечил  участникам полное разъяснение сути эксперимента и устранил любые возникающие недоразумения. Если научные или человеческие ценности оправдывают задержку или утаивание информации, то исследователь несет особую ответственность за то, чтобы для его клиентов не было тяжелых последствий.

9. Если  процедура исследования может  иметь нежелательные последствия  для участников, то исследователь несет ответственность за выявление, устранение или корректировку таких результатов (в том числе и долговременных).

10. Информация, полученная в ходе исследования, является конфиденциальной.

Если  существует вероятность, что другие люди могут получить доступ к этой информации, то этика практики исследований требует, чтобы эта вероятность, а также планы по обеспечению конфиденциальности были объяснены участникам как часть процесса по достижению взаимного информационного согласия.

 

 

 

 

 

 

14) валидность  и надежность  метода исследования

Валидность — соответствие конкретного исследования принятым стандартам (безупречному эксперименту). Достоверность, правильность отражения реальности, соответствие научного исследования реальности.

Виды валидности:

1) внутренняя валидность- отражение подлинности связи причина-следствие. соответствие конкретного исследования идеальному; Внутренняя валидность отвечает на вопрос: действительно ли манипулирование НП повлияло на ЗП.

2) внешняя валидность – правильность  эксперимента заявленной  гипотезе, Определяет возможность переноса и / или обобщения результатов на другие объекты и условия исследования.

Выделяют несколько видов внешней  валидности, а именно:

       - популяционная  валидность- возможность переносить результаты эксперимента на другие популяции, выборки

       - Экологическая  валидность – возможность переноса  результатов на другие ситуации.

      - Конструктная валидность – возможность переноса на другие  теоретические схемы,модели .

     - Операциональная валидность  – аналог внешней валидности для лабораторного эксперимента. Это правильность операционализации переменных в методических процедурах их контроля и измерения. 

Для обеспечения высокой валидности нужно проводить планирование эксперимента и постараться учесть все побочные переменные и стремиться к проведению безупречного эксперимента.

 

Надежность- получение сходных результатов при воспроизведении,репликации научного исследования. Показатель не  случайности результатов.

Для проверки надежности существуют 2 основных метода :

1) репликация-  воспроизведения исследования одним автором другого . Это точные повторы первоначальных исследований.

2) тест надежности наблюдений, экспертов – оценивание разными экспертами  одного и того же явления, затем их сравнение друг с другом по средством корреляции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Сравнительный  анализ процедуры  и результатов  измерения в диагностике и  эксперименте.

Существует важный критерий (он разделяет методы организации  ис¬следования на две большие группы). Это — критерий соответствия метода призна¬кам идеального исследования, как он понимается в современной методологии науки.

По этому критерию различаются  методы организации исследования:

1. Экспериментальное исследование, систематическое наблюдение или  кор¬реляционное исследование. Особенность их состоит в том, что исследователь пы¬тается установить причинную или корреляционные связи между основными пере¬менными, контролируя внешние переменные. Для этого он целенаправленно отби-рает группы испытуемых или наблюдаемых индивидов, планирует определенным образом последовательность своих действий.

2. Естественные эксперимент  и наблюдение, беседа, клинический  метод, ме¬тод описания частных случаев и др. Они применяются для выявления особенно¬стей поведения человека. Служат источником для эмпирических обобщений и вы¬движения индуктивных гипотез, которые в дальнейшем могут стать материалом для теоретических рассуждений и проверяться в критических экспериментах. Способы контроля переменных (независимой, зависимой, внешних) систематически не при¬меняются, хотя возможно использование сложных техник фиксации данных (карт наблюдения, аудио- и видеоаппаратуры, тестов и др.).

3. Квазиэксперимент. «Промежуточный» между естественными методами про¬ведения исследования и методами, где применяется строгий контроль переменных. Часто его отождествляют (в частности, Ф.-Дж. МакГиган) с методом систематиче¬ского наблюдения, при котором экспериментатор не воздействует на исследуемый объект. Но такая точка зрения не оправданна. Другое дело, что воздействие может быть выделено в природе как независимое от исследователя, естественно происхо¬дящее, но в этом случае мы получаем исследовательский метод, занимающий имен¬но промежуточное положение между экспериментом и наблюдением. Под квазиэкс¬периментом принято понимать такой метод, при котором не удается полностью реа¬лизовать схему, предписываемую идеальным исследованием, но эти отношения частично компенсируются использованием особых квазиэкспериментальных пла¬нов.

