Права женщин

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:14, доклад

Краткое описание

Книга представляет первое в России исследование всего комплекса индивидуальных и коллективных прав женщин сквозь призму международных стандартов о правах человека. В работе в сравнительно-правовом плане показано как положения международного права о правах женщин претворяются в национальное законодательство и практику России и ряда других государств. Значительное внимание уделено механизму международной и национальной защиты прав человека - женщин.
Книга рассчитана на депутатов, работников органов законодательной и исполнительной власти, органов отправления правосудия, социальных служб, преподавателей, аспирантов и студентов вузов, активистов женского и правозащитного движения, а также на широкий круг лиц, интересующихся проблемами прав человека.

Файлы: 1 файл

права женщин.docx

— 47.56 Кб (Скачать)

Семидесятые годы XX в. - период своеобразной эйфории международного сообщества применительно к вопросу  возможностей скорейшего достижения женского равноправия. 1975 год был объявлен Генеральной Ассамблеей Международным  годом женщины, а период с 1976 по 1985 годы - Десятилетием женщины Организации  Объединенных Наций под девизом: "Равенство, развитие, мир". Принятие Конвенции ООН 1979 г. поставило задачу выравнивания прав и возможностей мужчин и женщин на правовую основу. Впервые  появился специально посвященный этой проблеме международный документ принципиального  значения. Однако к концу Десятилетия  женщины ООН ситуация стала существенно  меняться не в лучшую сторону. 

Всемирная конференция  по положению женщин (Найроби, Кения, 1985г.) сочла не оправдавшимися надежды  на ускорение экономического роста  развивающихся стран, что должно было позволить расширить масштабы участия женщин в процессах их экономического и социального развития. Все это явилось серьезным  препятствием и поставило под  угрозу не только выполнение новых  программ для женщин, но и возможность  осуществления уже начатых программ. Поскольку цели Десятилетия женщины - равенство, развитие и мир - носят  широкий, взаимосвязанный характер, достижение либо не достижение одной  из них содействует или препятствует осуществлению других. Таким образом, вопросы экономики, находящейся  преимущественно в руках мужчин во всех странах мира, в очередной  раз стали препятствием на пути решения "женского вопроса" в масштабах  Земли. 

Существенный  вклад внесла Найробийская конференция  и в трактовку понятия "равенство  полов". Равенство стало рассматриваться  не просто как правовое понятие, то есть ликвидация дискриминации de jure, но и как равенство прав, обязанностей и возможностей для участия женщин в процессе развития не только в  качестве пользователей его благами (бенефициаров), но и в качестве активной действующей силы. В масштабах  Европы и, прежде всего Скандинавских  стран возросшим требованиям  международного сообщества к равноправию  полов соответствовала постепенная  трансформация правового государства  в правовое социальное государство. Происходило это под влиянием многих разнообразных факторов. Один из них, и весьма существенный, - активизация  движения женщин за свои права, оказавшая  воздействие на развитие не только национального права отдельных  государств, но и международного права. Не в последнюю очередь под  влиянием этой силы была принята в 1989 г. Конвенция ООН о правах ребенка, ратифицированная СССР в 1990 г. 

Общественность  названных стран все больше приходила  к выводу, что значение правовой государственности не исчерпывается  обеспечением принципов права и  простым ограничением государственной  власти на благо свободы. Формирующее  и гарантирующее воздействие  государственных властей должно служить цели обеспечения человеку достойного существования. Оно служит равенству, понимаемому в качестве справедливого социального распределения. Оно служит свободе, которая, в отличие  от времен либерализма XIX в., отделяемых от нас социальными потрясениями и инфляцией, не исчерпывается вопросом защиты индивида от посягательств государства, но является одновременно и вопросом его всеохватывающей деятельности, благодаря которой свобода может  воплотиться в действительность.17 

До того как  приблизиться к идее, а тем более  практике правового социального  государства, человечество претерпело большую трансформацию в своих  представлениях о социальном неравенстве. В течение XIX в. они сводились к  двум связанным между собой, но не идентичным феноменам - бедности и наемному труду. В результате потрясений первой мировой войны со всеми ее последствиями  очень скоро появились новые  признаки социального неравенства. В качестве социальных групп, находящихся  в затруднительном положении, стали  рассматриваться мелкие крестьяне, арендаторы, переселенцы, квартиросъемщики, многодетные семьи, матери, дети и  молодежь, инвалиды войны и т.д. После  второй мировой войны стало ясно, что качественная оценка положения  людей может относиться не только к определенным группам, но и к  жизненным ситуациям (например, здоровью, образованию и т.д.). Оказалось, что  проявлений социального неравенства  можно насчитать сколько угодно. Но существенной всегда, начиная с  коренного рабочего вопроса, остается одна их особенность - экономическая  оболочка. Неравенство создает социальные проблемы тогда, когда порождается  экономическим неравенством или  ведет к нему. Задача социального  государства - найти способы реагирования общества на социальное неравенство, устранения, смягчения или как минимум  контроля за его последствиями. Конституции  развитых демократических государств формируют общий принцип правового  равенства людей. Но ввиду экономической  обусловленности социального неравенства  закон обнаруживает свою истинную силу только там, где конкретные критерии равенства вырабатываются с учетом неравенства экономических условий  или их последствий (например, при  уравнивании мужчин и женщин в  сфере труда)18. 

