История развития психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 21:06, реферат

Краткое описание

Возникновение элементов психологического знания следует отнести к тем временам, когда человек впервые осознал, что человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания.

Оглавление

Введение........................................................................................................... 3

Этапы развития психологии:........................................................................... 4

Развитие психологии в период античности........................................ 7
Развитие психологии период средневековья и эпохи возрождения... 9
Развитие психологии в новое время................................................... 12
Вывод............................................................................................................. 15

Список используемой литературы................................................................ 16

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федераци1 (Автосохраненный).docx

— 40.54 Кб (Скачать)

    Монастыри становились оплотом науки, в  них хранили книги и обучали  грамоте. Вообще единственными грамотными людьми, как правило, были монахи, а  светские люди, феодалы, даже высшая знать, часто не умели писать и считать. В монастырях хранились не только церковные, но и светские книги, в  том числе списки с книг античных психологов. Эти работы изучались  и развивались в трудах церковных  ученых, обычно работавших при монастырях. Важным было и то, что в это  суровое время монастыри давали защиту, охраняли от голода и многих болезней, от военных грабежей. Несмотря на противодействие императоров, власть пап оставалась достаточно крепкой, чтобы противодействовать любым  попыткам пошатнуть авторитет церкви. Этому способствовало и то, что, несмотря на остатки языческих верований, большинство светских властителей  также были глубоко верующими  людьми.

    Такое положение просуществовало несколько  веков, однако уже к XII-XIII вв. оно начало изменяться. Однако для взаимоотношений  науки и религии этот поворот  оказался не столь благоприятным, так  как духовенство перестало быть единственным оплотом культуры. В  это время стали появляться первые светские университеты, начала в Болонье, а затем в Париже. Открывались  и светские школы - т.е. грамотными уже  были не только монахи, но и аристократия купцы и ремесленники. Усиление городов  с их самоуправлением, для которого необходимо высокое мастерство и  выполнение цеховых правил, требовало  и новой культуры, нового самосознания человека. Появилась и сильная  светская власть, которая подчинила  себе церковную.

    Именно  в это время и зародилась схоластика, которая в этот момент была достаточно прогрессивным явлением, так как  предполагала не только пассивное усвоение старого, но и активное разъяснение  и модификацию готового знания, развивала  умение логически мыслить, приводить  систему доказательств и строить  свою речь. Тот факт, что это знание уже готовое, т.е. схоластика связана  с использованием репродуктивного, а не творческого мышления, тогда  мало настораживал, так как даже репродуктивное мышление направлено на получение и доказательство знания. Однако со временем схоластика начала тормозить развитие новых знаний, приобрела догматический характер и превратилась в набор силлогизмов, которые не позволяли опровергнуть старые, неправильные или неверные в новой ситуации положения. Точно  так же и церковь, бывшая в VI-Х  вв. во многом хранительницей знаний, становилась  тормозом на пути развития науки. В  стремлении сохранить за собой приоритетные позиции церковь препятствовала развитию новых концепций, которые  противоречили ее многочисленным догмам, причем со временем этих противоречий становилось все больше, а неприятие  возрастало. Именно в позднем Средневековье  приобретала все большее значение инквизиция, которая пыталась отстоять прежние позиции церкви во власти и науке.

    Все большее влияние на психологию Средневековья  начинали оказывать и работы Платона  и Аристотеля, концепции которых  постепенно приобретали все более  ортодоксальный характер. Многие крупные  ученые того времени (Ибн Рушд, Ф. Аквинский) были последователями Аристотеля, доказывая, что именно их толкование этой теории единственно верное.

