Права женщин

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:14, доклад

Краткое описание

Книга представляет первое в России исследование всего комплекса индивидуальных и коллективных прав женщин сквозь призму международных стандартов о правах человека. В работе в сравнительно-правовом плане показано как положения международного права о правах женщин претворяются в национальное законодательство и практику России и ряда других государств. Значительное внимание уделено механизму международной и национальной защиты прав человека - женщин.
Книга рассчитана на депутатов, работников органов законодательной и исполнительной власти, органов отправления правосудия, социальных служб, преподавателей, аспирантов и студентов вузов, активистов женского и правозащитного движения, а также на широкий круг лиц, интересующихся проблемами прав человека.

Файлы: 1 файл

права женщин.docx

— 47.56 Кб (Скачать)

Следующий этап развития мирового сообщества в вопросе  прав человека - одновременное принятие в 1966 г. двух международных пактов: о  политических и гражданских правах и о социально-экономических и  культурных правах. Названные Международные  пакты, помимо даты принятия, имеют  много общего и в содержательном плане. Как и во Всеобщей декларации прав человека, в пактах содержатся статьи, запрещающие дискриминацию  людей по какому-либо основанию, в  том числе и по признаку пола. Роднит эти три международных  документа, равно как и Европейскую  конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и то обстоятельство, что все они представляют собой  хартии прав и свобод индивидуума - отдельно взятого человека и гражданина. Не случайно Всеобщая декларация прав человека открывается словами: "Все  люди рождаются свободными и равными  в своем достоинстве и правах" (ст.1). 

Между тем такая  формулировка, отражая естественную природу прав человека, полностью  игнорирует их социальный характер. Применительно  к половине человечества - женщинам приведенное определение прав человека не учитывает зависящий не только от природы и самого человека, но и от общества факт: подлинная свобода  личности предполагает не только равенство  прав, но и равенство возможностей их осуществления. А именно таких  возможностей у женщин на протяжении всей эпохи патриархата не было и  нет. Причем не только и не столько  у каждой отдельно взятой женщины, сколько  у всех женщин как определенного  социального слоя того или иного  отдельного государства и даже в  разрезе всего мирового сообщества. 

К пониманию  общности их коллективных судеб, их зависимости  от занимающих руководящие посты  в государстве, обществе и экономике  мужчин женщин Запада в определенной степени подвинула вторая мировая  война. В начале войны, участвовавшие  в ней государства призывали  женщин заменить на рабочих местах ушедших на фронт мужчин, а после  окончания войны последовали  массовые увольнения именно женщин. Причина  была везде одна и та же: женщин увольняли как нежелательных конкурентов вернувшихся с войны мужчин. Провозглашение в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека права каждого лица, будь то мужчина или женщина, на труд, на равную оплату за равный труд ситуации кардинальным образом не изменило. 

Не было адекватной реакции на это явление и на международной арене. Вопрос о возможности  закрепления в качестве норм международного права не только прав и свобод отдельно взятого человека, но и стандартов правового статуса тех или  иных групп населения, вычлененных  по присущим им общим признакам (социальным, национальным, возрастным, половым  и т.д.) долгие годы не просто отрицался. Сама его постановка тем или иным государством или группой государств трактовалась, в том числе и  на форумах ООН, как пропагандистская акция. Именно в этом ключе рассматривалось  в те годы в условиях жесткой идеологической борьбы стремление СССР добиваться признания  мировым сообществом коллективного  права народов и наций на самоопределение, борьба с колониализмом и апартеидом. Отзвуки этих идеологических битв слышны и поныне, хотя и применительно  к совсем другим объектам. Иначе  чем можно объяснить полнейшее  безразличие российских правозащитников  к проблеме грубейших нарушений - в условиях провозглашенной Конституцией РФ правовой государственности - коллективных прав и свобод российских женщин, составляющих более половины населения страны. Молчат в условиях свободы слова  те самые правозащитники, которые  когда-то поступались личной свободой, чтобы добиться выезда за рубеж, публикации книг и т.п. отдельно взятого правдолюбца. 

