Индивидуально-типологические особенности успешных и неуспешных учеников

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Безусловно, проблема школьной неуспеваемости беспокоит родителей, учителей, школьных психологов. Причём беспокоит не только взрослых, но и детей. Когда ребёнок впервые приходит в образовательное учреждение, он чаще всего полагает, что школа предназначена для веселья и радости, он мечтает о встрече с умными и добрыми учителями. Ребенок хочет учиться, узнавать новое и стать "хорошим учеником". Это ведущая мотивация детей 7-8 лет. Когда ребенок получает отрицательные оценки или у него не складываются отношения с одноклассниками и учителями, у него сначала пропадает желание учиться, а потом он просто или отказывается посещать школу, прогуливает уроки, или становится "трудным" учеником: грубый, хамит учителю, не выполняет заданий, мешает работать на уроке одноклассникам.

Оглавление

Введение
Глава I. Школьная успеваемость и типологические особенности личности
Личность младшего школьника в трудах отечественных и зарубежных психологов
Школьная неуспеваемость младшего школьника и её причины
Типологические особенности личности и школьная успеваемость

Глава II. Эмпирическое исследование влияния индивидуальных особенностей младшего школьника на его успеваемость
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Исследование типа темперамента младших школьников по методике Г.Айзенка
2.3 Исследование взаимосвязи типа темперамента и успеваемости
2.4 Анализ успеваемости и неуспеваемости в течение учебного года
2.5 Результаты и их обсуждение
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая 2 курс(Логашенко).doc

— 250.50 Кб (Скачать)

П.П. Блонский (1930, 1965) считал, что причинами неуспеваемости могут  стать патологическая наследственность (нервные и сердечные болезни), неблагоприятное утробное детство, плохая успеваемость родителе и др.

Л.С. Славина среди причин неуспеваемости называет следующие:

  • неправильное отношение к учебе;
  • трудности усвоения учебного материала;
  • неумение трудиться;
  • отсутствие познавательных учебных интересов;
  • отсутствие навыков и способов учебной деятельности или неправильно сформулированные навыки и способы учебной деятельности.

Ю.К. Бабанский, Н.И. Мурачковский выделяют такие причины неуспеваемости как пробелы в знаниях, в навыках организации труда, недоразвитие отдельных мыслительных процессов и др.

П.П. Борисов предлагает подробную  классификацию причин неуспеваемости, объединяя все возможные причины  в 4 крупных блока.

  1. Педагогические причины: недостатки преподавания отдельных предметов, пробелы в знаниях за предыдущие годы, неправильный перевод в следующий класс;
  2. Социально-бытовые причины: неблагоприятные условия. Недостойное поведение родителей. Материальная обеспеченность семьи, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка;
  3. Физиологические причины: болезни, общая слабость здоровья, болезни верхних дыхательных путей. Инфекционные болезни, нарушение двигательных функций центральной нервной системы (ЦНС), болезни нервной системы;
  4. Психологические причины: особенности развития внимания, памяти, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

А.Л. Венгер и Г.А. Цукерман среди причин, вызывающих неуспеваемость, выделяют следующие:

  • проблемы, связанные с умственным развитием;
  • поведенческие проблемы;
  • эмоциональные и личностные проблемы;
  • проблемы обучения:
  • невротические проявления (тики, энурез) и др.

Г.И. Вергелес, Л.А. Матвеева, П.И. Раев считают, что школьная неуспеваемость может быть вызвана:

  • психическими особенностями ученика;
  • недостатком объема и качества знаний;
  • недостаточно сформированной учебной деятельностью;
  • отношением с окружающими;
  • деформацией мотивов учения.

