История развития психологического знания. Основные направления развития психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 20:12, реферат

Краткое описание

Психология имеет давнюю историю, а именно предысторию, но как самостоятельная научная дисциплина является достаточно молодой. Ее возраст насчитывает всего лишь около ста лет. За этот достаточно короткий, как для самостоятельной науки, исторический период она утвердилась как автономная отрасль научного знания и отличается только ей присущими теорией, методологией, методами исследования.

Оглавление

Введение ……………………………. ………. …………………… . . . .стр 2
1 История развития психологического знания …………………. . .стр 4
2Оснвные направления развития психологии …………………. стр 11
2.1Социальная психология ……………………………. ………. … . стр 12
2.2 педагогическая психология …………………. ………………… стр 12
2.3 возрастная психология …………………. ……………. … ……. . стр 13
2.4 инженерная психология ……………….……….……….…. .… . . стр 13
2.5психология труда …………………. ………………….…………… стр 13
2.6клиническая психология ………………….…………………. . . . .стр 14
2.7 психофизиологическая психология …………………. . . . . . . . . стр 14
2.8 дифференциальная психология …………………. . . . . . . . . . . . .стр 15
3 Вывод ………………….…………….……

Файлы: 1 файл

готовый реферат.doc

— 98.50 Кб (Скачать)


Московский гуманитарно-экономический институт

Тверской филиал

 

 

 

Реферат

студента Эт – 331 учеб. гр. 3 курса заочного отделения

факультета экономики и управления

Егоровой Кристины Владимировны

Специальность: бух. учёт, анализ и аудит.

По учебной дисциплине: «Психология»

Тема «История развития психологического знания. Основные  направления развития психологии »

 

 

 

 

                                                            Руководитель: Козлов С.А.

Защищена                                         Оценка:  «_________________»

«___» _________ 2012 г.                          __________/ Козлов С.А. /

 

 

 

 

Торопец 2012 г.

 

 

Содержание

 

 

Введение ……………………………. ………. …………………… . . . .стр 2

1 История развития психологического знания …………………. . .стр 4

2Оснвные направления развития психологии  ………………….  стр 11

2.1Социальная психология ……………………………. ………. … . стр 12

2.2 педагогическая  психология …………………. ………………… стр 12

2.3 возрастная психология …………………. ……………. … ……. . стр 13

2.4 инженерная психология ……………….……….……….…. .… . . стр 13

2.5психология труда …………………. ………………….…………… стр 13

2.6клиническая психология ………………….…………………. . . . .стр 14

2.7  психофизиологическая психология …………………. . . . . . . . . стр 14

2.8 дифференциальная  психология …………………. . . . . . . . . . . . .стр 15

3 Вывод ………………….…………….……….……………. ………… .стр16

Список используемой литературы ………………….………….……  стр17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

Введение

Психология имеет давнюю историю, а именно предысторию, но как самостоятельная научная дисциплина является достаточно молодой. Ее возраст насчитывает всего лишь около ста лет. За этот достаточно короткий, как для самостоятельной науки, исторический период она утвердилась как автономная отрасль научного знания и отличается только ей присущими теорией, методологией, методами исследования.

На каждом этапе развития человечества происходит переосмысление места человека в мире, его отношений с миром и с собой, открываются новые перспективы во взгляде на человеческую природу. Человеческая жизнь противоречива по своей сущности. Каждый человечек так или иначе самоопределяется и самоутверждается в пространстве и времени, отмеренному ему на жизнь, находит себя на пересечении биологического и социального, физического и психического, индивидуального и универсального, внутреннего и внешнего, субъективного и объективного, материального и духовного измерений существования.

