Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:14, доклад
Книга представляет первое в России исследование всего комплекса индивидуальных и коллективных прав женщин сквозь призму международных стандартов о правах человека. В работе в сравнительно-правовом плане показано как положения международного права о правах женщин претворяются в национальное законодательство и практику России и ряда других государств. Значительное внимание уделено механизму международной и национальной защиты прав человека - женщин.
Книга рассчитана на депутатов, работников органов законодательной и исполнительной власти, органов отправления правосудия, социальных служб, преподавателей, аспирантов и студентов вузов, активистов женского и правозащитного движения, а также на широкий круг лиц, интересующихся проблемами прав человека.
Следующий этап
развития мирового сообщества в вопросе
прав человека - одновременное принятие
в 1966 г. двух международных пактов: о
политических и гражданских правах
и о социально-экономических и
культурных правах. Названные Международные
пакты, помимо даты принятия, имеют
много общего и в содержательном
плане. Как и во Всеобщей декларации
прав человека, в пактах содержатся
статьи, запрещающие дискриминацию
людей по какому-либо основанию, в
том числе и по признаку пола.
Роднит эти три международных
документа, равно как и Европейскую
конвенцию о защите прав человека
и основных свобод, и то обстоятельство,
что все они представляют собой
хартии прав и свобод индивидуума -
отдельно взятого человека и гражданина.
Не случайно Всеобщая декларация прав
человека открывается словами: "Все
люди рождаются свободными и равными
в своем достоинстве и правах"
(ст.1).
Между тем такая
формулировка, отражая естественную
природу прав человека, полностью
игнорирует их социальный характер. Применительно
к половине человечества - женщинам
приведенное определение прав человека
не учитывает зависящий не только
от природы и самого человека, но
и от общества факт: подлинная свобода
личности предполагает не только равенство
прав, но и равенство возможностей
их осуществления. А именно таких
возможностей у женщин на протяжении
всей эпохи патриархата не было и
нет. Причем не только и не столько
у каждой отдельно взятой женщины, сколько
у всех женщин как определенного
социального слоя того или иного
отдельного государства и даже в
разрезе всего мирового сообщества.
К пониманию
общности их коллективных судеб, их зависимости
от занимающих руководящие посты
в государстве, обществе и экономике
мужчин женщин Запада в определенной
степени подвинула вторая мировая
война. В начале войны, участвовавшие
в ней государства призывали
женщин заменить на рабочих местах
ушедших на фронт мужчин, а после
окончания войны последовали
массовые увольнения именно женщин. Причина
была везде одна и та же: женщин увольняли
как нежелательных конкурентов вернувшихся
с войны мужчин. Провозглашение в ст. 23
Всеобщей декларации прав человека права
каждого лица, будь то мужчина или женщина,
на труд, на равную оплату за равный труд
ситуации кардинальным образом не изменило.
Не было адекватной
реакции на это явление и на
международной арене. Вопрос о возможности
закрепления в качестве норм международного
права не только прав и свобод отдельно
взятого человека, но и стандартов
правового статуса тех или
иных групп населения, вычлененных
по присущим им общим признакам (социальным,
национальным, возрастным, половым
и т.д.) долгие годы не просто отрицался.
Сама его постановка тем или иным
государством или группой государств
трактовалась, в том числе и
на форумах ООН, как пропагандистская
акция. Именно в этом ключе рассматривалось
в те годы в условиях жесткой идеологической
борьбы стремление СССР добиваться признания
мировым сообществом
Однако жизнь
постепенно ломала догму об исключительно
индивидуальном характере прав человека.
Даже персонализм - философское течение,
утверждающее примат человеческой личности
по отношению ко всем остальным феноменам
цивилизации и культуры, стремится
откреститься всячески от попыток отождествления
с антиколлективизмом. Одна из ключевых
идей персонализма - это мысль о
единстве рода человеческого, который
имеет свою историю и коллективную
судьбу. Соответственно один из основоположников
персонализма Э. Мунье высказывается
по этому поводу следующим образом:
"Мы не говорим более о свободе
человека: мы сторонники коллективизма
и, утверждая это, мы порываем со вчерашним
миром. Суверенность внутреннего мира
личности здесь никак не оспаривается"13.
На международном
уровне эти новые тенденции проявились
в нарождении третьего (после политических,
гражданских и социально-
Вот почему уже
в 1967 г. ООН приняла Декларацию о
ликвидации дискриминации в отношении
женщин, а в 1979 г. - Конвенцию о
ликвидации всех форм дискриминации
в отношении женщин. СССР ратифицировал
эту конвенцию в 1980 г.14 После распада
Советского Союза его правопреемником
по международным пактам и договорам,
в том числе и в вопросе
прав и свобод граждан, вытекающих из
Конвенции ООН 1979 г., стала Российская
Федерация.
