Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 09:24, курсовая работа
Проблема обучения и становления личности младших школьников с отклонением в умственном развитии приобретает особое значение в коррекционной психологии. Как отмечается в исследованиях Н. П. Долгобородовой, Т.А. Власовой, М.С. Певзнера и других, эти дети при обучении и воспитании требует специального подхода. Круг важнейших вопросов, подлежащих выяснению, может быть ограничен определением актуального уровня развития, потенциальных возможностей учащихся к приобретению знаний, специфичностью их познавательной сферы.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения игровых
методов обучения младших школьников с умственной отсталостью 8
1.1. Особенности деятельности умственно отсталых школьников 8
1.2. Дидактические игры как метод обучения младших школьников
с умственной отсталостью 11
1.3. Методика организации и специфика педагогического руководства дидактической игрой в процессе обучения младших школьников
с умственной отсталостью 16
Глава 2. Экспериментальное изучение места дидактической игры
в педагогическом процессе специального
образовательного учреждения 23
2.1. Цель, задачи и программа исследования 23
2.2. Экспериментальное изучение педагогического руководства дидактическими играми как метода обучения младших школьников
с умственной отсталостью в специальной общеобразовательной школе
№32 г. Мурманска 25
2.3. Содержание формирующе-преобразующих мероприятий,
направленных на работу с педагогами и младшими школьниками
с умственной отсталостью в специальной школе № 32 г. Мурманска 30
2.4. Контрольный эксперимент, рекомендации 33
Заключение 39
Список использованной литературы 42
Приложения 45
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения игровых
методов обучения младших школьников с умственной отсталостью 8
1.1. Особенности деятельности умственно отсталых школьников 8
1.2. Дидактические
игры как метод обучения
с умственной отсталостью 11
1.3. Методика
организации и специфика
с умственной отсталостью 16
Глава 2. Экспериментальное изучение места дидактической игры
в педагогическом процессе специального
образовательного учреждения 23
2.1. Цель, задачи
и программа исследования
2.2. Экспериментальное
изучение педагогического
с умственной отсталостью
в специальной
№32 г. Мурманска 25
2.3. Содержание
формирующе-преобразующих
направленных на работу с педагогами и младшими школьниками
с умственной отсталостью в специальной школе № 32 г. Мурманска 30
2.4. Контрольный эксперимент, рекомендации 33
Заключение 39
Список использованной литературы 42
Приложения 45
Введение
Проблема обучения и становления личности младших школьников с отклонением в умственном развитии приобретает особое значение в коррекционной психологии. Как отмечается в исследованиях Н. П. Долгобородовой, Т.А. Власовой, М.С. Певзнера и других, эти дети при обучении и воспитании требует специального подхода. Круг важнейших вопросов, подлежащих выяснению, может быть ограничен определением актуального уровня развития, потенциальных возможностей учащихся к приобретению знаний, специфичностью их познавательной сферы.
В
отечественной коррекционной
По мнению Т.А. Власовой психическое недоразвитие при умственной отсталости носит системный характер, к концу дошкольного возраста дети данной категории оказываются совершенно неготовыми к получению образования, если они были лишены специальной системы помощи, которая может быть реализована как в условиях специальных образовательных учреждений VIII вида, так и в рамках включенного (интегративного) образования — в зависимости от конкретных социально-психологических и методических условий. Одним из условий обучения детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью является игра [11].
Игра у младших школьников с умственной отсталостью выступает как форма, метод и средство обучения и воспитания детей. Игры отличаются большим разнообразием: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые и т.д. Однако все их можно разделить на две большие группы: самодеятельные и творческие, в которых дети сами организуются, выбирают средства и правила, а также игры с правилами, которые разрабатывают взрослые с целью воспитания и обучения.
Л.С. Выготский [16], А.В. Запорожец [21], А.Н. Леонтьев [26], А.П. Усова [37], Д.Б. Эльконин [39] отмечают, что игре принадлежит ведущая роль в формировании психических процессов (мышления, речи, памяти, внимания, восприятия, воображения и др.), предопределяющих уровень умственного развития.
А.П. Усова считает, что игра имеет две цели: одна из них - обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок, то есть является дидактической. Именно благодаря дидактической игре можно организовать учебный процесс, направленный на развитие психических процессов [37].
Исследования Л.А. Венгера показали, что дидактической игре дети могут не только действовать с готовыми моделями, но и самостоятельно строить их. Моделирующий характер игровой и продуктивной деятельности позволяет не только опосредованно изучать окружающую действительность, но и развивать умственные способности [19].
