Когнитивная психология: основные положения и примеры экспериментальных исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 10:28, реферат

Краткое описание

В данном реферате анализируется проблема когнитивной психологии. Кратко рассматривается история возникновения и основные положения данного направления. Отдельно рассматриваются примеры экспериментальных исследований.
В последнее время интерес к изучению познавательных процессов значительно возрос. До начала 50-х годов ХХ века вопросы, относящиеся к теории познания, рассматривались в трудах по философии и логике. В конце 50-х годов исследованием механизмов познания стали интенсивно заниматься специалисты в области психологии

Оглавление

Содержание.
Введение. 3
История возникновения когнитивной психологии. 5
Основные термины и положения когнитивной психологии. 7
Познавательные процессы. 9
Восприятие 10
Распознавание образов. 11
Внимание. 12
Память. 13
Мнемоника. 14
Язык. 15
Мышление. 15
Примеры экспериментальных исследований внимания. 17
Заключение. 20
Список литературы. 21

Файлы: 1 файл

ObPsy реферат.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

        Суть распознавания зрительных образов - зрительный анализ на входном этапе и хранение информации в долговременной памяти.

      Внимание.

      Внимание  – процесс и состояние настройки (сосредоточенности) субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач (Мещеряков Б.Г., 2007. с. 207). Р.Солсо дает более краткое определение: внимание – это концентрация мысленных усилий на сенсорных или мысленных событиях.

      Психологи изучают следующие аспекты внимания:

    • Сознание, в смысле осознания внешней и внутренней информации. Различают несколько уровней сознания, соответствующие эпизодической, семантической и процедурной системам памяти.
    • Пропускная способность и избирательное внимание. Исследования показали, что в структуре обработки информации существует «узкое место». Предполагается, что сигналы имеют различный порог активации. Избирательность внимания помогает нам выделить существенную информацию для дальнейшей ее обработки.
    • Уровень возбуждения (интерес) – поддерживает нашу способность к восприятию ощущений и напряжению умственных усилий. Необходимо обратить внимание на взаимосвязь между возбуждением и показателями работы. Усиление возбуждения до определенного уровня улучшает деятельность, дальнейшее его усиление приводит к ухудшению деятельность.
    • Управление вниманием. Различают два типа управления вниманием: автоматическая и управляемая обработка информации.
    • Одним из важных свойств внимания является его объем. Он измеряется количеством объектов, которые человек способен правильно воспринять при кратковременном одновременном предъявлении.
    • Процесс внимания также характеризуют такие характеристики как переключаемость (способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям) и распределение внимания (способность удерживать внимание одновременно на нескольких объектах, минимум на двух)

      Память.

      Память – собственно информация, которую мы храним и извлекаем по мере необходимости. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим. Является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

      В памяти можно выделить четыре основных процесса:

    1. Запоминание - процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений. Различают произвольное и непроизвольное, механическое и осмысленное запоминание.
    2. Сохранение - это процесс активной переработки и систематизации полученного материала.
    3. Процессы узнавания и воспроизведения - это процессы идентификации, актуализации и экстериоризации воспринимаемого объекта. Говоря проще это процессы восстановления прежде воспринятой информации (умений).
    4. Забывание – процесс постепенного уменьшения возможности узнавания и воспроизведения прошлых сведений или умений.

      В связи с тем, что память присутствует во всех жизненных процессах, ее исследование носит междисциплинарный характер.

      Психологи выделяют произвольную и непроизвольную память, по характеру проявления различают образную, словесно-логическую, механическую, эмоциональную и условно-рефлекторную память, по типу восприятия - зрительную, слуховую, обонятельную и двигательную память. Одной из основных характеристик памяти является время, или длительность хранения информации. По времени хранения память делят на кратковременную и долговременную.

      Несмотря  на активное и всестороннее изучение памяти, мы не можем сказать, что знаем все об этом процессе. Но проведенные исследования дали возможность практического применения знаний о процессах памяти.

