Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 14:15, курсовая работа
Безусловно, проблема школьной неуспеваемости беспокоит родителей, учителей, школьных психологов. Причём беспокоит не только взрослых, но и детей. Когда ребёнок впервые приходит в образовательное учреждение, он чаще всего полагает, что школа предназначена для веселья и радости, он мечтает о встрече с умными и добрыми учителями. Ребенок хочет учиться, узнавать новое и стать "хорошим учеником". Это ведущая мотивация детей 7-8 лет. Когда ребенок получает отрицательные оценки или у него не складываются отношения с одноклассниками и учителями, у него сначала пропадает желание учиться, а потом он просто или отказывается посещать школу, прогуливает уроки, или становится "трудным" учеником: грубый, хамит учителю, не выполняет заданий, мешает работать на уроке одноклассникам.
Введение
Глава I. Школьная успеваемость и типологические особенности личности
Личность младшего школьника в трудах отечественных и зарубежных психологов
Школьная неуспеваемость младшего школьника и её причины
Типологические особенности личности и школьная успеваемость
Глава II. Эмпирическое исследование влияния индивидуальных особенностей младшего школьника на его успеваемость
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Исследование типа темперамента младших школьников по методике Г.Айзенка
2.3 Исследование взаимосвязи типа темперамента и успеваемости
2.4 Анализ успеваемости и неуспеваемости в течение учебного года
2.5 Результаты и их обсуждение
Заключение
Список используемой литературы
Таблица 3. Успеваемость учащихся-флегматиков
№ |
ФИО |
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
Годовая |
1 |
Голтвин Саша |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
2 |
Ерилова Александра |
5 |
4 |
3 |
3 |
4 |
3 |
Жук Анна |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
Средний балл |
4,6 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
4 |
Таблица 4. Успеваемость учащихся-меланхоликов
№ |
ФИО |
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
Годовая |
1 |
Белык Света |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
2 |
Кондратьев Алексей |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
3 |
Стручалин Игорь |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
Фролова Алена |
3 |
4 |
4 |
3 |
3 |
5 |
Яшина Татьяна |
4 |
4 |
5 |
4 |
4 |
Средний балл |
3 |
3,6 |
4 |
3,2 |
3 |
Приложение 4
График изменения уровня успеваемости в течение года у детей с разными типами темперамента
Приложение 5
Тест - опросник Г.Айзенка (детский)
Цель: выявить особенности темперамента ребенка от 8-ми до 12-ти лет.
Инструкция. Вам предлагается ряд вопросов об особенностях вашего поведения, если вы отвечаете на вопрос утвердительно (“согласен”), то поставьте знак “+”, если отрицательно (“не согласен”), то знак “--“. Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция.
1. Любишь ты шум и суету вокруг себя?
2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать и
утешить?
3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашива-
ют, если это не на уроке?
4. Бываешь ли иногда сердитым, раздражительным, злишься?
5. Часто ли у тебя меняется настроение?
6. Тебе больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребята-
ми?
7. Бывает ли иногда, что тебе мешают уснуть разные мысли?
8. Всегда ли делаешь так, как тебе говорят?
9. Любишь ли подшутить над кем-нибудь?
10.Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было
настоящей причины?
11.Ты веселый человек?
12.Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
13.Многое ли раздражает тебя?
14.Тебе нравится такая работа, где все надо делать быстро?
15.Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не
произошли, хотя все окончилось хорошо?
16.Тебе можно доверить любую тайну?
17.Можешь ли ты развеселить заскучавших ребят?
18.Бывает ли иногда, что у тебя без всякой причины сильно бьется сердце?
19.Делаешь ли ты первый шаг для того, чтобы с кем-нибудь подружиться?
20.Ты когда-нибудь говорил неправду?
21.Сильно ли ты огорчаешься, если люди находят недостатки в работе, которую ты сделал?
22.Любишь ли ты рассказывать смешные истории и шутить со своими
друзьями?
23.Часто ли ты чувствуешь себя усталым без всякой причины?
24.Ты всегда сначала делаешь уроки, а играешь потом?
25.Ты обычно весел и всем доволен?
26.Обидчив ли ты?
27.Любишь ли ты разговаривать и играть с другими ребятами?
28.Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
29.Бывает ли так, что у тебя иногда сильно кружится голова?
30.Любишь ли ты поставить кого-нибудь в неловкое положение, посмеяться над кем-нибудь?
31.Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело?
32.Ты любишь иногда похвастаться?
33.Ты чаще всего молчишь в обществе других людей?
34.Ты иногда волнуешься так сильно, что тебе трудно усидеть на месте?
35.Ты быстро решаешься на что-нибудь?
36.Ты иногда шумишь в классе, когда нет учителя?
37.Тебе часто снятся страшные сны?
38.Можешь ли ты забыть обо всем и от души повеселиться среди своих
друзей, приятелей, подруг?
39.Тебя легко огорчить чем-нибудь?
40.Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?
41.Можешь ли ты назвать себя беспечным, беззаботным человеком?
42.Если тебе случится попасть в неловкое положение, ты потом долго переживаешь?
43.Ты любишь шумные и веселые игры?
44.Ты всегда ешь все, что тебе предлагают?
45.Тебе трудно отказаться, если тебя о чем-нибудь просят?
46.Ты любишь часто ходить в гости?
47.Бывают ли такие моменты, что тебе не хочется жить?
48.Ты когда-нибудь был грубым с родителями?
49.Тебя считают веселым человеком?
50.Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
51.Ты больше любишь сидеть в стороне и смотреть, чем самому принимать
участие в общем веселье?
52.Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
53.Ты обычно уверен в том, что сможешь справиться с делом, которое тебе поручают?
54.Часто ли ты чувствуешь себя одиноким?
55.Ты стесняешься первым заговаривать с незнакомыми людьми?
56.Часто ли ты решаешься на что-нибудь, когда уже поздно?
57.Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
58.Ты иногда чувствуешь себя особенно веселым или печальным без вся-
кой причины?
59.Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие в гостях, на
утреннике, на елке?
60.Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-
нибудь, не подумав?
Ключ
1. Экстраверсия - интроверсия:
да” (“+”) 1,3,9,11,14,17,19,22,25,27,30,
“нет” (“--“) 6,33,51,55,59.
2. Нейротизм:
“да” (“+”) 2,5,7,10,13,15,18,21,23,26,29,
56,58,60
3. Показатель лжи:
“да” (“+”) 8,16,24,28,44.
“нет” (“--“) 4,12,20,32,36,40,48.
Таблица 1
Оценка результатов для шкалы экстра - интроверсии
Интроверсия |
Экстраверсия | ||
Значительная Умеренная |
Умеренная Значительная | ||
1 - 7 |
8-11 8 - 11 |
12 - 18 |
19 - 24 |
Таблица 2
Оценка результатов для шкалы нейротизма
Эмоциональная устойчивость |
Эмоциональная неустойчивость | ||
высокая |
средняя |
высокая |
очень высокая |
до 10 |
11-14 |
15-18 |
19-24 |
По шкале лжи показатель в 4 - 5 баллов рассматривается как критический.
Интерпретация результатов аналогична интерпретации EPI Г.Айзенка.
Информация о работе Индивидуально-типологические особенности успешных и неуспешных учеников