Анализ литературы, посвященной  проблеме школьной неуспеваемости, позволил выделить из называемых многими авторами причин несколько факторов, которые могут привести к неуспеваемости. Условно их можно отобразить на следующей схеме:

 

 

Схема 1. Факторы, ведущие к неуспеваемости

 

Неуспеваемость детей младшего школьного возраста зачастую возникает не только из-за длительных или хронических болезней, проблем в семье, проблем с одноклассниками, причина может быть и в индивидуальных особенностях ребенка – темпераменте, характере, способностях. Проблемы с обучением могут возникнуть у одаренных и талантливых детей, например, у детей музыкально одаренных, которые посещают специализированные школы или студии, уделяют больше времени именно занятиям музыкой, не успевая на других дисциплинах. На неуспеваемость в обучении так же влияет и темперамент ребенка. Дети-флегматики или меланхолики склонны к медлительности, пассивны, малоподвижны. В основном не успешны в активных дисциплинах, требующих энергичности и инициативности (физическая культура, труд, музыка, изобразительное искусство). Дети-холерики склонны к невнимательности из-за своей порывистости и эмоциональности, упрямства. В основном они не успевают в дисциплинах требующих усидчивости (математика, русский язык, чтение), постоянно находятся в движении, невнимательны к учителю, который объясняет тему. Неуспеваемость ребенка появляется под влиянием одного или нескольких факторов неуспеваемости (описаны выше), а так же в сочетании с его индивидуальными особенностями.

 

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ЕГО УСПЕВАЕМОСТЬ

 

    1. Организация и методика исследования

 

Психологические исследования были проведены на базе 3 класса

Муниципальной Средней  Общеобразовательной школы №34 г.Нижневартовска. В группе 25 учащихся, в исследовании принимало участие все 25 человек, из них 12 мальчиков и 13 девочек, в возрасте 8-9 лет.

Теперь перейдем к  обоснованию методического инструментария и более подробно остановимся  на описании методик, используемых в  нашем исследовании для изучения влияния индивидуальных особенностей на успеваемость школьника.

  1. Методика "Личностный опросник Айзенка" (адаптированный детский вариант) – определение типа темперамента ребенка, шкала нейротизма, экстраверсии и интроверсии. Данная методика позволит нам определить такую индивидуально-типологическую особенность, как тип темперамента, исходя из типа темперамента характеристики личности каждого ребенка и склонность его к успешности или не успешности в обучении.
  2. Анализ успеваемости и неуспеваемости в течение учебного года – общая характеристика младших школьников (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) по итогам всех оценок за прошедший учебный год (анализ четвертных и годовых оценок). Данный анализ позволит нам определить уровень успеваемости каждого ребенка и класса в целом, чтобы в дальнейшем исследовании определить, как индивидуальные особенности детей повлияли на их успеваемость в этом году.

 

2.2 Исследование типа  темперамента младших школьников  по методике Г.Айзенка

 

В данном исследовании мы использовали адаптированный детский вариант личностного опросника Г.Айзенка для детей от 7 лет.(Приложение 5) Содержит 60 вопросов, ответы на которые интерпретируются по шкалам интро- и экстраверсии, нейротизма и лжи. Испытуемые - группа детей, состоящая из 25 человек в возрасте 8-9 лет.

Перед началом опроса с учащимися был проведен инструктаж, в ходе которого было дано объяснение цели исследования, важности его результатов  для каждого, порядка выполнения задания (на каждый вопрос – 1 ответ). Была подчеркнута необходимость быть искренними. Исследователь при этом гарантировал тайну ответов.

Обработку тестирования следует начинать с определения  достоверности ответов испытуемых. Если ответы совпадают с указанными в ключе, то каждому из них приписывается 1 балл. Если сумма баллов по показателю искренности ответов составляет 5 или 6, то полученные результаты подвергаются сомнению (возможно, испытуемый был при ответах ориентирован лишь на социальное одобрение). Если сумма баллов более 7, то данные тестирования считаются недостоверными и дальнейшая обработка результатов не проводится. При сумме баллов 0 – 4 ответы достоверны.

Результаты исследования представлены в Таблице 1 (Приложение 1).

Интерпретация результатов и выводы.

