Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 12:23, курсовая работа
В данной работе будут рассмотрены вопрос об изучении агрессивности и конфликтности разведенных женщин. Цель работы выявить последствия развода для женщины и установит влияние развода на её конфликтность и агрессивность.
ВВЕДЕНИЕ 3
ПОНЯТИЕ ТЕРМИНА АГРЕССИЯ, ВИДЫ АГРЕССИИ
5
ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА
10
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ КОНФЛИКТОВ.
14
ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА.
15
РАЗВОД КАК СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
18
ПОСЛЕДСТВИЯ РАЗВОДА ДЛЯ БЫВШИХ СУПРУГОВ
26
ЧТО МЕНЯЕТСЯ В ЖЕНЩИНЕ ПОСЛЕ РАЗВОДА?
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Филиал негосударственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Московский психолого-
в
г.Рославле Смоленской
области
Курсовая работа
по дисциплине «Социальная психология»
на
тему:
«Изучение аргрессивности
и конфликтности разведенных
женщин»
Выполнил студент | |
Специальности «Психология» | |
Научный руководитель:
д.псх.н., доцент Макарова К.В. |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 | |
|
5 | |
|
10 | |
|
14 | |
|
15 | |
|
18 | |
|
26 | |
|
31 | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 33 | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 35 |
Введение
Уже стало привычным называть уходящий XX век веком революций: социальной, научно-технической, космической. С полным правом его можно назвать и веком революции семейно-брачных отношений. С начала нашего века начались крупные социальные изменения, которые преобразили также брак и семью. Прежде всего - это массовое включение женщин в производство. Женщина вышла из узкого семейного мирка и включилась в активную трудовую, общественную жизнь. Экономическая самостоятельность женщины подорвала традиционный авторитет мужчины как кормильца семьи. Не меньшее значение имеет и социальное равенство полов. Оно означает не только право женщины на труд, образование, социальное обеспечение, участие в общественно-политической жизни. Это и равенство в семье, закрепленное конституциями прогрессивных стран мира, в том числе и российской. До недавнего времени, как известно, мужчина почти никогда не рассматривался в общественных науках с позиций пола, все, что вырабатывалось теоретической и практической наукой, применительно к мужчине, считалось без дальнейших оговорок за общечеловеческую норму.
Демократизация общественной жизни проявилась также в важном нововведении - свободе расторжения брака.
Социально-экономические преобразования породили и новые межличностные отношения, взгляды людей на личное, в том числе семейное счастье, которое долгое время считалось «женской темой», не заслуживающей серьезного внимания. Современный человек (без «поправки» на специфику личности мужчины или женщины) не только имеет право самостоятельно строить свою судьбу и семейную жизнь, но и активно использует это право. Он не хочет мириться с неполноценным браком, уродливыми отношениями в семье, активно добивается личного счастья.
В силу объективных причин сегодня размыт консервативный стереотип восприятия женщины, ее предназначения. Научно-технические, социально-политические преобразования привели к повышению образовательного и профессионального уровня женщин, возрастанию их роли во всех сферах общественной жизни, и одновременно обнажились и стали в центре общественного внимания такие явления и проблемы, как кризис семьи, девальвация чувств материнства на социальном и индивидуальном уровнях. В условиях перестройки и расширения демократии в нашей стране резко обозначились такие проблемы межличностных отношений, как противоречия между равноправием женщины и возможностями его реализации, между требованиями общественного прогресса и отсталыми взглядами на место женщины в семье, между функциями полноправной гражданки и реальным положением в своей семье, между общественно-профессиональными и семейными функциями женщины.
Семейные отношения возникли давно, и не случайно сложилось так, что в семье нужны и мать и отец. Но, к сожалению, семейная жизнь – не всегда источник радостей, она не может всегда протекать ровно и гладко, есть не мало семейных трудностей. Как и в любой динамической системе в семье имеются периоды, называемые кризисными, во время которых обостряются те или иные проблемы, может быть, и не решенные раньше, возникают конфликты, ссоры. К сожалению не каждая семья может с ними справиться, «семейный корабль» дает трещину и идет ко дну.
Любые отношения между людьми неизбежно приходят к концу. Иногда развод – единственно возможный способ выхода из тупика. Если существует действие, то должно быть и противодействие.
Психологический климат семьи не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным.
Разводы увеличивают количество неполных семей. В них создается специфическая система отношений между матерью и ребенком, формируются образцы поведения, представляющие собой в некоторых отношениях альтернативу нормам и ценностям, на которых основывается институт брака.
Развод оказывает влияние и на самих разводящихся супругов. Достаточно часто наблюдается своеобразный шок со стыдом и жалостью к себе. Разведенные пытаются рационализировать ситуацию и доказать, что им безразличны возникшие проблемы. Весьма распространенным является чувство беспокойства, нетерпеливости, идущее от нарушенных привычек и утраты привычных ролей. Разведенный супруг часто пытается увеличить свою социальную активность.