21 век - это Век информации и информационных технологий. Большое количество новых открытий, появление новых видов деятельности. Так, когда-то психология была совершенно новым знанием, затем Психоанализ стал "новой психологией", новой эрой в понимании человека. Прошло не так много времени, и Психоанализ стал "добрым дедушкой", а на горизонте забрезжила опять «новая психология». Возникает потребность обновлять и качественно улучшать, оптимизировать деятельность человека во многих сферах. И конечно психология не является исключением, поскольку стремительное развитие общества и сфер формирует и определенные запросы для психологии. Помимо падения так называемого «железного занавеса» в начале 90-х 20ст, что повлекло за собой стремительный поток различной информации и в том числе информации о различных психологических практиках учений запада и востока, появляется у нас новый

3

информационный ресурс, такой как интернет. И если в начале 90-х 20ст. все эти «новые» знания были больше похожи на суррогатные учения и практики, то дальнейшее развитие и расширение более свободного международного общения и в том числе с целью научных обменов и обучений, повлияли на качественные изменения и улучшения в обучении этим новым направлениям психологии с их разнообразными ответвлениями и практиками. Так же за последнее десятилетие более широкое распространение и использование всемирной сети Интернет дало возможность появлению у нас достаточному количеству новых западных и восточных психологических теорий, направлений, методов, учений, а так же в связи с этим большое количество психологических практик. Конечно, помимо, вышеуказанного мощного влияния информационного обмен.ресурса на развитие новых тенденций, не малую роль в развитии направлений играют (вышеупомянутые) потребность и необходимость обновлять и качественно улучшать, оптимизировать деятельность человека во многих сферах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

1 История развития психологического знания

 

Психология, как и любая другая наука, прошла определенный путь развития. В ее истории можно условно выделить четыре этапа. На первом этапе психология существовала как наука о душе, на вто­ром — как наука о сознании, на третьем — как наука о поведении, а на четвертом — как наука о психике. Рассмотрим более подробно каж­дый из них.

За время существования человечества происходило накопление знаний о психических явлениях. Происходило становление психологии как самостоятельной науки. Однако первоначально психологические знания аккумулировались на бытовом, или житейском, уровне.

Особенностью психологии как научной дисциплины является то, что с проявлениями психики человек сталкивается с тех пор, как начал осознавать себя человеком. Однако психические явления длительное время оставались для него непостижимой загадкой. Но задолго до того, огня. Все существующее, в том числе телесное и душевное, непрерывно изменяется. В микрокосмосе организма повторяется общий ритм пре­вращений огня в масштабах всего космоса, а огненное начало в орга­низме и есть душа — психея. Душа, согласно Гераклиту, рождается пу­тем испарения из влаги и, возвращаясь во влажное состояние, гибнет. Однако между состоянием «влажности» и «огненности» есть множе­ство переходов. Например, о пьяном человеке Гераклит говорит, что «он не замечает куда идет, ибо психея его влажна». Напротив, чем душа суше, тем она мудрее.

С идеей огня как основой существующего мира мы встречаемся и в работах другого известного древнегреческого мыслителя Демокрита (460-370 гг. до н. э.), который разработал атомистическую модель ми­ра. Согласно Демокриту, душа — это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Все душевные явления Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами. Так, по

5

его мнению, ощущения челове­ка возникают потому, что атомы души приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» от предметов. Таким образом, материализм Демокрита носил наивный механистиче­ский характер.

Гораздо более сложные понятия о душе встречаются в воззрени­ях Аристотеля (384-322 гг. до н. э.). Его трактат «О душе» — первое специально психологическое сочинение, которое в течение длитель­ного времени оставалось главным руководством по психологии, а сам Аристотель по праву может считаться основателем психологии. Он отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делали философы-идеалисты. Душа, согласно Аристотелю, — это целесообразно работающая органическая система. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию «энтелехия». «…Душа, — писал он, — необходимо есть сущность в смыс­ле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия; стало быть, душа есть энтеле­хия такого тела». Познакомившись с изречением Аристотеля, невольно задаешься вопросом о том, какой смысл вложен в понятие «энтеле­хия». Аристотель дает следующий ответ: «Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение». Итак, душа есть сущность живого тела, так же как зрение — сущность глаза как органа зрения. Следовательно, главная сущность души, по Аристотелю, — реализация биологического существования организма.

. История развития психологического знания   Впоследствии понятие «душа» все более сужалось до отражения преимущественно идеальных, «метафизических» и этических проблем существования человека.

