Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 10:28, реферат
В данном реферате анализируется проблема когнитивной психологии. Кратко рассматривается история возникновения и основные положения данного направления. Отдельно рассматриваются примеры экспериментальных исследований.
В последнее время интерес к изучению познавательных процессов значительно возрос. До начала 50-х годов ХХ века вопросы, относящиеся к теории познания, рассматривались в трудах по философии и логике. В конце 50-х годов исследованием механизмов познания стали интенсивно заниматься специалисты в области психологии
Содержание.
Введение. 3
История возникновения когнитивной психологии. 5
Основные термины и положения когнитивной психологии. 7
Познавательные процессы. 9
Восприятие 10
Распознавание образов. 11
Внимание. 12
Память. 13
Мнемоника. 14
Язык. 15
Мышление. 15
Примеры экспериментальных исследований внимания. 17
Заключение. 20
Список литературы. 21
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Учебная дисциплина: Общая психология
Вид работы: Реферат
Тема
работы: «Когнитивная психология: основные
положения и примеры экспериментальных
исследований»
ФИО студента: Я.
Курс 1, семестр 1
ФИО и звание преподавателя:
П, доцент
Москва
2010
Содержание.
В данном реферате анализируется проблема когнитивной психологии. Кратко рассматривается история возникновения и основные положения данного направления. Отдельно рассматриваются примеры экспериментальных исследований.
В последнее время интерес к изучению познавательных процессов значительно возрос. До начала 50-х годов ХХ века вопросы, относящиеся к теории познания, рассматривались в трудах по философии и логике. В конце 50-х годов исследованием механизмов познания стали интенсивно заниматься специалисты в области психологии.
Можно сказать, что в XIX веке психологи пытались сформулировать отдельную дисциплину, основанную на эмпирических данных. Заметную роль в этом сыграли В. Вундт, Ф. Брентано, Э. Титченер, В. Джеймс.
В ХХ веке эксперименты Э.Толмэна привели к введению в употребление идеи когнитивных карт. Еще одним предшественником когнитивной психологии можно считать швейцарского психолога Жана Пиаже, проведшего ряд весьма значительных исследований по детской психологии.
Сегодня можно сказать, что Ульрик Найссер заложил фундамент нового движения, выпустив книгу «Познание и реальность». В данном реферате мы будем рассматривать идеи и взгляды и других современных психологов, изучающих когнитивную психологию.
В наше время высказывание «Тот, кто владеет информацией - владеет миром» приобрела достаточно актуальный характер. Современному человеку очень важно уметь воспринимать и запоминать огромные потоки информации. Но владеть большим количеством информации, не всегда означает знать все и обо всем. Это «все» необходимо систематизировать и сравнивать с подачей той же информации из разных источников. Так можно удостовериться в истинности самых разнообразных фактов.
Современному человеку очень важно быть эрудированным во всех направлениях его жизнедеятельности. Это необходимо, чтобы поддержать серьезную беседу с коллегами или объяснить ребенку правила чтения.
Обществу изначально свойственно стремление к знаниям и общению. А современное общество требует качественно нового уровня знаний и образования.
В переводе на русский язык «когнитивный» означает «познавательный».
Джон Р. Андерсон подчеркивает, что желание понимать – важный мотив для изучения когнитивной психологии, как и любой другой науки, но есть и другой важный мотив – практическое значение этой науки (Андерсон Дж., 2002. с.15).
Знания, полученные с помощью когнитивной психологии, применяются во многих сферах жизнедеятельности человека. Например, в юридической практике (надежность свидетельских показаний), в обучении (мнемотехники). Когнитивная психология помогает нам лучше понять такие психические расстройства, как шизофрения, амнезия, и другие следствия нарушения психической деятельности. Таким образом, исследование по данной теме выглядит достаточно актуально.
Интерес к человеческому познанию проявляли еще в Древней Греции. Платон и Аристотель, в их исследованиях природы и происхождения знания, говорили о памяти и мышлении. До XIX века вопросы, относящиеся к теории познания, рассматривались в трудах по философии и логике.
После открытия В.Вундтом первой психологической лаборатории в Лейпциге (1879 г.), психологию признали отдельной наукой. Можно сказать, что Вундт занимался когнитивной психологией. Методом исследования психической деятельности на тот момент была интроспекция.
Спустя некоторое время, в Америке Э.Торндайк сформулировал теорию научения, которая была непосредственно применима в школьной практике. В отличие от Торндайка, Эдвард Толмэн предложил когнитивную теорию научения, считая, что психические процессы, участвующие в научении, не ограничиваются связью «стимул-рефлекс». Фундаментальным законом научения он считал овладение когнитивным представлением, занимающим промежуточное положение между стимулом и реакцией. В то время как связь «стимул – реакция» носит механический характер, познание играет активную посредническую роль, и результат имеет вид: «стимул - познавательная деятельность – реакция».
В середине ХХ веке появились первые компьютеры и информационные технологии. Что дало возможность психологам сравнивать процессы переработки информации человеком и вычислительной машиной.
