Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 17:58, шпаргалка
1 Научная теория и её структура.
Научная теория – это высшая форма научного знания; это систематизированное описание, объяснение и предсказание явлений в определённой области . теория включает в себя компоненты: 1)исходную эмпирическую основу (факты, эмпирические закономерности); 2)базис — множество первичных условных допущений (аксиом, постулатов, гипотез); 3) логику теории; 4)множество выведенных в теории утверждений.
Возможным вариантом метода обмана является простое сокрытие истинных целей и гипотезы эксперимента.
3. Метод «скрытого»
эксперимента. Часто применяется
в полевых исследованиях, при
реализации так называемого «
4. Метод независимого
измерения зависимых
5. Контроль восприятия
испытуемым ситуации. Обычно для
этого применяется
13)Этические принципы
Приняв решение о проведении исследований, психологи должны осуществлять свои замыслы с уважением к людям, принимающим в них участие, и с заботой об их достоинстве и благополучии.
Принципы,
о которых говорится ниже, разъясняют
исследователю этичное
1. При
планировании опыта
Если, опираясь на эту оценку и взвесив научные и человеческие ценности, исследователь предлагает отклониться от принципов, то он дополнительно берет на себя серьезные обязательства по разработке этических рекомендаций и принятию более строгих мер по защите прав участников исследований.
2. На
каждом исследователе всегда
лежит ответственность за
3. Этика требует, чтобы исследователь информировал испытуемых обо всех сторонах эксперимента, которые могут повлиять на их желание принимать в нем участие, а также отвечал на все вопросы о других подробностях исследования.
Невозможность ознакомления с полной картиной эксперимента дополнительно усиливает ответственность исследователя за благополучие и достоинство испытуемых.
4. Честность
и открытость — важные черты
отношений между
5. Этика требует, чтобы исследователь относился с уважением к праву клиента сократить или прервать свое участие в процессе исследований в любое время.
Обязательство по защите этого права требует особой бдительности, когда исследователь находится в позиции, доминирующей над участником.
Решение
по ограничению этого права
6. Этически
приемлемое исследование
7. Этичный исследователь защищает своих клиентов от физического и душевного дискомфорта, вреда и опасности. Если риск таких последствий существует, то исследователь обязан проинформировать об этом испытуемых, достичь согласия до начала работы и принять все возможные меры для минимизации вреда. Процедура исследований может не применяться, если есть вероятность, что она причинит серьезный и продолжительный вред участникам.
8. Этика
работы требует, чтобы после
сбора данных исследователь
9. Если
процедура исследования может
иметь нежелательные
10. Информация,
полученная в ходе
Если существует вероятность, что другие люди могут получить доступ к этой информации, то этика практики исследований требует, чтобы эта вероятность, а также планы по обеспечению конфиденциальности были объяснены участникам как часть процесса по достижению взаимного информационного согласия.
14) валидность и надежность метода исследования
Валидность — соответствие конкретного исследования принятым стандартам (безупречному эксперименту). Достоверность, правильность отражения реальности, соответствие научного исследования реальности.
Виды валидности:
1) внутренняя валидность- отражение подлинности связи причина-следствие. соответствие конкретного исследования идеальному; Внутренняя валидность отвечает на вопрос: действительно ли манипулирование НП повлияло на ЗП.
2) внешняя валидность –
Выделяют несколько видов
- популяционная валидность- возможность переносить результаты эксперимента на другие популяции, выборки
- Экологическая
валидность – возможность
- Конструктная валидность – возможность переноса на другие теоретические схемы,модели .
- Операциональная валидность – аналог внешней валидности для лабораторного эксперимента. Это правильность операционализации переменных в методических процедурах их контроля и измерения.
Для обеспечения высокой валидности нужно проводить планирование эксперимента и постараться учесть все побочные переменные и стремиться к проведению безупречного эксперимента.
Надежность- получение сходных результатов при воспроизведении,репликации научного исследования. Показатель не случайности результатов.
Для проверки надежности существуют 2 основных метода :
1) репликация- воспроизведения исследования одним автором другого . Это точные повторы первоначальных исследований.
2) тест надежности наблюдений, экспертов – оценивание разными экспертами одного и того же явления, затем их сравнение друг с другом по средством корреляции.
16. Сравнительный
анализ процедуры и
Существует важный критерий (он разделяет методы организации ис¬следования на две большие группы). Это — критерий соответствия метода призна¬кам идеального исследования, как он понимается в современной методологии науки.
По этому критерию различаются методы организации исследования:
1. Экспериментальное
2. Естественные эксперимент и наблюдение, беседа, клинический метод, ме¬тод описания частных случаев и др. Они применяются для выявления особенно¬стей поведения человека. Служат источником для эмпирических обобщений и вы¬движения индуктивных гипотез, которые в дальнейшем могут стать материалом для теоретических рассуждений и проверяться в критических экспериментах. Способы контроля переменных (независимой, зависимой, внешних) систематически не при¬меняются, хотя возможно использование сложных техник фиксации данных (карт наблюдения, аудио- и видеоаппаратуры, тестов и др.).
3. Квазиэксперимент. «Промежуточный» между естественными методами про¬ведения исследования и методами, где применяется строгий контроль переменных. Часто его отождествляют (в частности, Ф.-Дж. МакГиган) с методом систематиче¬ского наблюдения, при котором экспериментатор не воздействует на исследуемый объект. Но такая точка зрения не оправданна. Другое дело, что воздействие может быть выделено в природе как независимое от исследователя, естественно происхо¬дящее, но в этом случае мы получаем исследовательский метод, занимающий имен¬но промежуточное положение между экспериментом и наблюдением. Под квазиэкс¬периментом принято понимать такой метод, при котором не удается полностью реа¬лизовать схему, предписываемую идеальным исследованием, но эти отношения частично компенсируются использованием особых квазиэкспериментальных пла¬нов.
Приведем основные этапы психологического экспериментального исследования и кратко рассмотрим их содержание.
1. Любое исследование начинается с определения его темы. Тема ограничивает область исследований, круг проблем, выбор предмета, объекта и метода.Однако первым этапом собственно исследования является первичная постановка пробле¬мы.Собственно эксперимент применяется только для обнаружения причинной свя¬зи явлений.
2. После первичной постановки
проблемы наступает этап
3. На следующем этапе
происходит уточнение гипотезы
и определение перемен¬ных.
4. Исследователь должен
выбрать экспериментальный
5. Планирование
6. Отбор и распределение
испытуемых по группам
7. Проведение эксперимента является, очевидно, наиболее ответственной час¬тью исследования, требующей от человека не только знаний и навыков, но и способ¬ностей к экспериментированиюей этой выборки. \
17. Типы измерительных шкал.
С математической точки зрения измерением называется операция установления соответствия множества объектов и символов (как частный случай – чисел). Правила, на основании которых числа приписываются объектам, определяют шкалу измерения. Шкала в буквальном значении есть измерительный инструмент.
Понятие измерительной шкалы введено в психологию американским ученым С. Стивенсом
Номинативная – это шкала, классифицирующая по названию. позволяет отличить один объект от другого. Простейший случай номинативной шкалы – дихотомическая шкала, состоящая из двух наименований. (например, леворукий – праворукий). Более сложный вариант– классификация из трех и более наименований (например, холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик).
Порядковая шкала –линейная упорядоченность объектов на некоторой оси признака. они образуют последовательность от самого малого значения к самому большому (или наоборот).
Информация о работе Шпаргалка по "Экспериментальной психологии"