Однако жизнь  постепенно ломала догму об исключительно  индивидуальном характере прав человека. Даже персонализм - философское течение, утверждающее примат человеческой личности по отношению ко всем остальным феноменам  цивилизации и культуры, стремится  откреститься всячески от попыток отождествления с антиколлективизмом. Одна из ключевых идей персонализма - это мысль о  единстве рода человеческого, который  имеет свою историю и коллективную судьбу. Соответственно один из основоположников персонализма Э. Мунье высказывается  по этому поводу следующим образом: "Мы не говорим более о свободе  человека: мы сторонники коллективизма  и, утверждая это, мы порываем со вчерашним  миром. Суверенность внутреннего мира личности здесь никак не оспаривается"13. 

На международном  уровне эти новые тенденции проявились в нарождении третьего (после политических, гражданских и социально-экономических  прав) поколения прав человека. Оно  охватывает права тех категорий  граждан, которые по социальным, политическим, физиологическим и иным причинам не имеют равных с другими гражданами возможностей осуществления общих  для всех людей прав и свобод и  в силу этого нуждаются в определенной поддержке со стороны как государства, так и международного сообщества в целом. Круг носителей таких  коллективных прав достаточно широк. Он включает, в частности, молодежь и  пенсионеров, инвалидов и безработных, беженцев и лиц некоренной национальности. Однако в эпицентре этого круга  стоят женщины, поскольку они  не только нуждаются в особой защите государства, так как в силу причин, прежде всего, физиологического характера  не имеют равных с мужчинами возможностей осуществления общих для всех людей прав человека, но и могут  быть одновременно подростками, престарелыми, инвалидами, беженцами, мигрантами, безработными и т. д., иными словами, ущемленными  в реализации прав и свобод также  и по этим основаниям. 

Вот почему уже  в 1967 г. ООН приняла Декларацию о  ликвидации дискриминации в отношении  женщин, а в 1979 г. - Конвенцию о  ликвидации всех форм дискриминации  в отношении женщин. СССР ратифицировал  эту конвенцию в 1980 г.14 После распада  Советского Союза его правопреемником  по международным пактам и договорам, в том числе и в вопросе  прав и свобод граждан, вытекающих из Конвенции ООН 1979 г., стала Российская Федерация. 

Наиболее существенное значение с точки зрения защиты индивидуальных и коллективных прав женщин имеют  статьи 1 и 4 Конвенции ООН 1979 г. В  первой из них дается легальное определение  понятия "дискриминация в отношении  женщин", во второй разъясняется, какие  временные меры не считаются дискриминационными применительно к мужской половине человечества. Согласно ст.1 Конвенции 1979 г., "понятие "дискриминация  в отношении женщин" означает любое различие, исключение или ограничение  по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет  признание или осуществление  женщинами независимо от их семейного  положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской  или любой другой области". Вместе с тем согласно ст.4 Конвенции  ООН 1979 г. не считается дискриминационным  принятие государствами-участниками  не только мер по охране материнства, но и "временных специальных мер, направленных на ускорение установления фактического равенства между мужчинами  и женщинами". Однако такие временные  специальные меры должны быть отменены, когда будут достигнуты цели равенства  возможностей и равноправного положения  мужчин и женщин. 

Тем самым Конвенция  ООН 1979 г. внесла существенные коррективы в трактовку прав человека, установившуюся со времен Французской революции XVIII в. Впервые мировым сообществом  в один ряд с категориями "свобода" и "равенство" как предпосылками  и сущностью прав человека была поставлена категория "справедливость". 

