Экспериментальная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 06:07, контрольная работа

Краткое описание

Сегодня психологам уже не нужно убеждать специалистов из других областей знания, что существует такая наука, как психология. Хотя после чтения некоторых психологических книг или статей у естественников или математиков могут возникнуть обоснованные сомнения на этот счет. Если психология – наука, то на психологический метод распространяются все требования к научному методу.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 72.50 Кб (Скачать)

   Таким образом, уже формулируя проблему, мы сужаем диапазон поиска ее возможных решений  и в неявном виде выдвигаем гипотезу исследования.

   Проблема  – это риторический вопрос, который  исследователь задает природе, но отвечать на него должен он сам. Приведем и философскую  трактовку понятия “проблема”. “Проблема” – объективно возникающий  в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес” [Философский энциклопедический словарь, 1989].

   Проблемы  подразделяются на реальные проблемы и “псевдопроблемы”, которые кажутся  значимыми. Кроме того, выделяется класс неразрешимых проблем (превращение ртути в золото, создание “вечного двигателя” и пр.). Доказательство неразрешимости проблемы само по себе является одним из вариантов ее решения. 

   Гипотеза  – это научное  предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.

   В методологии  науки различают теоретические  гипотезы и гипотезы как эмпирические предположения, которые подлежат экспериментальной  проверке. Первые входят в структуры  теорий в качестве основных частей. Теоретические гипотезы выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории либо для преодоления рассогласований теории и экспериментальных результатов и являются инструментом совершенствования теоретического знания. 

   Вместе с  тем основная особенность любых экспериментальных гипотез заключается в том, что они операционализируемы. Проще говоря, они сформулированы в терминах конкретной экспериментальной процедуры. Всегда можно провести эксперимент по их непосредственной проверке. По содержанию гипотез их можно разделить на гипотезы о наличии: А) явления; Б) связи между явлениями; В) причинной связи между явлениями. Итак, экспериментальная гипотеза служит для организации эксперимента, а статистическая – для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров. То есть статистическая гипотеза необходима на этапе математической интерпретации данных эмпирических исследований. Естественно, большое количество статистических гипотез необходимо для подтверждения или, точнее, опровержения основной – экспериментальной гипотезы. Экспериментальная гипотеза – первична, статистическая – вторична.

   Выводы, которые  позволяет сделать результат  эксперимента, асимметричны: гипотеза может отвергаться, но никогда не может быть окончательно принятой. Любая гипотеза открыта для последующей проверки.

   Все методы современной науки делятся на теоретические и эмпирические. Деление  это весьма условное. В качестве самостоятельного можно выделить метод  моделирования, имеющий собственную  специфику. Кроме того, от теоретических  и эмпирических методов отличают интерпретационные методы, в частности методы представления и обработки данных.

   При проведении теоретического исследования ученый имеет  дело не с самой реальностью, а  с ее мысленной репрезентацией –  представлением в форме умственных образов, формул, пространственно-динамических моделей, схем, описаний в естественном языке и т. д. Теоретическая работа совершается “в уме”. 

   Первый  метод, с которым обычно начинают знакомить студентов, – наблюдение. В ряде наук это единственный эмпирический метод. Классической наблюдательной наукой является астрономия. Все ее достижения связаны с совершенствованием техники наблюдения. Не меньшее значение наблюдение имеет в поведенческих науках. Основные результаты в этологии (науке о поведении животных) получены с помощью наблюдения за активностью животных в естественных условиях. Наблюдение имеет огромное значение в физике, химии, биологии. С наблюдением связан так называемый идиографический подход к исследованию реальности. Последователи этого подхода считают его единственно возможным в науках, изучающих уникальные объекты, их поведение и историю. 

   Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта.

   Эксперимент является “активным” методом изучения реальности. Исследователь не только задает вопросы природе, но и “вынуждает”  ее на них отвечать. Наблюдение и  измерение позволяют ответить на вопросы “Как? Когда? Каким образом?”, а эксперимент отвечает на вопрос “Почему?”.

   Экспериментом называется проведение исследований в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки экспериментальной гипотезы о причинно-следственной связи. В процессе эксперимента исследователь всегда наблюдает за поведением объекта и измеряет его состояние. Процедуры наблюдения и измерения входят в процесс эксперимента. Кроме того, исследователь воздействует планово и целенаправленно на объект, чтобы измерить его состояние. Эта операция называется экспериментальным воздействием.

   Эксперимент – основной метод  современного естествознания и естественнонаучно  ориентированной  психологии. В научной литературе термин “эксперимент” применяется как к целостному экспериментальному исследованию – серии экспериментальных проб, проводимых по единому плану, так и к единичной экспериментальной пробе – опыту. 

   Для исследователя, применяющего моделирование, модель –  аналог объекта. Моделирование используется тогда, когда невозможно провести экспериментальное исследование объекта. К таким объектам относятся уникальные системы, недоступные экспериментальному изучению, или системы, на которых эксперимент производить по моральным соображениям нельзя: Вселенная, Солнечная система, экосистема национального парка “Лосиный остров” и человек как объект, например, ряда медицинских и психофармакологических исследований. Иногда модель выбирается исходя из принципа удобства, большей простоты и экономичности проведения исследования. Так, вместо испытания гигантского корабля первоначально исследуется его плавучесть на модели (с учетом принципиально важных масштабных искажений). Вместо того чтобы исследовать особенности элементарных форм научения и познавательной активности у человека, психологи успешно используют для этого “биологические модели”: крыс, обезьян, кроликов и даже свиней. 

   Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение может проводиться непосредственно или же с использованием технических средств и способов регистрации данных (фото-, аудио- и видеоаппаратура, карты наблюдения и пр.). Однако с помощью наблюдения можно обнаружить лишь явления, встречающиеся в обычных, “нормальных” условиях, а для познания существенных свойств объекта необходимо создание особых условий, отличных от “нормальных”. Кроме того, наблюдение не позволяет исследователю целенаправленно варьировать условия наблюдения в соответствии с замыслом. Исследователь не может воздействовать на объект, чтобы познать его характеристики, скрытые от непосредственного восприятия.

   Эксперимент позволяет выявить причинные  зависимости и ответить на вопрос: “Что вызвало изменение в поведении?”  Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

   Главными  особенностями метода наблюдения являются:

   – непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;

   – пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;

   – сложность (порой – невозможность) повторного наблюдения.

   В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение.

   В отличие  от наблюдения и измерения, эксперимент  позволяет воспроизводить явления  реальности в специально созданных  условиях и тем самым выявлять причинно-следственные зависимости между явлением и особенностями внешних условий. Наблюдение условно можно отнести к “пассивным” методам исследования. Действительно, наблюдая поведение людей или измеряя параметры поведения, мы имеем дело с тем, что нам предоставляет природа “здесь-и-теперь”. Мы не можем повторно провести наблюдение в удобное для нас время и воспроизвести процесс по своей воле. При измерении мы регистрируем лишь “внешние” свойства; зачастую, чтобы выявить “скрытые” свойства, необходимо “спровоцировать” изменение объекта или его поведения, сконструировав иные внешние условия.

   Подводя промежуточный  итог, отметим, что наблюдение является непосредственным, “пассивным” методом  исследования. Измерение – “пассивный”, но опосредованный метод. Эксперимент – “активный”, но также опосредованный метод изучения реальности.

      Список  литературы

  1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб, 2003.

 

     

Информация о работе Экспериментальная психология