Экспериментальная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:47, курс лекций

Краткое описание

Лабораторные эксперименты основывается на оценке соответствия заданных в экспериментальной модели НП, ЗП и ДП тем реальным ситуациям жизнедеятельности, на которые предполагается переносить обобщения. Экспериментально заданные переменные могут соответствовать также теоретическим конструктам, согласно которым предполагаемая теоретически закономерность операционализируется в конкретных методических процедурах проведения эксперимента.

Файлы: 1 файл

экспериментальная психология экзамен2.docx

— 27.15 Кб (Скачать)

Вопрос 1

Лабораторные эксперименты  основывается на оценке соответствия заданных в экспериментальной модели НП, ЗП и ДП тем реальным ситуациям жизнедеятельности, на которые предполагается переносить обобщения. Экспериментально заданные переменные могут соответствовать также теоретическим конструктам, согласно которым предполагаемая теоретически закономерность операционализируется в конкретных методических процедурах проведения эксперимента.

Чтобы достичь соответствия последнего типа, исследователь проходит путь тщательной операционализации понятий и очищения условий, в результате чего обычно планируется проведение лабораторного эксперимента. Если достигнуто хорошее соответствие методик, репрезентирующих НП и ЗП, психологическим понятиям, то высоко оценивается операциональная валидность эксперимента. В свою очередь, достижение высокой операциональной валидности позволяет осуществлять обобщение как переход от эмпирически установленной зависимости к оценке теоретической модели или теоретической каузальной интерпретации. В лабораторных условиях также могут моделироваться те пласты жизненных отношений (в терминологии Б. В. Зейгарник), благодаря которым психологические законы имеют общий статус: и лабораторных, и одновременно жизненных реалий. Благодаря этому соответствию исследователь получает возможность указывать те сферы реальной жизнедеятельности, к которым имеют отношение установленные в лаборатории закономерные связи. Достижение соответствия такого типа, т.е. соответствия заданной в экспериментальной ситуации модели психологическим реалиям (а не психологическим теориям), оценивается в контексте обсуждения видов внешней валидности. Другой вопрос заключается в том, насколько возможно установление не отягощенных теорией «эмпирических» законов. На самом деле любое психологическое понимание включает контекст теоретических интерпретаций, даже если сам исследователь считает, что он моделировал в эксперименте жизненную ситуацию, никак ее не объясняя.

Важно подчеркнуть, что не само по себе проведение опытов в лабораторных условиях позволяет  отнести эксперимент к типу лабораторного, а именно изменение в позиции  исследователя к тому, какого типа переменные репрезентируются в экспериментальной  модели. Если в лабораторных условиях воссоздается сходная по типу взаимосвязи  переменных, но имеющая место в  реальности ситуация, то оценке подлежит степень соответствия НП, ЗП и ДП этим реальным условиям.  

4 вопрос

В целом о валидности эксперимента говорят, подразумевая все формы экспериментального контроля, направленного на обеспечение всех видов валидности. Результаты валидного эксперимента могут служить основанием достоверного вывода, если в целом реализована логически обоснованная система умозаключений, включающая взаимопереходы между разными уровнями гипотез, проверяемых в эксперименте. Если проконтролированы все возможные или наиболее явные угрозы внутренней и внешней валидности, хорошо решены проблемы операционализации переменных и проблемы соответствия, то такой эксперимент оценивается как валидный, или «правильный». Из правильно построенного эксперимента можно сделать достоверные – валидные, или «правильные», выводы, подразумевая отсутствие в них ошибок обобщения или ошибок умозаключений, но в выводах можно ошибиться.

Первым этапом при  оценке достоверности выводов является все же оценка правильности принятия решений об экспериментальном эффекте, или установленном эмпирически отношении между переменными. Не затрагивая проблем статистических выводов, связанных с принятием решения о значимости полученных в эксперименте различий (или связей) между выборочными значениями переменных, отметим общие линии следующих за статистическими решениями рассуждений о возможности принятия экспериментальной гипотезы.

Во-первых, это рассуждения, реализуемые исследователем при  переходах между различными уровнями проверяемых гипотез: статистических и содержательных (т.е. психологических), экспериментальных (включая контргипотезу) и теоретических. Во-вторых, это рассуждения при обосновании интерпретационного звена экспериментальной и теоретической гипотез, т.е. психологического понимания принятого причинного объяснения, и других – конкурирующих психологических объяснений. 

