Изучение ценностных ориентаций детей из неблогополучных семей

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 14:22, курсовая работа

Краткое описание

Проблема изучения ценностно-смысловой сферы личности в настоящее время приобретает все более комплексный характер, являясь предметом различных социальных дисциплин, и представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке - философии, социологии, психологии, педагогики. Теоретический анализ и исследования ценностно-смысловой сферы на различных уровнях создали необходимость использования понятий и методологических оснований смежных научных дисциплин.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы изучения проблемы ценностных
ориентаций личности из неблагополучных семей 6
1.1 Сущность, понятие и роль ценностных ориентаций
в структуре личности 6
1.2 Факторы воздействия на ценностные ориентации
старшеклассников 11
1.3 Ценностные ориентации в контексте различных
психологических теорий 14
2 Исследование ценностных ориентаций старшеклассников из неблагополучных семей 23
2.1 Организация методы исследования 23
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 28
Заключение 43
Библиографический список 46
Приложение

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 443.50 Кб (Скачать)

                                         СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                             3

1 Теоретические  основы изучения проблемы ценностных

 ориентаций  личности из неблагополучных  семей                                           6

   1.1 Сущность, понятие и роль ценностных ориентаций

     в структуре  личности                           6

   1.2 Факторы воздействия на ценностные ориентации

    старшеклассников                 11

    1.3 Ценностные ориентации в контексте различных

           психологических теорий                                                     14

    2  Исследование  ценностных ориентаций старшеклассников  из    неблагополучных семей                 23

    2.1 Организация методы исследования                                                            23

   2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования                     28

Заключение                   43

Библиографический список                                    46

 Приложение  А. Опросник "Определение характера отношений между               родителями и старшеклассниками"                                                   48

Приложение Б. Опросник Е. Шафера "Поведение родителей

                            и отношение подростков к ним"                              49

Приложение В. Методика М. Рокича «Определение Ценностных

         ориентаций»                59

                                                                  
 
 
 
 
 

                                             ВВЕДЕНИЕ 

     Проблема  изучения ценностно-смысловой сферы  личности в настоящее время приобретает все более комплексный характер, являясь предметом различных социальных дисциплин, и представляет собой важную область исследований, расположенную на стыке различных отраслей знания о человеке - философии, социологии, психологии, педагогики. Теоретический анализ и исследования ценностно-смысловой сферы на различных уровнях создали необходимость использования понятий и методологических оснований смежных научных дисциплин.

     Ценностно-смысловая  сфера личности включает в себя два  основных компонента - ценностные ориентации и систему личностных смыслов. Оба компонента неразрывно связаны с понятием личность, поскольку тесно соприкасаются с изучением человеческого поведения и побуждений. Как общенаучные понятия они способствует объединению исследуемых объектов различных наук.

     Социально-экономические  процессы, происходящие в стране, вызвали  ряд изменений, которые отчётливее всего проявились в разрушении старых и поиске новых ценностных ориентиров, организационных структур, моделей  личностных, деловых и семейных взаимоотношений. Дестабилизация общества и противоречивость жизненных ценностных приоритетов особенно ярко отражается на формировании личности подростков. Наблюдается дезадаптация молодых людей в личной и общественной жизни, что выражается в неуверенности, беспомощности, страхе перед реальностью современности (О.П. Аккузина, 1999; К.Ю. Добрин, 1997; О.Н.Карпухин, 2000; О.Г. Рослова, 2000). Рассогласование формирующихся ценностей с возможностями их практической реализации приводит к обострению психических, психосоматических и социальных болезней (наркомания, токсикомания, алкоголизм и др.), росту жестокости, агрессивности в молодёжной среде. Исследователи молодёжных проблем считают основной причиной асоциального поведения подростков несформированность у них позитивных ценностных ориентации (С.А.Быков, 2000; А.Л.Журавлев, 1996; В.Ф. Пирожков, 1999; Л.М. Семенюк, 1996; М.В. Цыганенко, 1999).

