Права женщин

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:14, доклад

Краткое описание

Книга представляет первое в России исследование всего комплекса индивидуальных и коллективных прав женщин сквозь призму международных стандартов о правах человека. В работе в сравнительно-правовом плане показано как положения международного права о правах женщин претворяются в национальное законодательство и практику России и ряда других государств. Значительное внимание уделено механизму международной и национальной защиты прав человека - женщин.
Книга рассчитана на депутатов, работников органов законодательной и исполнительной власти, органов отправления правосудия, социальных служб, преподавателей, аспирантов и студентов вузов, активистов женского и правозащитного движения, а также на широкий круг лиц, интересующихся проблемами прав человека.

Файлы: 1 файл

права женщин.docx

— 47.56 Кб (Скачать)

Светлана Васильевна Поленина

Москва: Институт государства и права РАН, 2000, 256 с.

Тематический  раздел:

Социология »  Гендерная социология » Гендерные  аспекты правовых отношений

Книга представляет первое в России исследование всего  комплекса индивидуальных и коллективных прав женщин сквозь призму международных  стандартов о правах человека. В  работе в сравнительно-правовом плане  показано как положения международного права о правах женщин претворяются в национальное законодательство и  практику России и ряда других государств. Значительное внимание уделено механизму  международной и национальной защиты прав человека - женщин. 

Книга рассчитана на депутатов, работников органов законодательной  и исполнительной власти, органов  отправления правосудия, социальных служб, преподавателей, аспирантов и  студентов вузов, активистов женского и правозащитного движения, а также  на широкий круг лиц, интересующихся проблемами прав человека.

Раздел I. Права  женщин – международный аспект 

§1. Развитие института  прав женщин во взаимодействии международного и национального права 

Разработка и  поднятие на уровень международных  стандартов концепции прав человека - одно из важных достижений цивилизации. Не будет преувеличением сказать, что  в данном вопросе международное  и внутригосударственное право  взаимно обогатили друг друга. Сформировавшееся под влиянием великих революций, прогремевших в конце XVIII в. в Старом и Новом свете, национальное право  ряда государств, в первую очередь  Франции и США, несомненно, повлияло на становление и развитие в международном  праве принципов и норм, касающихся прав человека. По мнению И.И. Лукашука, само международное право явилось  элементом цивилизации и культуры, которую дал человечеству XIX в2. В  свою очередь, международное право  оказало несомненное воздействие  на закрепление в законодательстве государств основных прав и свобод человека, что мы видим, в частности, на примере современной России. 

Значение прав человека, личности велико в формировании как национального, так и международного права. В литературе высказано мнение, что права личности играют в процессе становления права в целом  главную структурообразующую роль. При этом, однако, справедливо отмечается, что само понимание личности, ее прав имеет конкретно-историческое содержание и развивается в истории3. Такая оговорка точна вообще и  вдвойне - применительно к правам человека женщины (по терминологии документов ООН). Достаточно вспомнить в этой связи не только деспотии Востока  и период средневековья, но и демократии Греции и Рима, которые, как известно, были властью народа только для мужчин. 

Недалеко ушли от них и революционные в вопросе  прав другой половины человечества - мужчин Франция и США. Напомним, что во Франции женщины получили право  голоса через 150 лет после Великой  Французской революции, а в США  женщины только в 90-х годах XX века приобрели по закону право на отпуск по беременности и родам. 

Было бы ошибочно предполагать, что осознание женщинами  ущемленности своих политических и  гражданских прав пришло только сегодня  либо одновременно с распространением в мире в начале XX в. идей социализма4. Тем, кто считает, что право вообще появилось лишь после того, как  прозвучали великие Декларации прав человека и гражданина5, нелишне  узнать, что современницы этих Деклараций оценивали их далеко не так восторженно. Так, француженка Олимпия де Гуж, усмотревшая в Декларации прав человека и гражданина явное умаление прав женщин, опубликовала в 1791 г. свою Декларацию прав женщины и гражданки6, за что  и была казнена. 

Аналогичные события  происходили и в США. В 1848 г. американские суфражистки опубликовали Декларацию чувств как отклик на провозглашенную  ранее Декларацию независимости. В  Декларации чувств поднимались вопросы  социальных, гражданских и религиозных  прав и свобод женщин. Ее авторы ставили  перед собой задачу привести статус женщин, хотя и с запозданием, в  соответствие с изменениями, которые  были внесены в жизнь мужчин поколением отцов-освободителей. Подчеркивалось, что революция в США дала женщинам обещания, которые так и не были реализованы7. 