      Мнемоника.

      Мнемоника - это система приемов, которые  облегчают запоминание и воспроизведение, увеличивают объем памяти. Способность мнемоники улучшать память объясняется дополнительной искусственной организацией структуры информации, созданием дополнительных ассоциаций. Например, запоминание последовательности цветов радуги с помощью фразы, первые буквы в которой соответствуют первым буквам названий цветов («каждый охотник желает знать, где сидит фазан»).

      Язык.

      Язык  играет важную роль во многих видах деятельности человека, таких как общение, мышление, восприятие и представление информации. Это одно из главных средств человеческого общения, обмена информацией.

      Развитие  языка у человека представляет собой  уникальный вид мысленного выделения, механизм которого служит основой познания.

      Язык  влияет на восприятие, являющееся основополагающим аспектом познания. Некоторые ученые предполагают, что язык используется человеком для описания мира и  непосредственно влияет на восприятие этого мира. Существует и обратная точка зрения, что именно развитие языка зависит от восприятия мира.

      Мышление.

      Мышление - это интеллектуальная деятельность, основанная на способности оперировать внешними и внутренними переживаниями и ощущениями. Другими словами, мышление - это обобщенное отражение окружающей действительности, опосредованное словом и прошлым опытом человека.

      Мышление  можно охарактеризовать следующими основными моментами:

    1. Мышление когнитивно, происходит «внутренне», в уме, но о нем судят по поведению субъекта.
    2. Мышление – это процесс, при котором происходит некоторая манипуляция знаниями.
    3. Мышление направленно, его результаты проявляются в поведении, которое «решает» некоторую проблему или направлено на ее решение.
    4. Мышление является составной частью и особым объектом самосознания личности, в структуру которого входит понимание себя как субъекта мышления, дифференциация «своих» и «чужих» мыслей.

      Многие  особенности процесса мышления до конца  еще не изучены.

      Примеры экспериментальных  исследований внимания.

      Рассмотрим  несколько примеров экспериментальных  исследований внимания.

      В числе первых экспериментов, направленных на изучение внимания были эксперименты, проведенные В. Вундтом с использованием метронома и тахистоскопа. Эти  эксперименты позволили измерить объем внимания.

      Последователь В. Вундта Э.Б. Титченер описывает эксперименты, направленные на оценку других свойств внимания. Так была предпринята попытка измерения длительности внимания или того, как долго может длиться одна волна внимания. Данный метод, как и многие другие, основывался на фиксации испытуемыми минимальных возбудителей, которые исчезали из сознания при малейшем колебании внимания. При исчезновении или появлении стимула испытуемые реагировали нажатием на ключ. Измеренная таким образом волна внимания могла длиться, по меньшей мере, минуты две-три.

      В рамках культурно-исторической теории Л.С. Выготского также была предпринята попытка экспериментального изучения внимания. Автора интересовало влияние различных средств психотехнического характера на процесс деятельности, требующей длительного сосредоточения и внимания.

      Функциональная  методика двойной стимуляции, разработанная  А.Н. Леонтьевым, подтвердила ранее выявленное для других психических процессов несовпадение линий развития непосредственного и опосредованного внимания. Сам эксперимент основывался на известной игре «Да и нет не говорите, белого и черного не берите», проводимой с детьми разного возраста и требовавшей от ребенка, по идее автора, длительного напряжения внимания, сосредоточенности на определенном процессе. Степень развития внимания оценивалась по количеству допускаемых в ходе игры ошибок. При исследовании опосредованного внимания игра модифицировалась, и ребенку дополнительно предлагалось использовать цветные карточки, которые могли облегчить решение задач. Использование этих карточек рассматривалось как использование внешних средств процесса опосредованного внимания. Данная методика предполагает большую нагрузку на память и во многом схожа с методиками диагностики развития оперативной памяти.