Подводя итоги  послевоенного государственного строительства, немецкие конституционалисты пришли к  выводу, что социальное равенство  в смысле социальной справедливости вытекает как цель и ценность не в первую очередь и не только из принципа социальной государственности, но образует основу справедливого распределительного социального государства. Соответственно государство должно воздействовать на социальную реальность с целью  создания подлинных предпосылок  для того, чтобы равное достоинство, равная ценность и равная свобода  фактически могли существовать в  обществе19. 

Однако к концу 80-х годов, а особенно в течение 90-х годов, надежда на неуклонное поступательное движение промышленно  развитых стран к социальной государственности  стала тускнеть. Наметившееся во второй половине XX в. равновесие между идеями свободы, равноправия и справедливости было нарушено. В США, Канаде, Англии, многих других государствах Западной, а после распада социалистического  лагеря и в странах Центральной  и Восточной Европы господствующей стала политика неолиберализма и  как ее следствие - резкая поляризация  общества, нарушение принципа равенства, не говоря уже о справедливости. В новой оболочке когда-то относительно прогрессивный принцип либерального индивидуализма подвергся существенной трансформации: главным стало не выявление подлинной индивидуальности, а свобода в распоряжении частной собственностью. 

Особенно острой стала в 90-е годы ситуация в России, других странах СНГ и Центральной  и Восточной Европы, в которых  до "перестройки" господствующей была государственная собственность. История этих стран в последние  десятилетия XX в. явила миру тот криминальный беспредел, используя который, "новые" русские, украинцы, казахи, азербайджанцы, чеченцы, чехи, поляки, болгары и  т.д. стали полновластными собственниками богатств, накопленных народами этих государств на протяжении веков, и с  помощью этих богатств стали подлинными хозяевами государства Российского  и других стран Центральной и  Восточной Европы. Для 40 млн. граждан  России и десятков миллионов граждан  других государств СНГ и в целом  Восточной Европы такой разгул частной  собственности для немногих обернулся "свободой" жить ниже прожиточного минимума20. 

Жаль, что руководством России, других постсоциалистических стран не было услышано предостережение  бывших глав государств и правительств западного мира - Г. Шмидта, В. Жискара  д'Эстена, Т. Фукуды, Дэн-Каллагана, П. Трюдо  и других, признавших на сессии Совета взаимодействия в 1991 г., что рынку  не под силу глобальные проблемы и  поэтому еще в то время не рекомендовавших  восточноевропейским странам спешить  с приватизацией и отказываться от государственного регулирования21. 

Наиболее пострадавшими  от "перестройки", как обычно, оказались  наименее социально защищенные слои населения, в том числе женщины. В ходе проводимых реформ и развития рыночных отношений положение женщин России и других стран Центральной  и Восточной Европы стало ухудшаться во всех сферах общественной жизни. В  Концепции улучшения положения  женщин в России, утвержденной постановлением Правительства РФ от 8 января 1996 г., указывается, что наибольшее беспокойство общественности в современных условиях вызывает невостребованность женщин в политике, дискриминация в сфере труда, ухудшение здоровья и рост насилия22. Заметно проявляется незащищенность женщин в сфере общественного  производства, где женщины составляют примерно половину всех работающих в  городе и на селе. Ныне в России число  безработных женщин составило 62,2% от общей численности безработных. Причем большинство из них имеет  высшее или среднее специальное  образование и возраст 30 - 40 лет. Наряду с "феминизацией безработицы" происходит и "феминизация бедности", так  как многие семьи в нынешних экономических  условиях не могут прожить на зарплату только одного члена семьи, например мужа. 

Переход социальной сферы на коммерческую основу затруднил  доступ граждан страны, в том числе  женщин, к медицинскому обслуживанию, культуре, образованию. Сократилось  количество браков, резко снизилась  рождаемость, по-прежнему велика младенческая и материнская смертность. Сложность  ситуации усугубляется тем, что в  период "перестройки" страна пережила своеобразную ситуацию, когда под  видом требований демократических  свобод разразился серьезнейший культурно-психологический  кризис. Его печатью отмечены все  важнейшие события нашего времени23. 