Книга У. Найссера «Когнитивная психология», опубликованная в 1967 г., стала теоретическим фундаментом нового направления в исследовании познавательных процессов. Первоначально Найссер рассматривал познание как линейно-последовательный процесс переработки информации, включающий в себя получение сенсорных данных, их преобразование, обработку, накопление, воспроизведение и использование. Процесс переработки информации человеком осуществляется по определенным программам, и в этом его сходство с переработкой информации компьютером. В 1976 г. У. Найссер опубликовал вторую свою фундаментальную работу «Познание и реальность». Он призвал когнитивных психологов выйти за пределы лабораторных исследований познавательных процессов и обратиться к исследованию познания человека в реальных условиях его жизнедеятельности.
Под понятием «когнитивная психология» мы привыкли понимать одно из ведущих направлений в современной психологии. Когнитивная психология возникла в конце 50 – начале 60-х годов ХХ века как реакция на характерное для господствующего в США бихевиоризма отрицание роли внутренней организации психических процессов (Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А.Карпенко. 1998. с. 157). Методологически когнитивная психология основана на информационном подходе, который рассматривает человека как систему, осуществляющую процессы активного поиска, хранения и переработки информации (Мещеряков Б.Г., 2007. с. 217).
Область когнитивной психологии, понимаемой как научное направление, значительно шире: от психофизиологии до социальной психологии и даже социологии. Это общий подход к решению проблем, возникающих в различных науках. Но возможно и другое понимание когнитивной психологии, а именно, как науки о процессах приобретения, хранения, преобразования, порождения и применения человеком знаний.
Понимаемая таким образом, когнитивная психология охватывает процессы творчества, принятия решения, оценивания, процессы понимания и речевые процессы, системные когнитивные процессы. В сферу когнитивной психологии неизбежно входит психология познавательных способностей и психология познавательного развития личности. Таким образом, когнитивная психология является психологией познания на современном этапе ее развития.
По Р. Солсо, современная когнитивная психология заимствует теории и методы из 10 основных областей исследований: восприятия, распознавания образов, внимания, памяти, воображения, языковых функций, психологии развития, мышления и решения задач, человеческого интеллекта и искусственного интеллекта (Солсо Р.Л., 1996. с.32).
Итак, когнитивная психология изучает такие процессы, как получение и восприятие информации человеком, процессы хранения и структурирования информации в памяти, процессы преобразования информации в знания, которые оказывают непосредственное влияние на наше внимание, поведение и принятие решений. Изучение этих процессов привело к пониманию когнитивной психологии как направления, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении человека.
Еще
одним основным положением когнитивной
психологии является постулат о неразрывной
взаимосвязи поведения и
Познавательные процессы позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения.
Познавательные процессы осуществляются в виде отдельных познавательных действий, каждое из которых представляет собой целостный психический акт, состоящий нераздельно из всех видов познавательных процессов. Но в каждом действие один из процессов является главным, определяющим характер данного познавательного действия. Только в этом смысле можно рассматривать отдельно такие познавательные процессы как восприятие, память или мышление.
Развитию познавательных процессов способствует:
- совершенствование чувственного восприятия, т.е. развитие умений по использованию своих сенсорных аппаратов в результате упражнений;
- умение правильно понимать полученные данные, что связано с общим интеллектуальным развитием человека;
- практические умения и навыки, приобретенные в ходе выполнения какой-либо деятельности, постоянное расширение кругозора.
Рассмотрим отдельные познавательные процессы, имея в виду, что любой познавательный процесс осуществляется в познавательном действии, в котором, в явном или скрытом виде, присутствуют и другие познавательные процессы. Например, в процессах запоминания и заучивания участвует мышление в сложном единстве с речью.
Явления внешнего мира обнаруживаются сенсорной системой. Эта система включает пять видов чувственности: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Каждый из наших органов чувств преобразует воздействия стимулов (ощущения) в нервную энергию.
Таким образом, восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств (Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А.Карпенко, 1998. с.52). Ощущения и восприятия неразрывно связаны друг с другом и взаимозависимы. Также необходимо отметить, что на восприятие влияет предшествующий опыт человека.
Существует определенная психологическая закономерность, определяющая соотношение между внешними воздействиями и возникающим психическим отражением – порог ощущения (сенсорный порог по Р.Солсо). Сенсорные пороги не абсолютны и зависят от многих причин: интенсивность сигнала, ожидания человека, награда или наказание в зависимости от результатов обнаружения сигнала.
Сохранность впечатлений и их кратковременную доступность для дальнейшей обработки У.Найссер назвал иконической и эхоической памятью (для зрительных и слуховых впечатлений соответственно). Иконическое и эхоическое хранение позволяют отбирать существенную информацию для дальнейшей обработки.
Распознавание образов – процесс перцептивной категоризации, отнесение воспринимаемого объекта к одному из множества классов на основе воспринимаемых признаков, т.е. процесс восприятия и идентификации форм и объектов. Например, для чтения необходимо помнить набор значимых паттернов (образов), состоящих из сочетаний линий и кривых.
Существует несколько теоретических подходов к объяснению способности человека идентифицировать и обрабатывать зрительные паттерны.