Вопрос 7

Одним из наиболее известных  примеров классификации психологических  методов с точки зрения критерия типа эмпирических данных, т.е. связи  психологических данных со способом их получения исследователем, является классификация Р. Кеттэлла. Он предложил отличать следующие типы данных: L, Т и Q, L-данные являются жизненными документами (например, анамнез), они получены в более ранних исследованиях или их поставляет сам испытуемый (либо другие люди, описывающие события его жизни) в ходе актуально проводимого исследования. Не важно, каким конкретно методическим приемом получены эти данные: в результате беседы, внешнего наблюдения, анализа самоотчетов, опроса, свидетельств других людей и т.д. Общим их радикалом является то, что это свидетельства прошлого, фиксация в той или иной форме продуктов прошлой психической деятельности (испытуемого, пациента или «клиента»). Таким образом, они могут быть оценены только как исторические документы, хотя в принципе могут быть получены неоднократно. Соответственно при их интерпретации психолог должен реализовать какие-то нормативы анализа документов. 

При интерпретации  результатов, полученных на основе L-данных, психолог может воспользоваться  одним из сложившихся в историографии  приемов: например, задать вопрос, почему то или иное событие не отражено в документе. В качестве ответа он должен предполагать и тот случай, что этого события не было, и  другой случай, а именно: предполагаемое событие имело место, но сознательно  опускается испытуемым (или неосознанно  «забывается»).

Т- и Q-данные в классификации Кеттэлла имеют общее свойство – то, что они получены в актуально проводимом исследовании, т.е. психолог может осуществлять какие-то формы контроля при их получении и фиксации. Эти данные могут быть им перепроверены актуально – путем продолжения сбора эмпирического материала. Таким образом, в отличие от L-данных, Т- и Q-данные допускают их анализ по тем схемам, которые не могли быть реализованы по отношению к «историческим» документам. Хотя и здесь следует учитывать разницу в моментах фиксации события и его места во времени – до или в период проведения исследования.

Отличие Т-данных, по Кеттэллу, заключается в том, что они являются результатами тестов, в которых фиксируются некоторые показатели достижения

Другая особенность  Т-данных – их дифференциально-психологический  характер. Тестовые данные, по Кеттэллу, предполагают сопоставление достижений испытуемого (будь то решение мыслительной задачи или задачи двигательной) с показателями достижений других людей в тех же ситуациях и предположительно с той же мотивацией участия в психологических опытах. 

Вопрос 10

Квазиэксперимент — разновидность эксперимента, когда экспериментатор не оказывает непосредственного воздействия на участников или условия эксперимента, а пользуется уже существующими группами для изучения интересующих его процессов.

Квазиэкспериментами в психологии в последние годы стали называть такие исследования, которые также направлены на проверку причинно-следственных гипотез и в отличие от корреляционных исследований включают те или иные схемы управления переменными.

Ради исследовательских  задач психолог не станет специально организовывать аварии на автомобильных  дорогах, но он может анализировать  аварии с целью проверки гипотез  о базисных процессах, оказавшихся  значимыми в регуляции деятельности водителей или пешеходов в  ситуации аварии. Так, в Голландии  в 1988 г. состоялась международная конференция, представлявшая психологические модели действий человека в ситуациях риска на дорогах. Многие модели здесь рассматривались как эмпирически обоснованные.  

Взрослым испытуемым давали вербальные задачи, где ПР могло включать ориентировку на частоты разводов по стране. Испытуемым описывалась ситуация, в которой был заключен брак, и давались реальные сведения о частоте разводов в стране по группам населения. Испытуемые выносили суждение о том, с какой вероятностью пара, заключившая брак, через определенный срок разведется. Оказалось, что при принятии решений испытуемые главным образом вспоминали случаи разводов среди своих знакомых и выбирали тот ответ, который более соответствовал их личному опыту. Они, как правило, игнорировали информацию о реальных частотах, которые могли быть учтены при вероятностной оценке события «развод». Здесь объяснительным принципом, помогающим понять искажение логики при ПР, выступила эвристика психологической доступности. Действуя в соответствии с ней, человек считает событие тем более вероятным, чем легче можно извлечь из памяти образцы сходных с ним событий. Долговременная и кратковременная память играют важнейшую роль в оценках вероятностных характеристик событий. 