    Первой  социальной средой для ребенка является его семья. Она играет важнейшую  и во многом решающую роль в воспитании детей. Семья обуславливает усвоение ребенком основных правил и норм поведения, вырабатывает стереотип отношения к окружающему миру. Неблагополучие семьи обязательно отражается на детях. Не случайно старшеклассники, употребляющие алкогольные напитки, как правило, живут именно в таких семьях.

    Деформация  личности под влиянием семьи, ее психологической  неустойчивости начинается с раннего  детства. Именно на этой стадии под  влиянием неблагоприятных, иногда случайных, подчас кажущихся малозначительными  факторов возникают вредные для дальнейшего развития ценностные установки. В отличие от общественного семейное воспитание основано на чувствах любви, взаимного уважения. Именно они определяют нравственную атмосферу семьи, взаимоотношения ее членов, сопровождая человека с рождения и до взрослости /9,с.5/.

    Особую  остроту сегодня приобретает  изучение изменений, происходящих в  сознании старшеклассников. В настоящее время существует очень мало работ посвященных ценностным ориентациям, а также нет четкого определения ценностных ориентаций. В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучается структура и динамика ценностных ориентаций личности, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности и так далее.

    Проблема  исследования ценностных ориентаций является актуальной, так как, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в поступках старшеклассников.

    Актуальность данной темы определяется малоизученностью  ценностных ориентаций старшеклассников из неблагополучных семей, отсутствием четкого определения ценностным ориентациям и практическим отсутствием исследований по данному вопросу.

    Объект  исследования: ценностные ориентации

    Предмет исследования: ценностные ориентации старшеклассников из неблагополучных семей.

    Цель исследования: изучить ценностные ориентации старшеклассников из не благополучных семей.

        Задачи исследования:

  1. дать теоретический анализ состояния проблемы ценностных ориентаций личности представленных в работах отечественных и зарубежных  психологов;
  2. рассмотреть факторы воздействия на формирование ценностных ориентаций старшеклассников;
  3. исследовать ценностные ориентации старшеклассников из неблагополучных семей.

    Гипотеза исследования: ценностные ориентации старшеклассников из неблагополучных семей относительно независимы и обособленны от воздействия неблагополучной внутрисемейной сферы.

     Методы исследования: анализ литературы, опрос, тестирование.

     База исследования:  МОУ СОШ № 13 и № 9 г. Благовещенска, в исследовании принимали участие 66 человек.

     Выборка: 66 человек, из них 33 человека (15-17 лет) и 33 человека (от 37-49 лет). 

  1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ                                          ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ ИЗ                                                                        НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

      1.1 Сущность, понятие и роль ценностных ориентаций в структуре         личности

 

 Существует множество определений понятия «ценность», как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих это понятие до одного из явлений мотивационного процесса. Так, например, Э. Толмен определяет ценность как привлекательность целевого объекта, т.е. она наряду с потребностью определяет нужность цели /22/.

     В общих определениях понятию «ценность» может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта:

      1) ценность - как общественный идеал, выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности;

      2) ценности, предстающие в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков;

      3) социальные ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных ценностей /20/.   

  Сущность ценностно-ориентационной деятельности старшеклассников состоит в целенаправленном осмыслении и оценке ими социального значения тех или иных явлений, процессов и объектов окружающей действительности и формировании в этой связи их личностных смыслов. Ценностно-ориентационная деятельность – это работа души, сердца и разума в их единстве.

     В отличие от других видов деятельности, ценностно-ориентационная деятельность не имеет своего содержания в строгом смысле этого слова. Дело в том, что оно меняется в зависимости от того, что в тот или иной момент является объектом оценочной деятельности воспитанников, т. е. что воспринимается ими как ценность или не ценность. Основными объектами, к которым у старшеклассников должно быть сформировано адекватное отношение, являются общество, коллектив, человек как высшая ценность, природа, наука (учение), искусство и т. п. Каждый из этих объектов осмысления и оценивания в конкретном преломлении дает массу новых действительных ценностей (например, мир, дружба, семья, мать, отец, Родина и ее зашита, здоровье, труд, индивидуальность и т. п.).  
        Ценностно-ориентационная деятельность организованно и неорганизованно осуществляется повсюду и даже иногда помимо участия сознания школьников, т. е. на бессознательном, интуитивно-эмоциональном уровне.                 

