Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:14, доклад
Книга представляет первое в России исследование всего комплекса индивидуальных и коллективных прав женщин сквозь призму международных стандартов о правах человека. В работе в сравнительно-правовом плане показано как положения международного права о правах женщин претворяются в национальное законодательство и практику России и ряда других государств. Значительное внимание уделено механизму международной и национальной защиты прав человека - женщин.
Книга рассчитана на депутатов, работников органов законодательной и исполнительной власти, органов отправления правосудия, социальных служб, преподавателей, аспирантов и студентов вузов, активистов женского и правозащитного движения, а также на широкий круг лиц, интересующихся проблемами прав человека.
Семидесятые годы
XX в. - период своеобразной эйфории международного
сообщества применительно к вопросу
возможностей скорейшего достижения женского
равноправия. 1975 год был объявлен
Генеральной Ассамблеей Международным
годом женщины, а период с 1976 по 1985
годы - Десятилетием женщины Организации
Объединенных Наций под девизом:
"Равенство, развитие, мир". Принятие
Конвенции ООН 1979 г. поставило задачу
выравнивания прав и возможностей мужчин
и женщин на правовую основу. Впервые
появился специально посвященный этой
проблеме международный документ принципиального
значения. Однако к концу Десятилетия
женщины ООН ситуация стала существенно
меняться не в лучшую сторону.
Всемирная конференция
по положению женщин (Найроби, Кения,
1985г.) сочла не оправдавшимися надежды
на ускорение экономического роста
развивающихся стран, что должно
было позволить расширить масштабы
участия женщин в процессах их
экономического и социального развития.
Все это явилось серьезным
препятствием и поставило под
угрозу не только выполнение новых
программ для женщин, но и возможность
осуществления уже начатых
Существенный
вклад внесла Найробийская конференция
и в трактовку понятия "равенство
полов". Равенство стало
Общественность
названных стран все больше приходила
к выводу, что значение правовой
государственности не исчерпывается
обеспечением принципов права и
простым ограничением государственной
власти на благо свободы. Формирующее
и гарантирующее воздействие
государственных властей должно
служить цели обеспечения человеку
достойного существования. Оно служит
равенству, понимаемому в качестве
справедливого социального
До того как
приблизиться к идее, а тем более
практике правового социального
государства, человечество претерпело
большую трансформацию в своих
представлениях о социальном неравенстве.
В течение XIX в. они сводились к
двум связанным между собой, но не
идентичным феноменам - бедности и наемному
труду. В результате потрясений первой
мировой войны со всеми ее последствиями
очень скоро появились новые
признаки социального неравенства.
В качестве социальных групп, находящихся
в затруднительном положении, стали
рассматриваться мелкие крестьяне,
арендаторы, переселенцы, квартиросъемщики,
многодетные семьи, матери, дети и
молодежь, инвалиды войны и т.д. После
второй мировой войны стало ясно,
что качественная оценка положения
людей может относиться не только
к определенным группам, но и к
жизненным ситуациям (например, здоровью,
образованию и т.д.). Оказалось, что
проявлений социального неравенства
можно насчитать сколько
Подводя итоги
послевоенного государственного строительства,
немецкие конституционалисты пришли к
выводу, что социальное равенство
в смысле социальной справедливости
вытекает как цель и ценность не
в первую очередь и не только из
принципа социальной государственности,
но образует основу справедливого
Однако к концу
80-х годов, а особенно в течение
90-х годов, надежда на неуклонное
поступательное движение промышленно
развитых стран к социальной государственности
стала тускнеть. Наметившееся во второй
половине XX в. равновесие между идеями
свободы, равноправия и справедливости
было нарушено. В США, Канаде, Англии,
многих других государствах Западной,
а после распада
Особенно острой
стала в 90-е годы ситуация в России,
других странах СНГ и Центральной
и Восточной Европы, в которых
до "перестройки" господствующей
была государственная собственность.
История этих стран в последние
десятилетия XX в. явила миру тот криминальный
беспредел, используя который, "новые"
русские, украинцы, казахи, азербайджанцы,
чеченцы, чехи, поляки, болгары и
т.д. стали полновластными собственниками
богатств, накопленных народами этих
государств на протяжении веков, и с
помощью этих богатств стали подлинными
хозяевами государства
Жаль, что руководством
России, других постсоциалистических
стран не было услышано предостережение
бывших глав государств и правительств
западного мира - Г. Шмидта, В. Жискара
д'Эстена, Т. Фукуды, Дэн-Каллагана, П. Трюдо
и других, признавших на сессии Совета
взаимодействия в 1991 г., что рынку
не под силу глобальные проблемы и
поэтому еще в то время не рекомендовавших
восточноевропейским странам
Наиболее пострадавшими
от "перестройки", как обычно, оказались
наименее социально защищенные слои
населения, в том числе женщины.
В ходе проводимых реформ и развития
рыночных отношений положение женщин
России и других стран Центральной
и Восточной Европы стало ухудшаться
во всех сферах общественной жизни. В
Концепции улучшения положения
женщин в России, утвержденной постановлением
Правительства РФ от 8 января 1996 г., указывается,
что наибольшее беспокойство общественности
в современных условиях вызывает
невостребованность женщин в политике,
дискриминация в сфере труда,
ухудшение здоровья и рост насилия22.
Заметно проявляется
Переход социальной
сферы на коммерческую основу затруднил
доступ граждан страны, в том числе
женщин, к медицинскому обслуживанию,
культуре, образованию. Сократилось
количество браков, резко снизилась
рождаемость, по-прежнему велика младенческая
и материнская смертность. Сложность
ситуации усугубляется тем, что в
период "перестройки" страна пережила
своеобразную ситуацию, когда под
видом требований демократических
свобод разразился серьезнейший культурно-психологический
кризис. Его печатью отмечены все
важнейшие события нашего времени23.
Не в последнюю
очередь этот кризис обусловил, наряду
с процессом растаскивания
Наиболее страдающими
в условиях военной конфронтации
и любых вооруженных конфликтов
оказываются женщины и дети. Мимо
этого позорного для
Всемирная конференция
по правам человека в Вене рекомендовала
Генеральной Ассамблее принять
Декларацию о насилии в отношении
женщин и настоятельно призвала государства
бороться против этого позорного
явления. В том же году - 20 декабря
1993 г. - была принята Декларация об искоренении
насилия в отношении женщин. В
ней государства - члены ООН обязываются
включать в доклады о правах человека,
предоставляемые в органы ООН, информацию,
касающуюся насилия в отношении
женщин и принимаемых по его искоренению
мерах, а также анализ тенденций
в данном вопросе. Был также назначен
Комиссией ООН по правам человека
специальный докладчик по вопросу
о насилии в отношении женщин.
IV Всемирная
конференция по положению
Во исполнение
этого решения постановлением Правительства
РФ от 6 января 1996 г. была принята Концепция
улучшения положения женщин в
РФ и образована Комиссия для обеспечения
согласованных действий заинтересованных
федеральных органов
Значение Пекинской
конференции по положению женщин
не ограничивается констатацией факта
углубления дискриминации женщин во
всем мире и выработкой мер по искоренению
этого позорного явления. Политической
целью конференции был не столько
теоретический анализ и даже не столько
собственно обмен опытом, сколько
именно проявление власти как влияние,
формирование единой коллективной воли
и утверждение ее в одно и то
же время, в одном и том же месте,
т.е. ее реальная демонстрация. С проявлением
такой воли мировое сообщество обязано
считаться26. Именно с дальнейшим объединением
сил женских организаций на национальном
и глобальном уровне и опорой на
международно-правовые документы и
международные организации