Общим для приведенных  примеров является сочетание экспериментально варьируемых переменных с принятием  исследователем позиции, что причинно-действующий  фактор является внутренним психологическим  основанием вынесения суждений испытуемым.

Итак, как видно  из приведенных примеров, квазиэкспериментальные исследования меняют понимание причинно-действующего фактора: условия НП лишь проявляют действия глубинных причин, полагаемых при квазиэкспериментальном подходе в качестве базисных переменных.   

Вопрос 13

В узком смысле термин «экспериментирование» означает проверку научных гипотез причинного характера  на основе применения нормативов экспериментального метода. Он рассматривается наряду с наблюдением, тестированием и беседой. Главное, что в этом случает отличает эксперимент, состоит в активном целенаправленном и регламентированном воздействии исследователя на изучаемый объект реальности.  Тогда экспериментальная психология должна пониматься как раздел психологической науки, в рамках которого разрабатываются и совершенствуются чисто экспериментальные процедуры, внедряемые в психологические исследования всего спектра психологической тематики.

Экспериментирование в широком смысле - это изменение  каких-либо условий при изучении закономерностей в той или  иной области эмпирической реальности. Понятие эксперимент включает в себя эмпирические методы или сливается с ними в единое целое. В этом случае под экспериментом понимается всякая исследовательская процедура, осуществляемая при контролируемых исследователем условиях. При таком определении к экспериментальным процедурам относится и ряд тестовых методик и социометрические опросы лабораторного типа. Широкое понимание эксперимента должно приводить к подмене понятия экспериментальный метод понятием эмпирический метод. Хотя термины эксперимент и эмпирия переводится с греческого одинаково опыт, первый- это опыт как конкретный прием исследования в точно учитываемых условиях. Второй- это опыт как общая совокупность накопленных знаний и умений.

Вопрос 16

В эксперименты могут также различаться по логической структуре доказательства гипотезы. В этом случае они делятся на параллельные (симультанные) и последовательные (сукцессивные)эксперименты.

В параллельном эксперименте доказательство опирается на сравнение  состояний двух объектов, экспериментального и контрольного (в социальных исследованиях  это, как правило, экспериментальная  и контрольная группа людей) в  одно и то же время. При этом экспериментальной  является группа, на которую оказал воздействие экспериментальный  фактор, контрольной - где этого воздействия  не было.

В последовательном эксперименте контрольная группа отсутствует. Одна и та же группа является контрольной  до введения экспериментального фактора  и в качестве экспериментальной  после того, как этот фактор оказал (или мог бы оказать) предполагаемое воздействие. 
 

Вопрос 19

Под корреляцией  ( от лат. correlatio — “соотношение”) понимают реально установленный факт взаимосвязи определенного состояния одной сменной с определенными значениями другой, когда изменение одной из них сопровождается изменением второй.

Виды корреляций различают, во-первых, за особенностями  сбора данных.  

При этом выделяют: 

1. аутохонни корреляции, которые представляют собой корреляцию результатов измерения одной и той же сменной на одних и тех самых объектах — росли в разное время, которое дает возможность установить паттерн реакций и, итак, открывает путь к исследованию структуры личности 

2. синхронные корреляции, которые устанавливают  корреляции между  разными сменными, что были вымерены  одновременно (на  одном и потому  же этапе исследования) 

3. перекрестно-отсроченную  корреляцию между  двумя сменными, которые  измерятся в разный промежуток времени, например, одна — на первом этапе исследования, вторая — на конечном этапе.  

Во-вторых, корреляции различают за типом связи, при  этом выделяют: 

1. линейную корреляцию, в которой выделяют положительную, когда повышение уровня одной сменной сопровождается повышением другой, и негативную, когда рост уровня одной сменной сопровождается уменьшением уровня другой 

2. нулевую, когда  связь между сменными отсутствующий 

3. нелинейную корреляцию, когда повышение  уровня одной сменной  сопровождается ростом  другой к определенным  значениям, а потом  сопровождается ее  уменьшением.  

Вопрос 22

Независимая переменная

Независимая переменная- это переменная которую организует экспериментатор для испытуемого и которая от испытуемого не зависит. Исследователь должен стремиться оперировать в эксперименте только независимой переменной. Эксперимент, где это условие соблюдается, называют чистым экспериментом

Центральная проблема при проведении экспериментального исследования — выделение независимой  переменной и ее изоляция от других переменных.

Информация о работе Экспериментальная психология