Наиболее существенное
значение с точки зрения защиты индивидуальных
и коллективных прав женщин имеют
статьи 1 и 4 Конвенции ООН 1979 г. В
первой из них дается легальное определение
понятия "дискриминация в отношении
женщин", во второй разъясняется, какие
временные меры не считаются дискриминационными
применительно к мужской
Тем самым Конвенция
ООН 1979 г. внесла существенные коррективы
в трактовку прав человека, установившуюся
со времен Французской революции XVIII
в. Впервые мировым сообществом
в один ряд с категориями "свобода"
и "равенство" как предпосылками
и сущностью прав человека была поставлена
категория "справедливость".
Такая принципиальная
новация в понимании
Существенные
изменения произошли вскоре после
окончания второй мировой войны
также в политической и правовой
сферах участвовавших в ней
В приведенном
определении обращает на себя внимание
акцент на праве собственности, которое
трактуется как предпосылка и
условие свободы и равенства
граждан и тем самым по сути
предстает как бы в качестве исходной
базы правового государства. Однако
история человечества учит нас, что
попытка отождествления собственности
и свободы в лучшем случае представляет
собой идеализированный взгляд на мир.
Во все времена и у всех народов
в основе обогащения обнаруживаются
весьма далекие от права явления:
обезземеливание крестьян, грабежи,
насилия, обман, подкуп, противозаконные
махинации, войны и прочие действия
отнюдь не правового характера. Другими
словами, понятие "частная собственность"
сопрягалось в реальности и сопрягается
поныне не с понятием "право", а,
прежде всего со словом "сила"
- будь то физическая сила, военная, сила
государственного принуждения, власть
денег и так далее, что дает
собственнику подлинную возможность
обладать всеми правами, причем во многом
за счет других лиц.
При такой постановке
вопроса становится понятна, что
в условиях патриархата женщина,
отчужденная мужчинами от власти,
ограниченная в правах на имущество,
не могущая постоять за себя при
помощи кулака или оружия, неизбежно
оказывается слабее, а, следовательно,
менее свободной, чем мужчина, если
не в формальном обладании правами,
то в возможности их претворения
в жизнь даже в условиях правового
государства. Менее конкурентоспособны
по сравнению с мужчинами женщины
в условиях рыночной экономики и
из-за различий в иерархии ценностей
из одного из полов.
Многочисленные
исследования показывают, что собственность,
богатство и все то, что способствует
их приращению, - коммерция, промышленность,
финансы, торговля и даже национальная
безопасность - уступают в иерархии
ценностей женщин таким категориям,
как социальные условия жизни, здоровье,
дети, экология и мир во всем мире.
Не в этом
ли одна из причин, почему мужчины во
всех государствах мира не стремятся
предоставить женщинам равную с ними
возможность участвовать в
В числе первых,
кто не только осознал внутреннюю
противоречивость свободы и равенства
как основы правовая статуса человека,
но и предпринял конкретные шаги по
пути если не снятия, то хотя бы смягчения
этого противоречия, оказались в
шестидесятых годах XX в. Скандинавские
страны. Анализируя реальную действительность
формировавшегося правового государства,
наука и общество этих стран воочию
убедились, что формальное равенство
прав далеко не всегда дает людям равную
свободу действий. И депо не только
в способностях, прилежании и активности
самою человека. Ребенок не имеет
той свободы, какой обладают взрослые.
Инвалид лишен во многом свободы,
какая есть у здорового человека.
Свобода мужчины и женщины
тоже далеко не равновеликие величины.
Вот почему в реальной жизни дифференцированный
подход к конкретным индивидуумам и
отдельным социальным слоям населения
во многих ситуациях является необходимым
средством для создания их более
полного равенства.
В результате понятие
"дискриминация", закрепленное во
Всеобщей декларации прав человека и
Международных пактах о политических,
гражданских, а также социально-
Как известно, человечество
делится на две половины - мужчин
и женщин. Вот почему любая негативная
дискриминация одного из полов, будь
то прямая или косвенная, неизбежно
означает позитивную дискриминацию
в пользу другого пола, и наоборот.
Жизнь показывает, что до равновесия
в данном вопросе еще очень
далеко. Тысячелетия патриархата
не прошли даром. Категория справедливости,
призванная корректировать в правовом
государстве соотношение