Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 09:24, курсовая работа
Проблема обучения и становления личности младших школьников с отклонением в умственном развитии приобретает особое значение в коррекционной психологии. Как отмечается в исследованиях Н. П. Долгобородовой, Т.А. Власовой, М.С. Певзнера и других, эти дети при обучении и воспитании требует специального подхода. Круг важнейших вопросов, подлежащих выяснению, может быть ограничен определением актуального уровня развития, потенциальных возможностей учащихся к приобретению знаний, специфичностью их познавательной сферы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения игровых
методов обучения младших школьников с умственной отсталостью 8
1.1. Особенности деятельности умственно отсталых школьников 8
1.2. Дидактические игры как метод обучения младших школьников
с умственной отсталостью 11
1.3. Методика организации и специфика педагогического руководства дидактической игрой в процессе обучения младших школьников
с умственной отсталостью 16
Глава 2. Экспериментальное изучение места дидактической игры
в педагогическом процессе специального
образовательного учреждения 23
2.1. Цель, задачи и программа исследования 23
2.2. Экспериментальное изучение педагогического руководства дидактическими играми как метода обучения младших школьников
с умственной отсталостью в специальной общеобразовательной школе
№32 г. Мурманска 25
2.3. Содержание формирующе-преобразующих мероприятий,
направленных на работу с педагогами и младшими школьниками
с умственной отсталостью в специальной школе № 32 г. Мурманска 30
2.4. Контрольный эксперимент, рекомендации 33
Заключение 39
Список использованной литературы 42
Приложения 45
Игровое действие. Шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.
Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего ребенка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего), какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.
Игра проводится в свободное от занятий время. Она успокаивает детей после подвижных игр.
2. «Летает не летает»
Дидактическая задача. Развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.
Игровое правило. Поднимать руку надо только в том случае, если будет назван летающий предмет.
Игровые действия. Похлопывание по коленям, поднимание руки, отыгрывание фантов.
Ход игры. Дети садятся полукругом, руки кладут на колени. Воспитатель объясняет правила игры:
— Я буду называть предметы и спрашивать: «Летает?», например: «Голубь летает? Самолет летает?» и т. д. Если я назову предмет, который в самом деле летает, вы поднимете руки. Если я назову нелетающий предмет, руки поднимать не следует. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фант.
Похлопывая по коленям, воспитатель и дети говорят: «Поехали-поехали», затем воспитатель начинает игру: «Галка летает?»— и поднимает руки. Дети отвечают: «Летает»,— и тоже поднимают руки. «Дом летает?»— спрашивает воспитатель и поднимает руки. Дети молчат.
У многих ребят в начале игры руки непроизвольно, в силу подражания, поднимаются каждый раз. Но в том и заключается смысл игры, чтобы своевременно удержаться и не поднять руки, когда назван нелетающий предмет. Кто не удержался, платит фант, который в конце игры выкупается.
3. «Где мы были, не скажем»
Дидактическая задача. Развивать у детей находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.
Игровое правило. Имитировать действия людей разных профессий так, чтобы дети узнали и назвали профессию.
Игровые действия. Имитация трудовых действий, отгадывание, жеребьевка.
Ход игры. Дети делятся на две группы. Группы расходятся в разные стороны и договариваются, какую деятельность они будут изображать. Одна группа показывает движения, а вторая по движениям должна догадаться, что дети делают. Они изображают хорошо знакомую им деятельность, которую часто наблюдали, например стирку белья, чистку ботинок, чтение книги и т. д.
Более интересно, если дети будут выполнять не одинаковые движения, а разные, например одни «стирают», другие «вешают белье», третьи «гладят».
При помощи жеребьевки определяют, какая группа будет загадывать. Эта группа детей подходит ко второй и говорит: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»,— и показывают действия. Вторая группа отгадывает. Когда дети отгадают, те, кто загадывал, убегают, а те, кто отгадывал, их догоняют.
Игра повторяется: те, кто отгадывал, теперь загадывают.
Эта игра хорошо проходит на прогулке, вне занятий. Игра проводится с детьми разного возраста; чем старше дети, тем действия, которые они придумывают, становятся более сложными.
4. «Фанты»
Дидактическая задача. Упражнять детей в правильном подборе слов, в умении логично ставить вопросы, быстро и правильно отвечать, избегая употребления запретных слов.
Игровое правило. Не употреблять запрещенные слова.
Игровое действие. Выкуп фантов.
Ход игры. Все участники садятся на стулья, поставленные в кружок или в ряд у стены.
По жребию или по считалочке одного из играющих выбирают ведущим.
Ведущий обходит всех играющих, останавливается перед одним из них и говорит:
Бабушка прислала сто рублей: Что хотите, то купите, Черного и белого не берите, «Да» и «нет» не говорите!
После этого он начинает вести разговор с играющим, задавая ему вопросы. Отвечать нужно быстро, иначе играть будет неинтересно. На вопросы можно отвечать все, что угодно, только не называть слов черное, белое, да, нет. Кто ошибется, дает ведущему фант. Ведущий старается, чтобы ребенок, которому задают вопросы, произнес хотя бы одно из запрещенных слов. Идет примерно такой разговор:
Какая на тебе рубашка?
Синяя.
Какая же она синяя? Она белая!
Отвечающий хочет сказать нет, но нет нельзя говорить.
Она зеленая!
Какая зеленая? Она черная!
Голубая.
Вот так голубая! Она же белая!
И тут игрок оговаривается. «Нет, не белая!» — возражает он. За это ему дается двойное наказание, так как он сказал и нет, и белая. Провинившийся дает два фанта.
Так ведущий обходит всех играющих. Одни не ошибаются долго, а другие сразу же ошибаются и платят фант. После игры начинается выкуп фантов. Это уже новая, но тоже очень веселая игра.
5. «Наоборот»
Дидактическая задача. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Игровое правило. Называть слова, только противоположные по смыслу.
Игровые действия. Бросание и ловля мяча.
Ход
игры. Дети и воспитатель садятся на
стулья в кружок. Воспитатель произносит
слово и бросает кому-нибудь из детей мяч;
ребенок должен поймать мяч, сказать слово,
противоположное по смыслу, и снова бросить
мяч воспитателю. Воспитатель говорит:
«Вперед». Ребенок отвечает: «Назад» (направо
— налево, вверх — вниз, далеко — близко,
высоко — низко, над — под, внутри — снаружи,
дальше — ближе). Можно произносить не
только наречия, но и прилагательные, глаголы:
далекий — близкий, верхний — нижний,
правый — левый, завязать — развязать,
намочить — высушить и др. Если тот, кому
бросили мяч, затрудняется ответить, дети
по предложению воспитателя хором произносят
нужное слово.