В
данной работе будут рассмотрены
вопрос об изучении агрессивности и
конфликтности разведенных
Под агрессией обычно понимают осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному. Если изрекать о внутривидовой агрессии, то определение становится ещё более кратким и должно связываться с причинением убытков другому человеку или группе людей. Э. Фромм определяет агрессию более просторно, как причинение убытков не только человеку или животному, но и вообще всякому неживому объекту. Несмотря на различия в определении понятия агрессии у разных авторов, мысль причинения убытков (вреда) другому субъекту присутствует практически вечно.
Агрессия - осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному.
Агрессия может быть рассмотрена в виде дихотомий, имеющих различные основания: физическая - вербальная, активная - пассивная, прямая - косвенная, доброкачественная - злокачественная.
Важным
вариантом дихотомического
О враждебной агрессии говорят в том случае, когда главной поставленной задачей субъекта является причинение вреда, страданий жертве. Инструментальная агрессия описывает те случаи, когда индивид, нападая на других людей, преследует иные цели, нежели причинение вреда и страданий жертве. Агрессия в данном случае является не самоцелью, а средством достижения неких других целей, реализации различных желаний и потребностей личности.
"По
мнению А. Бандуры, несмотря
на различия в целях, как
инструментальная, так и враждебная
агрессия направлены на
Пытаясь преодолеть возникшие терминологические проблемы, Зильман заменил понятия "враждебная" и "инструментальная" агрессия на понятия агрессия "обусловленная раздражителем" и "обусловленная побуждением". Агрессия, обусловленная раздражителем, описывает действия, которые предпринимаются для устранения неприятной ситуации или ослабления ее травмирующего влияния (например, сильный голод). Агрессия, обусловленная побуждением, относится к действиям, которые предпринимаются с поставленной задачей достижения различных внешних выгод.
Додж и Койи в связи с рассматриваемым феноменом ввели понятия "реактивная" и "проактивная" агрессия. Реактивная агрессия связана с осуществлением агрессивных действий в ответ на реальную или ожидаемую угрозу. Проактивная агрессия (аналог инструментальной) описывает поведение, направленное на достижение определенного позитивного результата.
Выделенные типы агрессии на самом деле сущностно различны. С иной стороны, найденные термины вряд ли являются более удачными, чем ранее рассмотренные понятия враждебной и инструментальной агрессии. Действительно, защитные агрессивные действия (реактивная агрессия, по Додж и Койи), направленные, например, на сохранение своего дома, или спокойствия и благополучия своих близких, или защиту своей чести и достоинства, разве не являются одновременно и действиями, направленными на достижение определенного позитивного результата (проактивная агрессия). Не свободна от терминологических недостатков и вышеописанная классификация Зильмана агрессии, обусловленной раздражителем, и агрессии, обусловленной побуждением.
В связи с этим очевидно, что на сегодняшний день нет веских оснований для отказа от использования традиционной дихотомии агрессии враждебная - инструментальная.
В плане женской агрессивности очень актуален вопрос женской виктимизации, поскольку женщина сама часто выступает в качестве и объекта, и субъекта агрессии, причем, что особенно важно, в своей семье. В качестве факторов, способствующих агрессивности, указываются:
-
врожденная гормональная
-
негативный эмоциональный опыт
детства (жестокое обращение,
сексуальное насилие), длительная
виктимизация в условиях
- наличие психической патологии – у женщин, больных шизофренией, отмечалось преобладание биологических факторов, обусловливающих формирование психических расстройств (психопатологически отягощенная наследственность шизофренией); роль социальных факторов в этих случаях незначительна;
-
сочетание врожденных
В современных условиях многие социологи считают, что главной причиной роста нарушений социальных норм является научно-технический прогресс. Перенапряжение, страх, неуверенность, отчаяние и другие психологические особенности женщин в современном мире, полном конфликтов и социальных неурядиц, неизбежно толкают женщину на насилие, на агрессивное поведение. Поэтому, при всей значимости объективных социально-экономических условий жизни, очень важными для формирования нормативной установки являются социально-психологические факторы и система ценностной ориентации личности.
Сложность и противоречивость природы человека, его неоднородность и разносторонность, позволяют нам предполагать, что стержень его сущности определяется не только морально-психологическим и социальным базисом, но и биологической природой человека. А именно особенностями его инстинктивной деятельности, важной и ведущей частью которого выступает категория агрессивности.
Следует отметить, что различные люди (группы, классы, слои и т.д.) обнаруживают неодинаковое отношение к социальным нормам, которые формируется на основе сложного взаимодействия биологического и социального начала в человеке. Причем это различие отношений обусловлено различием в поле, возрасте, семейном положении, образовании, культуре, материальном достатке, особенностях личности и т.д. Отношение ко многим моральным, эстетическим нормам, обычаям и традициям варьирует в зависимости как минимум от возраста, культуры, профессии, национальности, региона проживания.
Информация о работе Изучение аргрессивности и конфликтности разведенных женщин