    К кругу традиционных психологических  проблем, исследуемых в средневековой  науке, относится, прежде всего, изучение процесса мышления и его взаимосвязи  с речью. Анализируя становление  понятийного мышления, ученые ставили  вопрос о происхождении общих  понятий (универсалии). Наряду с вопросом о взаимосвязи знания и веры он становится одним из центральных  в период схоластики. При этом реалисты (Эриугена, Гильом, Ансельм Кентерберийский) доказывали, что общие понятия  реально существуют еще до вещей, в уме у Бога. Такой подход перекликался с позицией Платона, утверждавшего, что общие понятия существуют в мировой душе, являясь образцом для реальных предметов. Номиналисты (Росцелини, позднее Д. Скот, У. Оккам), напротив, считали, что общие понятия  не существуют в реальности, есть лишь «дуновение голоса», т.е. слово, которым  для удобства общения фиксируют  группу сходных предметов. Основатель концептуализма (направления, примыкавшего к номинализму) П. Абеляр доказывал, что общие понятия существуют и вне вещей, в уме человека, т.е. слово - это не только звук, но и  значение, которое, оставаясь в названиях, передается людям. При этом он одним  из первых (наряду с Эриугеной) отстаивал  верховенство разума над верой, говоря о том, что надо понимать, чтобы  верить. Так к XI-XII вв. в науке начал  возрождаться рационализм, который  стал ведущим направлением в психологии и философии Нового времени.

    В то же время наряду с продолжением исследования традиционных для античной науки вопросов психология Средневековья  занимается и новыми проблемами. Прежде всего к ним относится изучение взаимосвязи психических и соматических болезней, проводившееся известным  арабским психологом и врачом Ибн  Синой. Эти работы заложили основы современной  психофизиологии, впервые вскрыли  природу стрессов и их влияние  на состояние психики.

    В церковной психологии также проводились  важные исследования, направленные на изучение способов манипуляции большой  массой людей, приемов снижения психического напряжения. Однако в трудные для  человека моменты, во время социальных катаклизмов (войн, эпидемий и т.д.), случавшихся достаточно часто, особенно на протяжении VI-Х вв., этих естественных регуляторов психологической стабильности оказывалось недостаточно. Поэтому  было необходимо разработать способы  эмоциональной разрядки, очищения от страха и чувства вины. Такие способы  были найдены в самой церковной  культуре. Это были, прежде всего, обряды исповеди и покаяния; они давали людям уверенность в возможности  очищения, снятия вины за свои поступки, за нарушения правил, неизбежные в  реальной жизни, в возможности прощения и искупления тех ошибок, которые  были ими сделаны. Таким образом, недовольство собой не накапливалось, снималась напряженность от осознания  своих грехов, что способствовало укорененности и с собой, и  с другими, предотвращало снижение самооценки. Терапевтический эффект этих обрядов был тесно связан с глубокой верой, надеждой на загробное  воздаяние, которые служили в  этом случае основой для катарсиса.

    На  вере основывались и способы лечения  некоторых психосоматических заболеваний (например, истерии), которые использовались многими священнослужителями в  средние века. Уверенность людей  в том, что данный священник действительно  может им помочь, приводила к тому, что наложение рук, прикосновение  к одежде и т. п. становились мощным стрессовым фактором, излечивавшим больного. Технология внушения, помогающая при  подобных заболеваниях, впоследствии была использована и в психоанализе.

    В этот период продолжалось и развитие ораторского искусства, направленного  на управление чувствами слушателей, заражение их определенным эмоциональным  состоянием. Если в античности эти  приемы основывались главным образом  на речи, то в Средневековье использовались и невербальные средства (жесты, паузы, интонации и т.д.), что было серьезным  приобретением психологии того времени. 

  • Развитие  психологии в новое  время
  •  

        С XVII века начинается новая эпоха в  развитии психологического знания. Она  характеризуется попытками осмыслить  душевный мир человека преимущественно  с общефилософских, умозрительных  позиций, без необходимой экспериментальной  базы. Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его  телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в  теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как  связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт заложил  основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной  идеей рефлекса как закономерного  двигательного ответа организма  на внешнее физическое раздражение.

        Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза  полагал, что такой подход дает возможность  рассматривать явления психики  с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и  поверхности в геометрии.

        Немецкий  философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув  установленное Декартом равенство  психики и сознания, ввел понятие  о бессознательной психике. В  душе человека непрерывно идет скрытая  работа психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них  возникают сознательные желания  и страсти.