Рассмотрим последовательно полученные данные. По результатам исследования темперамента младших школьников и диаграмме (Приложение 2) мы можем сделать вывод, что в классе преобладает тип темперамента – сангвиники (42 % учащихся), менее многочисленный – холерики (34 % учащихся), меланхолики (14% учащихся), флегматики (9% учащихся). Исходя из результатов в частности обратимся к особенностям проявления каждого типа темперамента у детей младшего школьного возраста.

Особенности проявления темперамента у младших школьников.

Существуют и выделяются исследователями  и педагогами особенности проявления темпераментных особенностей младших школьников в протекании речевых и мыслительных процессов, а также в специфике внимания.

Сангвиник: очень живой, непоседливый. Ни минуты не сидит спокойно, вертит что-нибудь в руках. Часто тянет руку, разговаривает с соседом. Очень впечатлителен, легко увлекается. Эмоционально рассказывает о полученных впечатлениях. На занятиях живо реагирует на все новое, интересное. Но его увлечения не всегда постоянны и устойчивы — увлекшись новым делом, легко охладевает к нему. Все эмоции выражаются на его подвижном лице, в его живых глазах. Поэтому легко угадать его настроение, отношение к человеку или предмету. На интересных для него занятиях проявляет большую активность, работоспособность. Но если занятие для него не интересно, тут же начинает мешать учителю — разговаривает с соседями, зевает. Призвать его к порядку в этом случае бывает очень трудно. Единственный способ — заинтересовать его.

Не любит кропотливых занятий, любит такую деятельность, которая  позволяет быстро добиться результата. Настроение его часто меняется. Получив замечание, он может очень расстроиться, даже расплакаться. Однако очень быстро совершенно забывает об этом, начиная бегать, играть с друзьями. Быстро привыкает к новой обстановке, новым требованиям. Легко входит в контакт со сверстниками, является активным членом детского коллектива, всегда находится в окружении ребят. Обычно ученики сангвинистического темперамента быстро решают практические и теоретические задачи, если для этого у них имеется соответствующий запас знаний. Они быстро говорят: речь их эмоционально окрашенная, оживленная. Сангвиника характеризует обилие и живость движений. Он не может спокойно сидеть за партой, часто вскакивает, вертится. На переменах такие ученики чаще всего бегают по коридору, устраивают возню.

Холерик: выделяется среди сверстников  своей порывистостью. Движения его  быстрые и живые. Во время занятия  постоянно меняет позу. Непрерывно разговаривает с другими ребятами. Очень активен. На любой вопрос учителя готов ответить не подумав, и поэтому часто отвечает невпопад. Говорит громко, быстро. Почти никогда не сидит на месте, готов все время бегать, затевать потасовки с ребятами. В досаде и раздражении очень вспыльчив, легко вступает в драку. Для него характерно веселое, жизнерадостное, быстро меняющееся настроение. Отличается очень выразительными и сильными эмоциональными реакциями, выразительной мимикой, энергичной жестикуляцией. Несдержан и непоседлив (его рисунки обычно крупные). Но в выполнении поручений проявляет уверенность, упорство. Его интересы довольно постоянны, устойчивы. Не теряется при возникающих трудностях, с большой энергией преодолевает их. У холериков мыслительные процессы протекают энергично и поддерживаются устойчивым вниманием. Такие ученики, читают быстрее, рассказывают, пересказывают с одного раза, с увлечением. Однако такая длительная и напряженная работа настолько утомляет ученика, что для восстановления работоспособности он должен потом долго отдыхать. Ученики этого типа часто с увлечением работают в разных кружках. Холерики обладают высокой моторной активностью. Движения их отличаются большой силой, резкостью и выразительностью. У них богатая мимика, энергичные жесты.