Существенные  изменения в положении женщин произошли во многих странах мира уже в XX в., во многом под влиянием Великой Октябрьской революции. Она принесла всем гражданам России, всем жившим на ее территории нациям и  народностям, всем мужчинам и женщинам свободу от эксплуатации, от национального  гнета, сословного неравенства. В числе  первых декретов советской власти были и изданные в декабре 1917 г. Декрет о гражданском браке, о детях  и о ведении книг, а также  Декрет о расторжении брака. Этими  декретами были отменены действовавшие  до революции законы, ставившие женщину  в неравноправное положение с  мужчиной в семье, в отношении  детей, в правах на имущество, при  разводе и даже при выборе места  жительства. 

Ныне, с расстояния в три четверти века, мы не можем  в полной мере оценить значимость названных декретов, тот переворот, который они произвели в сознании людей, многие столетия воспитанных  на нормах "Домостроя" - патриархального  свода правил, устанавливавших в  России безусловную единоличную  власть отца и мужа в семье. После  Октябрьской революции женщины  России впервые приобрели право  свободно выбирать профессию, получать образование. Равенство женщин с  мужчинами в политических, гражданских  правах было закреплено первой советской  конституцией, принятой в июле 1918 г. В ст. 64 Конституции РСФСР 1918 г. было особо подчеркнуто, что правом избирать и быть избранными пользуются "обоего пола граждане". И ныне, когда участие  женщин в общественно-политической жизни развитых государств стало  общим явлением, нелишне вспомнить, что Советская Россия оказалась  в первой пятерке стран мира, предоставивших женщинам право избирать и быть избранными в представительные органы страны. 

На разных этапах развития страны Советов специфические  вопросы, связанные с участием женщин в государственной и общественной жизни, охраной материнства и  детства, трудовой деятельностью женщин, повышением их общеобразовательного и  профессионального уровня, и другие решались в первую очередь как  задачи государственные. Поэтому они  реализовывались одновременно с  осуществлением других задач, стоявших перед обществом: ликвидацией безработицы, индустриализацией страны, коллективизацией сельского хозяйства, устранением  неграмотности, восстановлением народного  хозяйства после Великой Отечественной  войны 1941 - 1945 гг. и др. 

"Женский вопрос" едва ли принадлежал к числу  так называемых закрытых тем,  которые запрещалось затрагивать  в печати в годы застоя. Его  скорее можно назвать забытой  темой, поскольку в сознании  не только руководящих кругов  государственных органов, партийных  и иных общественных организаций,  но и подавляющего большинства  населения, включая женское, этот  вопрос как бы не существовал.  Он считался решенным одновременно  с конституционным провозглашением  в 1936 г. равноправия женщины  с мужчиной во всех областях  хозяйственной, государственной,  культурной и общественно-политической  жизни, которое гарантировалось  равным правом на труд, его  оплату, отдых, образование, государственной  охраной интересов матери и  ребенка и льготами в связи  с материнством. 

Конституционное закрепление равноправия женщин и мужчин было социальным завоеванием  социализма. К сожалению, и в данной области, как и в других сферах общественной, политической и социальной жизни, между провозглашенными в  Конституции СССР правами человека и их претворением в жизнь, между  словом и делом оказался весьма существенный и со временем все увеличивавшийся  разрыв. Что касается вопроса равноправия  мужчин и женщин, то застой и отсутствие движения вперед фактически обусловили даже известный откат назад8. 

Права Т. А. Клименкова, которая пишет, что Россия стала  страной, где чаяния феминисток начала века оказались до некоторой степени  выполненными, ведь феминистки-суфражистки  пытались добиться для женщин возможности  делать то, что мужчинам фактически уже было позволено делать, а именно, прежде всего они боролись за допуск к избирательным урнам и за право на труд. И только после  того, как женщины эти права  получили, стало понятно, до какой  степени этого недостаточно. Поэтому, когда говорят, что социализм  не эмансипировал женщину, то нужно  признать, что он и не ставил себе целью достичь такой эмансипации, которую мы сейчас имеем в виду. То, что произошло на деле, представляло собой очень глубокий сдвиг, поскольку  речь практически шла о создании новой модели понимания полородовых  отношений - модели более сложной, чем  когда-либо прежде, так как характеристики, которые ранее считались мужскими, пришлось приписывать теперь и женщинам9. 

