Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 21:06, реферат
Возникновение элементов психологического знания следует отнести к тем временам, когда человек впервые осознал, что человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания.
Введение........................................................................................................... 3
Этапы развития психологии:........................................................................... 4
Развитие психологии в период античности........................................ 7
Развитие психологии период средневековья и эпохи возрождения... 9
Развитие психологии в новое время................................................... 12
Вывод............................................................................................................. 15
Список используемой литературы................................................................ 16
Монастыри становились оплотом науки, в них хранили книги и обучали грамоте. Вообще единственными грамотными людьми, как правило, были монахи, а светские люди, феодалы, даже высшая знать, часто не умели писать и считать. В монастырях хранились не только церковные, но и светские книги, в том числе списки с книг античных психологов. Эти работы изучались и развивались в трудах церковных ученых, обычно работавших при монастырях. Важным было и то, что в это суровое время монастыри давали защиту, охраняли от голода и многих болезней, от военных грабежей. Несмотря на противодействие императоров, власть пап оставалась достаточно крепкой, чтобы противодействовать любым попыткам пошатнуть авторитет церкви. Этому способствовало и то, что, несмотря на остатки языческих верований, большинство светских властителей также были глубоко верующими людьми.
Такое
положение просуществовало
Именно
в это время и зародилась схоластика,
которая в этот момент была достаточно
прогрессивным явлением, так как
предполагала не только пассивное усвоение
старого, но и активное разъяснение
и модификацию готового знания, развивала
умение логически мыслить, приводить
систему доказательств и
Все большее влияние на психологию Средневековья начинали оказывать и работы Платона и Аристотеля, концепции которых постепенно приобретали все более ортодоксальный характер. Многие крупные ученые того времени (Ибн Рушд, Ф. Аквинский) были последователями Аристотеля, доказывая, что именно их толкование этой теории единственно верное.
К кругу традиционных психологических проблем, исследуемых в средневековой науке, относится, прежде всего, изучение процесса мышления и его взаимосвязи с речью. Анализируя становление понятийного мышления, ученые ставили вопрос о происхождении общих понятий (универсалии). Наряду с вопросом о взаимосвязи знания и веры он становится одним из центральных в период схоластики. При этом реалисты (Эриугена, Гильом, Ансельм Кентерберийский) доказывали, что общие понятия реально существуют еще до вещей, в уме у Бога. Такой подход перекликался с позицией Платона, утверждавшего, что общие понятия существуют в мировой душе, являясь образцом для реальных предметов. Номиналисты (Росцелини, позднее Д. Скот, У. Оккам), напротив, считали, что общие понятия не существуют в реальности, есть лишь «дуновение голоса», т.е. слово, которым для удобства общения фиксируют группу сходных предметов. Основатель концептуализма (направления, примыкавшего к номинализму) П. Абеляр доказывал, что общие понятия существуют и вне вещей, в уме человека, т.е. слово - это не только звук, но и значение, которое, оставаясь в названиях, передается людям. При этом он одним из первых (наряду с Эриугеной) отстаивал верховенство разума над верой, говоря о том, что надо понимать, чтобы верить. Так к XI-XII вв. в науке начал возрождаться рационализм, который стал ведущим направлением в психологии и философии Нового времени.
В
то же время наряду с продолжением
исследования традиционных для античной
науки вопросов психология Средневековья
занимается и новыми проблемами. Прежде
всего к ним относится изучение
взаимосвязи психических и
В
церковной психологии также проводились
важные исследования, направленные на
изучение способов манипуляции большой
массой людей, приемов снижения психического
напряжения. Однако в трудные для
человека моменты, во время социальных
катаклизмов (войн, эпидемий и т.д.),
случавшихся достаточно часто, особенно
на протяжении VI-Х вв., этих естественных
регуляторов психологической
На
вере основывались и способы лечения
некоторых психосоматических
В
этот период продолжалось и развитие
ораторского искусства, направленного
на управление чувствами слушателей,
заражение их определенным эмоциональным
состоянием. Если в античности эти
приемы основывались главным образом
на речи, то в Средневековье использовались
и невербальные средства (жесты, паузы,
интонации и т.д.), что было серьезным
приобретением психологии того времени.
С
XVII века начинается новая эпоха в
развитии психологического знания. Она
характеризуется попытками
Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). Нет особого духовного начала, оно всегда есть одно из проявлений протяженной субстанции (материи). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.
Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.
Психология
в этот период, так же как и
на первых этапах развития античной науки,
укрепила свою связь с философией.
Это объяснялось тем, что, оставаясь
в рамках науки о душе (своего
собственного предмета), психологии сложнее
было избавиться от схоластических догм,
отделиться от богословия. Однако ориентация
на философию в то время сужала
предмет психологии, которая рассматривала
в основном общие закономерности
развития психики человека, а не
живого мира в целом. Развитие же естествознания
в то время еще не давало возможности
выстроить полноценную
Однако
тесная связь с философией не означала,
что психология в это время
не искала собственного предмета исследования,
конкретного определения
Это
было связано с несколькими
Таким образом, анализ становления предмета психологии в этот период дает противоречивую картину. С одной стороны, методологически психология ограничивалась вопросами сознания и путей его формирования, этапов развития образа мира и себя. С другой стороны, изучение содержания и функций сознания приводило к фактическому включению поведения, движущих сил и регуляции не только внутренней, но и внешней активности в круг исследования ведущих психологов того времени.
При
этом если в конце XVI в. на первый план
выходили проблемы предмета психологии,
объективности методов
В
начале Нового времени, несмотря на усилия
Ф. Бэкона, более распространенным был
рационалистический подход, который
разрабатывался такими известными учеными,
как Р.Декарт, Г.В. Лейбниц. Во многом
это было связано с необходимостью
для психологии и философии преодолеть
последствия схоластики. Однако уже
к середине века бурное развитие наук,
промышленности сделало очевидной
необходимость учитывать в
Термин "эмпирическая психология" введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними. Английский философ Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т.е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.
Появление
строго объективных методов