История развития психологии здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 12:57, лекция

Краткое описание

В 1938г. выходит журнал «Психосоматическая медицина», появляется «Американское психосоматическое сообщество».
В 1970 –х гг. появляется научная отрасль, направленная на изучение роли психологии в этиологии заболевания и предупреждение болезни поведенческая (бихевиоральная) медицина. Занимаются лечением гипертонии, ожирения и т.п. Утвержден «Журнал бехивеоральной

Файлы: 1 файл

психология здоровья.docx

— 17.12 Кб (Скачать)

История развития психологии здоровья.

В 1938г. выходит журнал «Психосоматическая медицина», появляется «Американское  психосоматическое сообщество».

В 1970 –х гг. появляется научная отрасль, направленная на изучение роли психологии в этиологии заболевания и предупреждение болезни поведенческая (бихевиоральная) медицина. Занимаются лечением гипертонии, ожирения и т.п. Утвержден «Журнал бехивеоральной

Конец 70-х гг. 20 века. Возникает новая  научная область – психология здоровья. Американской психологической  ассоциацией открывается отделение  « Психологическое здоровье» (1978).

С 1982 выходит журнал «психология здоровья»

Биопсихосоциальная модель

  • Психосоматическая и поведенческая медицина, психология здоровья сходятся на том, что здоровье и болезнь есть результаты взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов (Д. Энджел, 1980).
  • Кто ответственен за болезнь? Человек ответственен как за здоровье, так и за собственную болезнь.
  • Как лечить болезнь? Целостный подход – лечение должно затрагивать изменение поведения и коррекцию представлений о болезни/здоровье.
  • Взаимодействие между здоровьем и болезнью. Взаимоисключающие друг друга понятия.

В России:

  • В 1991 вышла коллективная монография «Психологическое обеспечение профессиональной деятельности» в которой отдельная глава была посвящена психологии здоровья (Г.С. Никифоров и др.)
  • 1999г. появилась монография И.Н. Гурвича «Социальная психология здоровья».
  • 2000г. коллективная монография «Психология здоровья» (Санкт-Петербург).
  • 1998г. книга В.А. Ананьева. Введение в психологию здоровья.
  • Апрель 2000г. первая конференция в Санкт-Петербурге, посвященная вопросам психологии здоровья.
  • 2000г. – учебник «Психология здоровья» под ред.Г.С. Никифорова.

В настоящее время (мировая  статистика):

  • Неврозы составляют 47%
  • Расстройства личности- 40%
  • Эндогенные психозы – 13% от общего числа нервно-психических заболеваний.

В настоящее  время в России:

  • 15% детей имеют стойкие психические расстройства.
  • «Абсолютно здоровых» людей, не страдающими какими-либо психическими нарушениями, около 35%

Специалисты в области ПЗ должны быть подготовлены в вопросах: психогигиены и психопрофилактики; психосоматического здоровья; психотерапии и психокоррекции.

ПЗ –  это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. ПЗ включает практику поддержания здоровья человека от его зачатия и до смерти.

Объект  ПЗ: здоровая личность.

Задачи  ПЗ:

  • Определение базисных понятий ПЗ
  • Исследование и систематизация критериев психологического и социального здоровья
  • Определение методов диагностики, оценки и самооценки психического и социального здоровья и начальных стадий заболевания
  • Разработка тестов по определению здоровья и начальных стадий заболеваний
  • Изучение факторов здорового образа жизни
  • Изучение факторов, влияющих на отношение к здоровью
  • Изучение психологических механизмов здорового поведения
  • Изучение формирования внутренней картины здоровья
  • Профилактика психических и психосоматических заболеваний
  • Исследование состояний предболезни личности и их профилактику
  • Разработка концепций здоровой личности
  • Определение путей и условий для самореализации и раскрытия духовного потенциала личности
  • Изучение механизмов стрессоустойчивости
  • Изучение социально-психологических факторов здоровья
  • Изучение гендерных аспектов психического и социального здоровья
  • Разработка индивидуально ориентированных оздоровительных программ с учетом состояния здоровья

Связь ПЗ с другими науками: эпидемиология (изучает распространение и частоту тех или иных заболеваний); медицинская социология (изучает влияние социальных взаимоотношений); медицинская антропология (кросс культурные исследования); психофизиология; детская и возрастная психология; медицинская психология; социальная психология; социальная психология; психология труда; психология спорта; дефектология (наука о психофизиологических особенностях развития детей с различными проблемами).

Психологические факторы здоровья:

  1. Независимые

А) предрасполагающие: поведенческие  паттерны, поддерживающие диспозиции (выносливость, оптимизм, сила, воли), эмоциональные  паттерны (алекситимия, сензитивность)

Б) когнитивные: представление  о болезни, восприятие риска и  уязвимости, контроль

В) социальные: поддержка  близких, брак и семья, профессиональное окружение

Г) демографические переменные: пол, возраст, принадлежность к определенной культуре.

2) Передающие:

А) совладание (копинг)

Б) употребление и злоупотребление  психоактивными веществами

В) виды поведения, способствующие здоровью

Г) соблюдение правил по поддержанию  здоровья.

3) Мотиваторы:

А) Стрессоры

Б) Существование  в болезни

Подходы к  определению понятия здоровья (П.И. Калью):

  • Нормальная функция организма на всех уровнях его организации
  • Динамическое равновесие организма и функций с окружающей средой
  • Способность к выполнению основных социальных функций
  • Способность к адаптации в изменяющихся условиях
  • Отсутствие болезни
  • Полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие.

Концептуальные  модели здоровья: медицинская; биомедицинская (здоровье рассматривается как отстутсвие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья); биосоциальная (биологические и социальные признаки, которые рассматриваются в единстве, но приоритет – социальным признакам); ценностно-социальная (здоровье – ценность человека, необходимая предпосылка для полноценной жизни и удовлетсоврения всех значимых потребностей).

Критерии  психического и социального здоровья (Н.Д. Лакосина и Г.К Ушаков): упорядоченность и причинная обусловленность психических явлений их необходимость; соответствующая возрасту человека зрелость чувств; максимальное приближение субъективных образов отражаемым объектам действительности; гармония между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней; критический подход к обстоятельствам жизни; способность управлять своим поведением в соответствии с социальными нормами; адекватность реакций на стимулы социальной среды; чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах; способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций; самоутверждение в коллективе без ущерба для остальных его членов; способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.


Информация о работе История развития психологии здоровья