Приведем основные этапы психологического экспериментального исследования и кратко рассмотрим их содержание.

1. Любое исследование  начинается с определения его  темы. Тема ограничивает область исследований, круг проблем, выбор предмета, объекта и метода.Однако первым этапом собственно исследования является первичная постановка пробле¬мы.Собственно эксперимент применяется только для обнаружения причинной свя¬зи явлений.

2. После первичной постановки  проблемы наступает этап работы  с научной ли¬тературой. Исследователь должен ознакомиться с экспериментальными данными, полученными другими психологами, и попытками объяснения причин заинтересо¬вавшего его явления.Результат работы над литературным обзором — это уточнение проблемы, воз¬никновение новой гипотезы и идеи плана экспериментального исследования.

3. На следующем этапе  происходит уточнение гипотезы  и определение перемен¬ных.Первичная постановка проблемы уже скрыто предполагает варианты ответа на нее.Помимо независимой, зависимой переменных и «переменной-модератора» долж¬ны быть определены и операционализированы внешние переменные, которые могут влиять на зависимую переменную.

4. Исследователь должен  выбрать экспериментальный инструмент, который по¬зволял бы ему: а) управлять независимой переменной; б) регистрировать зависимую переменную. Речь идет о конкретной методике и аппаратуре психологического эксперимента. Кроме того, условия эксперимента (помещение, ситуация, время и др.) должны либо элиминировать влияние внешних переменных, либо сохранять кон¬стантность величины их воздействия на зависимую переменную.

5. Планирование экспериментального  исследования является центральным  эта¬пом всей процедуры. В первую очередь речь идет о выделении внешних переменных, которые могут влиять на зависимую переменную. Планирование необходимо для обеспечения внешней и внутренней валидности эксперимента.Исследователь может проводить эксперимент при участии одного испытуемого. В этом случае он применяет какой-либо из планов исследования для одного испытуе¬мого (single-subjectresearch). Если исследователь работает с группой, то он может выбрать ряд планов с использованием экспериментальной и контрольных групп. Простейшими являются планы для двух групп (основной и контрольной). Если необходим более сложный контроль, применяются планы для нескольких групп.

6. Отбор и распределение  испытуемых по группам проводится  в соответствии с принятым экспериментальным планом. Всю совокупность потенциальных испытуе¬мых, которые могут быть объектами данного психологического исследования, обо¬значают как популяцию, или генеральную совокупность. Множество людей или животных, принимающих участие в исследовании, называют выборкой. Состав экс-периментальной выборки должен моделировать, представлять (репрезентировать) генеральную совокупность, поскольку выводы, получаемые в эксперименте, распро¬страняются на всех членов популяции, а не только на представителКроме того, исследователь распределяет группы относительно разных условий эксперимента так, чтобы контролировать или учитывать возможные эффекты по¬следовательности, дифференцированного переноса и др.

7. Проведение эксперимента  является, очевидно, наиболее ответственной  час¬тью исследования, требующей от человека не только знаний и навыков, но и способ¬ностей к экспериментированиюей этой выборки.  \

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17. Типы измерительных  шкал.

С математической точки зрения измерением называется операция установления соответствия множества объектов и символов (как частный случай – чисел). Правила, на основании которых числа приписываются объектам, определяют шкалу измерения. Шкала в буквальном значении есть измерительный инструмент.

Понятие измерительной шкалы  введено в психологию американским ученым С. Стивенсом

Номинативная – это шкала, классифицирующая по названию. позволяет отличить один объект от другого. Простейший случай номинативной шкалы – дихотомическая шкала, состоящая из двух наименований. (например, леворукий – праворукий). Более сложный вариант– классификация из трех и более наименований (например, холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик).

Порядковая  шкала –линейная упорядоченность объектов на некоторой оси признака. они образуют последовательность от самого малого значения к самому большому (или наоборот).

Информация о работе Шпаргалка по "Экспериментальной психологии"