С этическими проблемами душевного развития можно встретиться в религиозных учениях джайнизма и буддизма (VI в. до н. э.). Однако наиболее ярко этические аспекты души впервые были раскрыты

6

учеником Сократа (470-399 гг. до н. э.) Платоном (427-347 гг. до н. э.). В работах Платона изложен взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию. По его мнению, душа существует наряду с телом и неза­висимо от него. Душа — начало незримое, возвышенное, божествен­ное, вечное. Тело — начало зримое, низменное, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях. По своему бо­жественному происхождению душа призвана управлять телом. Однако иногда тело, раздираемое различными желаниями и страстями, берет верх над душою. В этих взглядах Платона ярко выражен его идеализм. Из своего представления о.душе Платон и Сократ делают этические выводы. Душа — самое высокое, что есть в человеке, поэтому он должен заботиться о ее здоровье значительно больше, чем о здоровье тела. При смерти душа расстается с телом, и в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу ждет различная судьба: либо она будет блуждать вблизи земли, отягощенная земными элементами, либо отлетит от нее в идеальный мир.

Второй значительный этап развития психологии связан с именем французского философа Рене Декарта (1569-1650). Латинский вари­ант его имени — Ренатус Картезиус. Декарт считается родоначальни­ком рационалистической философии. Согласно его представлениям, знания должны строиться на непосредственно очевидных данных, на непосредственной интуиции. Из нее они должны выводиться методом логического рассуждения. Данная позиция известна в научном мире как «картезианская философия», или «картезианская интуиция».

Декарт считал, что человек с детства впитывает в себя очень мно­гие заблуждения, принимая на веру различные утверждения и идеи. Поэтому для того, чтобы найти истину, по его мнению, сначала надо все подвергнуть сомнению, в том числе и достоверность информации, получаемой органами чувств. В таком отрицании можно дойти до того, что и Земли не существует. Что же тогда остается? Остается наше сомнение — верный признак того, что

7

мы мыслим. Отсюда и извест­ное выражение, принадлежащее Декарту «Мыслю, значит сущест­вую». Далее, отвечая на вопрос: «Что же такое мысль?», он говорит, то мышление — это «все то, что происходит в нас», все то, что мы

опросов привести человека к воспоминанию об истиной причине его действия. Благодаря этому случаю и опираясь на ряд других фактов Фрейд создал свою теорию бессознательного.

Согласно теории Фрейда, в психике человека существует три сферы, или области: сознание, предсознание и бессознательное. К категории сознания он относил все, что осознается и контролируется человеком. К области предсознания Фрейд относил скрытые, или латентные, знания. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент отсутствуют в сознании. Они инициируются при возникновении соответствующего стимула.

Область бессознательного, по Фрейду, обладает совершенно дру­гими свойствами. Первое свойство заключается в том, что содержание этой области не сознается, но оказывает чрезвычайно существенное влияние на наше поведение. Область бессознательного действенна. Второе свойство заключается в том, что информация, находящаяся в области бессознательного, с трудом переходит в сознание. Объясня­ется это работой двух механизмов: вытеснения и сопротивления.

В своей теории Фрейд выделял три основные формы проявления бессознательного: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Для исследования проявлений бессознательного в рамках теории психоанализа были разработаны методы их изучения — метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Метод свобод­ных ассоциаций предполагает толкование психоаналитиком непре­рывно продуцируемых пациентом слов. Психоаналитик должен найти закономерность в продуцируемых пациентом словах и сделать соот­ветствующее заключение о

8

причинах состояния, возникшего у обратив­шегося за помощью человека. В качестве одного из вариантов данного метода в психоанализе используется ассоциативный эксперимент, когда пациенту предлагают быстро и не задумываясь называть слова в ответ на слово, произнесенное психоаналитиком. Как правило, через несколько десятков проб в ответах испытуемого начинают проявляться слова, связанные с его скрытыми переживаниями.

Аналогично Осуществляется анализ снов. Необходимость анализа снов, по мнению Фрейда, связана с тем, что во время сна снижается уровень контроля сознания и перед человеком предстают сновидения, обусловленные частичным прорывом в сферу сознания его влечений, которые блокируются сознанием в состоянии бодрствования.

Особое внимание Фрейд уделял невротическим симптомам. Со­гласно его представлениям, невротические симптомы — это следы вы­тесненных травмирующих обстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психического состояния челове­ка. Для того чтобы избавиться от невротических симптомов, Фрейд считал необходимым вскрыть этот очаг, т. е. сделать так, чтобы больной Осознал причины, обусловливающие его состояние, и тогда невроз будет излечен.

Информация о работе История развития психологического знания. Основные направления развития психологии