Флегматик: его отличает неторопливость и спокойствие. Отвечает на вопросы не сразу и без какой-либо живости. Если не знает точного ответа на вопрос, предпочитает промолчать. Он не избегает дополнительной умственной нагрузки, даже если много занимается, вряд ли его можно увидеть усталым. Он говорит длинно и рассудительно. В классе к нему относятся хорошо, подтрунивая над его медлительностью. Окружающие всегда стараются его растормошить, развеселить. Больше всего любит занятия по математике. Его привязанности достаточно постоянны. Он добродушен, очень редко выходит из себя, его трудно рассердить, но трудно и развеселить. Для флегматиков характерно медленное, спокойное протекание мыслительных и речевых процессов. Речь детей этого типа неторопливая, интонационно мало выразительная. Обычно учителю трудно добиться у них выразительности при чтении стихотворения. Внимание у флегматиков характеризуется устойчивостью и слабой переключаемостью. Флегматики поражают медлительностью и слабостью своих действий. На уроках они обычно сидят спокойно, не вертятся за партой, не толкают соседей, редко поднимают руку. Такой ученик не любит лишних движений, а совершает самые необходимые. Пишет ученик-флегматик, обычно, тоже медленно, во время диктантов отстает от класса. Школьник- флегматик, хорошо владеющий навыками чтения, все же читает гораздо медленнее, чем ученик живого типа. Движения его спокойные и медленные, мимика- бедная и маловыразительная, жесты- редкие, неэнергичные.

Меланхолик: на занятиях спокоен, не вскакивает, не кричит. Сидит всегда в одной  и той же позе. Постоянно что-нибудь держит и вертит в руках. Настроение меняется от очень незначительных причин. Болезненно чувствителен, мнителен. Когда учитель делает ему замечание, долго сидит расстроенный и подавленный. Тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются слабо. Когда его вызывают, медленно подходит к учителю. Отвечает медленно, неуверенно. Стоит учителю прервать его ответ даже самым мягким замечанием, он сразу смущается, голос его становится глухим, тихим. Если при выполнении какого-то задания встречаются трудности, он теряется, не доводит работу до конца. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым. Очень сдержан в выражении своих чувств. Избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, в новой обстановке проявляет неловкость. Но в благоприятных для него условиях его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность позволяют ему добиться больших успехов в музыке, рисовании. Любит ухаживать за цветами, животными. Отличается отзывчивостью, всегда готов придти на помощь.

Меланхолики- ученики со слабым типом нервной системы, быстро утомляются. При выполнении заданий эти дети должны делать довольно частые перерывы для отдыха. Меланхолики, как правило, немногословны и говорят тихим голосом. Внимание такой ребенок может сосредоточить только при отсутствии посторонних раздражителей. Моторика меланхоликов не выделяется разнообразием. На уроках такие ученики сидят неподвижно, а на перемене оживляются. Однако, движения их, как правило, суетливые, не отличаются энергией, мимика маловыразительная, жесты скупые и вялые. Эти качества и характеристики для каждого типа темперамента характеризуют каждого испытуемого школьника и с точки зрения его отношения к учению, образовательному процессу, и, соответственно, влияет на его успеваемость или неуспеваемость. Преобладающая часть школьников – сангвиники, то есть активные, энергичные дети, хорошо усваивающие учебный материал, легко переключающиеся с одного материала на другой, таким образом, дети с таким типом характера по всем параметрам должны быть успешными в обучении. Холерики более подвержены ошибкам, неправильным и поспешным решениям, поэтому риск быть не успешными в учении велик. Так же подвержены такому риску и флегматики, в меньшей мере меланхолики.

 

2.3 Анализ успеваемости и неуспеваемости  в течение учебного года

 

При исследовании влияния типа темперамента на успеваемость младшего школьника, нам  необходимо было выявить успевающих и неуспевающих учеников на протяжении одного учебного года. Для наиболее полной картины успеваемости учащихся 3 класса, мы проанализировали четвертные оценки по 5 школьным предметам (математика, чтение, иностранный язык, окружающий мир, русский язык), определили среднюю оценку по 5 основным предметам в каждой четверти, а так же учли годовую оценку и выстроили графики учебной успеваемости по каждой группе детей с определенным типом темперамента.

Информация о работе Индивидуально-типологические особенности успешных и неуспешных учеников