Экспериментальная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 17:47, курс лекций

Краткое описание

Лабораторные эксперименты основывается на оценке соответствия заданных в экспериментальной модели НП, ЗП и ДП тем реальным ситуациям жизнедеятельности, на которые предполагается переносить обобщения. Экспериментально заданные переменные могут соответствовать также теоретическим конструктам, согласно которым предполагаемая теоретически закономерность операционализируется в конкретных методических процедурах проведения эксперимента.

Файлы: 1 файл

экспериментальная психология экзамен2.docx

— 27.15 Кб (Скачать)

В качестве независимых  переменных в психологическом эксперименте могут выступать:

1) характеристики  заданий;

2) особенности ситуации (внешние условия);

3) управляемые особенности  (состояния) испытуемого.

Последние часто называют «переменными организма». Иногда выделяют четвертый вид переменных — константные характеристики испытуемого (интеллект, пол, возраст и т. Д

Характеристика задания  — то, чем может манипулировать экспериментатор более или менее свободно. По традиции, идущей от бихевиоризма, считается, что экспериментатор варьирует только характеристики стимулов (stimulus variables), но в его распоряжении гораздо больше возможностей. Экспериментатор может варьировать стимулы или материал задания, изменять тип ответа испытуемого (вербальный или невербальный ответ), менять шкалу оценивания и т.д. Он может варьировать инструкцию, меняя цели, которых должен достичь испытуемый в ходе выполнения задания.

К особенностям ситуации следует отнести те переменные, которые  непосредственно не входят в структуру экспериментального задания, выполняемого испытуемым. Это может быть температура в помещении, обстановка, наличие внешнего наблюдателя и т.д.

Как правило, в современном  экспериментальном исследовании дифференциально-психологические  особенности индивидов, такие как  интеллект, пол, возраст, социальное положение (статус)

Зависимая переменная

Зависимая переменная- это переменная, которую не организует экспериментатор и которая зависит  от испытуемого.

Психологи имеют  дело с поведением испытуемого, поэтому  в качестве зависимой переменной выбираются параметры вербального и невербального поведения. К ним относятся: число ошибок, которое совершила крыса, пробегая лабиринт; время, которое затратил испытуемый при решении задачи, изменения мимики его лица при просмотре эротического фильма; время двигательной реакции на звуковой сигнал и т.д.

Выбор поведенческого параметра определяется исходной экспериментальной  гипотезой. Исследователь должен ее максимально конкретизировать, т.е. добиться того, чтобы зависимая переменная была операционализирована — поддавалась регистрации в ходе эксперимента.

Зависимая переменная должна быть валидной и надежной. Надежность переменной проявляется в устойчивости ее регистрируемости при изменении условий эксперимента в течение времени. Валидность зависимой переменной определена только в конкретных условиях эксперимента и применительно к определенной гипотезе.

Можно выделить три  типа зависимых переменных: 1) одновременную; 2) многомерную; 3) фундаментальную.  

25 вопрос

Постановка проблемы – начало любого исследования. В  отличие от житейской, научная проблема формируется в терминах определенной научной отрасли. Она должна быть операционализированной. «Почему солнце светит?» - вопрос, но не проблема, поскольку здесь не указаны область средств и метод решения. «Являются ли различия в агрессивности, личностном свойстве людей, генетически детерминированными признаком или зависят от влияний семейного воспитания?» - это проблема, которая сформулирована в терминах психологии развития и может быть решена определенными методами.

Постановка проблемы влечет за собой формулировку гипотезы. Откуда берется проблема? В науке  формулирование проблемы – обнаружение  «дефицита», нехватки информации для  описания или объяснения реальности. Способность обнаружить «белое пятно» в знаниях о мире – одно из главных проявлений таланта исследователя. Итак, можно выделить следующие этапы  порождения проблемы:

-выявление нехватки  в научном знании о реальности;

-описание проблемы  на уровне обыденного языка;

-формулирование  проблемы в терминах научных  дисциплины.

Второй этап необходим, так как переход на уровень  обыденного языка дает возможность  переключаться из одной научной  области в другую. Например, причины  агрессивности поведения людей  можно искать не в психологических  факторах, а в биогенетических, и  решать проблему методами общей или  молекулярной генетики. Можно окунуться  в астрологическое знание и попытаться сформулировать проблему в иных терминах – в терминах влияния планет на характер и поведение человека.

Таким образом, уже  формулируя проблему, мы сужаем диапазон поиска ее возможных решений и  в неявном виде выдвигаем гипотезу исследования.

Информация о работе Экспериментальная психология