      Для исследования избирательного внимания очень часто используют тест на непроизвольное внимание. Данный тест наиболее приемлем для диагностики дошкольников и младших школьников. В ходе тестирования предъявляют ряд карточек с двумя картинками на каждой. Изображения, как правило, относятся к разным категориям (например, здания и животные). По инструкции необходимо запомнить только какой-либо один ряд изображений. После предъявления проверяется запоминание всех картинок и по разнице между произвольным и непроизвольным вниманием судят об избирательности внимания.

      Другим  тестом для оценки избирательности  внимания, используемым в основном при тестировании детей, служит тест выбора признаков. Испытуемому предъявляют лист с расположенными на нем рисунками и предлагают запомнить их расположение. Все рисунки отличаются один от другого двум и признаками (например, цвет и форма), каждый из которых может служить опорой для запоминания. Затем дают карточки с изображениями, на которых представлен только один из признаков и просят разместить их на чистом листе соответственно исходному рисунку. Аналогично проверяют запоминание по другому признаку. Разница в запоминании места объекта на листе по разным признакам служит мерой избирательности внимания.

      Обобщая приведенные экспериментальные  исследования внимания можно сказать, что в них в абсолютном большинстве случаев изучаются слуховые и зрительные свойства внимания. Внимание в большинстве исследований понимается как произвольное. Непроизвольное внимание рассматривается в тесной связи с ориентировочной реакцией (часто эти понятия рассматриваются как тождественные). В экспериментальных исследованиях активность направлена на что-то внешнее по отношению к субъекту.

      Заключение.

      В данной работе рассмотрены основные положения когнитивной психологии и несколько примеров экспериментальных исследований.

      Изучение познавательных процессов позволяет по-новому взглянуть на сущность психической жизни человека. «Когнитивная, или иначе познавательная, активность - это активность, связанная с приобретением, организацией и использованием знания. Такая активность характерна для всех живых существ, и в особенности для человека. По этой причине исследование познавательной активности составляет часть психологии» (Ульрик Найссер «Познание и реальность»).

      Идеи  когнитивной психологии дают новый  взгляд на вещи, который находит  свое практическое воплощение. Работы в области когнитологии активно взаимодействуют с исследованиями познавательных процессов, проводимых в смежных областях.

      В заключение следует отметить, что, несмотря на ряд ограничений, и недостатков когнитивной психологии, ее представителями получено много важных данных, делающих более понятным процесс познания в целом, и установлено немало закономерностей отдельных познавательных процессов. Кроме того, убедительно показана взаимосвязь различных познавательных процессов, которая игнорировалась в рамках «функционального» подхода. Наконец, в когнитивной психологии разработано большое количество оригинальных методик экспериментального исследования познавательных процессов.

      Список  литературы.

    1. Андерсон  Дж. Когнитивная психология. 5-е изд. СПб.: Питер, 2002. – 496 с.
    2. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии и познания: в 2т. – Т.2/ Борис М. Величковский. М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006. - 432 с.
    3. Зинченко Т.П. Когнитивная и прикладная психология. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 608 с.
    4. Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В. Н.Дружинина, Д. В. Ушакова - М.: ПЕР СЭ, 2002 - 480 с.
    5. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А.Карпенко; Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2 изд., расш., испр. и доп. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. – 512 с.
    6. Мещеряков Б.Г. Психология. Тематический словарь. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 439 с.
    7. Найссер У.Познание и реальность. М.: «Прогресс» 1981./электронная книга.
    8. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996.- 600 с.
    9. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: Учебное пособие по курсу «Введение в психологию». – 6-е изд., стер. – М.:Смысл,2008.- 685 с.
    10. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания: Учебное пособие для студентов спецотделений факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 - «Психология». / Отв.ред. Петухов В.В. Ред.-сост. Дормашев Ю.Б. и Капустин С.А. М.: Российское психологическое общество, 1998. – 515 с.

Информация о работе Когнитивная психология: основные положения и примеры экспериментальных исследований