Специфика ценностно-ориентационной деятельности предопределена самой ее сущностью, а также тем, что она ненаблюдаемая. Именно ее скрытость от внешнего наблюдения представляет особую сложность для управления ею. Кроме того, она так же, как игра, общение и общественная деятельность, не имеет предметного результата, а воспитательный результат (есть он или нет) очень трудно зафиксировать в данный конкретный момент, разве только по внешним эмоциональным реакциям и высказываниям воспитанников. Ценностно-ориентационная деятельность пронизывает все виды деятельности и организуется педагогом с учетом потребностей школьников получить ответы на возникающие у них мировоззренческие вопросы и с прямой целью формирования адекватных отношений к основным жизненным ценностям. Известно, что общественные ценности автоматически не становятся личностными: человек подчас принимает за ценность то, что в действительности таковой не является, и не видит ценности там, где она есть. Задача школы в том и состоит, чтобы научить подрастающее поколение отбирать ценности, которые показали себя важными для общества.  Эта область дидактики остается наименее разработанной.         

Важным  шагом на пути к определению характера педагогического воздействия для воспитания необходимых ценностей у учащихся должно быть выделение тех объектов, к которым нужно формировать ценностное отношение. Для выделения этих объектов необходимы некоторые дидактические основания – ориентиры. Ценности личности должны быть ориентированы на прогресс личности, ее саморазвитие и прогресс общества. Выделенные ценностные объекты должны органично обладать многоплановыми ценностями: научной и нравственной, научной и эстетической и т. д.

     Основным  механизмом личностного развития выступает  отношение как целостная система  сознательных, избирательных, основанных на опыте психологических связей человека с различными сторонами  и объектами действительности, что  выражается в его действиях реакциях и переживаниях и формируется в деятельности и общении. Ценность добра означает альтруистическую направленность человека, его сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви. Принцип «Спешите делать добро» становится правилом организации социальных отношений, которые противостоят тенденции насилия, разрушения, зла. Ценность истины отражает отношение к познанию, разуму, пониманию. Ценность проникновения в суть явлений предметной реальности, понимания лежащих в основе природных и социальных явлений и есть базисная человеческая ценность познания. Общечеловеческая ценность красоты, гармонии лежит в основе эстетического отношения к миру.        

В образовании  представлены действия и поступки личностей, масс по изменению системы общественных отношений, созданию новых ценностей. Многие аспекты педагогического опыта отражают развитие ценностных оснований жизни в историческом измерении. Например, демократия как ценность начинает усваиваться в курсе истории древнего мира и превращается с развитием ученика в его ценностную ориентацию, влияющую на выбор политических предпочтений при изучении демократии и диктатуры, социализма и либерализма.

     Ценностные  ориентации состоят из когнитивного, эмоционально-оценочного, мотивационно-поведенческого компонентов. Их содержательное наполнение обусловлено спецификой усваиваемой ценности. Когнитивный компонент ценностной ориентации предполагает фиксацию в сознании учащихся результата овладения ими знания о ценности. Оно выражается на уровне представлений (ценность – не ценность), понятий, идей об идентификации личности с усваиваемым объектом. Эмоционально-оценочный компонент исследуемого личностного образования предоставляет возможность для выявления особенностей отношения школьников к объекту, которое может проявляться в создании общего эмоционального фона, ситуативном выборе эмоциональных оценок, устойчивых эмоционально-оценочных переживаниях старшеклассников. Мотивационно-поведенческий компонент ценностной ориентации отражает ее практический, действенный характер.  

Информация о работе Изучение ценностных ориентаций детей из неблогополучных семей