Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 12:57, лекция
В 1938г. выходит журнал «Психосоматическая медицина», появляется «Американское психосоматическое сообщество».
В 1970 –х гг. появляется научная отрасль, направленная на изучение роли психологии в этиологии заболевания и предупреждение болезни поведенческая (бихевиоральная) медицина. Занимаются лечением гипертонии, ожирения и т.п. Утвержден «Журнал бехивеоральной
История развития психологии здоровья.
В 1938г. выходит журнал «Психосоматическая медицина», появляется «Американское психосоматическое сообщество».
В 1970 –х гг. появляется научная отрасль, направленная на изучение роли психологии в этиологии заболевания и предупреждение болезни поведенческая (бихевиоральная) медицина. Занимаются лечением гипертонии, ожирения и т.п. Утвержден «Журнал бехивеоральной
Конец
70-х гг. 20 века. Возникает новая
научная область – психология
здоровья. Американской психологической
ассоциацией открывается
С 1982 выходит журнал «психология здоровья»
Биопсихосоциальная модель
В России:
В настоящее время (мировая статистика):
В настоящее время в России:
Специалисты в области ПЗ должны быть подготовлены в вопросах: психогигиены и психопрофилактики; психосоматического здоровья; психотерапии и психокоррекции.
ПЗ – это наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития. ПЗ включает практику поддержания здоровья человека от его зачатия и до смерти.
Объект ПЗ: здоровая личность.
Задачи ПЗ:
Связь ПЗ с другими науками: эпидемиология (изучает распространение и частоту тех или иных заболеваний); медицинская социология (изучает влияние социальных взаимоотношений); медицинская антропология (кросс культурные исследования); психофизиология; детская и возрастная психология; медицинская психология; социальная психология; социальная психология; психология труда; психология спорта; дефектология (наука о психофизиологических особенностях развития детей с различными проблемами).
Психологические факторы здоровья:
А) предрасполагающие: поведенческие паттерны, поддерживающие диспозиции (выносливость, оптимизм, сила, воли), эмоциональные паттерны (алекситимия, сензитивность)
Б) когнитивные: представление о болезни, восприятие риска и уязвимости, контроль
В) социальные: поддержка близких, брак и семья, профессиональное окружение
Г) демографические переменные: пол, возраст, принадлежность к определенной культуре.
2) Передающие:
А) совладание (копинг)
Б) употребление и злоупотребление психоактивными веществами
В) виды поведения, способствующие здоровью
Г) соблюдение правил по поддержанию здоровья.
3) Мотиваторы:
А) Стрессоры
Б) Существование в болезни
Подходы к определению понятия здоровья (П.И. Калью):
Концептуальные модели здоровья: медицинская; биомедицинская (здоровье рассматривается как отстутсвие у человека органических нарушений и субъективных ощущений нездоровья); биосоциальная (биологические и социальные признаки, которые рассматриваются в единстве, но приоритет – социальным признакам); ценностно-социальная (здоровье – ценность человека, необходимая предпосылка для полноценной жизни и удовлетсоврения всех значимых потребностей).
Критерии психического и социального здоровья (Н.Д. Лакосина и Г.К Ушаков): упорядоченность и причинная обусловленность психических явлений их необходимость; соответствующая возрасту человека зрелость чувств; максимальное приближение субъективных образов отражаемым объектам действительности; гармония между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней; критический подход к обстоятельствам жизни; способность управлять своим поведением в соответствии с социальными нормами; адекватность реакций на стимулы социальной среды; чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах; способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций; самоутверждение в коллективе без ущерба для остальных его членов; способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.