Такая принципиальная новация в понимании международным  правом категории "права человека" произошла не случайно. Ей предшествовали на национальном уровне существенные экономические, политические и правовые изменения. Научно-техническая революция, начавшаяся вскоре после второй мировой  войны, привела к значительному  росту технологически сложных и  наукоемких производств, требовавших  большого числа работников, обладавших не столько мужской физической силой, сколько многими женскими качествами: тщательностью в работе, терпением, четкостью движений, тонкостью осязания и др. Наемный труд женщин, подобно  наемному труду мужчин, стал массовым явлением. Это требовало и соответствующей  корректировки национального законодательства. В течение семидесятых годов  большинство развитых западных стран  издало законодательные акты против дискриминации граждан по половому признаку прежде всего в сфере  трудовых отношений, в том числе  в вопросах оплаты труда. Все это  привело к росту самосознания женщин. Кроме того, впервые на протяжении многих тысячелетий женщины получили пусть и не полную, но хотя бы относительную  экономическую независимость. 

Существенные  изменения произошли вскоре после  окончания второй мировой войны  также в политической и правовой сферах участвовавших в ней государств, и, прежде всего в области развития института прав человека, которое шло на международной и национальной аренах если не всегда синхронно, то при всех условиях согласованно во времени. Вот почему международно-правовое признание важности и значимости прав человека дало в послевоенные годы наряду с другими факторами импульс для постановки на практическую основу разработанной наукой еще ранее идеи правового государства. При этом в качестве краеугольного камня концепции правового государства выдвигались рядом с верховенством закона и разделением властей те же закрепленные во Всеобщей декларации прав человека и международных пактах о социально-экономических, культурных, а также политических и гражданских правах постулаты: свобода и равенство граждан. В полном соответствии с тем, что было начертано на знаменах Французской революции XVIII в., речь шла о свободе и равенстве по закону, а не в жизни, хотя естественно-правовая трактовка этих основных прав, которая отстаивалась их апологетами, должна была бы, по логике, предполагать обратное. В результате правовое государство стало трактоваться как система конституционных и формально-юридических гарантий, обеспечивающих неприкосновенность и плюрализм собственности, самостоятельность и равную меру свободы производителей и потребителей социальных благ и вообще участников социального обмена - индивидов и их ассоциаций.15 

В приведенном  определении обращает на себя внимание акцент на праве собственности, которое  трактуется как предпосылка и  условие свободы и равенства  граждан и тем самым по сути предстает как бы в качестве исходной базы правового государства. Однако история человечества учит нас, что  попытка отождествления собственности  и свободы в лучшем случае представляет собой идеализированный взгляд на мир. Во все времена и у всех народов  в основе обогащения обнаруживаются весьма далекие от права явления: обезземеливание крестьян, грабежи, насилия, обман, подкуп, противозаконные  махинации, войны и прочие действия отнюдь не правового характера. Другими  словами, понятие "частная собственность" сопрягалось в реальности и сопрягается  поныне не с понятием "право", а, прежде всего со словом "сила" - будь то физическая сила, военная, сила государственного принуждения, власть денег и так далее, что дает собственнику подлинную возможность  обладать всеми правами, причем во многом за счет других лиц. 

При такой постановке вопроса становится понятна, что  в условиях патриархата женщина, отчужденная мужчинами от власти, ограниченная в правах на имущество, не могущая постоять за себя при  помощи кулака или оружия, неизбежно  оказывается слабее, а, следовательно, менее свободной, чем мужчина, если не в формальном обладании правами, то в возможности их претворения  в жизнь даже в условиях правового  государства. Менее конкурентоспособны по сравнению с мужчинами женщины  в условиях рыночной экономики и  из-за различий в иерархии ценностей  из одного из полов. 

Многочисленные  исследования показывают, что собственность, богатство и все то, что способствует их приращению, - коммерция, промышленность, финансы, торговля и даже национальная безопасность - уступают в иерархии ценностей женщин таким категориям, как социальные условия жизни, здоровье, дети, экология и мир во всем мире. 