        Психология  в этот период, так же как и  на первых этапах развития античной науки, укрепила свою связь с философией. Это объяснялось тем, что, оставаясь  в рамках науки о душе (своего собственного предмета), психологии сложнее  было избавиться от схоластических догм, отделиться от богословия. Однако ориентация на философию в то время сужала предмет психологии, которая рассматривала  в основном общие закономерности развития психики человека, а не живого мира в целом. Развитие же естествознания в то время еще не давало возможности  выстроить полноценную концепцию  психического (особенно психики человека) на его основе.

        Однако  тесная связь с философией не означала, что психология в это время  не искала собственного предмета исследования, конкретного определения области  своей деятельности. Эта область  понималась, прежде всего, как исследование путей становления у человека картины окружающего мира и самого себя. Причем эта картина, как представлялось, должна была быть осознанной. В осознанности души, в разуме, вслед за психологами  Средневековья, ученым виделось отличие  человека от других живых существ. Так  уточнялся предмет психологии, которая  становилась наукой о сознании. При  этом из нескольких вопросов, исследовавшихся  психологией античности, - о познании, о движущих силах и закономерностях  психики, о механизмах регуляции  поведения - на первый план выходили именно проблемы познания.

        Это было связано с несколькими причинами. Первая, о которой говорилось выше, - стремление доказать возможности  человека в постижении истины на основе знания, а не веры. В связи рассматривалось  психологами античности как одна из составляющих душевной жизни. Таким  образом, из исследования на некоторое  время выпадали проблемы движущих сил  и регуляции внешней деятельности. В то же время вопросы о содержании и пункциях сознания подвели ученых к изучению его роли в человеческой жизни, следовательно, и в поведении  человека. Так вновь перед психологией  вставала необходимость проанализировать разницу между разумным и неразумным (аффективным) поведением, границы свободы  человека.

        Таким образом, анализ становления предмета психологии в этот период дает противоречивую картину. С одной стороны, методологически  психология ограничивалась вопросами  сознания и путей его формирования, этапов развития образа мира и себя. С другой стороны, изучение содержания и функций сознания приводило  к фактическому включению поведения, движущих сил и регуляции не только внутренней, но и внешней активности в круг исследования ведущих психологов того времени.

        При этом если в конце XVI в. на первый план выходили проблемы предмета психологии, объективности методов исследования психики, анализа полученных данных, которые были центральными для теории Ф. Бэкона, то, начиная с Р. Декарта, не менее значимыми становятся проблемы функций души, ее роли в познании и поведении.

        В начале Нового времени, несмотря на усилия Ф. Бэкона, более распространенным был  рационалистический подход, который  разрабатывался такими известными учеными, как Р.Декарт, Г.В. Лейбниц. Во многом это было связано с необходимостью для психологии и философии преодолеть последствия схоластики. Однако уже  к середине века бурное развитие наук, промышленности сделало очевидной  необходимость учитывать в психологии и новые требования, а потому все  большее распространение стал получать сенсуализм, представленный в то время  в концепциях Д. Локка и Т. Гоббса.

        Термин "эмпирическая психология" введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом  для обозначения направления  в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Английский философ  Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную  к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных  впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные  идеи. В язык психологии Локк ввел понятие  ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

        Появление строго объективных методов исследования и изменение предмета психологии сказались и на понимании новым  поколением психологов понятия «душа». Так как в объяснении фактов психической  жизни она уже не играла прежней  роли, то, согласно принципу Оккама, психология в то время и не испытывала нужды  в использовании этого понятия  в своих исследованиях. Однако в  этом случае необходимо было найти  другой подход для объяснения активности тела, выявить новый источник энергии  для внутренней и внешней активности. Этому и помогли законы механики, открытые современной для того времени  физикой, законы И. Ньютона. Именно они  и были использованы Декартом для  обоснования первой в истории  психологии теории рефлекса, которая  со временем получала все большее  обоснование в открытиях в  смежных с психологией областях науки и стала одним из постулатов современной психологии.

    Информация о работе История развития психологии