Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 06:07, контрольная работа
Сегодня психологам уже не нужно убеждать специалистов из других областей знания, что существует такая наука, как психология. Хотя после чтения некоторых психологических книг или статей у естественников или математиков могут возникнуть обоснованные сомнения на этот счет. Если психология – наука, то на психологический метод распространяются все требования к научному методу.
Таким образом, уже формулируя проблему, мы сужаем диапазон поиска ее возможных решений и в неявном виде выдвигаем гипотезу исследования.
Проблема – это риторический вопрос, который исследователь задает природе, но отвечать на него должен он сам. Приведем и философскую трактовку понятия “проблема”. “Проблема” – объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес” [Философский энциклопедический словарь, 1989].
Проблемы
подразделяются на реальные проблемы
и “псевдопроблемы”, которые кажутся
значимыми. Кроме того, выделяется класс
неразрешимых проблем (превращение ртути
в золото, создание “вечного двигателя”
и пр.). Доказательство неразрешимости
проблемы само по себе является одним
из вариантов ее решения.
Гипотеза – это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.
В методологии
науки различают теоретические
гипотезы и гипотезы как эмпирические
предположения, которые подлежат экспериментальной
проверке. Первые входят в структуры
теорий в качестве основных частей.
Теоретические гипотезы выдвигаются для
устранения внутренних противоречий в
теории либо для преодоления рассогласований
теории и экспериментальных результатов
и являются инструментом совершенствования
теоретического знания.
Вместе с тем основная особенность любых экспериментальных гипотез заключается в том, что они операционализируемы. Проще говоря, они сформулированы в терминах конкретной экспериментальной процедуры. Всегда можно провести эксперимент по их непосредственной проверке. По содержанию гипотез их можно разделить на гипотезы о наличии: А) явления; Б) связи между явлениями; В) причинной связи между явлениями. Итак, экспериментальная гипотеза служит для организации эксперимента, а статистическая – для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров. То есть статистическая гипотеза необходима на этапе математической интерпретации данных эмпирических исследований. Естественно, большое количество статистических гипотез необходимо для подтверждения или, точнее, опровержения основной – экспериментальной гипотезы. Экспериментальная гипотеза – первична, статистическая – вторична.
Выводы, которые позволяет сделать результат эксперимента, асимметричны: гипотеза может отвергаться, но никогда не может быть окончательно принятой. Любая гипотеза открыта для последующей проверки.
Все методы современной науки делятся на теоретические и эмпирические. Деление это весьма условное. В качестве самостоятельного можно выделить метод моделирования, имеющий собственную специфику. Кроме того, от теоретических и эмпирических методов отличают интерпретационные методы, в частности методы представления и обработки данных.
При проведении
теоретического исследования ученый имеет
дело не с самой реальностью, а
с ее мысленной репрезентацией –
представлением в форме умственных
образов, формул, пространственно-динамических
моделей, схем, описаний в естественном
языке и т. д. Теоретическая работа совершается
“в уме”.
Первый
метод, с которым обычно начинают знакомить
студентов, – наблюдение. В ряде наук
это единственный эмпирический метод.
Классической наблюдательной наукой является
астрономия. Все ее достижения связаны
с совершенствованием техники наблюдения.
Не меньшее значение наблюдение имеет
в поведенческих науках. Основные результаты
в этологии (науке о поведении животных)
получены с помощью наблюдения за активностью
животных в естественных условиях. Наблюдение
имеет огромное значение в физике, химии,
биологии. С наблюдением связан так называемый
идиографический подход к исследованию
реальности. Последователи этого подхода
считают его единственно возможным в науках,
изучающих уникальные объекты, их поведение
и историю.
Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта.
Эксперимент является “активным” методом изучения реальности. Исследователь не только задает вопросы природе, но и “вынуждает” ее на них отвечать. Наблюдение и измерение позволяют ответить на вопросы “Как? Когда? Каким образом?”, а эксперимент отвечает на вопрос “Почему?”.
Экспериментом называется проведение исследований в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи. В процессе эксперимента исследователь всегда наблюдает за поведением объекта и измеряет его состояние. Процедуры наблюдения и измерения входят в процесс эксперимента. Кроме того, исследователь воздействует планово и целенаправленно на объект, чтобы измерить его состояние. Эта операция называется экспериментальным воздействием.
Эксперимент
– основной метод
современного естествознания
и естественнонаучно
ориентированной
психологии. В научной литературе термин
“эксперимент” применяется как к целостному
экспериментальному исследованию – серии
экспериментальных проб, проводимых по
единому плану, так и к единичной экспериментальной
пробе – опыту.
Для исследователя,
применяющего моделирование, модель –
аналог объекта. Моделирование используется
тогда, когда невозможно провести экспериментальное
исследование объекта. К таким объектам
относятся уникальные системы, недоступные
экспериментальному изучению, или системы,
на которых эксперимент производить по
моральным соображениям нельзя: Вселенная,
Солнечная система, экосистема национального
парка “Лосиный остров” и человек как
объект, например, ряда медицинских и психофармакологических
исследований. Иногда модель выбирается
исходя из принципа удобства, большей
простоты и экономичности проведения
исследования. Так, вместо испытания гигантского
корабля первоначально исследуется его
плавучесть на модели (с учетом принципиально
важных масштабных искажений). Вместо
того чтобы исследовать особенности элементарных
форм научения и познавательной активности
у человека, психологи успешно используют
для этого “биологические
модели”: крыс, обезьян, кроликов и даже
свиней.
Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение может проводиться непосредственно или же с использованием технических средств и способов регистрации данных (фото-, аудио- и видеоаппаратура, карты наблюдения и пр.). Однако с помощью наблюдения можно обнаружить лишь явления, встречающиеся в обычных, “нормальных” условиях, а для познания существенных свойств объекта необходимо создание особых условий, отличных от “нормальных”. Кроме того, наблюдение не позволяет исследователю целенаправленно варьировать условия наблюдения в соответствии с замыслом. Исследователь не может воздействовать на объект, чтобы познать его характеристики, скрытые от непосредственного восприятия.
Эксперимент
позволяет выявить причинные
зависимости и ответить на вопрос:
“Что вызвало изменение в поведении?
Главными особенностями метода наблюдения являются:
– непосредственная
связь наблюдателя и
– пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
– сложность (порой – невозможность) повторного наблюдения.
В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение.
В отличие от наблюдения и измерения, эксперимент позволяет воспроизводить явления реальности в специально созданных условиях и тем самым выявлять причинно-следственные зависимости между явлением и особенностями внешних условий. Наблюдение условно можно отнести к “пассивным” методам исследования. Действительно, наблюдая поведение людей или измеряя параметры поведения, мы имеем дело с тем, что нам предоставляет природа “здесь-и-теперь”. Мы не можем повторно провести наблюдение в удобное для нас время и воспроизвести процесс по своей воле. При измерении мы регистрируем лишь “внешние” свойства; зачастую, чтобы выявить “скрытые” свойства, необходимо “спровоцировать” изменение объекта или его поведения, сконструировав иные внешние условия.
Подводя промежуточный итог, отметим, что наблюдение является непосредственным, “пассивным” методом исследования. Измерение – “пассивный”, но опосредованный метод. Эксперимент – “активный”, но также опосредованный метод изучения реальности.