Не в этом ли одна из причин, почему мужчины во всех государствах мира не стремятся  предоставить женщинам равную с ними возможность участвовать в принятии решений на государственном уровне? И не поэтому ли страдает население  многих стран от голода, нищеты, социальных болезней, экологических бедствий и  даже войн? Такая зависимость была отмечена канадскими учеными, исследовавшими причины ущемления прав гражданок  Канады по половому признаку. Они пришли к выводу, что существует прямая связь между гендерными отклонениями в праве и отстранением женщин от процесса принятия решений.16 

В числе первых, кто не только осознал внутреннюю противоречивость свободы и равенства  как основы правовая статуса человека, но и предпринял конкретные шаги по пути если не снятия, то хотя бы смягчения  этого противоречия, оказались в  шестидесятых годах XX в. Скандинавские  страны. Анализируя реальную действительность формировавшегося правового государства, наука и общество этих стран воочию убедились, что формальное равенство  прав далеко не всегда дает людям равную свободу действий. И депо не только в способностях, прилежании и активности самою человека. Ребенок не имеет  той свободы, какой обладают взрослые. Инвалид лишен во многом свободы, какая есть у здорового человека. Свобода мужчины и женщины  тоже далеко не равновеликие величины. Вот почему в реальной жизни дифференцированный подход к конкретным индивидуумам и  отдельным социальным слоям населения  во многих ситуациях является необходимым  средством для создания их более  полного равенства. 

В результате понятие "дискриминация", закрепленное во Всеобщей декларации прав человека и  Международных пактах о политических, гражданских, а также социально-экономических  и культурных правах, стало приобретать, особенно применительно к проблеме равноправия полов, новые оттенки. В науке и в законодательстве речь стала идти, в зависимости  от целей и последствий дискриминации, о ее "негативных" и "позитивных" подвидах. При этом в качестве негативной дискриминации трактуются любые  ущемления в правах, а как позитивная дискриминация - всякого рода льготы и преимущества. Кроме того, постепенно выяснилось, что и негативная, и  позитивная дискриминация может  быть не только прямой, т.е. закрепленной в законах (дискриминация de jure), но и  косвенной, т.е. складывающейся в реальной жизни (дискриминация de facto). 

Как известно, человечество делится на две половины - мужчин и женщин. Вот почему любая негативная дискриминация одного из полов, будь то прямая или косвенная, неизбежно  означает позитивную дискриминацию  в пользу другого пола, и наоборот. Жизнь показывает, что до равновесия в данном вопросе еще очень  далеко. Тысячелетия патриархата  не прошли даром. Категория справедливости, призванная корректировать в правовом государстве соотношение свободы  и равенства, пока еще не выровняла  чаши весов. Они по-прежнему склоняются не в пользу женщин. Конечно, прямая негативная дискриминация женщин - явление в современном мире не такое уж частое. В западных государствах такого рода нормы сохранились как  рудимент в законах о престолонаследии ряда монархий. В азиатских и африканских  государствах прямая негативная дискриминация  женщин чаще всего имеет корни  в исламе и охватывает вопросы  наследования, собственности на землю  и семейные отношения. В отличие  от этого, прямая позитивная дискриминация  в пользу женщин чаще всего базируется на репродуктивной функции женщин. Понятно, что некоторые из прав, связанные  с рождением и вскармливанием ребенка, просто не могут принадлежать мужчинам и их наличие дискриминацией в собственном смысле слова не является. Однако все то, что касается ухода за детьми и их воспитания, - сфера прав и обязанностей обоих родителей, и здесь возможны перегибы законодательства в обе стороны. Наделение такими правами только женщин, как это имело место до недавнего времени в России, не только прямо дискриминирует мужчин, но косвенно ущемляет права и возможности женщин, лишая их свободы выбора сферы приложения своих сил и способностей, а также снижая их конкурентоспособность на рынке труда. Вот почему приведенное выше определение Конвенцией ООН 1979 г. понятие "дискриминация в отношении женщин" охватывает не только прямое ущемление их прав, но и любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, если оно направлено на уменьшение возможности женщины пользоваться общими для всех людей правами человека и основными свободами. 

Информация о работе Права женщин