Дидактическая игра - эффективная форма проведения занятий в начальной школе, поскольку наиболее прочны те знания, которые приобретались с заинтересованностью. Дети вовлекаются в игру и не обращают внимания на то, что в её процессе им приходится решать серьезные задания. Атмосфера такого урока позволяет школьнику проявить свои способности в большей мере, чем на стандартном занятии. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету.
В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П.Усовой [37], Ф.Н. Блехер [3], 3.М. Богуславской [5], Е.И. Удальцовой [36], В.Н. Аванесовой [1], А.К. Бондаренко [8]. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности и обучению в школе. Однако исследований, рассматривающих игровые методики организации и обучения младших школьников с умственной отсталостью в доступной литературе встречается очень мало. Все это определило актуальность выбранной темы данного исследования.
Цель исследования: изучить игровые методики организации и обучения младших школьников с умственной отсталостью.
Объект исследования: дидактическая игра как методика обучения младших школьников с умственной отсталостью.
Предмет исследования: определение места дидактической игры в педагогическом процессе.
Гипотеза исследования состоит в том, что процесс усвоения знаний и способов деятельности у младших школьников с умственной отсталостью будет протекать наиболее успешно при целенаправленной организации программы дидактических игр и активном её включении в воспитательно-образовательный процесс.
В соответствии с целью эксперимента и выдвинутой гипотезой определились следующие задачи:
1. На основе анализа психолого-педагогической, методической литературы раскрыть основы использования средств в обучении младших школьников с умственной отсталостью; методику организации и специфику педагогического руководства дидактической игрой в процессе обучения младших школьников с умственной отсталостью.
2. Осуществить
экспериментальное изучение
3. Разработать и описать формирующе-преобразующие мероприятия, направленные на организацию и обучение младших школьников с умственной отсталостью.
4. Провести количественный и качественный анализ эксперимента.
Данные задачи потребовали осуществления работы в два этапа: теоретический и практический.
На теоретическом уровне исследования использовались методы:
- анализа и синтеза;
- сходства и различия;
- логический метод.
Практический этап исследования опирался на методы:
- наблюдение – открытое, непосредственное;
- беседа – диалогическая, развёрнутая;
- анкетирование (воспитателей) – открытое.
Теоретической основой работы являются положения, разработанные в отечественной психологии по проблеме формирования учебной деятельности у детей с умственной отсталостью Т.А. Власовой [11], О.П.Гаврилушкиной [18], Н. П. Долгобородовой [14], С.Д. Забрамной [20], К.А.Зоткиной [22], М.С. Певзнер [27], С. Я. Рубинштейн [30], А. С. Тиганова [35], З. Б. Эм [40] и др.; по проблеме педагогического руководства умственно отсталых детей А. Д. Виноградовой [10], В.В. Воронковой [15], Ч.Б. Кожалиевой [25], О.Е. Шаповаловой [38] и др.; по проблеме усвоения знаний и способов деятельности: Л.С. Выготского [16], Л.И. Божович [9], Д.Б. Эльконина [39], о психическом развитии и саморазвитии детей дошкольного возраста; теория и практика дидактической игры: А.П.Усовой [37], 3.М.Богуславской [5], Е.И.Удальцовой [36], А.К.Бондаренко [7] и др.
Базой исследования являлась специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №32 г. Мурманска.
В эксперименте принимало участие 16 детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Структура
работы состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы (40 источников),
приложения.
Глава
1. Теоретические
основы изучения игровых
методов обучения младших
школьников с умственной
отсталостью
1.1. Особенности
деятельности умственно отсталых школьников
Деятельность рассматривается как проявления активности человеческой личности. В деятельности совершается становление и развитие личности.
Существуют сложные взаимоотношения между деятельностью и психикой. С одной стороны, психика формируется и проявляется в деятельности, с другой — регулирует ее.
Психика
выступает как регулятор
Личность в процессе деятельности побуждается определенными мотивами и стремится к достижению конкретных целей. В процессе деятельности большое значение имеет и уровень притязаний: при высоком уровне притязаний и ограниченных возможностях может возникнуть конфликт личности с окружающими людьми.
По мнению А.Д. Виноградовой у умственно отсталых детей наблюдаются различные нарушения компонентов, влияющих на деятельность: незрелость мотивов и целей деятельности, неумение подобрать необходимые средства реализации для решения поставленной задачи, некритичное отношение к полученным промежуточным и итоговым результатам деятельности и т. д. В связи с этим возникает ряд недостатков и особенностей в структуре и протекании деятельности [10, 35].
Всем видам деятельности умственно отсталых школьников присущи следующие недостатки [2]:
В процессе деятельности у школьников с умственной отсталостью формируются различные учебные и трудовые навыки. Навык — упрочившийся способ выполнения действий. В основе большинства навыков лежит развернутое осознанное действие. Физиологической основой навыка является выработка и упрочнение условнорефлекторных связей.