В то время как  в России в период между двумя  мировыми войнами был сделан существенный рывок вперед в деле выравнивания правового статуса мужчин и женщин, в мире в целом ситуация оставалась во многом неизменной. По-прежнему в  обществе у власть предержащих и, следовательно, в законодательстве и судебной практике господствовали старые патриархальные представления  о ролевых функциях каждого из полов и соответственно обусловленных  этим традиционных ("естественных") правах и обязанностях мужчин и женщин. Даже в весьма прогрессивных в этом отношении Скандинавских странах термин "кормилец" отождествлялся вплоть до семидесятых годов XX в. в законах и в правоприменительной практике только с лицом мужского пола - мужем и отцом. Дольше всех среди европейских стран "сопротивлялась" признанию формального равенства прав мужчин и женщин Швейцария. Лишь в 1968 г. после неоднократных безуспешных попыток мужчины-парламентарии Швейцарии проголосовали, наконец, за предоставление женщинам избирательных прав. И тем самым все-таки признали женщин гражданками и личностями. 

Не лучше была ситуация в данном вопросе и в  других, по нынешней терминологии, цивилизованных странах. Весьма показательно в этом отношении прогремевшее в 1928 г. на всю  Канаду дело о толковании Верховным  судом страны термина "лица" в  ряде законов, регламентирующих формирование высшей палаты парламента - Сената. Согласно ст. 24 Закона о Сенате генерал-губернатору  Канады принадлежит право время  от времени назначать от имени  королевы квалифицированных лиц ("Persons") в Сенат. В 1928 г. пять ведущих суфражисток  Канады обратились в правительство  страны с требованием назначить  в Сенат женщину. Правительство  Канады усомнилось в том, допускает  ли такую возможность закон (что  само по себе весьма симптоматично  с гендерной точки зрения) и  обратилось в Верховный суд с  просьбой дать толкование термину "лица". Верховный суд Канады пришел к  выводу, что в 1928 г. термин "лица" должен иметь то же значение, что  и в Законе о Сенате 1867 г., а  последний толковаться так же, как Конституционный билль 1791 г. и акт о союзе 1840 г. Исходя из этого, Верховный суд Канады дал на запрос правительства страны отрицательный  ответ10. Правда, вскоре позиция высших органов государственной власти Канады изменилась. В 1930 г. решением комитета тайного совета при генерал-губернаторе  по делу Edwards. Attoney General of Canada было провозглашено, что термин "лица" включает и  лиц женского пола, так как исключение женщин из общественных служб представляет собой "реликт времен варварства"11. 

Вторая мировая  война, поставившая на грань уничтожения  целые народы и принесшая миллионам  людей неисчислимые бедствия, затронула  все население воюющих стран  независимо от пола и возраста. Все  это придало проблеме прав человека и поиску механизма их защиты неизвестную  ранее остроту. Естественно поэтому, что одним из первых шагов созданной  вскоре после окончания войны, в  июне 1945 г., Организации Объединенных Наций было принятие 10 декабря 1948 г. хартии прав человека - Всеобщей декларации прав человека. В преамбуле Всеобщей декларации прав человека отмечается, что она должна рассматриваться  в качестве стандарта, к достижению которого должны стремиться все народы и все государства. Не являясь  с правовой точки зрения конвенцией, то есть многосторонним международным  договором, Всеобщая декларация прав человека стала одним из основных источников не только международного, но и национального  права, моделью, которая широко используется многими странами в их конституциях. Число государств, конституции которых  содержат перечень фундаментальных  прав, воспроизводящих положения  Декларации или включенных под ее влиянием, ныне приближается к 10012. 

Одно из важнейших  положений Всеобщей декларации прав человека закреплено в ст. 2. В ней  указывается, что каждый человек  должен обладать всеми правами и  всеми свободами, провозглашенными в Декларации, без какого бы то ни было различия, как то: в отношении  расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального  или социального происхождения, имущественного, сословного или иного  положения. На базе этой статьи Всеобщей декларации прав человека в последующие пятьдесят лет XX в. и развивалось все международное и национальное антидискриминационное законодательство. 

По образцу  и подобию Всеобщей декларации прав человека 4 ноября 1950 г. был принят важный, а главное, эффективный региональный международный документ - Европейская  конвенция о защите прав человека и основных свобод. В ст. 14 Европейской  конвенции по аналогии со ст. 2 Всеобщей декларации прав человека закреплено, что обладание правами и свободами, изложенными в Конвенции, должно обеспечиваться без дискриминации  на основе пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального  происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, собственности, рождения или иного статуса. Эффективность  Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод обусловлена  двумя моментами. Во-первых, это не декларация о намерениях, а конвенция, то есть многосторонний международный  документ, обязывающий присоединившиеся к нему страны. Во-вторых, Конвенцией установлен международно-правовой механизм, обеспечивающий претворение ее положений  в жизнь, который будет подробнее  рассмотрен в дальнейшем. Все это  сделало Европейскую конвенцию  о защите прав человека и основных свобод заметной вехой в истории  формирования не только международно-правовых, но и национальных институтов прав человека. 

Информация о работе Права женщин