Не в последнюю  очередь этот кризис обусловил, наряду с процессом растаскивания всенародного богатства, небывалый рост насилия  в обществе, в том числе в  семье, на работе, в общественных местах. Насилие приобрело невиданные ранее  масштабы в районах вооруженных  конфликтов, число которых непрерывно множится на территории бывших СССР и  Федеративной Республики Югославия. В  Европе не затихают имеющий в первую очередь религиозную подоплеку  вооруженный конфликт в Северной Ирландии, этнические войны на Корсике, в Испании и др. Во всех районах  мира эскалация насилия усугубляется, помимо прочего, исламским фундаментализмом, борьбой за рынки нелегального бизнеса  и все возрастающим числом террористических акций. 

Наиболее страдающими  в условиях военной конфронтации и любых вооруженных конфликтов оказываются женщины и дети. Мимо этого позорного для современной  цивилизации явления не могла  пройти Организация Объединенных Наций. В повестку дня Всемирной конференции  по правам человека, состоявшейся летом 1993 г. в Вене, был впервые включен  в качестве самостоятельного пункта повестки дня вопрос о правах человека женщины, как неотъемлемой, составной  и неделимой части всеобщих прав человека. В принятых Венской конференцией документах провозглашается, что нарушения  прав женщин в ситуациях вооруженных  конфликтов являются нарушениями основополагающих принципов международного права  в области прав человека и гуманитарного  права. В Декларации конференции  подчеркивается также важность работы по прекращению насилия в отношении  женщин в общественной и частной  жизни, ликвидации всех форм сексуальных  посягательств, эксплуатации и незаконной торговли женщинами, по устранению пагубных последствий, связанных с определенной традиционной или укоренившейся  в обычаях практикой, предрассудками, обусловленными культурой, и с религиозным  экстремизмом. 

Всемирная конференция  по правам человека в Вене рекомендовала  Генеральной Ассамблее принять  Декларацию о насилии в отношении  женщин и настоятельно призвала государства  бороться против этого позорного  явления. В том же году - 20 декабря 1993 г. - была принята Декларация об искоренении  насилия в отношении женщин. В  ней государства - члены ООН обязываются  включать в доклады о правах человека, предоставляемые в органы ООН, информацию, касающуюся насилия в отношении  женщин и принимаемых по его искоренению  мерах, а также анализ тенденций  в данном вопросе. Был также назначен Комиссией ООН по правам человека специальный докладчик по вопросу  о насилии в отношении женщин. 

IV Всемирная  конференция по положению женщин (Пекин, 1995г.), собравшая 35 тысяч участниц  со всего мира, в отличие от  Найробийской конференции 1985 г., проходила отнюдь не в мажорном  ключе. В ее документах констатируется  значительное ухудшение за истекшее  десятилетие положения женщин  во всем мире, в том числе  и в связи с отсутствием  надлежащих контрольных механизмов  на международном и национальном  уровнях. Соответственно разработаны  предложения, призванные способствовать  восполнению этого пробела как  всем международным сообществом,  так и каждым государством, ратифицировавшим  Конвенцию ООН "О ликвидации  всех форм дискриминации в  отношении женщин". 

Во исполнение этого решения постановлением Правительства  РФ от 6 января 1996 г. была принята Концепция  улучшения положения женщин в  РФ и образована Комиссия для обеспечения  согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по улучшению  положения женщин24. В течение 1996-1997 гг. Комитетом Государственной думы по делам женщин, семьи и молодежи разработана и неоднократно обсуждена  на федеральном и региональном уровнях  Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин25. 

Значение Пекинской  конференции по положению женщин не ограничивается констатацией факта  углубления дискриминации женщин во всем мире и выработкой мер по искоренению  этого позорного явления. Политической целью конференции был не столько  теоретический анализ и даже не столько  собственно обмен опытом, сколько  именно проявление власти как влияние, формирование единой коллективной воли и утверждение ее в одно и то же время, в одном и том же месте, т.е. ее реальная демонстрация. С проявлением  такой воли мировое сообщество обязано  считаться26. Именно с дальнейшим объединением сил женских организаций на национальном и глобальном уровне и опорой на международно-правовые документы и  международные организации связывают  женщины всего мира свои надежды  на конечное торжество справедливости в вопросе достижения обоими полами равных прав и равных возможностей по их реализации. Одна из первых задач  в этом направлении - добиться в 2000 г. ратификации всеми членами ООН  Конвенции 1979 г. "О ликвидации всех форм дискриминации в отношении  женщин". 

Информация о работе Права женщин